Что делать если занесло на переднем приводе

Содержание

Занос на переднем приводе

Школа повышения водительского мастерства В корзине 0 сертификат.

Занос на переднем приводе можно получить на ровном месте. Убедилась я в этом поворачивая на маленькой скорости на своей первой машине – старой тойотке с передним приводом. И дорога вроде ровная, и препятствий нет, да и не зима совсем, а развернуло меня на 180. Это сейчас я так запросто и на льду разворачиваюсь, а тогда я была в шоке! Ведь это же передний привод, на котором занос, по мнению многих (и меня в том числе) практически не возможен.

Неприхотливость и безопасность переднего привода — это одно из наибольших заблуждений водителей. Большинство водителей игнорирует свойство безопасного управления на дуге поворота, которое характерно для автомобилей. Кто-то по незнанию, кто-то в момент реакции на стресс ведет себя не вполне адекватно. На дуге поворота многие, как я когда-то, остерегаясь высокой скорости входа в поворот, полностью отпускают педаль газа. Вполне нормальная защитная реакция организма на опасность. К сожалению, эта реакция идет в разрез с законами физики и механики, которые, как известно, не обманешь.

Для автомобиля с передним приводом это прямой путь в занос. Отличие переднего привода от заднего и полного, в том, что машину он (привод) тянет ведущими передними колесами, если тяга резко прекращается, задние колеса начинают обгонять передние. Длительная пауза в тяге может привести к критическому заносу, а в ряде случаев, и вращению автомобиля. При равномерном движении такая конструкция достаточно устойчива даже на скользком покрытии, именно это усыпляет бдительность водителей.

Если мы резко уменьшим тягу, автомобиль с передним приводом отреагирует отклонением внутрь поворота. Занос на автомобиле с передним приводом развивается когда, испугавшись высокой скорости, увидев препятствие и т.д. водитель в повороте резко бросает педаль газа и нажимает на тормоз. Чтобы выйти из такой ситуации, в первую очередь нужно повернуть руль в сторону заноса. При этом надо слегка — ни в коем случае не резко! — нажать на педаль газа, чтобы передние ведущие колеса вытянули машину из заноса. В тот момент, когда автомобиль начнет выравниваться, поставьте руль прямо, не отпуская при этом педали газа.

Торможение и сброс газа как реакция на занос характерны для неопытных водителей и приводит к неуправляемому заносу и скольжению, а критический или ритмичный занос, как правило, заканчивается неуправляемым вращением автомобиля и соседним оврагом.

Особенности переднего привода заключаются в том, что если превысить скорость при входе в поворот, автомобиль на переднем приводе начинает соскальзывать передней осью наружу поворота — развивается снос, такая же реакция будет на избыток тяги. Повинуясь инстинкту самосохранения, первой реакцией будет попытка направить машину в поворот и повернуть руль еще больше. Реакция законов физики на такое действие будет однозначна — увеличение сноса, т.к. изначальной причиной сноса был слишком большой угол поворота для данной скорости. Чем круче повернуты колеса, тем меньше должна быть тяга, иначе начинается «снос» передних колес. Следующая ошибка, связанная с избытком тяги – это резкое нажатие на педаль газа с целью «втянуть» автомобиль за счет передних ведущих колес. Этим действием мы вызываем пробуксовку, ухудшаем сцепление с дорогой и увеличиваем прогрессию сноса.

Подведем итог! На переднем приводе нужно ограничивать тягу при старте из-за загрузки ведущих колес; передний привод негативно реагирует на избыток тяги при круто повернутых колесах; При заносе на переднем приводе увеличение тяги позволяет стабилизировать автомобиль. И запомните, на переднем приводе рулем не размахивают, он любит прямые колеса!

Ксения Корнеева

2001-2018 «Extrim Drive». Курсы контраварийного управления автомобилем, мотоциклом.

Занос автомобиля. Как выбраться из заноса

Записаться на занятия

Наиболее опасное явление на обледенелой дороге, приводящее к печальным последствиям, — занос.

Занос — это движение автомобиля, сопровождающееся боковым скольжением его задней или передней оси. Такое скольжение возникает в случае, когда теряется сцепление колес с дорогой, что может произойти по многим причинам.

Чаще случается занос задней оси. При заносе корпус автомобиля изменяет свою ориентацию на дороге — поворачивается. Передняя ось движется в том направлении, куда направлены передние колеса, а задние не идут по следу передних. Поэтому автомобиль, продвигаясь вперед, получает еще и вращательное движение. Возникающая при этом центробежная сила складывается с боковыми силами, вызвавшими занос, и усиливает их. Отсюда ясно: если занос вызван резким ускорением, нужно убавить «газ», если торможением — отпустить тормоз. Но этим можно только уменьшить влияние поперечной силы. Для того чтобы ликвидировать занос, нужно повернуть руль в сторону заноса. Возникшая при этом центробежная сила инерции начнет разворачивать автомобиль в сторону, противоположную заносу, т. е. возвращать его в исходное состояние. По мере возвращения автомобиля в исходное положение нужно поворачивать руль и возвращать передние колеса в исходное положение так, как это приходится делать на повороте — поворот еще не кончился, а колеса поворачиваем в положение прямо. При достаточных навыках водителя занос может быть прекращен одним приемом. Если после возвращения автомобиля в исходное положение он не останавливаясь начал разворачиваться в другую сторону, необходимо опять же поворотом руля в сторону заноса ликвидировать его. При этом важно ве суетиться, действовать хладнокровно и осторожно, поворачивая руль на угол, пропорциональный величине заноса.

