Датчик давления в шинах

Принцип работы датчика давления в шинах

» Системы автомобиля » Шины и диски » Принцип работы датчика давления в шинах Trip | 2017-01-29

Датчик давления в шинах позволяет узнать, в норме ли давление. Необходимость контроля над давлением в шинах ясна каждому автолюбителю. Езда на приспущенных колесах ведет к увеличению расхода топлива, истиранию и разрушению рабочей поверхности шин. Это, в свою очередь, негативно влияет на управляемость автомобиля и, как следствие, может привести к неприятным ситуациям на дороге.

Недостаточное и избыточное давление, также приводит к уменьшению срока службы шин, делает езду жесткой и увеличивает опасность прокола. Если Вы задавались вопросом: как работает датчик давления в шинах, и какие они бывают, в чем их отличительные особенности, преимущества и недостатки, то это статья для Вас.

Принцип работы механического датчика

Самый простой вариант датчика — колпачки с различными цветовыми индикаторами (как правило, красный, желтый, зеленый) под прозрачной крышкой. Они накручиваются на ниппеля шин взамен штатных колпачков. Внутри такого датчика находится поршень, который перемещается в зависимости от давления в шине. Красный цвет, как нетрудно догадаться, будет сигнализировать о критически низком давлении, зеленый об оптимальном.

Конечно, такой прибор прост и удобен, однако имеет ряд серьезных недостатков.

  1. Низкая точность и ненадежность показания — ведь нормы давления в шинах для разных автомобилей разные, а колпачок сигнализирует красным при достижении определенной величины давления, которая для некоторых моделей автомобилей вполне может быть нормальной.
  2. Находясь в салоне автомобиля, Вы не сможете контролировать давление.
  3. Избыточное давление в шинах таким способом не определить.

Большими возможностями обладают электронные системы контроля. Такие системы обозначаются английской аббревиатурой TPMS (Tire Pressure Monitor System). В США и Европе TPMS в настоящее время устанавливается в каждый выпускаемый автомобиль, как того требует закон. Современные датчики TPMS определяют не только давление воздуха в шинах, но и его температуру, а также ускорение автомобиля.

Принцип работы электронного датчик давления в шинах

Система TPMS состоит из четырех или пяти (для запасного колеса) датчиков, оснащенных радиопередающими модулями, и блоком управления, на который поступает радиосигнал с датчиков. Датчики пронумерованы:

  • 1 — переднее левое колесо;
  • 2 — переднее правое;
  • 3 — заднее левое колесо;
  • 4 — заднее правое.

Они также закручиваются на ниппеля шин. При обнаружении проблемы с блоком управления идет звуковой сигнал. Глядя на экран блока управления, где находятся информация о давлении во всех шинах автомобиля, водитель определяет источник проблемы. Блок управления осуществляет сравнение принятых от датчиков значений с установленными параметрами, которые может задать сам пользователь устройства.

Система принимает сигнал от датчиков только при включенном зажигании. Когда зажигание выключено, система переходит в спящий режим, что способствует длительной работе элементов питания. Блок управления питается от «пальчиковых» батареек, которых хватит на несколько месяцев, а сами датчики от «таблеток», которые прослужат от года и больше.

Существуют также системы TPMS, передающие и принимающие сигнал по Bluetooth, что позволяет видеть показания датчиков на дисплее своего смартфона или планшета при помощи мобильного приложения. С одного мобильного устройства можно контролировать несколько автомобилей, оснащенных датчиками.

Преимуществами данных систем являются высокая точность измерения и удобство пользования. К недостаткам следует отнести относительную дороговизну. Стоимость самых недорогих моделей начинается от 10 тысяч рублей.

Внутренние датчики TPMS

Есть и такие системы TPMS, где датчики монтируются внутрь колеса на вентиль. Именно эти системы устанавливают в наши дни автопроизводители. При установке внутренних датчиков давления в шинах в автосервисе потребуется дальнейшая балансировка, так как вес датчика вызывает дисбаланс колеса. Внутренние датчики надежно защищены от внешних воздействий — капризов погоды и вандализма несознательных граждан, что является несомненным плюсом таких систем.

С другой стороны, такая система предполагает оснащение датчиков несъемными батареями. Впрочем, производители заверяют, что срок службы элементов питания, установленных во внутренних датчиках, составляет от пяти лет и более. К недостаткам внутренних датчиков можно отнести то, что в случае необходимости экстренной починки колеса нельзя будет использовать пенные герметики — в этом случае датчик выйдет из строя. Трудности возникают также при сезонной смене резины, когда возникает опасность повредить датчик.

Иные датчики

Есть также косвенные (indirect) системы TPMS, или iTPMS. Принцип их работы заключается в том, что датчик скорости ABS фиксирует изменение скорости вращения колеса, что, как правило, происходит в результате падения давления в шинах, и подает сигнал на блок управления ABS, который информирует водителя о неполадках с помощью индикаторной лампы на панели приборов.

