Как чувствовать габариты машины

Габариты автомобиля

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Техника Активная безопасность автомобиля
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Габариты автомобиля — наибольшие размеры внешних очертаний ТС. Это — длина Za, ширина Ва, высота На. Габариты автомобиля, а также база L и масса Ма автомобилей определяют физические характеристики транспортного потока и имеют большое значение для безопасности движения. Требования, ограничивающие размеры и массу ТС, во всех странах устанавливаются в законодательном порядке.

При движении автомобиль подвергается воздействию случайных возмущений, стремящихся изменить характер движения. К таким возмущениям относятся удары колес о неровности покрытия, изменение поперечного уклона дороги, боковой ветер, случайный поворот передних колес и т. п. Вследствие этого даже на строго прямолинейных участках дороги автомобиль находится под углом к оси дороги, и размер полосы, потребной для его движения — динамический коридор, превышает его габаритную ширину.

Ширина динамического коридора зависит от габаритных размеров автомобиля и его скорости. На рисунке 1 приведены экспериментальные зависимости поперечного смещения центра тяжести автомобилей ус от их скорости х.

Из графиков следует, что, чем меньше ширина полосы движения на дороге и чем больше габаритные размеры ТС, тем ниже должна быть скорость движения.

Рисунок 1. Поперечное смещение центра тяжести автомобилей в зависимости от скорости: 1 — ЗИЛ 43141; 2 — ГАЗ 3309; 3 — ГАЗ 3110; 4 — ВАЗ 2110

Для автопоездов ширина динамического коридора с увеличением скорости возрастает быстрее, чем для одиночного автомобиля, вследствие угловых колебаний («виляния») прицепов или полуприцепов в горизонтальной плоскости. При определенной скорости «виляния» прицепа становятся настолько большими, что водитель не может устранить их поворотом рулевого колеса и должен снизить скорость. Поэтому в конструкции силовой установки тягачей предусмотрены устройства, ограничивающие скорость движения.

В расчетах ширину динамического коридора ТС рекомендуется принимать: легковые автомобили 2,8-3,1 м; среднетоннажные грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы 3,5-4,3 м; крупногабаритные грузовые автомобили, автобусы большой вместимости и автопоезда 3,7-4,5 м. Минимальные значения характеризуют ширину коридора при скоростях до 11 м/с, максимальные значения — при скоростях до 30 м/с.

Более весомо влияние геометрических параметров АТС при криволинейном движении. Хотя при крутых поворотах скорости автомобиля обычно невелики и случайные возмущения незначительны, ширина динамического коридора может быть достаточно большой, рисунок 2.

Рисунок 2. Динамический коридор при повороте автомобиля

Ширину динамического коридора при повороте можно определить по формулам:

1) для одиночного автомобиля

где Rн и RB — соответственно наружный и внутренний габаритные радиусы поворота автомобиля;

L’ =L + С — расстояние от заднего моста до передней части автомобиля (L — база автомобиля, С — передний свес);

2) для автопоезда

где R0 — радиус кривизны круговой траектории, по которой движется середина заднего моста тягача;

Ba, Z и С — соответственно, габаритные ширина, база и передний свес тягача;

Ск — сдвиг заднего моста прицепа относительно моста тягача.

При движении автомобиля, когда его передние колеса повернуты на максимальный угол, ширина динамического коридора примерно в 1,5 раза больше его габаритной ширины, а у городских автобусов категории М3 примерно в 2 раза.

ГОСТ Р 41.36-99 (Правила №36 ЕЭК ООН) регламентирует маневренность автобусов вместимостью более 22 пассажиров. При движении ТС на повороте вправо или влево оно должно полностью вписываться по наиболее выступающей точке в круг радиусом поворота 12,5 м. Если наиболее выступающие точки ТС находятся в пределах круга поворота с радиусом 12,5 м, то в таком случае ТС должно вписываться на повороте вправо или влево в полосу движения RH — RB = 7,2 м, рисунок 3. Максимальный вылет крайней точки U при повороте указывается на задней части кузова автобуса.