Занос можно понять теоретически, а выход из него должен отрабатываться только тренировками. Водитель должен побороть в себе боязнь заноса, которая рождается в его первой стадии, а затем научиться заставлять себя возвращать руль в те напряженные секунды, когда машину еще крутит. Тренировки можно устраивать только на свободных от движения площадках и участках дороги, где нет ни транспортных средств, ни пешеходов. Искусственно создавая заносы и выравнивая машину, постоянно усложняя условия тренировок, можно добиться полной власти над самим собой и над заносом.

Спровоцировать занос при скорости 20-25 км/ч очень просто, если резко затормозить. Можно усилить занос, резко повернув руль перед самым торможением. Отработку приемов лучше проводить в следующем порядке.

  1. Научиться определять момент, когда сцепление колес с дорогой уменьшается до такой степени, что они находятся на грани скольжения. Умение чувствовать эту грань позволит в дальнейшем вовремя снижать скорость, ослаблять торможение, т. е. избегать заносов.
  2. Выработать привычку мгновенно реагировать рулем на начинающийся занос, доведя действие «занос — руль» до автоматизма.
  3. Научиться определять момент, когда поворот руля вызывает ответную реакцию — занос начинает затухать.
  4. Приучить себя начинать поворот руля в обратную сторону, не дожидаясь окончания заноса, и закрепить этот рефлекс.
  5. Научиться согласовывать скорость вращения руля С характером затухания заноса и выравниванием автомобиля, чтобы как можно четче выходить в выровненное положение.

Надо ли выключать сцепление при заносе? Выключать его полезно. Однако нажать на педаль при заносе непросто. Кроме того, это затруднит водителю самое важное — быструю работу рулем. Поэтому получается, что самое разумное,— не трогая педаль сцепления, только слегка прижать педаль «газа» — двигаться «исподволь», когда двигатель и не тянет, и не тормозит. Чувствовать это и умело действовать педалью «газа» нужно тоже научиться.

Что делать при заносе автомобиля?

Занос возникает не сам по себе, типа ехали тихо-мирно, и вдруг — бац, — занесло! В большинстве случаев, занос возникает в результате ошибок водителя. Поэтому, раз уж занос произошел, надо исправлять именно то действие, в результате чего занос возник.

Если занос начался при резком торможении — первое, что нужно сделать — отпустить тормоз. Необходимо также направить передние колеса автомобиля по ходу движения, для чего повернуть руль в сторону заноса, конкретно — навстречу к багажнику автомобиля. В результате правильных действий задняя часть автомобиля начнет возвращаться на свое место, после чего нужно повернуть руль в другую сторону, чтобы выровнять передние колеса, причем поворачивать передние колеса следует немного раньше, чем выравняются задние колеса, чтобы не дай бог, не начался по инерции занос в другую сторону.

Если занос начался при нажатии на газ, необходимо сразу убрать ногу с газа, одновременно с этим крутить руль в сторону заноса (к багажнику), затем в другую сторону, выравнивая автомобиль.

Если занос начался на повороте. На повороте занос может начаться в случаях, если водитель резко нажал на тормоз, резко повернул руль, вошел в поворот на высокой скорости. Также занос может возникнуть, если просто резко отпустить педаль газа.

Тут немного сложнее. дело в том, что тут важно учитывать, какой автомобиль — с передним или задним приводом. На заднеприводном автомобиле нужно отпустить педаль газа, на переднеприводном, наоборот — добавть газку (в этом случае передние колеса должны вытянуть автомобиль из заноса). Одновременно с этими действиями орудуем рулем как обычно при заносе — сначала крутим руль в сторону багажника, затем выворачиваем его в другую сторону.

Конкретно: если чувствуем, что пошли в занос, нужно

Для заднеприводного автомобиля

  1. При начале заноса, когда багажник автомобиля пошел влево — поворачиваем руль в сторону заноса (навстречу багажнику), отпускаем педаль тормоза или газа (то есть то, что вызвало занос);
  2. выравниваем передние колеса по направлению к движению;
  3. за мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинаем крутить руль направо, пока багажник не возвратится в нормальное положение; руль в это время должен находиться в положении, необходимом для дальнейшего движения по траектории поворота дороги;
  4. прибавляем газ и продолжаем движение

Для переднеприводного автомобиля

  1. При начале заноса, когда багажник автомобиля пошел влево — поворачиваем руль в сторону заноса (навстречу багажнику), отпускает педаль тормоза и нажимаем на газ, увеличивая обороты двигателя, следя за тем, чтобы не было прокручивания передних колес, пытаясь вытянуть за передними колесами весь автомобиль.
  2. выравниваем передние колеса по направлению к движению, продолжая работать увеличенным газом;
  3. за мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинаем крутить руль направо, пока багажник не возвратится в нормальное положение; еще увеличивая газ, пытаясь вытянуть всю машину;
  4. в момент занятия багажника своего положения, руль уже должен находиться в положении, необходимом для дальнейшего движения по траектории поворота дороги; плавно уменьшаем газ;
  5. снижаем газ до обычного и продолжаем движение как ни в чем не бывало!

