Гелевый аккумулятор

Форум об аккумуляторах AkbInfo.ru

Место для обсуждения аккумуляторов и зарядных устройств

Пропустить

Обсуждение темы: «Какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный»

На форуме обсуждаются темы, связанные с выбором аккумуляторной батареи для автомобилей. Здесь только обсуждение выбора. Отзывы о производителях находятся в соседнем форуме.

Модераторы: Инквизитор, Petro

Ответить 11 сообщений

  • 1
  • 2

isidoraDunkan Гость
Сообщения: 8 Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 18:54 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение isidoraDunkan » 18 янв 2018, 16:56

Вот такой вот у меня к вам вопрос, уважаемые форумчане, какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный? Об этом написана масса различных статей, рассматриваются плюсы и минусы гелевых и кислотных аккумуляторов, но остается непонятным, какие лучше. Многие с пеной у рта хвалят гелевые аккумуляторы, но мне не верится, что всё так чудесно и прекрасно как описывают. monblanka Гость
Сообщения: 10 Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 18:58 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение monblanka » 19 янв 2018, 10:41

isidoraDunkan писал(а): ↑18 янв 2018, 16:56 Вот такой вот у меня к вам вопрос, уважаемые форумчане, какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный? А что вы имеете в виду под гелевым аккумулятором? Именно гелевый аккумулятор или AGM? К тому же, гелевый аккумулятор тоже относится к кислотным. Разница в том, что кислотный электролит в них находится не в жидком виде, а в связанном. isidoraDunkan Гость
Сообщения: 8 Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 18:54 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение isidoraDunkan » 20 янв 2018, 20:25

monblanka писал(а): ↑19 янв 2018, 10:41 А что вы имеете в виду под гелевым аккумулятором? Ну, я это и имел в виду. То есть, что лучше аккумулятор гелевый или обычный кислотный. Сейчас посмотрел и увидел, что обычно кислотный аккумулятор обозначают как WET. Кстати, а как отличить гелевый аккумулятор от кислотного в магазине самостоятельно? flagman72 Гость
Сообщения: 7 Зарегистрирован: 03 дек 2017, 09:50 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение flagman72 » 21 янв 2018, 20:03

isidoraDunkan писал(а): ↑20 янв 2018, 20:25 Кстати, а как отличить гелевый аккумулятор от кислотного в магазине самостоятельно? Я не уверен, но если гелевый аккумулятор имеет электроды рулонного типа (как у Оптима), то вы увидите полукруглую форму банок с этими электродами. Хотя, возможно, что у них у всех рулонный тип электродов. Просто одни производители делают их в обычных корпусах, а другие такое исполнение как у Оптимы. Аккумулятор Оптима 1.jpg (8.43 КБ) 1343 просмотра Аккумулятор Exide monblanka Гость
Сообщения: 10 Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 18:58 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение monblanka » 22 янв 2018, 19:12

isidoraDunkan писал(а): ↑20 янв 2018, 20:25 Кстати, а как отличить гелевый аккумулятор от кислотного в магазине самостоятельно? А вы думаете, кто-то скрывает их принадлежность категории гелевых или WET? Однозначно можете их отличить по цене. Гелевые стоят значительно дороже обычно кислотных аккумуляторов. Под гелевыми здесь я имею в виду автомобильные аккумуляторы AGM. Вы ведь спрашиваете разницу гелевых аккумуляторов и кислотных для авто? А гелевые аккумуляторы, которые содержат электролит в виде геля, для автомобилей практически не используются. Для них требуется высокоточное бортовое оборудование автомобиля, и они чувствительны к низким температурам. Их ещё обозначают GEL и обычно используют на скутерах, моторных лодках, а также в различном коммуникационном оборудовании. isidoraDunkan Гость
Сообщения: 8 Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 18:54 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение isidoraDunkan » 23 янв 2018, 17:55

И всё-таки, чем отличается гелевый аккумулятор от кислотного? Как можно это понять по-простому? Допустим, возьмем также им аккумулятор емкостью 60 ампер час и такой же аккумулятор WET 60 Ач c жидким электролитом. Что лучше? appochivalka Гость
Сообщения: 9 Зарегистрирован: 04 дек 2017, 14:05 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение appochivalka » 24 янв 2018, 05:52

isidoraDunkan писал(а): ↑23 янв 2018, 17:55 И всё-таки, чем отличается гелевый аккумулятор от кислотного? Как можно это понять по-простому? Я бы тоже хотел узнать, чем лучше гелевый аккумулятор? Такое мнение можно услышать на большинстве форумов и в различных статьях. Но, в чём отличие гелевый аккумулятор и обычный, не совсем понятно. Если там идут те же самые реакции, тот же свинец и кислота, в чём же разница? monblanka Гость
Сообщения: 10 Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 18:58 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение monblanka » 25 янв 2018, 18:30

appochivalka писал(а): ↑24 янв 2018, 05:52 Если там идут те же самые реакции, тот же свинец и кислота, в чём же разница? Я бы сказал так, что разница в конструкции этих аккумуляторов, несмотря на одинаковые электрохимические процессы, происходящие в них. В AGM аккумуляторах также присутствует жидкий электролит, но он находится в сепараторе, состоящем из тонкого стекловолокна. А это стекловолокно заполняет пространство между электродами. Так, что отличие гелевых аккумуляторов от кислотных довольно существенное.
Электролит в стекловолокне удерживают капиллярные силы. Его количество дозируется так, чтобы часть пор стекловолокна была свободна. Это необходимо для того, чтобы происходила циркуляция выделяющихся газов. В результате обеспечивается рециркуляция, и батареи AGM не требуют обслуживания при эксплуатации.
Существенное отличие гелевый аккумулятор и обычный заключается в том, что первые более устойчивы к вибрации, перепадам температуры и обеспечивают большую безопасность при эксплуатации, поскольку не содержат жидкой кислоты. bahytCompot Гость
Сообщения: 9 Зарегистрирован: 05 дек 2017, 18:45 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение bahytCompot » 26 янв 2018, 06:47

