Антифриз в масле

Масло в расширительном бачке охлаждающей жидкости: причины появления, последствия, устранение неисправности

16.10.2018

Во время проверки уровня антифриза автовладелец может обнаружить моторное масло в самом, казалось бы, неожиданном месте – расширительном бачке. Его горловина будет измазана смазочным составом, а сама охлаждающая жидкость поменяет цвет, консистенцию и приобретет неприятный запах.

Эта проблема встречается чаще всего в американских и отечественных автомобилях. Однако не исключено ее появление и в системах других иномарок.

В чем же причина столь неприятной поломки, чем она опасна и как ее устранить? Остановимся на каждом вопросе отдельно.

Причины попадания масла в расширительный бачок

Обе жидкости – и охлаждающая, и смазочная – циркулируют в автомобиле в разных системах независимо друг от друга. Они выполняют разные функции, поэтому внутри двигателя должна обеспечиваться их изолированность. При возникновении проблемы смешивания моторного масла с антифризом водитель должен понимать, что это возможно только при разгерметизации систем.

Происходит она по следующим причинам:

Трещина на расширительном бачке

  • нарушения в работе масляного радиатора;
  • механические повреждения головки блока цилиндров, прокладки теплообменника;
  • разрушения патрубков, сквозь которые проходит охлаждающая жидкость;
  • возникновение трещин и прочих дефектов на расширительном бачке;
  • приход в негодность насоса системы охлаждения.

Помимо перечисленных причин, вызвать поломку может и использование неправильных хладагентов, а именно: их смешивание. У каждой охлаждающей жидкости имеется своя классификация. Каждая из них обладает разными свойствами и состоит из определенных ингредиентов. При взаимодействии несовместимых между собой присадок может начаться неконтролируемая химическая реакция, которая и вызовет разгерметизацию системы. Поэтому прежде, чем заливать новый антифриз в автомобиль, необходимо слить старую жидкость.

Обратите внимание на то, что цвет охлаждающей жидкости никак не характеризует класс, к которому она относится. Это всего лишь краситель, который добавляет производитель. Поэтому не пытайтесь смешивать два, скажем, красных охладителя, опираясь лишь на их визуальное сходство.

Опасна ли поломка?

Любой неисправности в автомобиле, пусть даже самой незначительной, следует уделять отдельное внимание, потому что она может спровоцировать появление более серьезной поломки. Игнорирование факта смешивания смазочной и охлаждающей жидкостей не сулит ничего приятного: за короткий промежуток времени внутри мотора активируются коррозийные процессы, снизится пропускная способность масляного фильтра.

Именно масляный фильтр первым примет на себя «удар несчастья», но если вовремя заметить масло в расширительном бачке, то можно обойтись малыми жертвами. При замене охлаждающей жидкости и промывке системы рекомендуется обращаться в автомастерские.

Масляный фильтр

Во-первых, они без труда отыщут причину протечки, во-вторых, произведут действительно качественную очистку каналов охлаждения. Если вы решили сэкономить и провести процедуру самостоятельно, то имейте в виду: неполное вымывание масла из расширительного бачка продолжит засорение. Причем в ускоренном ритме.

Как показывает практика, более 30 процентов случаев, связанных с отказом двигательной системы, вызывает подобная проблема. Из-за взаимодействия химических элементов, входящих в состав смазочного материала и охладителя, возникает бурная химическая реакция, которая разъедает даже металлические детали. В результате, из строя выходит сразу две системы.

Как определить, попадает ли масло в расширительный бачок или нет?

Как говорилось ранее, на наличие масла в расширительном бачке указывает грязная горловина емкости и изменение структуры, запаха и цвета антифриза. Но это не основные симптомы поломки. Определить ее можно и по следующим факторам:

  • во время слива охлаждающей жидкости ее состояние не вызывает сомнений, однако по окончании процедуры из системы начинает вытекать жижа темного цвета, обладающая резким запахом;
  • внутри расширительного бачка может начать оседать сажа;
  • уровень антифриза быстро снижается.