Вождению автомобиля с управляемым заносом надо учиться не один год. Но кто вам сказал, что завтра на дорогах вашего города начинаются «гонки на выживание»? Ведите машину с разумной скоростью, не делайте резких стартов и торможений, делайте плавные повороты, и никакого заноса не будет! А если он все же произошел, то простейшие заносы легко «лечатся».

Чтобы благополучно выйти из заноса, следует сохранять хладнокровие и руководствоваться двумя основными правилами:

1. «Действие – Занос – Противодействие». Поскольку практически любой занос происходит по неразумности какого-либо действия водителя, то первым делом надо исправить ошибку – необходимо сделать действие, обратное тому, которое привело к заносу (нажали тормоз – начался занос – отпустите тормоз, нажали газ – начался занос – отпустите газ, «крутанули» руль направо – начался занос – крутите руль налево и т.д.).

2. «Крути руль навстречу багажнику». В 99% случаев в занос уходит именно задняя ось автомобиля, где и располагается его багажник (что касается оставшегося 1% случаев заноса, то об этом лучше не думать, так как с заносом передней оси или обеих осей одновременно осознанно умеют бороться только автогонщики, и то не всегда успешно). Если при заносе оставить руль в исходном положении, то не только задние, но и передние колеса окажутся под углом к продольной оси направления движения (рис. 133, поз. 2), а это уже может привести к полной потере управления автомобилем. Значит, надо направить передние колеса по ходу движения, и для этого руль придется повернуть в сторону заноса, то есть «навстречу багажнику».

Допустим, занос начался после того, как вы резко нажали на педаль тормоза. Что теперь делать?

А ведь ответ у вас уже есть! Надо применить правила: «Действие – Занос – Противодействие» и «Крути руль навстречу багажнику».

В данном конкретном случае это выглядит так: «Резко нажали педаль тормоза – Начался занос – Отпустите педаль тормоза!» и «Крути руль навстречу багажнику – налево! «, так как багажник вашего автомобиля пытается «обогнать» вас сейчас именно слева.

В результате этих действий «хвост» автомобиля начнет возвращаться на свое место (поз. 4). Только не забудьте опять «повернуть руль навстречу багажнику» (теперь – направо), чтобы передние колеса заняли положение для прямолинейного движения.

Поворачивать руль обратно следует с некоторым опережением. Передние колеса надо вернуть в положение прямолинейного движения чуть раньше, чем задние колеса вернутся на свое место (поз. 5).

Если вы передержите руль повернутым налево, то задняя часть автомобиля может по инерции «перелететь» на другую сторону и занос возобновится, но теперь уже направо.

Занос может возникнуть не только при резком торможении.

Например, если резко нажать на педаль «газа», то на скользком участке дороги ведущие колеса автомобиля начнут проскальзывать относительно покрытия дороги, причем не только при старте с места, но и уже в движении. Поскольку коэффициент сцепления с дорогой у правого и левого колеса не может быть одинаковым, то машина начнет плавно отклоняться в одну из сторон.

Что делать в этом случае?

Да то же самое, что и в предыдущем! Резко нажали «газ» – произошел занос – отпустите «газ»! И одновременно с этим поработайте рулевым колесом, сначала в одну сторону (навстречу багажнику), а потом в другую.

Несколько сложнее бороться с заносом, который возник на вираже дороги. Для этого сначала надо вспомнить, на какой машине вы сейчас движетесь – на заднеприводной или переднеприводной?

Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле (например ВАЗ-2105); Б – на переднеприводном автомобиле (например ВАЗ-2110)

Например, автомобиль ВАЗ-2105 приводится в движение задними колесами, а ВАЗ-2110 – передними.

При обычной спокойной езде по дорогам практически нет никакой разницы в управлении этими автомобилями. Но в случае заноса разница огромна!

• На заднеприводном автомобиле надо убрать «газ», а на переднеприводном, наоборот, – добавить «газу»!

На заднеприводном автомобиле нельзя давить на «газ», иначе задние ведущие колеса будут активно уводить багажник вашего автомобиля в сторону от направления движения. Проще говоря, они «раскрутят» машину вокруг ее вертикальной оси.

Если же автомобиль переднеприводный, то, добавив «газу», вы заставите передние ведущие колеса «вытянуть» за собой и задние колеса, и всю машину в целом.

А работа рулем всегда и везде остается прежней. Сначала надо крутить руль в одну сторону (навстречу багажнику, который хочет вас обогнать), а затем в другую (опять навстречу своему багажнику, который теперь возвращается на место).

И еще, запомните – во время заноса педали сцепления и тормоза трогать нельзя!