monblanka писал(а): ↑25 янв 2018, 18:30 Существенное отличие гелевый аккумулятор и обычный заключается в том, что первые более устойчивы к вибрации, перепадам температуры и обеспечивают большую безопасность при эксплуатации, поскольку не содержат жидкой кислоты. Я бы ещё отметил стойкость AGM аккумуляторов к глубокому разряду. Производители заявляют, что это свойство обеспечивается благодаря высокой плотности сборки электродов и активной массы. extazy77 Гость
Сообщения: 6 Зарегистрирован: 06 дек 2017, 14:51 Контактная информация:

  • Пожаловаться на это сообщение
  • Цитата

Сообщение extazy77 » 27 янв 2018, 13:18

Однако не стоит забывать, что же AGM и гелевые аккумуляторы очень чувствительны к перепадам напряжения. Особенно им требуется стабильное напряжение при заряде. И объяснение этому значительно меньшее количество электролита, содержащиеся в них по сравнению с WET аккумуляторами. Поэтому им требуются качественные зарядные устройства, а также нормальная и стабильная работа бортовой сети автомобиля. Ответить 11 сообщений

Типы аккумуляторных батарей AGM и GEL

Неотъемлемой компонентом автономных солнечных энергосистем являются необслуживаемые аккумуляторные батареи большой емкости. Такие АКБ гарантируют сохранение функциональных возможностей на протяжения всего заявленного жизненного цикла. Важно отметить, что свинцово-кислотные АКБ являются не самым лучшим вариантом для автономных солнечных энергосистем, т.к. работая в цикличном режиме, при разряде более чем на 30%, данный тип АКБ потребует замены в среднем через 2-3 года, что является весьма дорогостоящим занятием. Эта проблема решена благодаря появлению нового поколений АКБ LiFePO4, которые служат минимум в 3 раза дольше в цикличном режиме, однако, из-за своей дешевизны, АКБ AGM и GEL до сих пор имеют наибольшее распространение в автономных системах.

Свинцово-кислотные аккумуляторы — старейший вид аккумуляторов, принцип действия которых основан на электрохимическом процессе взаимодействия свинца и раствора серной кислоты. Упрощенно это выглядит так. Соединяем раствор кислоты со свинцом — получаем воду, сульфат свинца и электрический ток. Загоняем электрический ток обратно — получаем из сульфата свинца свинец и раствор серной кислоты. И так туда-сюда. Чисто природный процесс, почти как в живом организме. Отсюда и типичные природные свойства, а именно: стареет, на морозе замерзает, если заставлять работать и не кормить — умирает. Значит, чтобы обеспечить жизнедеятельность нужно соблюдать принцип «раз-два-три»:

Раз. Поддерживать рабочую температуру.

Два. Если незаряжен — срочно заряжать.

Три. Поменьше нагружать.

Вкратце, чем это обусловлено. Как уже говорилось выше, при разряде свинец превращается в сульфат (соединение свинца и серной кислоты), а раствор серной кислоты в воду. Сульфат свинца имеет консистенцию творога — белый и пушистый, а раз так, то творог, если его много отваливается с пластин и падает на дно аккумулятора. Емкость снижается. Мало того, с течением времени творог начинает твердеть, образуя кристаллы, которые уже не хотят превращаться обратно в свинец, забивают поверхность свинцовых пластин. Емкость опять снижается. А еще вода. Если мороз, она превращается в лед. Может и порвать разряженный аккумулятор. Значит в любом случае нужно сразу заряжать. А чтобы зарядился нужно еще и подогреть. Ведь и кофе в холодной воде не сваришь, а тут свинец!

С зарядом тоже не всё просто. Алгоритм заряда трехстадийный. Первая стадия выполняется током равным одной десятой от емкости аккумулятора. Меньшим можно, большим не рекомендуется. Химия аккумулятора не успеет переварить весь ток, и его лишняя энергия пойдет в тепло и на разрушение свинцовых пластин. При достижении 14,4В (на 12В аккумуляторе) наступает вторая стадия, когда нужно плавно уменьшать ток, не давая расти напряжению. Если дать напряжению расти выше, аккумулятор просто закипит, теряя воду, что губительно для герметичных аккумуляторов. Обратно ведь её не зальешь! При достижении зарядного тока значений близких к нулю, переходим к третьей стадии, снизив напряжение на аккумуляторе до 13,7В, которое и поддерживаем, компенсируя собственные потери аккумулятора. Таким образом процесс заряда может занять от 5 до 10ти часов. Если же вторую и третью стадию не выполнять, то получим хронический недозаряд, а значит постоянно нарастающий объем твердого сульфата на пластинах и выход из строя аккумулятора гарантирован. А ещё зарядное напряжение меняется в зависимости от температуры…

Но если всё делаем правильно, то есть держим в тепле, разряжаем и сразу полностью заряжаем всеми стадиями, то сколько циклов отработает свинцово-кислотный аккумулятор? Оказывается, чем глубже разряжаем, тем меньше циклов. Как природный организм. Всё логично. При соблюдении правила «два», новый среднестатистический (китайский) качественный аккумулятор отходит 300 циклов при полном разряде за цикл, 600 циклов при половинном разряде, 1200 циклов при разряде на треть. Значит, три года при ежедневном циклировании на треть, а так же полном отсутствии сбоев и задержек в зарядном процессе.