Есть еще один своеобразный способ узнать, появилось ли в охладителе масло. Для этого возьмите небольшой кусочек чистой ткани, обмакните ее в антифризе, залитом в расширительный бачок, и попробуйте поджечь. Не горит? Значит, в системе присутствует только хладагент. При возникновении даже маленького огонька можете быть уверены – масло попало в систему охлаждения.

Устранение неисправности

Почему появляется подобная проблема, и к каким последствиям она приводит, разобрались. Теперь осталось понять, как же устранить поломку и не допустить ее повторного появления.

Ликвидация моторного масла – сложный, требующий внимательности процесс, который чаще всего требует замены прокладки маслоохладителя.

Для проведения данной манипуляции вам потребуется:

Масло в расширительном бачке

  • дистиллированная вода (10 литров);
  • антифриз для замены;
  • емкость для слива испорченной охлаждающей жидкости;
  • прокладка маслоохладителя. Не пытайтесь очистить старую и вернуть ее на прежнее место: после взаимодействия с нежелательными химикатами она потеряла свои свойства;
  • специальное моющее средство.

Т.к. масло появляется в системе охлаждения у многих транспортных средств, отыскать специальные средства для его устранения можно в любом автомагазине. Главное, не пытайтесь приобрести самый дешевый препарат – он не сможет полностью удалить масляную жидкость с внутренних поверхностей системы.

Порядок действий в замене прокладки маслоохладителя достаточно прост: сначала необходимо разбавить имеющийся хладагент моющим составом и дать двигателю поработать с такой жидкостью в течение 10 минут. Затем нужно выкрутить сливную пробку системы охлаждения и дождаться полного ее опустошения.

После этого производим монтаж маслоохладителя, его очистку, замену прокладки. Далее снимаем расширительный бачок и тщательно промываем его от остатков масла.

Как только все манипуляции выполнены, следует собрать все элементы системы и приступить к нескольким промывкам с помощью дистиллированной воды.

Если во время проведения этих мероприятий вы заметили трещины, сколы в деталях и поняли, почему происходит попадание масла в хладагент, следует немедленно заменить слабый элемент для предотвращения повторного смешивания жидкостей.

Чтобы избежать подобной проблемы, водителю следует регулярно проводить техобслуживание транспортного средства и внимательно проверять состояние жизненно важных систем. Если вы сомневаетесь в собственных возможностях, то целесообразно доверить работу профессионалам. Но ни в коем случае нельзя игнорировать возникшие неполадки.

И напоследок

Полностью уберечь свой автомобиль от поломок невозможно, ведь они появляются в самый неожиданный момент, а об их причинах, порой, можно только догадываться. Тем не менее автолюбитель может снизить риски возникновения неприятных ситуаций, если будет более бережно обращаться с автомобилем. В случаях, когда масло попадает в систему охлаждения, понятно, что виной этому – разгерметизация. И чтобы избежать повтора, в первую очередь следует эту разгерметизацию устранить.

Масло в антифризе: причины, последствия и что делать?

Знакомая многим автолюбителям ситуация, когда в антифризе появляются масляные пятна. Обычно это обнаруживается при проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Понятно, что это «говорит» о какой-то неисправности в системах двигателя, о чем мы и поговорим в этой статье.

На фото — масло в расширительном бачке Opel

Причины появления масла

Большинство владельцев автомобилей знают, что охлаждающая и масляная, это две различные независимые изолированные системы, функционирующие отдельно друг от друга. Когда же произошло смешивание этих систем, то значит одна из них попросту разгерметизировалась. В данном случае имеется утечка масла в системе смазки двигателя, отчего масло смогло попасть в тосол и необходимо разобраться, почему это произошло.

Путей попадания масла в систему охлаждения несколько и рассмотрим их по порядку:

• Трещина масляной магистрали в блоке цилиндров;

• Прогар прокладки головки блока;

• Микротрещины в теле головки блока;

• Износ прокладки теплообменника (маслоохладителя);

Неисправность канала подачи масла в блоке

При появлении трещины в канале подачи масла, которое под давлением попадает в систему охлаждения двигателя, в результате чего происходит смешивание двух жидкостей.

В результате антифриз утрачивает свои охлаждающие свойства, забиваются соты радиатора охлаждения мотора, что может привести к перегреву силовой установки и заклиниванию коленчатого вала со всеми вытекающими последствиями.