Недостатком системы iTPMS является невысокая точность измерений, а также то, что контролировать давление в шинах данная система может только при движении автомобиля, причем только при достижении определенной скорости (около 30 км/ч). Для того чтобы загорелась контрольная лампочка, давление должно упасть на 25-30 %. Кроме того, iTPMS не поможет определить резкое понижение давления в случае прокола колеса.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что применение современных систем контроля давления в шинах увеличивает безопасность вождения, позволяет дольше эксплуатировать резину и экономить топливо, сохраняет подвеску автомобиля.

Датчик давления в шинах TPMS: принцип работы и типы датчиков

Товар добавлен к сравнению Всего в списке Больше не показывать Сравнить Товар удалён из сравнения Всего в списке Больше не показывать Сравнить Есть товары для сравнения Всего в списке Больше не показывать Сравнить

Современные автомобили представляют собой сложные технические устройства, состоящие из комплекса взаимосвязанных между собой компонентов. Одним из них является колесо. Оно обеспечивает связь автомобиля с дорогой и является важным элементом, от которого зависит безопасность. Именно поэтому необходимо регулярно проверять давление в шинах.

Спустившая шина не сулит ничего хорошего, она, как и упавшее в ней давление, может существенно повлиять на безопасность. Не секрет, что низкое давление ухудшает управляемость, увеличивает тормозной путь, приводит к неравномерному износу протектора и снижает срок службы шины.

Чтобы упростить процедуру измерения инженеры придумали систему контроля давления в шинах. Она состоит из датчиков и приемника. Датчики давления представляют собой устройства, объединенные в едином корпусе с вентилем или смонтированные на внешней стороне колесного вентиля колпаки. Они предназначены для контроля за давлением воздуха в шине.

Впервые системы контроля давления в шинах появились на американской военной технике в 90-х годах прошлого века. В салоне автомобилей был установлен стрелочный манометр и компрессор, позволяющие снижать давление в шинах для преодоления бездорожья и увеличивать давление при возврате техники на гражданские дороги. Помимо прочего, данная система позволяла обеспечивать непрерывную подачу воздуха в систему при небольших повреждениях шин.

В отечественной технике система подкачки шин нашла широкое применение на автомобилях ГАЗ-66. На нем устанавливались автоматизированные системы позволяющие изменять давление воздуха в шинах с места водителя, как на стоянке, так и на ходу автомобиля, контролировать давление в шинах, а также продолжать движение автомобиля при небольших повреждениях шины.

С 70-х годов в списке дополнительных опций премиальных автомобилей появилась система контроля давления в шинах TPMS (Tire Pressure Monitor System). Сегодня наличие системы контроля давления в шинах является обязательным в ряде европейских и азиатских стран, а также в США.

Принцип работы и типы датчиков

Принцип работы современной электронной системы контроля давления в шинах достаточно прост. Датчики, установленные в шинах, каждые 60 секунд отправляют информацию о давлении управляющему блоку. Он сравнивает полученные данные с заводскими параметрами и отображает их на дисплее в салоне автомобиля. Если уровень давления колеса не соответствует норме, система информирует об этом водителя графическим элементом, текстом и звуковым сигналом.

— Штатные датчики давления устанавливаются заводом изготовителем и выводят данные на экран бортового компьютера автомобиля. Они являются наиболее распространенными.

— Нештатные датчики давления в шинах отличаются от штатных конструкцией передатчиков, которые могут быть внешними и внутренними, и приемником. Приемник совмещает в себе функции дисплея, отображающего полученную с датчиков информацию. Он устанавливается на торпедо или подключается к гнезду прикуривателя.

Важно! Каждый датчик имеет в своей конструкции батарейку, обеспечивающую его бесперебойную работу на протяжении 7-10 лет. Стоит помнить, что батарея не съемная и по истечении этого срока датчик меняется на новый. В связи с разной частотой передачи данных, весом и другими особенностями конструкции следует производить замену только на датчики давления воздуха в шинах, рекомендованные заводом изготовителем.

Подобрать шины по параметрам Подобрать шины для моего авто Немерцева Людмила, 17 декаря 2018

Быстро получил заказ (в течение 2-х дней с момента заказа). Качество товара! Покупаю не в первый раз. Получил сертификат на бесплатный шиномонтаж. Большая сеть сервисов по шиномонтажу. Доставка была 14.12.2018 в 19 часов, и в тот же вечер в 20.30 я приехал на шиномонтаж (по записи!) и за полчаса мне все сделали.

Показать целиком

Датчики контроля давления в шинах

Для чего нужен датчик давления в шинах

Поддержание оптимального давления в автомобильных шинах обеспечивает надежную управляемость машины, увеличивает ресурс эксплуатации автопокрышек и снижает расход топлива.

Что такое датчики давления в шинах

Это специальные малогабаритные устройства, монтируемые на колеса для контроля давления воздуха в шинах (иногда и температуры).
Различают несколько типов датчиков давления:

  1. Принцип действия – механические или электронные.
  2. Место установки – наружные или внутренние.
  3. Способ измерения – прямого или косвенного контроля.
  4. Тип измерительного элемента – тензорезисторные или пьезоэлектрические (только для электронных систем).