Из всего вышесказанного вытекает вывод, что среднестатистический свинцово-кислотный аккумулятор подходит для работы в циклировании только при отсутствии достойной альтернативы. Даже технологии GEL и AGM не изменили принципиальных свойств свинцовых аккумуляторов, так как по-сути это всего лишь противодействие опаданию сульфата с пластин, а так же вытеканию электролита в случае повреждения корпуса.

Основные типы свинцово-кислотных АКБ :

Технология AGM

Технология AGM — (Absorbent Glass Mat) На русский язык это можно перевести как “поглощающее стекловолокно”. В качестве электролита также используется кислота в жидком виде. Но пространство между электродами заполнено микропористым материалом-сепаратором на основе стекловолокна. Это вещество действует как губка, оно полностью всасывает всю кислоту и удерживает её, не давая растекаться.

При протекании химической реакции внутри такого аккумулятора также образуются газы (в основном водород и кислород, их молекулы являются составными частями воды и кислоты). Их пузырьки заполняют некоторые из пор, при этом газ не улетучивается. Он принимает непосредственное участие в химических реакциях при подзарядке батареи, возвращаясь обратно в жидкий электролит. Этот процесс называется рекомбинацией газов. Из школьного курса химии известно, что круговой процесс не может быть 100% эффективным. Но в современных AGM аккумуляторах эффективность рекомбинации достигает 95-99%. Т.е. внутри корпуса такого аккумулятора образуется ничтожно малое количество свободного ненужного газа и электролит не меняет своих химических свойств на протяжении многих лет. Тем не менее, истечению очень долгого времени свободный газ создает внутри батареи избыточное давление, когда оно достигает определенного уровня, срабатывает специальный выпускной клапан. Этот клапан также защищает батарею от разрыва в случае возникновения внештатных ситуаций: работа в экстремальных режимах, резкое повышение температуры в помещении из-за внешних факторов и тому подобное.

Основные преимуществом аккумуляторов AGM перед технологией GEL, является более низкое внутреннее сопротивление аккумулятора. Прежде всего это влияет на время заряда АКБ, которое в автономных системах сильно ограничено, особенно в зимнее время. Таким образом, АКБ AGM быстрее заряжается, а значит быстрее выходит из режима глубокого разряда, который губителей для обоих типов АКБ. Если система автономная, то при использовании АКБ AGM ее КПД будет выше, чем у такой же системы с АКБ GEL, т.к. для заряда АКБ GEL требуется больше времени и мощности, которых может не хватать в пасмурные зимние дни. При отрицательных температурах гелевый аккумулятор сохраняет больше емкости и считается более стабильным, но как показывает практика, в пасмурную погоду при слабых токах заряда и отрицательный температурах, гелевый аккумулятор не будет заряжаться из-за высокого внутреннего сопротивления и «задубевшего» гелевого электролита, в то время как аккумулятор AGM будет заряжаться при малых токах зарядки.

Специальное техническое обслуживание батарей AGM не требуется. АКБ изготовленные по технологии AGM не требуют обслуживания и дополнительной вентиляции помещения. Недорогие АКБ AGM прекрасно работают в буферном режиме с глубиной разряда не более 20%. В таком режиме служат до 10-15 лет.

Если же их использовать в циклическом режиме и разряжать хотя бы до 30-40%, то их срок службы существенно сокращается. AGM часто используются в недорогих бесперебойниках (UPS) и небольших автономных солнечных энергосистемах. Тем не менее, в последнее время появились AGM батареи, которые рассчитаны на более глубокие разряды и цикличные режимы работы. Конечно, по своим характеристикам они уступают АКБ GEL, но прекрасно работают в автономных . Но главная техническая особенность AGM аккумуляторов, в отличие от стандартных свинцово-кислотных АКБ, — возможность работы в режиме глубокого разряда. Т.е. они могут отдавать электрическую энергию на протяжении длительного времени (часы и даже сутки) до состояния, когда запас энергии падает до 20-30 % от первоначального значения. После проведения зарядки такого аккумулятора он практически полностью восстанавливает свою рабочую емкость. Конечно, совсем бесследно такие ситуации проходить не могут. Но современные AGM аккумуляторы выдерживают от 600 и выше циклов глубокой разрядки.

Кроме того, у AGM батарей очень малый ток саморазряда. Заряженная батарея может храниться неподключенной долгое время. Например, за 12 месяцев простоя заряд аккумулятора упадет всего до 80% от первоначального. AGM аккумуляторы обычно имеют максимальный разрешенный ток заряда 0,3С, и конечное напряжение заряда 15-16В. Такие характеристики достигаются не только за счет конструктивных особенностей AGM технологии. При изготовлении батарей используются более дорогие материалы с особыми свойствами: электроды изготавливаются из особо чистого свинца, сами электроды делают более толстыми, в электролит входит серная кислота высокой степени очистки.

Технология GEL

Технология GEL — ( Gel Electrolite) В жидкий электролит добавляют вещество на основе двуокиси кремния (SiO2), в результате чего образуется густая масса, напоминающая по консистенции желе. Этой массой и заполнено пространство между электродами внутри аккумулятора. В процессе химических реакций в толще электролита возникают многочисленные газовые пузыри. В этих порах и раковинах происходит встреча молекул водорода и кислорода, т.е. газовая рекомбинация.