Рисунок 3. Схема маневренности автобуса:

а — жесткое ТС; б — сочлененное ТС

Ширина динамического коридора автопоезда зависит от числа прицепных звеньев, их базы и длины дышла, поэтому значительно больше, чем у одиночного автомобиля с той же габаритной шириной. Так, например, для грузового автомобиля с прицепом при R0 = 6 м и Ск = 1 м максимальная ширина коридора может достигать 6 м, т. е. более, чем вдвое превосходит габаритную ширину тягача. Большая ширина полосы движения, занимаемой автопоездами, наряду с их неудовлетворительной динамичностью является одной из причин обозначения автопоездов по требованиям безопасности специальными опознавательными знаками: спереди — «Автопоезд», сзади — «Длинномерное транспортное средство».

Для улучшения маневренности и уменьшения ширины динамического коридора в составе автопоездов применяют прицепы с управляемыми передними колесами, в ходовой части автобусов особо большой вместимости устанавливают заднюю подруливающую ось.

Габаритная высота На имеет значение при проезде автомобилей под путепроводами и проводами контактной сети. ТС (например, двухэтажные троллейбусы или автобусы, полуприцепы панелевозы или автомобили-фургоны) с высоко расположенным центром тяжести испытывают значительные угловые колебания в поперечной плоскости. При движении по неровной дороге они могут верхним углом задеть за столб или мачту. Максимально допустимая габаритная высота ТС составляет 3,8 м.

Габариты ТС (длина, ширина и высота) и минимальный радиус поворота указываются изготовителем в Руководстве по эксплуатации ТС.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Как научиться чувствовать габариты автомобиля

Каждый автомобилист с опытом обязан чувствовать габариты своего авто, как собственные части тела. Бывает, происходят сложные ситуации на дорогах, которые требуют хорошего ощущения габаритов. Они зачастую происходят при езде в городских пробках и на парковках в момент въезда в гараж. Как же новичку быстро изучить габариты авто, чтоб не делать аварийных ситуаций? Для избегания подобных инцидентов специалисты придумали упражнения, которые улучшают умение водить.

Маячок

Самым простым и эффективным способом изучения габаритов является применение маячков. Они довольно безопасны для автомобиля и не приносят вред при столкновении. Маячками может быть все что угодно, но чаще всего используют:

1. Конусы оранжевого цвета

2. Пластмассовая емкость с песком

3. Заполненные мягким материалом мешки

4. Не нужные, старые колеса.

Такое упражнение довольно простое, самым первым делом нужно дотронуться до маячка передней частью бампера, затем боковиной и только потом задним бампером. Главным принципом остается не сбить маячок, а только коснуться до него. Очень часто с первого раза не получается, потому что нужно не только чувствовать габариты, но и уметь хорошо управлять автомобилем на маленькой скорости. Обычно во — время практики правильно, получается, сделать это с 10 или даже 20 попытки. Водитель, освоивший данное упражнение, может спокойно переходить на следующий этап. Для этого необходимо с помощью маячков выложить силуэт двух машин, которые должны стоять на расстоянии не больше 10 метров. Вам нужно попытаться припарковать свой автомобиль между ними. Это упражнение научит вас не только хорошо чувствовать габариты, но и поможет в парковке, которую считают самой сложнейшёй при въезде на стоянку. В дальнейшем маячки можете заменить на крупные ветки или пластиковые опоры для цветов. В бутылку с песком необходимо воткнуть ветки и разместить два маячка на расстоянии чуть больше метра от ширины вашего авто. Когда вы научитесь выезжать в подобные ворота, попробуйте уменьшать расстояние на пять или десять сантиметров. Ваша задача состоит в быстром и легком проезде через проём, который по ширине на 10 см больше вашего автомобиля. Профессионалы могут попытаться сделать тоже самое, но со сложенными зеркалами, поставив стойки на ширину передних крыльев.

Наезд

Упражнение наезд тоже не сложное, но необходимо иметь хорошую практику, чтоб без ошибок повторить полученные результаты. Вам надо на площадке разместить пустую пластмассовую бутылку, и по очереди наезжать на нее передними колесами. Кажется что все легко, но это ошибочное мнение. Новички часто промахиваются. Когда вы будете делать упражнения без усилий, усложните его добавление скорости при наезде. Для закрепления изученного упражнения, на пустой площадке сделайте наезд на скорости 60 км/ч. Такое условие потребует правильного чувства габаритности. Превысив указанную скорость, вы имеете все шансы оказаться в опасной аварийной ситуации. На третьем этапе необходимо наехать на бутылку и синхронно с этим выполнить поворот. Выполняя такое упражнение, ошибаются и подкованные владельцы авто. Такая сложность помогает получить высокие результаты. Использовать бутылку не обязательно, достаточно заменить ее на предмет, издающий громкий звук и легко сжимающийся, но ни в коем случае он не должен вылетать из под колес. Отличным заменителем может быть и сложенная в два раза картонная коробка.

