Бьет руль на скорости

Вибрации на руле: в чем причины и как с ними справиться

Если даже на такие часто встречающиеся явления, как дребезжание стекол и пластика в салоне машины автолюбители реагируют довольно нервно, то вибрирование рулевого колеса способно уложить в больницу для душевнобольных практически каждого водителя – уж очень назойливый и неприятный это процесс. Шутки шутками, но вибрации на руле – проблема весьма серьезная. Сегодня мы выясним причины ее возникновения и расскажем о том, как совладать с этой бедой.

Причины вибраций на руле

Как правило, вибрации на рулевом колесе проявляются в различных условиях: при движении автомобиля на разных скоростях, торможении или тогда, когда машина стоит, а ее двигатель работает на холостых оборотах. Если стало досаждать биение руля, надо определить, в каких обстоятельствах оно проявляется, и в зависимости от этого диагностировать причину.

Вибрации руля

Биение руля на стоящей машине

Вибрации в этом случае могут проявляться по двум причинам: из-за ослабленных креплений двигателя или из-за неполадок с приводным валом рулевой рейки. При первом варианте, когда мотор работает на холостых оборотах, руль бьет довольно сильно. Такие вибрации проявляются на автомобилях с большим пробегом: либо крепления силового агрегата ослабли со временем, либо установка двигателя на место после капитального ремонта не была произведена надлежащим образом. Если даже при небольших оборотах ощущается существенное биение руля, то при наборе скорости вибрации возрастают и ехать на таком авто становится не только некомфортно, но и небезопасно.

Второй вариант: возникновения вибраций на холостом ходу у стоящего авто могут быть вызваны износом шлицевой части приводного вала рулевой рейки либо деформацией самого вала. Биение руля при таком варианте тоже может увеличиваться, когда автомобиль поедет.

На фото указана шаровая опора. О нем читайте

Долго ездить с такими вибрациями нельзя и потому, что это может привести к разрушению элементов рулевого механизма, и, как следствие, потере управляемости автомобилем – аварии.

Биение руля при езде на разных скоростях

Здесь факторов возникновения вибраций больше, и связаны они в основном с состоянием колес.

Во-первых, биение руля может возникнуть по причине того, что колесные диски забиваются снегом или грязью, что приводит к разбалансировке колес и, как следствие, появлению тех самых назойливых вибраций. В этом случае руль бьет только на малых скоростях, а при повышении скорости вибрации исчезают совсем.

Во-вторых, вибрации рулевого колеса могут проявляться на средних (не более 60км/час) и высоких скоростях, если колеса не были правильно отбалансированы при сезонной смене покрышек или после ремонта шин.

балансировка колес

В таком случае массы колес становятся разными, при наборе скорости центробежные силы таких колес разнятся, потому и появляется биение руля. Ездить с разбалансированными колесами долго нельзя – кроме дискомфорта при вождении можно испортить шины (неравномерный износ) или, что серьезнее, повредить элементы подвески (больше всего в этом случае достается подшипникам ступиц).

В-третьих, биения руля могут быть спровоцированы деформацией колесных дисков (чаще всего этому подвержены стальные диски). Наиболее часто вибрации в этом случае возникают после того, как автомобиль влетел в выбоину одним или даже двумя колесами. Бывает, что деформированный колесный диск вам продают в магазине или на рынке – это производственный дефект. Стали ли причиной вибраций на руле кривые колесные диски определить на глаз не всегда можно – зачастую при этом гнет внутреннюю часть диска, а не внешнюю.

Погнуло диск с внутренней стороны

Диагностировать эту причину можно сняв колеса самостоятельно, или обратившись на ближайший шиномонтаж.

В-четвертых, вибрация руля может появиться, если отверстия в колесном диске не соответствуют диаметру болтов на ступице колеса. Это проявляется, когда на машину ставят неоригинальные колесные диски. В таком случае диск начинает «скакать» на ступице, возникает вибрация, которая и передается на рулевое колесо. Чем выше скорость, тем сильнее вибрирует руль.

В-пятых, «лихорадка» руля проявляется из-за дефектов покрышек. Сюда относятся деформация корда или боковины шины, которые могут быть вызваны заводским браком или неправильной эксплуатацией резины (езда по дорогам с выбоинами).

Так может образоваться грыжа на колесе

Шестая причина появления вибрации на скорости – неравномерно давление в шинах. Из-за того, что в колесах на одной оси разное давление руль даже при небольших скоростях начинает трястись.

Еще одна причина вибрации на руле, которая может проявиться на средних и высоких скоростях – неравномерно затянутые или ослабленные колесные болты. В первом случае из-за того, что болты затянуты с разным усилием, возникает перекос при вращении колеса. Чем больше его центробежная сила, тем сильнее перекос и тем ощутимее биение руля. Во втором случае, если болты ослаблены, колесо начинает «скакать» на ступице, порождая отдающие в руль вибрации.