Теперь самое главное. До тех пор пока вы сами не почувствуете реальный занос, все вышеизложенное останется только красивой и, может быть, не очень понятной теорией.

Это намек на то, что надо бы попробовать. Но, если водительские права были получены вами только вчера, а зима уже «на носу», то, наверное, в этом году не стоит упражняться в заносе, достаточно лишь водить машину с разумной скоростью и дистанцией, без резких стартов и торможений, всегда делая только плавные повороты.

А в начале следующей зимы найдите все-таки подходящее место и уже практически разберитесь с премудростью вывода автомобиля из заноса.

Последовательность действий водителя при заносе на вираже дороги

1. Заноса нет.

Автомобиль приближается к повороту дороги.

2. Начало заноса.

Варианты неразумных действий водителя: – резкий поворот руля,– резкое торможение,– скорость движения выше той, которая соответствует повороту данного радиуса. Занос может возникнуть и в том случае, если резко нажать или отпустить педаль газа.

Действия водителя по выводу автомобиля из заноса

Работа руками

Работа правой ногой

на любом автомобиле

на заднеприводном автомобиле

на переднеприводном автомобиле

3. Занос в стадии развития. Багажник автомобиля активно пошел влево.

Поворачивают руль в сторону заноса (навстречу багажнику).

Отпускает педаль тормоза или «газа».

– отпускает педаль тормоза и переходит на педаль газа;– нажимает педаль газа и делает несколько повышенные обороты двигателя, не допуская при этом прокручивания передних колес относительно покрытия дороги;– пытается вытянуть вслед за передними колесами всю машину.

4. Стабилизация положения автомобиля.Багажник замер в крайней точке смещения.

Выравнивают передние колеса в направление продолжения траектории движения.

Отдыхает.

Продолжает работать педалью газа, поддерживая повышенные обороты двигателя.

5. Начало возврата багажника в исходное положение.

За мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинают поворот руля направо (с некоторым опережением возвратного движения багажника).

Продолжает отдыхать.

Продолжает удерживать повышенный «газ».

6. Приближение багажника к исходному положению.

Продолжают работу рулем направо, несколько опережая движение багажника.

Все еще отдыхает.

Немного прибавляет «газ», пытаясь окончательно вытянуть всю машину вслед за передними колесами.

7. Стабилизация багажника в исходном положении.

В момент возврата багажника в исходное положение, руль должен уже находиться в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

Готовится к работе педалью «газа».

Может начать плавное уменьшение «газа».

8. Продолжение движения в намеченном направлении.

Удерживают руль в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

Может немного прибавить «газ».

Может плавно уменьшить «газ» до обычного.

Что делать при заносе автомобиля на дороге

  • Начинающим водителям
  • /28.02.2017

Занос автомобиля – ситуация, с которой часто сталкиваются водители при наступлении зимнего периода. Она сопровождается потерей сцепления между колесами авто и дорожным покрытием. Происходит потеря устойчивости, развивается заметное боковое скольжение. Если вовремя не отреагировать, возникает вероятность развития неуправляемого вращения, что опасно для самого автомобиля, водителя, участников дорожного движения.

Что делать в случае заноса?

Наиболее распространены случаи, когда развивается занос задней оси переднеприводного автомобиля. Здесь передняя часть авто продолжает двигаться в прежнем направлении. В то же время задние колеса перестают двигаться следом. Так, возникают вращательные движения, усиливающиеся при воздействии центробежной силы.

Исправить ситуацию можно, если определить причину ее развития:

  • скольжение, вызванное слишком резким стартом, ускорением требует снижения скорости – нужно перестать давить на газ;
  • в ситуациях, спровоцированных резким торможением, нужно перестать давить на тормоз.

Эти действия направлены на уменьшение опасного воздействия поперечной силы.

Для оптимизации ситуации важно:

  • повернуть рулевое колесо в направлении, куда заносит авто; тогда машина начнет разворачиваться в противоположном направлении, будет принимать исходное положение;
  • нужно равномерно управлять рулем, обеспечивая постепенное возвращение колес в нужное положение;
  • чтобы предотвратить занос заднеприводного автомобиля в другую сторону, рекомендуется поворачивать руль так, чтобы угол был пропорционален величине текущего скольжения.

Во время работы движения должны быть плавными, чтобы ситуация не усугубилась до развития серьезного или ритмического заноса.

Занос заднеприводных машин

Понять причины развития ситуации несложно. Проблема заключается в том, чтобы научиться выходить из нее, поборов страх, порой появляющийся на начальных этапах. Наиболее сложным является занос задней оси заднеприводного автомобиля.

Здесь нельзя упускать момент, нужно сразу действовать:

  1. Когда занос развивается, заднюю часть автомобиля уводит в сторону, руль поворачивается в этом же направлении.
  2. В зависимости от причины образования такой ситуации, отпускается либо педаль газа, или тормоз.
  3. Далее, нужно работать рулем, пока задняя часть машины не вернется в изначальное положение.
  4. К этому моменту руль должен вернуться в такое положение, какое потребуется для последующего движения.