В отличие от AGM технологии гелевые аккумуляторы ещё лучше восстанавливаются из состояния глубокого разряда, даже в том случае, когда к процессу заряда не приступили сразу же после зарядки батарей. Они способны перенести более 1000 циклов глубокой разрядки без принципиальной потери своей емкости. Так как электролит находится в густом состоянии, то он менее подвержен расслоению на составные части воду и кислоту, поэтому гелевые аккумуляторы лучше переносят плохие параметры тока подзаряда.

Пожалуй, единственный минус гелевой технологии – цена, она выше, чем у AGM батарей такой же емкости. Поэтому использовать гелевые аккумуляторы рекомендуется в составе сложных и дорогих систем автономного и резервного электроснабжения. А так же в случаях, когда отключения внешней электрической сети происходят постоянно, с завидной цикличностью. АКБ лучше выдерживают циклические режимы заряда-разряда. Также, они лучше переносят сильные морозы. Снижение емкости при понижении температуры аккумуляторов также меньше, чем у других типов аккумуляторов. Их применение более желательно в системах автономного электроснабжения, когда батареи работают в циклических режимах (заряжаются и разряжаются каждый день) и нет возможности поддерживать температуру аккумуляторов в оптимальных пределах.
Почти все герметичные аккумуляторы могут устанавливаться на боку.
Гелевые аккумуляторы тоже отличаются по назначению — есть как , так и . Гелевые батареи лучше выдерживают циклические режимы заряда-разряда. Их применение более желательно в системах автономного электроснабжения. Однако они дороже AGM батарей и тем более стартерных.

Гелевые аккумуляторы имеют примерно на 10-30% больший срок службы, чем AGM аккумуляторы. Также, они менее болезненно переносят глубокий разряд. Одним из основных преимуществ гелевых аккумуляторов перед AGM является существенно меньшая потеря емкости при понижении температуры аккумулятора. К недостаткам можно отнести необходимость строгого соблюдения режимов заряда.

Поэтому гелевые аккумуляторы рекомендуется применять там, где требуется обеспечить долгий срок службы при более глубоких режимах разряда, а также, если температура аккумуляторов опускается ниже 5 градусов Цельсия.

Батареи AGM идеальны для работы в буферном режиме, в качестве запасного варианта при редких перебоях электроэнергии. В случае слишком частого подключения в работу просто уменьшается их жизненный цикл. В таких случаях использование гелевых аккумуляторов бывает экономически более оправдано.

Системы на основе технологий AGM и GEL обладают особыми свойствами, которые просто необходимы для решения задач в области автономного энергоснабжения.

Аккумуляторы, изготовленные по технологиям AGM и GEL, являются свинцово-кислотными АКБ. Они состоят из схожего набора составных частей. В надежный пластиковый корпус, обеспечивающий необходимую степень герметизации, помещены пластины-электроды изготовленные из свинца или его особых сплавов с другими металлами. Пластины погружены в кислотную среду — электролит, который может выглядеть как жидкость, или быть в другом, более густом и менее текучем состоянии. В результате протекающих химических реакций между электродами и электролитом вырабатывается электрический ток. При подаче внешнего электрического напряжения заданной величины на клеммы свинцовых пластин, происходят обратные химические процессы, в результате которых батарея восстанавливает свои первоначальные свойства, заряжается.

Также существуют специальные АКБ по технологии OPzS, которые специально разработаны для «тяжелых» цикличных режимов.
Данный тип АКБ создавались специально для использования в системах автономного электроснабжения. Они имеют пониженное газовыделение, допускают много циклов заряд/разряда до 70% от номинальной емкости без повреждения и значительного сокращения срока службы. Но данный тип АКБ не пользуется высоким спросом в России из-за достаточно высокой стоимостью АКБ по сравнению с технологиями AGM и GEL.

Основные правила эксплуатации аккумуляторных батарей

1. Не допускайте хранения АКБ в разряженном состоянии. В этом случае происходит сульфатация электродов. В этом случае АКБ теряет емкость и существенно сокращается срок службы АКБ.

2. Не допускайте короткого замыкания клемм АКБ. Это может происходить при монтаже АКБ неквалифицированным персоналом. Сильный ток короткого замыкания заряженного АКБ способен расплавить контакты клемм и нанести термический ожог. Короткое замыкание также наносит серьезный ущерб АКБ.

3. Не пытайтесь вскрывать корпус необслуживаемого АКБ. Содержащийся внутри электролит способен вызвать химический ожог.

4. Подключайте АКБ в устройство только в правильном соответствии с полярностью. Полностью заряженный АКБ имеет значительный запас энергии и способнен при неправильном подключении вывести устройство (инвертор, контроллер и т.д.) из строя.

5. Не забудьте утилизировать отслужившую свой срок батарею в соответствии с правилами утилизации для изделий, содержащих тяжелые металлы и кислоты.

Гелевый или кислотный аккумулятор? Плюсы и минусы

Интернет-журнал о ремонте и эксплуатации автомобилей

Известность гелевых аккумуляторов пока не широка в нашей стране. Для западных просторов и США этот вид батарей используется наравне с аналогами на жидком электролите. Производители оборудования на гелеобразном электролите гарантируют его срок службы от 12 до 14 лет, причем указывают на многие другие преимущества. Следует разобраться, в чем именно заключаются эти плюсы, есть ли у батареи недостатки, что соответствует действительности. Для этого целесообразно провести сравнительный анализ АКБ на основе жидкого электролита с гелевым аналогом.