Наконец, привести к вибрациям на руле могут износившиеся элементы подвески или рулевого механизма. Износ указанных деталей приводит к возникновению люфтов различной величины, и чем они больше, тем серьезнее бьет руль на скорости. В данном случае появление вибраций на руле служит сигналом к проверке элементов подвески или рулевого управления. Например, биение в руле может возникнуть при прохождении поворотов. В этом виноваты износившиеся шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), или вышедшие из строя сайлентблоки передних рычагов. А если руль бьет при проезде неровностей – грешим на поломку втулок рулевой рейки.

Неисправность ШРУСа

Биение руля при торможении

Вибрации на руле при торможении возникают по причине деформации элементов тормозной системы автомобиля – тормозных дисков или барабанов. Изменение формы дисков или барабанов может быть спровоцировано а) заводским дефектом; б) неправильной эксплуатацией тормозной системы (перегрев тормозных дисков с последующим резким охлаждением).

Как исправить вибрации на руле

Определив, по какой именно причине происходит биение руля, можно приступать к исправлению этого дефекта. Расскажем о том, как избавиться от вибраций на руле в том же порядке, в котором мы определяли причины их возникновения.

1. Закрепляем двигатель. При помощи подходящих ключей, протягиваем все крепления мотора, при помощи которых он фиксируется в подкапотном пространстве. Если крепление сломалось или износились болты, шайбы и гайки – меняем их на новые. Для того чтобы обеспечить надежность крепления, наматываем на болт льняную паклю, пропитанную солидолом.

2. Заменяем приводной вал. Деформированный приводной вал восстановлению не подлежит – исправить его геометрию не получится даже на СТО, а потому лучше установить на место вышедшего из строя вала новый.

3. Чистим колесные диски от снега и грязи. Самое простое – заехать на автомойку и сбить накопившийся на колесах снег мощной струей воды. Если вибрации сильно досаждают, а до ближайшей мойки ехать далеко, можно оббить налипший на диск снег любым подвернувшимся под руку предметом. Полностью вибрации мы не уберем, но интенсивность их снизим.

4. Правильно балансируем колеса. Едем на шиномонтаж и просим специалиста отбалансировать все четыре колеса.

5. Исправляем деформированные колесные диски. Придать диску прежнюю форму можно на специальном рихтовочном оборудовании, которое имеется в распоряжении любого уважающего себя шиномонтажа.

Выпрямляем диск

В случае со стальными дисками их неровности устраняются проще (иногда работник шиномонтажа использует для этого кувалду), чем у легкосплавных дисков – для восстановления их геометрии понадобится специальный дископравильный станок.

6. Устанавливаем проставки на диски. Разные по диаметру ступичные болты и отверстия в неоригинальных колесных дисках можно «сдружить» при помощи специальных проставок (центровочных колец), которые монтируются как на шиномонтаже, так и самостоятельно.

7. Заменяем дефектную резину. В отличие от деформированных колесных дисков, покрышки с дефектами восстановить нельзя. Придется купить новые шины и установить их, соблюдая все правила балансировки.

8. Подкачиваем колеса. Чтобы устранить разность давлений в шинах и, как следствие, избавиться от вибраций на руле, накачиваем колеса до определенных производителем параметров. Узнать их можно в руководстве по эксплуатации или на специальной табличке, которая зачастую крепится на средней стойке со стороны водителя или переднего пассажира.

9. Затягиваем болты. Берем в руки газобаллонный ключ и протягиваем все болты колес с одинаковым усилием. После этой простой операции вибрирование руля, как правило, исчезает.

10. Ремонтируем подвеску или рулевой механизм. Биение руля в данном случае – лишь признак более серьезных проблем. Тут придется разобрать переднюю или заднюю подвеску, осмотреть целостность всех деталей и при обнаружении вышедшего из строя элемента (шарниры равных угловых скоростей, передние и задние сайлентблоки рычагов, втулки рулевой рейки и прочее), заменить его.

Ремонт подвески

11. Ремонтируем или заменяем тормозные диски/барабаны. Избавиться от вибрации на руле при торможении можно двумя методами. Первый – проточка тормозных дисков или барабанов. Она выполняется на специальном оборудовании на СТО, ее также можно сделать своими руками. С ее помощью мы восстанавливаем деформированную поверхность тормозного диска, но только в том случае, если деформация не достигла критических величин. В таком случае выход только один – замена износившихся тормозных дисков и барабанов на новые.

Проточка тормозных дисков.

В любом случае, при возникновении вибраций на руле немедленно проводите диагностику.