Крайне нежелательно, и даже опасно, в этот период:

    • использовать ручник;
    • пытаться поменять передачу;
    • давить на тормоз.

Все это приводит к усилению заноса, развитию серьезной аварийной ситуации.

Занос переднеприводных авто

Когда развивается занос на повороте переднеприводного автомобиля, стоит учитывать особенность конструкции. Здесь передние колеса должны вытягивать машину, соответственно, нужно надавить на газ, способствуя росту оборотов. При этом водитель должен наблюдать, чтобы передние колеса не прокручивались.

Этапы, требующие внимания:

  1. Не прекращая давить на газ, необходимо выровнять колеса в передней части.
  2. Своевременные действия при заносе автомобиля крайне важны. Поэтому за миг до того, как корма будет возвращена в первоначальное положение, руль поворачивается в противоположном направлении.
  3. Руль возвращается в первоначальное положение, до того, как задняя часть стабилизируется.

Когда опасность миновала, обороты понижаются, продолжается нормальное движение.

Тонкости выхода для полноприводных машин

Эксплуатация полноприводных моделей требует навыков и знания, что делать при заносе автомобиля, так как эти ситуации наиболее опасны. Часто водителю остается только дожидаться момента, пока авто не остановится. Здесь значение имеет тип полного привода. Также большая его часть может подаваться на определенную ось.

Чтобы не произошла потеря управления автомобилем, стоит соблюдать рекомендации:

  1. Если это все же случилось, стоит свернуть рулевое колесо прямо в сторону заноса авто. Чем более поздней окажется реакция, тем быстрее нужно поворачивать руль для стабилизации транспортного средства.
  2. Правильная посадка, отсутствие резких маневров во время езды позволяет предотвратить непредвиденные ситуации.
  3. Важно не отпускать газ, а нажатие педали тормоза приведет к невозможности последующего маневрирования, что усугубит ситуацию.

Такая ситуация, как занос машины на дороге, является довольно опасной. Но еще хуже – поддаться испугу. Здесь психологическая устойчивость, опыт и подготовка имеют большое значение. Усовершенствовать навыки можно, искусственно создавая заносы, на площадках или участках дорожного полотна, где нет других машин или пешеходов.

Почему происходит потеря управляемости?

Потеря сцепления между покрышками и дорожным покрытием не возникает просто так. Всегда есть причины заноса автомобиля, которые представлены ошибками, принятием неверных решений во время движения.

  1. Занос при нажатии на газ или торможении встречается часто. Решение заключается в прекращении давления на педаль газа или тормоза, и дальнейшем маневрировании.
  2. Потеря управления, при вхождении в поворот, возникает в результате:

— крутого поворота рулевого колеса;

— вхождения в поворот на большой скорости;

— резкого нажатия или отпускания педали газа при выполнении маневра;

— сильное, внезапное нажатие на тормоз.

В зимний период, когда дорога скользкая, к потере управляемости приводит любой резкий маневр, движение водителя.

Особого внимания требуют такие участки дорог:

  • повороты в местах с серьезными неровностями;
  • крутые спуски;
  • зоны вынужденного движения под уклоном.

Правильная посадка, сопровождающаяся плотным прилеганием спины к сидению, позволяет вовремя ощутить потерю управления, принять меры для восстановления безопасности. Такой подход позволит научиться определять заносы на начальной стадии и быстро выходить из них.

Занос автомобиля: действия при сносе и заносе на разном приводе

Скользкая дорога (мокрый асфальт, снег или ледяная корка на дороге) не обеспечивают нормальное сцепление колес автомобиля с полотном. Такой автомобиль становится трудноуправляемым. Занос или снос машины являются наиболее часто встречающимися проблемами с управлением.

Сам по себе занос или снос не является критической проблемой. Однако, в зимнее время именно из-за этого возникает большинство дорожно-транспортных происшествий. Естественно, что водители интересуются тем, как избежать потери управления, что является ее причиной, и как следует действовать, когда потери устойчивости автомобиля на дороге избежать не удалось.

Это не является простой задачей, так как включает в себя несколько составляющих:

• Максимально быстро классифицировать тип заноса или сноса
• Принять решение о последовательности действий
• Избегать неправильных маневров

Проблема усложняется также и тем, что для разных типов потери устойчивости и управляемости необходимо предпринимать различные действия. Ниже будут рассмотрены наиболее типичные ситуации.

Снос передних колес

Сносом передних колес называют их боковое скольжение при прохождении поворотов или при экстренном маневрировании. Он возникает из-за отрицательного уклона дороги на повороте, сильного бокового ветра, неправильно накачанных колес, использования шин со стертым протектором, прохождения поворотов на слишком большой скорости и т.п.

При этом автомобиль движется по инерции под углом к передним колесам, так как их сцепления с дорогой оказывается недостаточно для компенсации этой силы. Проще говоря, при повороте руля машина при сносе передней оси продолжает двигаться прямо. Если при этом водитель начинает экстремальное торможение, то автомобиль становится полностью неуправляемым и часто вылетает либо на полосу встречного движения, либо на обочину.