Свинцово-кислотный аккумулятор

Строение данного типа аккумуляторов простое. В корпус из пластика помещаются 6 отдельных изолированных банок. В их полость вносятся поочередно расположенные пластины электродов с разделением диэлектрическими слоями, чтобы не происходило короткого замыкания при возможном соприкосновении. Вся полость заполняется жидкостью, а именно раствором 35% серной кислоты в дистилляте.

В процессе зарядки происходит накапливание электролитом заряда, наблюдается характерное кипение жидкости, свидетельствующее о готовности к эксплуатации в автомобиле. При потреблении электричества от такого АКБ с поверхности свинцовых пластин вырываются атомы этого элемента, серная кислота расщепляется на гидроксильную группу и остальное соединение, образующее со свинцом соли. Последние оседают на противоположно заряженных электродах, принося им заряд.

В процессе многократной зарядки-разрядки количество содержащейся воды в растворе уменьшается, приводя к потере электролитом плотности. Это вызывает падение напряжения на клеммах. Самое важное при зарядке – это не допускать перегрузки высокими токами и напряжением. Такие скачки губительно сказываются на устройстве. С течением времени практически никаких новшеств для батарей данного типа придумано и введено не было. Они успешно продолжают эксплуатироваться на сотнях отечественных транспортных средств.

Плюсы

Среди главных преимуществ, которые присущи кислотно-свинцовому типу аккумулятором, многие специалисты выделяют следующие:

  • Допускается зарядка на повышенных показателях напряжения и силы тока;
  • При наличии в процессе зарядки средних перезарядов, отличаются стойкостью;
  • Для необслуживаемых АКБ данного типа на протяжении всего эксплуатационного периода почти не требуется уход;
  • Наличие множества типов, видов, производителей, что обеспечивает высокую конкуренцию и невысокую стоимость оборудования;
  • Срок службы умеренный и в некоторых вариантах, при хорошем уходе, достигает 5 лет;
  • Сравнительно невысокая стоимость. Для большинства батарей цена колеблется в пределах от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб., а брендовые аналоги стоят от 5 тыс. руб. до 6 тыс. руб.

Минусы

Несмотря на невысокую стоимость и хороший срок эксплуатации свинцово-кислотные аккумуляторы обладают следующими недостатками:

  • Хранение или использование оборудования в салоне категорически запрещается. Даже в надежных и дорогих моделях не исключается испарение электролита. Раствор пожароопасный, может пагубно сказаться на здоровье водителя и его пассажиров при контакте с испарениями;
  • Изменение положения из строго вертикального может вывести из строя прибор, существует риск того, что соприкоснуться электроды, случится короткое замыкание, из строя выйдет та банка, в которой это произошло;
  • При начале процесса осыпания пластин в банках происходит короткое замыкание и выход из строя;
  • Может ухудшиться зарядка из-за окисления клемм. Такой процесс возможен за счет выкипания электролита;
  • Если своевременно не отключить и длительное время подавать заряд на готовую к использованию батарею, есть большой риск взрыва;
  • В морозы при наличии глубокого разряда, падения плотности электролита, сильного разбавления дистиллятом жидкости в банках, раствор может замерзнуть;
  • Плотность электролита необходимо регулярно контролировать;
  • В обслуживаемых батареях контролю подвергается уровень электролита;
  • Менее популярные марки и производители гарантируют всего 2-3 года непрерывной работы батареи.

Гелевый аккумулятор

За счет внесения в электролит соединений кремния конструкторы добились гелеобразного состояния. От привычных свинцово-кислотных устройств данное оборудование принципом работы не отличается. В отличие от жидких аналогов, гель удерживает большинство газов и воды внутри, что предотвращает испарение в большей мере и позволяет сделать прибор необслуживаемым.

Если сравнивать нагрузочные характеристики обычных батарей с показателями АКБ с заглушенным электролитом, то у жидких аналогов они несколько лучше. Из-за повышенного внутреннего сопротивления гелеобразной массы становится более сложным снятие высоких токов. Также худшая работа наблюдается при коротких режимах с высокими токами. Отличаются большей чувствительностью к температурному режиму среды, которая окружает гелевый аккумулятор. Поэтому они не способны обеспечить стабильное зарядное напряжение.

По всем этим причинам для батареи на гелеобразном электролите требуется особое зарядное устройство, отличающееся от классического, которое должно обеспечивать нестабильность заряда не ниже 1% разноса от подаваемого значения в любую сторону. Это позволит предотвратить большое газоотделение в электролите. В аккумуляторах GEL типа наблюдается более высокая устойчивость к глубоким разрядам. Причем отсутствует потребность в произведении при нормальных условиях эксплуатации обслуживания. При нарушении любого из правил процесс старения батареи запускается невозвратимо и стремительно.

Для использования в качестве автомобильного АКБ гелевых батарей требуется соблюдать в установке электрооборудования высокие требования. Причиной этого считается чувствительность к низкой температуре и резкое снижение из-за нее пускового тока.

В батареях типа AGM используется технология как в свинцово-кислотных, поскольку электролитическая жидкость в таком состоянии и находится. Гелеобразная консистенция достигается за счет введения между электродами специального стекловолокна, удерживающего с помощью капиллярных явлений нужный уровень жидкости. Именно эта особенность существенно отличается такие АКБ от кислотных.

Дозирование электролита производится с возможностью наличия определенного количества свободных пор стекловолокна. Такой подход обеспечивает возможность активной газовой циркуляции и рециркуляции. Это позволяет сделать такие аккумуляторы необслуживаемыми. Не менее важным преимуществом гелесодержащего АКБ считается высокая устойчивость к вибрациям, изменению в пространстве положения. За счет более высокой стойкости к температурным перепадам и связанному состоянию электролита, гелевые батареи считаются более безопасными в процессе эксплуатации.