Причины вибрации руля и пути устранения

Вибрация руля – явный признак того, что с автомобилем что-то не в порядке. Ниже рассмотрены причины возникновения вибрации руля, описано как их определить и что сделать для устранения.

В большинстве своем сильная вибрация руля возникает из-за неисправностей с колесами. В первую очередь стоит проверить шины на наличие повреждений. Резина может быть выработана с одной стороны.

Если имел место удар, то на боковой части колеса в месте удара может выскочить «шишка» — в таком случае корд разрывается, а резина в том месте начинает выпирать наружу. Соответственно, при этом колесо имеет не идеально круглую форму и с каждым его оборотом происходит легкий удар по подвеске, который передается и на руль.

Единственный вариант решения такой проблемы – замена шины. Также вследствие удара может деформироваться диск – это также приведет к деформации шины. Диск можно выровнять, но лучше установить новый.

Не все владельцы автомобилей знают, как правильно устанавливать колесо и закручивать болты. Неправильная установка колеса изначально может стать причиной вибрации руля, хотя в основном она приводит к повышенному износу резины.

Для того чтобы колесо было установлено ровно, закручивать крепежные болты нужно по одному, постепенно. При этом сначала нужно подтянуть один болт, после него – противоположный и так по осям верх-низ и лево-право, каждый раз закручивая болт на один-два оборота. Делать это нужно только тогда, когда колесо провисло в воздухе, а вот дотягивать болты нужно на земле.

Часто случаются банальные оплошности – работники шиномонтажа просто путают направление колес. Вибрация в таком случае появляется не сразу, а через некоторое время, когда резина выработается или порвется корд. Опять же, придется ставить новые колеса.

Для того чтобы этого избежать достаточно потратить одну-две минуты и проверить правильность установки шин на выезде из шиномонтажа – за одну минуту вы сэкономить довольно крупную сумму.

Часто зимой водители грешат на неправильную балансировку колеса. На самом деле причина может быть куда проще – на внутреннюю часть диска может налипнуть снег или грязь, что приведет к дисбалансу.

Если же после очистки диска руль продолжает вести себя неспокойно, вполне возможно, что на шиномонтаже допустили ошибку. Вообще, после замены одного или нескольких колес стоит протестировать автомобиль в разных скоростных режимах – если произошли изменения в худшую сторону, причиной является недочет работников шиномонтажа.

Иногда вибрация возникает только в момент торможения. Очевидно, что причина кроется в тормозной системе автомобиля. Существуют три варианта – между тормозной колодкой может попасть посторонний предмет, может быть сильно выработан тормозной диск, или же сама колодка. В любом случае нужно снимать колеса и искать причину.

Если между диском и колодкой попало инородное тело, нужно просто снять суппорт вместе с тормозными колодками и удалить его. Если выработаны колодки – они подлежат замене. Если проблема с тормозным диском – есть два варианта.

Если диск не сильно выработан, то можно его проточить, чтобы выровнять рабочую поверхность, а если выработка довольно сильна, то диск нужно менять. Уровень выработки дисков индивидуален для каждого автомобиля, поэтому лучше посоветоваться со специалистами.

Если вы устанавливали некачественные тормозные диски, есть вероятность того, что их просто «поведет». Такое очень редко, но случается.

Еще одна причина возникновения вибрации в рулевой колонке – неправильный развал-схождение. Если при проведении развала-схождения нарушены какие-либо нормы, резина на колесах начинает вырабатываться неравномерно, что приводит к появлению повреждений и дефектов.

Также не стоит забывать, что развал-схождение нужно делать каждый раз, когда выполнялись какие-либо манипуляции с колесами, подвеской или ходовой. Лучше не поскупиться и заплатить небольшую сумму за развал-схождение, чем впоследствии покупать новую дорогую резину, запчасти и устанавливать.

Все вышеописанное – самые распространенные причины возникновения вибрации руля, которые встречаются повсеместно. Но не стоит забывать, что рулевая колонка может вибрировать из-за проблем с подвеской, ходовой и рулевым управлением.

Самостоятельно диагностику произвести проблематично, для этого нужно обладать определенными знаниями и опытом. Виновником вибрации руля с одинаковым успехом может быть разбитый рулевой наконечник, деформированная ступица, разбитый подшипник, поврежденный рычаг и так деле. В данном случае необходимо обратиться на станцию техобслуживания и сделать диагностику.

Практика подсказывает, что в том случае, если автомобиль ведет себя не так, как должен – значит, есть на то причина. В свою очередь, если есть какая-либо неисправность, она не только приводит к поломке, но и тянет за собой череду неприятностей. Поэтому при первых же признаках биения или вибрации руля нужно искать причину и устранять ее.

Причины вибрации руля и пути устранения 3.8 — Оценок: 54

Добавить комментарий

Закрыть меню