Эта проблема характерна для заднеприводных и полноприводных машин, у которых передние и задние колеса имеют разнонаправленную тягу, что способствует произвольному изменению траектории прохождения поворота. Высокопрофильные покрышки, которыми часто оснащаются внедорожники, только усугубляют снос передних колес.

Опытные водители рекомендуют применять следующие приемы при боковом скольжении передних колес:

• Тормозить двигателем, переключаясь на пониженную передачу
• Использовать плавное подтормаживание для переноса основного усилия тяги на переднее наружное колесо (при этом важно избегать блокирования колес из-за резкого торможения)
• При достаточной ширине полосы движения вернуть руль в исходное положение, а затем вновь начать поворачивать, но без резких движений

Занос с небольшой амплитудой

Автомобиль заносит на скользкой дороге из-за резких маневров, сильного бокового ветра, неровностей дорожного полотна, резкого нажатия на педаль акселератора и др. Если во время движения возникает занос с небольшой амплитудой, то стабилизировать автомобиль с задним приводом достаточно просто. Для этого необходимо быстро повернуть рулевое колесо в ту же сторону, куда автомобиль заносится, не меняя положение рук на руле (тем же хватом).

Смысл данного маневра состоит в том, чтобы передние колеса выровнять параллельно направлению движения. При этом следует уменьшить обороты двигателя. Такие действия приводят к образованию на задних колесах малого тормозного эффекта. После выравнивания руль возвращается в первоначальное положение. Если это не сделать, то возникнет маятниковое колебание ведущего моста – ритмичного заноса (о нем чуть ниже).

Переднеприводный автомобиль из заноса выводится еще проще. Достаточно добавить оборотов двигателя и ведущие передние колеса должны сами “вытянуть” машину из заноса.

Полноприводные машины нуждаются в выравнивании рулем, как и заднеприводные. Однако, после сброса оборотов, необходимо сразу же нажать на педаль акселератора, чтобы передние ведущие колеса имели достаточно тяги.

Занос с большой амплитудой

Если автомобиль не стабилизируется при заносе с небольшой амплитудой, возникает глубокий занос, при котором угол траектории достигает больших значений. Общий порядок действия такой же, как и при заносе с небольшой амплитудой. Впрочем, имеются и некоторые особенности:

• Рулем следует работать быстро обеими руками, располагая их боковых секторах, “докручивая” одной из рук, не меняя хвата “баранки”
• При рулении необходимо отыскивать угол, при котором уравновешивающая стабилизация будет максимальной
• Попеременно нажимать педаль газа и тормоза, что содаст нагрузку на ведущую ось и управляемые колеса

Критический занос

Характерная особенность критического заноса – это уравновешивание проложенных сил к автомобилю. При этом он на короткое время теряет управляемость. После этого машина или выравнивается сама, или начинает вращаться. Устойчивость автомобиля в этот момент является критической. Поперечную устойчивость можно восстановить следующими действиями:

• Быстро вращая руль двумя руками, на боковых секторах захватывая его перекрестно
• Быстро вращая руль одной рукой, перекатывая хват по тыльной стороне кисти или ладони (эффективно для грузовых автомобилей и автобусов, у которых рулевое колесо расположено горизонтально)
• Быстро выруливая с помощью одной руки (вторая рука выполняет “подкрут”)

Вращение автомобиля

Нередко даже принятые меры результата не приносят, и машина начинает вращение на дороге. В этом случае главное ни в коем случае не тормозить, а, работая рулевым колесом, довернуть в сторону вращения. Дождавшись, когда машина не будет находиться поперек дороги или под углом к ней (т.е. развернувшись на 180, 360, 540, 720 и т.д. градусов), нажать на педаль акселератора, сделав “полицейский разворот” и еще добавить оборотов. Эта техника является достаточно сложной даже для опытного водителя.

Ритмический занос

Ритмическим заносом называют поперечное раскачивание задней оси с усилением амплитуды, которое происходит из-за резонанса колебаний. Возникает он при попытке выполнить несколько маневров, которые имеют противонаправленный характер – например, резкое вращение руля в обе стороны при объезде препятствия, обгоне или вынужденном маневре.

Выровнять машину можно резким рывком руля, когда она входит во второй импульс заноса с правильным дросселированием для компенсации импульсов вращения. При этом водителю следует действовать осторожно. Если же руление или дросселирование выполнить не вовремя, то ситуация только усугубится.

Боковое скольжение

Когда в заносе автомобиль начинает боковое скольжение, водителю необходимо, прежде всего, снизить его скорость. Для этого можно использовать управляемый боковой удар о снежный бруствер. Если машина имеет задний привод, касание следует рассчитать задним крылом или боковой поверхностью одного из задних колес. Переднеприводный автомобиль “ударять” нужно в районе переднего крыла или колеса. На полноприводном автомобиле “контакт” проводится по всей боковой поверхности (следует учесть, что высоко сидящий полноприводный внедорожник, может при этом перевернуться).