Трещина в блоке цилиндров

Выявить подобную неисправность достаточно сложно, так как для этого необходимо разобрать двигатель полностью и отдать блок цилиндров на опрессовку, производимую на специальном стенде в воде под давлением воздуха.

Если подающая магистраль нарушена, то появятся пузырьки воздуха в месте ее выхода из блока.

Канал подачи масла выделен красным цветом

Подобная неисправность, например, на моторах ВАЗ, «лечится» путем установки металлической трубки подходящего диаметра в канал подачи масла в блоке силовой установки. Трубка перекрывает место трещины в канале подачи масла, восстанавливая тем самым его герметичность.

Когда же устранить трещину не представляется возможным, то требуется только замена блока.

Прогар прокладки блока

При нарушении целостности прокладки между головкой и блоком цилиндров, появляется возможность соединения каналов охлаждения и подачи масла, что ведет также к попаданию масла в тосол.

Неисправная прокладка ГБЦ

Решением проблемы является замена прокладки на новую с обязательной проверкой плоскости головки и ее шлифовкой при необходимости (требуется в 90% случаев).

После шлифовки плоскости, мастер указывает величину снятого металла и уже исходя из этого, подбирается соответствующая прокладка блока.

Неисправности головки блока

В случаях, когда двигатель не оснащен маслоотделителем, а масло попадает в систему охлаждения, то вероятнее всего причина кроется в головке блока.

Микротрещины в ГБЦ в двигателе 2.5 BMW E34

Для установления причины неисправности головку необходимо снять с двигателя, разобрать и опрессовать, чтобы установить место утечки.

Это достаточно трудоемкая и затратная операция. В отдельных случаях, если есть возможность подобраться к трещине, производят заварку тела головки в среде аргона. Когда же это невозможно, то требуется только замена «головы».

Здесь существует два варианта. Либо замена узла в сборе с клапанами, либо «голая» головка без начинки. Второй вариант гораздо дороже, так как придется оснащать изделие клапанами (плюс их притирка), маслосъемными колпачками, пружинами, новыми крепежными болтами и прочее.

Износ прокладки теплообменника (маслоохладителя)

Работа теплообменника основана на принципе турбулентного противотока, когда масло движется в охладителе в одном направлении, а антифриз в противоположном. Этот принцип способствует интенсивной теплоотдаче разогретого масла охлаждающей жидкости.

Теплообменник на Chevrolet Cruze

При износе прокладок или резиновых колец, происходит смешивание двух жидкостей, что также ведет к тому, что масло попадает в охлаждающую жидкость.

Слитый антифриз в пятнах масла

Проблема решается путем слива тосола и демонтажа теплообменника, полной его прочистке, промывке и замене изношенных прокладок. Если же в его корпусе обнаружены трещины, то маслоохладитель подлежит замене.

Прокладки теплообменника Opel, Chevrolet

Перед демонтажем теплообменника необходимо промыть несколько раз систему охлаждения чистой дистиллированной водой, пока при ее сливе она будет совершенно чистой.

В заключение

При первых признаках обнаружения следов масла в расширительном бачке, либо повышении температуры двигателя, необходимо сразу принять меры к обнаружению неисправности. Так как дальнейшая эксплуатация двигателя с подобной неисправностью чревата выходом его из строя и как следствие, дорогостоящий ремонт силовой установки или ее замена.

Диагностику неисправности можно сделать самостоятельно, либо обратиться к профессионалам автосервиса. Главное, это не откладывать эту процедуру на спасительное «потом» …
Также стоит напомнить, что разгерметизация может иметь и обратный эффект, когда тосол может попасть в систему смазки, но это уже тема другой статьи.

С уважением, Сергей Жаринов.

Ссылка по теме:

Какой антифриз лучше залить?