Плюсы

Главные преимущества данных батарей заключаются в:

  • Увеличение срока службы до 10 лет, а для некоторых брендовых экземпляров этот показатель достигает 14 лет;
  • Если случается повреждение корпуса, то протекания электролита не будет, он полностью удерживается капиллярными явлениями в стекловолокне или из-за гелевой структуры состава;
  • Опрокидывания, вибрации, переворачивания не боится;
  • В обслуживании не нуждается;
  • Процесс зарядки осуществляется более быстро, чем у аналогов на жидком электролите;
  • По сравнению со стандартными кислотными аккумуляторами, может выдавать до 1 кА ток запуска, в редких случаях превышает аналогичные показатели обычной кислотной батареи в 2-2,5 раза;
  • Отличается повышенной устойчивостью к высоким разрядам;
  • Нет необходимости постоянного использования, в режиме «ожидания» без потери вольтамперных характеристик может находиться даже год.

Не стоит забывать, что в силу недостаточной информированности, отсутствия в свободной продаже специальных зарядных устройств и отличии техники нашей страны для отечественного применения имеются некоторые недостатки. В большинстве случаев они просто исправляются или решаются.

Минусы

Самыми распространенными недостатками аккумуляторов на гелевом электролите считаются:

  • Показатели индикаторов должны мониториться постоянно;
  • В автомобиле для корректной и эффективной работы прибора необходимо наличие сложной электроники;
  • Отличается чувствительностью к очень низким температурам, при снижении до – 50 °С структура геля переходит в полузамерзшую ломкую консистенцию;
  • Стоимость гораздо выше, чем свинцово-кислотных аналогов, что порой доходит до 18 тыс. руб. за единицу;
  • Высокая чувствительность к токам с высоким напряжением (более 15 В), что может повредить структуру электролита и привести к быстрому угасанию батареи.

Выводы

Выбор аккумулятора остается за водителем. Только он способен адекватно оценить наличие в своем автомобиле нужной электроники, возможность эксплуатации надлежащим образом, способность обеспечения нужного зарядного устройства и вообще актуальность установки гелевого АКБ. Более предпочтительным остается свинцово-кислотный аккумулятор, который демонстрировал свою надежность отечественным автолюбителям уже не одно десятилетие.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

AudiC4cc ›
Блог ›
Автомобильные аккумуляторы (виды, периоды замены)

BMW 5 series проект E34Coupe Fastback Mercedes-Benz W123 w123 7.3 V12 злой сарай Audi A6 3.0Q TDI Mazda 6 😬 дерРРрзкая Волга V8 купе красивая и яркая ГАЗ 24 GT Наверх Рустам Акрамов, 27 лет
Я езжу на Audi 100 Silbern Paladin
Алматы, Казахстан

Всем привет. В продолжение предыдущего поста, решил написать пост о автомобильных аккумуляторах. Аккумулятор играет немаловажную роль, если не сказать одну из главных в работе автомобиля и электрических цепей. Поэтому нужно с особой тщательностью подходить к выбору и к дальнейшей эксплуатации батареи. Как и в других комплектующих и запчастях существует огромное количество видов и производителей автомобильных батарей, какую выбрать и какая прослужит долго- это открытый вопрос, потому что раз на раз не приходится, хотя как и везде опытные автомобилисты советуют не экономить и брать качественную батарею, которая прослужит более 5 лет точно. Аккумуляторы бывают следующих видов:

1.Традиционные («сурьмянистые»)
2.Малосурьмянистые
3.Кальциевые
4.Гибридные
5.Гелевые, AGM
6.Щелочные
7.Литий-ионные

1. Сурьмянистые.

Сурьмянистый аккумулятор

АКБ этого типа содержат в составе свинцовых пластин ≥5% сурьмы. Часто их еще называют классическими, традиционными. Но такое название на сегодняшний день уже не актуально, так как классическими уже стали АКБ с меньшим содержанием сурьмы.Аккумуляторы с высоким содержанием сурьмы делают легкообслуживаемыми. Это вызвано тем, что приходится довольно часто, не реже одного раза в месяц, производить проверку плотности электролита и заливку воды.

Сейчас АКБ данного типа уже не устанавливаются на автомобили, т.к. прогресс уже давно ушел вперед. Такие аккумуляторы ставились на советские автомобили, а так же некоторые иномарки 70-80-х годов. Такую батарею можно найти на старых автомобилях которые стоят в гараж уже более двадцати лет и не эксплуатируются.

2. Малосурьмянистые

Малосурьмянистый аккумулятор

Для уменьшения интенсивности «выкипания» воды в аккумуляторах стали использовать пластины со сниженным количеством сурьмы (меньше 5%). Это позволило избавиться от необходимости часто проверять уровень электролита. Также снизился уровень саморазряда АКБ при хранении.

Такие аккумуляторы чаще всего называют малообслуживаемыми или вовсе необслуживаемыми, подразумевая, что данные АКБ не требуют контроля и ухода. Хотя термин «необслуживаемый» больше маркетинговый, чем реальный, так как не получилось абсолютно избавиться от потерь воды из электролита. Вода все равно понемножку «выкипает», хоть и гораздо в меньших количествам, чем у обычных обслуживаемых аккумуляторов.
Малосурьмянистые аккумуляторные батареи больше подходят для легковых автомобилей российского производства, так как отечественные авто пока не могут похвастаться обеспечением стабильности напряжения бортовой сети. Тем более, малосурьмянистые аккумуляторы отличаются минимальной стоимостью по сравнению с другими.