Заключение

С учетом того, что потеря устойчивости и управляемости автомобиля на дороге происходит, как правило, из-за ошибок водителя, главной возможностью предотвращения этой проблемы является выбор оптимального режима движения в данных дорожных условиях и своевременное реагирование на переход в движение по неуправляемой траектории.

Заметили опечатку на сайте ? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Как избежать заноса на разных типах привода? Подскажем как не уйти в занос, избежав ДТП!

29.03.2018 | 346

Большое количество вспомогательных систем в современных автомобилях уже давно никого не удивляет. Ежедневно инженеры по всему миру придумывают что-то новое, то, что сможет упростить, улучшить и обезопасить жизнь автомобилиста.

Однако, как бы они не старались, на дороге все оказывается не так как на испытательном полигоне, и предугадать все увы невозможно. Поэтому все эти аббревиатуры типа ABS, ESP, ASR, TCS и так далее, не дают 100% гарантию того, что в один «не прекрасный» момент вы не окажетесь в кювете или не станете участником ДТП. Учитывая это, перед тем как выезжать на дорогу, а особенно на зимнюю дорогу, следует быть готовым ко всему и в случае возникновения неприятной ситуации знать, как действовать.

На мой взгляд самым неприятным, что может случиться на дороге с водителем является потеря управления, то есть ситуация, когда автомобиль двигается бесконтрольно, а водитель не может справиться с этим. В этой статье я хочу рассказать, как избежать заноса, а также о том, что делать в случае, когда автомобиль все же понесло… Мы рассмотрим разные ситуации, а также разберемся как действовать водителю управляющему передне-, задне-, а также полноприводным авто.

Перед тем как приступить к «разбору полетов», хочу прежде всего дать краткое определение того, что являет собой занос. В принце, я думаю, все и так в той или иной степени понимают, о чем речь, но все же, заносом принято считать нарушение или отклонение автомобиля во время движения по заданной траектории. Занос происходит вдоль продольной плоскости колес и развивается в зависимости от многих факторов, таких как масса, сцепление колес, покрытие, а также поведение водителя. Как правило заносом принято считать, когда начинает «вилять» задняя часть автомобиля, а когда «водит» переднюю часть, это обычно называют сносом.

Задний привод

Начнем с заднего привода, поскольку заднеприводные авто — это классика. Первые авто, как вы знаете, были построены по принципу «толкай», то есть ведущие колеса находились сзади. Сегодня заднеприводных авто становится все меньше и на то есть свои причины…

Более подробно об отличиях заднего и переднего привода я рассказывал в этой статье.

В отличие от переднеприводных авто, заднеприводные при резком нажатии на газ в поворотах, постоянно норовят уйти в вираж. Задние ведущие колеса уходят в занос и пробуксовывая стремятся обогнать передние, одним словом это называется занос. Главное правило позволяющее избежать развития неприятных событий — это начать действовать правильно до того, как авто начнет раскручивать. Чтобы избежать разворота автомобиля вокруг своей оси, необходимо делать следующее — плавно сбрасываем газ, после чего поворачиваем руль в сторону заноса. Самой большой ошибкой в данной ситуации является нажатие на педаль тормоза. К сожалению, некоторые водители машинально жмут на тормоз, пытаясь выйти из заноса, в результате окончательно теряют контроль над ситуацией. Есть также те, кто не знает, что «трогать педаль тормоза» в случае заноса заднеприводного авто ни в коем случае не стоит!

Как я уже говорил, важно почувствовать, что авто уходит в занос и не замешкаться в этот момент, то есть надо работать на опережение. В противном случае машину сложно будет стабилизировать и ее будет «болтать» из стороны в сторону, из заноса в занос. Такое явление называют красивым термином — ритмический занос, которое на дороге выглядит отнюдь не красиво, а страшно и очень опасно. С каждым новым колебанием амплитуда увеличивается и обуздать неуправляемый автомобиль становится просто невозможно. Заканчивается все, как правило, в кювете или на встречной полосе…

Как вести себя в случае заноса на заднеприводном авто видео

Избежать заноса можно путем соблюдения несложных правил — это адекватный скоростной режим, заблаговременное торможение, умение плавно работать педалями тормоза и газа. Более подробно о том, как правильно ездить зимой можно прочесть в моей предыдущей статье.

Не раз приходилось слышать, как некоторые беспечные водители с уверенность заявляли о том, что не боятся ничего, т. к. автомобиль оснащен системой ABS, а также массой доп. систем, которые не допустят неприятностей. Однако в итоге все оказывалось совсем не так и спустя некоторое время каждый из них убеждался, что не все так просто и, что на дороге можно надеяться только на себя… К слову, ABS (антиблокировочная система) нужна не для того, чтобы сократить тормозной путь, как некоторые ошибочно полагают, система позволяет избежать блокировки колес и не допустить заноса во время торможения. Это дает возможность водителю сохранить контроль над авто и совершить маневр, который позволит избежать ДТП. Для сокращения тормозного пути придумана другая вспомогательная система — Brake Assist, умная электроника увеличивает давление, повышая эффективность экстренного торможения. При этом система не ждет от водителя практически никаких действий. Brake Assist позволяет начать торможение заблаговременно и с максимальной эффективностью, что позволяет избежать возникновения аварийной ситуации.