Куда уходит тосол, если нет потёков снаружи

Первым признаком попадания тосола или антифриза в масло двигателя (в поддон) является постоянное уменьшение уровня этой охлаждающей жидкости без видимых потёков снаружи. Проще говоря, если на сухом асфальте заглянуть под двигатель и там сухо, но при этом тосол куда-то «иcчезает», то есть вероятность, что он «уходит» в поддон двигателя. Как говорили раньше — «вода пошла в поддон».
Второй способ определить, что тосол пошёл в поддон — по цвету масла. Если вытащить щуп и внимательно посмотреть на него, то масло должно быть густо чёрным или коричневым (если его недавно меняли). Но если цвет масла изменился или появилась белая пелена, то значит туда явно попадает тосол. Когда тосол смешивается с маслом — вся эта смесь становится похожа на белую мыльную пену с коричневым оттенком. (Цвет может быть так-же жёлтым или зелёным, в зависимости от цвета залитого антифриза). Ездить на таком масле крайне не желательно. Ни в коем случае не заводите на таком масле двигатель в сильный мороз.
Причины попадания тосола в масло может быть три:
1. Пробило прокладку головки блока цилиндров
2. Пробило саму головку блока цилиндров.
3. Деформация головки (Головку «повело»).
Выяснить это можно, только после снятия (демонтажа) головки блока цилиндров c двигателя.
В первом случае ремонт обойдётся относительно недорого — новая прокладка стоит в среднем 800-1000 руб, основные разходы будут при демонтаже (снятии и установки) головки блока с двигателя (плюс новый тосол и масло)
Во втором случае — пробило саму головку блока цилиндров, т.е. где-то треснула перегородка, отделяющяя масляные и водяные каналы.
В третьем случае — деформировалась внутренняя часть головки блока, которая прилегает к двигателю.
Второй и третий вариант это сложный ремонт и серьёзные разходы. Придётся раскошелиться на новую головку блока, прокладку и возможно ещё какие-то элементы системы охлаждения (патрубки, хомуты и т.д.), плюс придётся заливать новый тосол и новое масло. Если не жалко денег — поменяйте еще и помпу (водяной насос), если её ниразу не меняли.
Цена на новую головку блока цилиндров (ГБЦ) внушительная. Есть повод задуматься — если машине уже «за 40», то может лучше продать её «как есть» и купить другую. Есть вариант поставить Б/У-шную головку, в этом случае придётся поездить по разборкам, где разбирают аварийные машины. НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую менять головку в нормальном (проверенном) автосервисе,
иначе придётся потом всё переделывать в другом сервисе. Можно сделать у официалов — там дадут гарантию.
Ремонтировать свою старую головку я бы не советовал, (варить аргоном или «шлифовать»). Перегретые головки долго не живут, она может треснуть где-нибудь ещё или (если её повело) — деформироваться ещё раз. Лучше избавиться от неё (сдать в пункт приёма цвет.металла).
Причина этой неисправности — частые перегревы двигателя. Надо всегда следить за уровнем охлаждающей жидкости и поглядывать на стрелку температуры двигателя. Если она стала частенько зашкаливать, то есть повод открыть капот и проверить уровень антифриза. В некоторых моделях системы охлаждения достаточно надёжны и там даже нет датчика температуры на панели приборов, автоматика достаточно оперативно отслеживает изменение температуры охлаждающей жидкости. Такие автомобили встречаются, например, в модельном ряду Фиат и Фольксваген. (Fiat-500, дизельный VW-Caddy).
Причин перегрева двигателя может быть несколько. Например на некоторых ранних моделях Пежо (Пежо-206, Пежо-Партнёр) иногда выходит из строя термодатчик или реле, которые включают вентилятор охлаждения радиатора. Или окисляются контакты на самом вентиляторе или на реле (которое стоит на кожухе вентилятора), из-за чего вентилятор либо вообще перестаёт срабатывать, либо включается с опозданием (при t около 110 С), или работает с перебоями (иногда срабатывает, иногда нет). В этом случае лучше заливать хороший антифриз с температурой кипения выше 110 С. Бывают случаи, когда выходит из строя термостат. Или как говорят «заклинивает». Т.е. он просто перестаёт «открываться» и не пускает тосол по большому кругу. На своём Пежо Партнёр я его ВООБЩЕ демонтировал и стало намного легче. После этого вентилятор стал срабатывать 100 % без сбоев. Правда зимой двигатель прогревается дольше обычного, но при хорошем масле (синтетика 5W30) это не проблема. На дизельных двигателях этого делать не рекомендуется, т.к. дизеля не склонны к перегреву, а зимой очень долго нагреваются, даже с нормальным термостатом.
Май 2015. По материалам сайта euro-auto-history.ru

Масло в антифризе: причины и последствия

Одна из распространенных проблем двигателей внутреннего сгорания — попадание масла в систему охлаждения. Такое нарушение может повлечь за собой вывод из строя силового агрегата и необходимость проведения капитального ремонта. Поэтому важно умение своевременной диагностики неисправности, устранения причин, повлекших попадание смазки в антифриз.