3. Кальциевые.

Кальциевый аккумулятор

Еще одним решением снизить интенсивность «выкипания» воды в аккумуляторе было использование вместо сурьмы другого материала в решетках электродов. Наиболее подходящим оказался кальций. Аккумуляторные батареи данного типа часто имеют маркировку «Ca/Ca», что обозначает, что пластины обоих полюсов содержат в своем составе кальций. Также в состав пластин иногда добавляют еще и серебро в малых количествах, что снижает внутреннее сопротивление АКБ. Это положительно сказывается на энергоемкости и КПД батареи.
Однако кальциевые аккумуляторные батареи имеют не только плюсы, но и минусы.

Одним из главных минусов аккумуляторов данного типа является капризность в отношении переразряда. Достаточно 3-4 раза чересчур разрядить, как необратимо снижается уровень энергоемкости, т.е. резко уменьшается количество тока, которое батарея способна накопить. Аккумуляторную батарею в таких случаях, как правило, просто меняют.

Кальциевые аккумуляторы чувствительны к напряжению бортовой сети автомобиля, крайне плохо перенося резкие перепады. Перед покупкой аккумуляторной батареи данного типа следует убедиться в стабильности напряжения автомобиля.

Еще одним минусом является более высокая цена кальциевых аккумуляторов. Но это уже не является недостатком, а вынужденной платой за качество.

Чаще всего кальциевые аккумуляторные батареи устанавливаются на иномарках среднего ценового диапазона и выше, т.е. на те автомобили, где качество и стабильность электрооборудования гарантировано.

4. Гибридные.

Полный размерГибридный аккумулятор

Часто обозначаются как «Ca+». В гибридных аккумуляторах пластины электродов сделаны по разным технологиям: положительные – малосурьмянистые, отрицательные — кальциевые. Это позволяет совместить положительные качества обоих типов аккумуляторных батарей. Расход воды у гибридных батарей в два раза меньше, чем у малосурьмянистых, но все равно больше, чем у кальциевых. Зато выше устойчивость к переразрядам и перезарядам.

По характеристикам гибридные аккумуляторные батареи находятся между малосурьмянистыми и кальциевыми.

5. Гелевые.

Гелевый аккумулятор

елевые и AGM аккумуляторные батареи содержат электролит не в «классическом» жидком виде, а в связанном, гелеобразном состоянии (отсюда и название типа батареи).
Инженерам на протяжении более чем полторы сотни лет истории аккумуляторных батарей приходилось решать множество проблем, задач. Одной из важнейших проблем было осыпание активного вещества с поверхности пластин-электродов. Этот вопрос временно решили путем добавления в состав оксида свинца различных присадок — сурьмы, кальция и т.д. Еще одной очень важной задачей было обеспечение безопасности эксплуатации батарей, т.к. электролит — водный раствор серной кислоты — мог легко вытечь при повреждении корпуса АКБ. Не надо рассказывать, насколько агрессивным химическим веществом является серная кислота. Необходимо было найти способ не допустить, минимизировать возможность утечки электролита при повреждении корпуса батареи.
К сожалению, гелевые батареи при очень низких температурах ведут себя хуже, чем классические. Это связано с тем, что гель становится менее проводимым при снижении температуры. При благоприятных условиях эксплуатации гелевые аккумуляторные батареи могут работать до 10 лет.

Благодаря своей абсолютной герметичности, относительной виброустойчивости и своей фактической (а не просто маркетинговой) необслуживаемости гелевые батареи широко применяются там, где классические АКБ использовать опасно или невыгодно: внутри помещений (например, в источниках бесперебойного питания), в мототехнике (мотоцикл, в отличие от автомобиля, едет, периодически отклоняясь от вертикальной плоскости), в морском и речном транспорте (данные аккумуляторы не боятся качки, свойственной судам). Разумеется, гелевые батареи также применяются и в автомобилях. Чаще всего — в престижных иномарках, что обусловлено довольно высокой ценой этих АКБ (плата за качество и надежность).

6. Щелочные.

Щелочной аккумулятор

Как известно, в качестве электролита в аккумуляторах может использоваться не только кислота, но и щелочь. Существует множество разновидностей щелочных АКБ, но мы рассмотрим только те, что нашли применение в автомобилях.У щелочных аккумуляторных батарей есть ряд преимуществ по сравнению с кислотными:

— Хорошая переносимость переразрядов. При этом батарея может храниться в разряженном состоянии без потери своих характеристик, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.
— Щелочные батареи относительно легко переносят перезаряд. При этом есть мнение, что их лучше перезарядить, чем недозарядить.
— Щелочные аккумуляторы гораздо лучше работают в условиях низкой температуры. Это позволяет почти безотказно обеспечивать запуск двигателей в зимнее время.
— Саморазряд щелочных батарей ниже классических кислотных.
— Из щелочных АКБ не выделяются вредные испарения, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.
— Щелочные аккумуляторы умеют накапливать больше энергии на единицу массы. Это дает возможность дольше выдавать электрический ток (при тяговом режиме эксплуатации).

Однако у щелочных аккумуляторных батарей есть и недостатки, если сравнивать с кислотными:

— Щелочные аккумуляторы выдают напряжение меньше, чем кислотные, из-за чего приходится объединять большее количество «банок» для достижения нужного напряжения. По этой причине, при одинаковом напряжении, габариты щелочного аккумулятора будут больше.
— Щелочные батареи намного дороже кислотных.