Несколько слов об ESP

Большинство современных авто оснащены системой ESP, в переводе на «человеческий» язык — система курсовой устойчивости. Главной задачей этой системы является недопущение возникновения заноса автомобиля. Как и остальные системы упрощающие нашу жизнь ESP, безусловно, полезная, однако, как и все остальные она не является спасением от всех бед и гарантией того, что машину не «понесет». Стоит переборщить со скоростью или сделать резкое движение рулем, и вы, скорее всего, уйдете в занос. Безусловно электроника попытается все исправить, сначала притормозит ведущие колеса, затем «задавит» мотор, уменьшив подачу горючего, однако этого, к сожалению, не всегда достаточно для выхода из заноса. Дальше от водителя практически ничего не зависит, его несет, и он просто со страхом в глазах наблюдает за всем происходящим…

Возможность отключить ESP есть практически всегда, это либо специальная кнопка, либо опция в соответствующем пункте меню системы управления автомобилем. Но даже после отключения система не до конца перестает «помогать», в большинстве случаев отключение системы курсовой устойчивости приводит к деактивации противобуксовочной системы ASR, которая взаимодействует с ESP, ABS и не только. По большому счету ASR отключать рекомендуется, когда вы «сели» в снегу или не можете «выкарабкаться» по скользкой дороге. В таком случае электронный помощник не будет тормозить колеса, что позволит легче выбраться или выехать, или сесть еще больше, как вариант…

Передний привод

Этот привод сегодня, пожалуй, самый распространенный, занос или правильнее будет сказать снос происходит так же неожиданно, однако немного при других обстоятельствах. Но причины схожие, тормознул, газанул, резко крутанул рулем — привет кювет! Главное правило, как утверждают «АССЫ» — не бросать педаль газа.

В отличие от заднего привода, переднеприводные авто устроены по принципу «тяни», так как ведущие колеса находятся спереди авто и грубо говоря тянут за собой весь автомобиль. Несмотря на то, что машину начало «болтать», бросать газ нельзя ни в коем случае, вместо этого рекомендуется удерживать газ, а в некоторых случаях и вовсе добавить «газку». Доказано, при таком поведении ведущий передок вытянет машину из заноса и не допустит его развития. Проблема в том, что большинство автомобилистов машинально, как говорится, «на автомате» убирают ногу с педали газа и в итоге делают только хуже. Как и в случае с задним приводом — тормоз «нельзя трогать» в таком случае, будет только хуже… Руль рекомендуется поворачивать в сторону заноса.

Как вести себя в случае заноса на переднеприводном авто видео

Полный привод

О том, что полноприводные автомобили самые стабильные на скользкой дороге знают даже школьники. Четыре ведущих колеса работают полноценно, не допуская проскальзывания или срыва машины в занос. Но как говорится: «раз в году и палка стреляет»… Более того, полный привод уходит в занос необычно и достаточно резко, поэтому нужно всегда быть готовыми к такому развитию событий.

Кстати, с полноприводным авто не все так просто как с задне- или переднеприводными. Дело в том, что реализация полного привода может быть разной, в результате одинаковый, на первый взгляд, полный привод может вести себя абсолютно по-разному в той или иной экстремальной ситуации. Так, к примеру, на авто с подключаемым «передком» (Isuzu D-Max, Volkswagen Amarok, Toyota Fortuner) разрешается использовать приемы, актуальные для заднего привода. Для авто, у которых есть вискомуфта (Honda CR-V, Toyota RAV4, Ford Kuga) наоборот можно попробовать вырулить по принципу переднеприводных авто за счет правильного использования «ручника». Тормозить, как и во всех остальных случаях нельзя, руль следует поворачивать в сторону заноса и не отпускать педаль газа. Если педаль отпустить, машину может понести наружу поворота. Работать педалью газа следует очень осторожно, при соблюдении правил машина останется на дороге и вернет себе управляемость.

Подведем итоги…

Помните, все вышеописанные трюки, фокусы и секреты, позволяют «вырулить» из сложившейся ситуации, однако лучший рецепт от заноса — это просто в него не входить. Не допускайте возникновения заноса и бесконтрольное движения вашего автомобиля, постоянно думайте о том, что и как делаете, всегда соблюдайте скоростной режим и аккуратно работайте педалями газ/тормоз. Всегда думайте о том, что дорога ошибок не прощает, если вы не уверены в своем авто или в своих навыках —лучше вообще откажитесь от поездки или управления автомобилем, это может и не самый удобный или выгодный вариант, зато — это самый безопасный вариант, позволяющий избежать больших проблем и неприятностей.

На этом у меня все, жду ваших комментариев по данной теме. Напишите о ваших наблюдениях, а также опыте вождения автомобиля в зимнее время. Если статья пришлась вам по душе, поделитесь статьей со своими близкими в соц. сетях, для этого ниже есть специальные кнопки. Спасибо за внимание и до новых встреч на АвтоПульсаре. Удачи вам, берегите себя!

Добавить комментарий

Закрыть меню