Попадание масла в систему охлаждения чаще отмечается в моделях иномарок, но и отечественные модели так же страдают от данной проблемы. Указывает такой порок на отсутствие герметичности систем охлаждения и смазки. Устранять неисправность необходимо незамедлительно, практически в момент обнаружения. В противном случае дело закончится капитальным ремонтом двигателя.

Двигатель внутреннего сгорания требует смазочного материала для эффективной работы и охлаждения. В головке и самом блоке цилиндров имеются специальные каналы — масляные и каналы системы охлаждения (рубашка охлаждения). Наличие масла в антифризе может наблюдаться вне зависимости от характеристик мотора и вида используемого топлива.

Диагностика проблемы

Свидетельство того, что масло попало в антифриз, обнаруживается чаще всего случайно при проверке уровня хладагента в расширительном бачке. Визуально это выражается в изменении консистенции тосола, цвета и наличие маслянистых пятен на горловине и стенках емкости.

Смазочный материал и охлаждающая жидкость различаются по составу и назначению. Их смешивание приводит к утечке моторной жидкости.

Кроме того существует ряд признаков, по которым можно судить о том, что масло попадает в тосол:

  • из выхлопной трубы может наблюдаться дым белого цвета;
  • течь прокладки головки блока цилиндра;
  • повышение расхода смазочного материала;
  • уровень хладагента резко повысится.

Дополнительные признаки, указывающие на масло в антифризе: липкие следы внутри масляного фильтра, появление эмульсии и пены на крышке маслозаливной емкости, изменение цвета на масляном щупе.

Самостоятельно выявить наличие смазки в ОЖ можно такими несложными способами:

  • сливая антифриз можно обнаружить в нижней части изменение цвета и консистенции раствора;
  • кусочек бумаги, который обмакнули в тосол, возгорается. Даже слабое горение говорит о том, что масло в антифризе присутствует;
  • обнаружение сажи в смазке мотора;
  • обнаружение шаровидных мелких сгустков в ОЖ.

Причины попадания масла в охлаждающую жидкость

В чем же причина данной неисправности? Вероятнее всего она кроется в следующем:

  • неисправность головки блока цилиндров, среди которых:
    • коррозия гильз;
    • износ прокладки;
    • микротрещины на поверхности ГБЦ;
    • а также другие повреждения деталей;
  • повреждения механического характера маслоохладителя или масляного радиатора;
  • выход из строя прокладки теплообменника;
  • неисправность радиатора охлаждения (неисправность патрубков);
  • деформация ГБЦ;
  • износ помпы;
  • нарушение целостности расширительного бачка;
  • выход из строя патрубков масляной системы.

Причиной попадания масла в охлаждающую жидкость может послужить несоответствие используемых хладагентов. Например, автолюбитель заливает первый попавшийся антифриз, обнаружив низкий уровень уже имеющегося. Различные присадки таких средств способствуют непредвиденной химической реакции при условии несовместимости продуктов. Такая реакция носит агрессивный характер и приводит к разрушению элементов охладительной системы.

Система охлаждения и подачи моторного масла изолированы между собой. Причины того, что масло попадает в антифриз, известны. Попробуем разобраться, почему возникают некоторые из неисправностей, ведущих за собой появление масла в системе охлаждения двигателя.

  1. Пережатые крепежные элементы ГБЦ или неправильный монтаж головки в сервисном центре приводят к повреждению целостности прокладки. По причине более высокого давления в смазочной системе смазка попадает в систему охлаждения.
  2. Трещины на поверхности ГБЦ могут возникнуть после ее ремонта в тех случаях, когда он был некачественным (низкое качество сварки).
  3. Когда обнаружено масло в тосоле, причина может скрываться в маслоохладителе. Убедиться в этом поможет демонтаж и промывка патрубков, а затем замена хладагента. Если через некоторое время после монтажа и работы на поверхности охлаждающего продукта нет характерных пузырьков, значит, причина в системе охлаждения.