Конструкция и принцип работы датчиков

Конструкция и принцип действия подобных устройств зависит от вида используемой системы контроля давления в шинах.

Механические датчики

Представляют собой миниатюрные манометры, измеряющие давление воздуха в автошинах. Конструктивно выполняются в виде прозрачного колпачка, накручиваемого на ниппель вместо обычного защитного. С помощью поршней определенного цвета они выдают соответствующий сигнал: если давление более 2 бар – зеленый, от 1 до 2 бар – желтый, менее 1 бар – красный.

Основным достоинством является простота установки, а также отсутствие необходимости какой-либо настройки и дальнейшего обслуживания.

Из недостатков отмечают следующие:

  • свободный доступ посторонних лиц;
  • неточность показаний;
  • контроль только визуальный, возможен лишь при остановке машины.

Электронные устройства

Среди этих систем слежения за давлением в шинах самыми простыми являются датчики достаточно распространенной тормозной системы ABS, отслеживающей частоту оборота колес. У спущенного колеса уменьшается внешний диаметр покрышки, что приводит к увеличению скорости ее вращения и повышению внутренней температуры. Отслеживая эти параметры, штатно установленные и запрограммированные нужным образом, датчики передают информацию в бортовой компьютер, который выдает соответствующий сигнал. При этом установка какого-либо дополнительного оборудования не требуется.

Более точными являются электронные устройства, непосредственно измеряющие давление воздуха в автопокрышке. Каждое из них имеет собственный источник электропитания (малогабаритную батарейку) и связано по радиочастотному каналу (Bluetooth) с блоком управления и/или сигнализации.

Такие датчики могут быть установлены снаружи колеса на золотник вместо защитного колпачка. Но чаще они встраиваются внутрь бескамерной покрышки вместо штатных ниппельных грибков или просто крепятся на ее внутренней поверхности.

В качестве элемента управления и индикации может использоваться отдельный блок с элементами световой и/или звуковой сигнализации, либо мобильное устройство (например, обычный смартфон) с установленным на нем специальным программным обеспечением.

Главное преимущество электронных систем заключается в том, что водитель может отслеживать состояние накачки колес в любой момент, в том числе, во время движения автомобиля.

Но есть и определенные недостатки:

  • трудоемкость монтажа внутренних датчиков;
  • необходимость периодической замены элементов питания;
  • такие устройства нуждаются в настройке и дополнительном обслуживании.

Установка датчиков давления колес

Установить механические датчики не составит особого труда даже для начинающего автолюбителя. Для этого достаточно открутить стандартные колпачки на колесах и поставить вместо них приобретенные устройства.

С электроникой бывает сложнее. Если система предусматривает использование наружных датчиков, то их установка также осуществляется легко. Единственное затруднение может вызвать подключение блока управления, если он не имеет автономного питания от встроенного аккумулятора или батарейки.

Для установки внутреннего электронного датчика необходимо разбортировать покрышку и вставить устройство на место штатного ниппельного грибка. Сделать это в домашних условиях сложно, так как после перебортовки бескамерной шины накачивать ее нужно под высоким давлением, чтобы края покрышки сразу сели на диск. Для этого потребуется компрессор, который вряд ли имеется в гараже у обычного автолюбителя.

После установки датчиков на колеса необходимо подключить блок управления и/или сигнализации и произвести настройку системы в целом – «прописать» каждый элемент так, чтобы сигнал от него был виден блоку управления или бортовому компьютеру.

Так называемая «прописка» датчиков по общему правилу осуществляется по кругу, начиная с левого переднего колеса, затем – правое переднее, заднее правое и, наконец, левое заднее. Тем автолюбителям, что не очень дружат с электроникой, лучше обратиться в автосервис, оказывающий подобные услуги.

Эксплуатация датчиков

При использовании механических устройств какое-либо дополнительное обслуживание не требуется. Единственное желательное условие – не оставлять автомобиль без присмотра надолго, так как колпачки вызывают излишний интерес у окружающих, в том числе, детей, которые могут открутить их просто из любопытства.

При эксплуатации электронных систем существуют некоторые дополнительные условия:

  • батарейки требуют периодической замены, что при использовании внутренних датчиков вызывает необходимость обращения в шиномонтажную мастерскую;
  • при движении автомобиля на большой скорости автопокрышки нагреваются сами по себе, что может привести к ложному срабатыванию системы;
  • после срабатывания необходимо сбросить показания датчика давления в шинах, обнулив его программным способом согласно инструкции.

Для машин премиум-класса и многих иномарок средней стоимости системы контроля давления в колесах (TPMS) уже давно входят в штатную комплектацию. Но и для большинства современных бюджетных моделей установка датчиков давления в шинах может быть осуществлена в качестве дополнительной опции. В США и ряде европейских стран подобные устройства обязательны к применению на законодательном уровне.

Добавить комментарий

Закрыть меню