Щелочные батареи в настоящее время используются чаще в качестве тяговых аккумуляторов, чем стартерных. Из-за своих габаритов большинство выпускаемых стартерных щелочных АКБ — для грузовиков.

7. Литий-ионные

Литий-ионный аккумулятор

Литий-ионные аккумуляторные батареи (и ее подвиды) считаются наиболее перспективными в качестве дополнительного источника электрического тока.Когда инженерам удастся решить эти недостатки, литий-ионные аккумуляторы станут отличной заменой классической кислотной АКБ.

Идет непрерывная работа над усовершенствованием существующих типов аккумуляторных батарей. В исследовательских центрах ищут способы увеличения энергоемкости источников питания, что позволит уменьшить размеры аккумуляторов. Для северных районов очень пригодится изобретение морозоустойчивой батареи (и тогда не было бы проблемы отказа завода двигателя в сильные морозы).

Таким образом можно заметить, что перед автовладельцами стоит непростой выбор, какую батарею поставить, и какая именно подойдет в тот или иной тип автомобиля. Помимо вышеуказанного разнообразия, все аккумуляторы подразделяются на обслуживаемые и не обслуживаемые.

1. Обслуживаемые батареи

Обслуживаемая батарея

Прежде всего, их положительный заряд переходит постепенно в отрицательный, что способствует быстрой разрядке. Кроме того, во время движения по нашим неидеальным дорогам происходит вытекание электролита, что также способствует выходу из строя батареи. При этом у них есть и одно достоинство, их легко не только разрядить, но и зарядить снова.
Характерным визуальным отличием являются пробочки с крестовиной, они закрывают колодцы в которых находится электролит. Такой аккумулятор при должном обслуживании и своевременном залитии электролита может прослужить до 8 лет.

2. Необслуживаемые батареи

Полный размерНеобслуживаемая батарея

К таким моделям относятся гелевые конструкции (и не только), которые не нуждаются в дополнительной доливке, так как данная субстанция довольно плотная по своей консистенции и никогда не просачивается. Таким образом, его можно установить в любом удобном положении, это никак не отразится на работоспособности. Также существуют и батареи AGM, в которых сгущение кислоты достигается с помощью использования стекловолокна.

Итак мы рассмотрели виды и типы аккумуляторных батарей, теперь рассмотрим период замены. Почти во всех мануалах и руководствах по аккумуляторам указан срок 4 года. Однако это не значит что по истечению этого срока нужно сразу же менять батарею на новую. Аккумулятор аккумулятору рознь, некоторые отраюотают два года и в один прекрасный день просто не запустят ваш автомобиль, другие же будут служить до 8-10 лет. Например у моего дяди батарея BOSCH прослужила 8 лет, зимой проблем не было.
Срок гарантии на свинцовые аккумуляторы, обычно плавает в пределах от 1 до 3 лет, да и срок службы не превышает 5 – 7 лет. Конечно есть очень много факторов которые влияют на его долголетие, например кто-то пользуется им целый год и зимой и летом, аккумулятор испытывает перегрузки в зимние холода (соответственно срок его службы укорачивается), а кто-то эксплуатирует автомобиль только летом, а летом достаточно даже не очень сильного аккумулятора (срок службы будет значительно дольше, а особенно дольше если его правильно хранить).
Наши (отечественные) аккумуляторы, ходят (при круглогодичном использовании) максимум 3 – 4 года, импортные по 5 – 6 лет.

/

Наиболее очевидным признаком проблем с аккумулятором, является, конечно же, падение напряжения в электросистеме автомобиля. Тем не менее, аккумулятор является частью более крупной системы, подключенной к другим частям автомобиля, и мёртвый аккумулятор может указывать на проблему глубже, чем просто отсутствие напряжения. Если что-то ещё происходит не так в системе электрооборудования — например, скажем, слабый генератор, то это также может быть причиной слабого аккумулятора.

Большое количество электронной аппаратуры, зарядки для телефонов, видеорегистраторы, навигаторы, и прочее будут уверенно разряжать батарею, а уж если вы ездите со всем этим добром на короткие дистанции, то батарея не сможет восстанавливать потерянную энергию в полном объеме. Еще одной немаловажной причиной может быть не стабильная работа генератора, проблемы в проводах массы, электроцепях автомобиля, и непосредственно клеммах и проводах которые идут на сам аккумулятор.
Другим сигналом к замене аккумулятора является и его возраст — если аккумулятор старше трёх-четырёх лет, можно начинать ожидать проблемы. Коррозия и пятна на нём означают, что в нём появилась утечка. Наконец, просто понюхайте аккумулятор, обращая внимание на запах гнилых яиц (сера) или запахом перегрева батареи.

Проблема в клемме +

На мой взгляд ТО аккумуляторной батареи нужно проводить каждый год, вне зависимости от вида и типа батареи. Если вы купили аккумулятор в специализированном магазине то вам дают специальный талон, так же вы бесплатно можете проводить проверку батареи. Таким образом если у вас исправен генератор, электроцепи и прочее, а так же вы не нагружаете автомобиль другой электроникой, даете возможность батарее зарядится как следует, то аккумулятор будет служить очень долго, а ТО проводимое в специальном магазине по продаже аккумулятора покажет и предупредит вас о том, необходимо ли менять батарею, сколько она еще прослужит и чего ожидать.

Всем спасибо, надеюсь данная информация была полезна. Дальше будут еще информативные и полезные статьи. Всем спасибо и до связи.

1 год Нравится 12 Поделиться: Подписаться на автора Реклама Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться или войти: Почта Шоу «Вечерний Драйв» Автомобильные новости и истории с шуточками Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Закрыть меню