В автомобилях с интеркулером (дополнительный радиатор внутри турбины двигателя на дизельном топливе) возможные причины могут быть следующими:

  • повреждение маслопровода;
  • трещины на поверхности радиатора;
  • непроходимость или износ воздухоотвода;
  • непригодность масляного фильтра;
  • проблемы с вентиляцией картера, которая требует капитального ремонта силового агрегата.

Многие водители автосредств на дизельном топливе часто игнорируют признаки, указывающие на масло в тосоле, результатом чего становится утилизация транспортного средства. Своевременно устранив причину попадания масла можно избежать больших денежных затрат и утери транспорта в конечном итоге. По статистике половина случаев отказа двигателя происходит по причине того, что масло попадает в антифриз.

Последствия проблемы

Если проигнорировать признаки, указывающие на наличие неисправности, масло в антифризе может вызвать поломку всего двигателя.

  1. Износ подшипников происходит вследствие коррозии. Она возникает по причине химических реакций двух несовместимых продуктов. В результате подшипники испытывают слишком высокую нагрузку, что приводит к их скорому износу.
  2. Мотор на дизельном топливе заклинивает по причине возникающей коррозии стенок цилиндра. После остановки двигателя и его остывания ОЖ попадает в камеру сгорания, теряет свои эксплуатационные свойства. Это заканчивается заклиниванием мотора, сложным ремонтом и даже потерей машины.
  3. По причине агрессивных реакций фильтр забивается образованной в результате неисправности сажей. Прежде чем произвести замену самого фильтра, необходимо устранить основную причину неисправности.
  4. Смазочные материалы могут слипнуться при длительно существующей реакцией с хладагентом. Это обусловлено наличием в составе ОЖ этиленгликоля, способного разъедать детали силового агрегата. А его перегрев возникает за счет того, что смазочный продукт увеличивает вязкость антифриза.

Устранение поломки

Нередко для диагностики приходится обращаться в СТО. Самостоятельно можно заменить прокладку маслоохладителя, если причина неисправности в ее износе.

Делается это так:

  1. заливается жидкость для очистки в хладагент. Запускается мотор на некоторое время (до 10 минут). Это необходимо для разогрева ДВС до рабочей температуры и запуска вентиляторов охлаждения;
  2. хладагент сливается полностью через сливное отверстие под днищем;
  3. с помощью технических инструкций к автомобилю или консультации специалиста проводится демонтаж системы охлаждения;
  4. требуется произвести чистку деталей и замену изношенных прокладок на новые;
  5. снимается расширительный бачок ОЖ, тщательно промывается или заменяется новым;
  6. далее требуется несколько раз промыть систему с помощью дистиллированной воды (ее потребуется до 15 литров). Для этого бачок монтируется на прежнее место и наполняется водой. На 10 минут запускается двигатель и обдув салона. После небольшого интервала, необходимого для остывания, жидкость сливается, и процедура повторяется до тех пор, пока слитая фракция не станет абсолютно прозрачной;
  7. сливная пробка под днищем авто закручивается и заливается новый тосол. Он должен соответствовать рекомендованному для использования в данной модели транспортного средства продукту;
  8. далее понадобится помощь еще одного человека. Он будет сдавливать патрубки охладительной системы в момент запуска мотора и давления на педаль газа. Крышка бачка при этом должна быть закрученной. Таким образом избавляются от воздушных пробок.

Предупреждение неисправности

Во избежание серьезных проблем ни в коем случае нельзя доливать антифриз не совместимый с уже имеющимся продуктом. Необходимо выполнять рекомендации производителя относительно используемых материалов.

Если появились признаки, указывающие на то, что присутствует масло в тосоле, необходимо принять срочные меры для устранения неполадок. Целесообразно обратиться к специалистам, которые смогут выявить и устранить протечку.

Добавить комментарий

Закрыть меню