Метки

Для лучшей чувствительности транспорта, на стекле переднего вида сделайте метки. Если применить большой метр или линейку и прислонить к капоту, а именно где расположен центр ведущего колеса, то следующий конец прислоните к стеклу переднего вида. В месте, которое будет расположено на оси заднего колеса, карандашом или каплей краски необходимо нанести метку. И такие же действия повторите с передней шиной. Тем самым сделанные метки помогут в чувствительности габаритов и в любой обстановке выбрать правильное движение, таких как парковка, заезд в узкий гараж и других подобных мест. При плохой и неровной дороге умение чувствовать габариты также пойдёт на пользу.

Новичку и не только, габариты можно почувствовать при помощи кузова транспортного средства. Начинающему водителю для обзора и чувствительности габаритов лучше установить дефлектор. Также сейчас много выпускают автомобилей с объёмными фарами, так называемыми выпуклостями. Такие выпуклости служат для более эффективного понимания габаритов. И метками с боку станут зеркала, при помощи них очень легко ориентироваться. Научится, воспринимать задние габариты будет сложно. Владельцы кроссоверов, хачбеков чтоб сориентироваться нужно обращать внимание на стеклоочиститель, хуже будет владельцам седанов.

Быстрое обучение

Для лучшего усвоения габаритов авто, нужно заниматься упражнениями хотя бы 4- 8 раз в месяц в течение одного года. Так как размеры машин разные, то когда приобретаете новую марку авто повторяйте упражнения повторно. Не забывайте, что можно пройти профессиональный курс в высокоспециализированной автошколе. Вас там научат экстремальной езде, разбираться в габаритах на любом транспорте, в любой опасной для жизни ситуации, найти выход.

Как научиться чувствовать габариты автомобиля (видео урок)

Обновлена 16.11.2017 | Опубликована 24.05.2016

Здравствуйте. Автоинструктор Михаила Дубатовк расскажет для всех автомобилистов, но в большинстве конечно для новичков — это как научиться чувствовать габариты автомобиля. Из обучающего урока Вы узнаете как почувствовать правый, левый габарит, а также зад и перед машины.

Как научиться чувствовать габариты автомобиля

Для начало Михаил будет тренироваться на площадке, где будут установлены палочки. Они нужны для того, чтобы мы могли подъезжать задом и знать сколько осталось до конца. Подъезжая задом, в зеркало заднего вида Вы должны запомнить расстояние на глаз. Вы подъезжаете к палочке, смотрите зеркало, запоминаете расстояние. Можете выйти из машины и посмотреть сколько осталось до конца. Смотрите расстояние какое осталось до конца. Например видите что осталось три метра и можно подъезжать еще. На глаз Вы должны запомнить именно расстояние своей машины. В другой машине может выглядеть по другому.

Есть машины в которых в зеркало заднего вида, можно увидеть зад, такие как седан имеется багажник или хэчбек с обрезанным багажником. Возможно у Вас видеть когда подъезжаете задом видеть передок машины. Например у Вас высокий перед машины или наоборот заниженный.

Поставили маячок и теперь попробуем почувствовать правый габарит. Подъехать максимально близко, чтобы не задеть. В уроке Михаил расскажет когда Вы сможете почувствовать машину, то без проблем сможете подъехать к препятствию. Смотрим как подъехали, ничего не зацепили, повторяем данную технику пока не отработаете точное движение. Все тоже самое повторяем с левой стороной. Главное, чтобы у Вас было время и желание потренироваться.

Теперь ставим впереди и в заде маячки и попробуем подъезжать. С начало подъезжаем вперед и смотрим на каком расстоянии остановились. Смотря из салона машины, видим что есть еще расстояние. Но выйдя на улицу можете увидеть, что расстояние еще есть. Это нужно для того, чтобы Вы смогли почувствовать сколько примерно осталось расстояния. Теперь можно попробовать ехать назад и посмотреть, на каком расстоянии можно останавливаться из салона. Далее выходим на улицу и определяем сколько осталось метров до маячков.

При парковке на улице, Вам в первое время все-таки понадобиться помощь людей или самостоятельно выходить и смотреть. Как только Вы наберетесь опыта, то сможете уже чувствовать габариты машины. Пожелаем Вам удачи и успехов на дороге.

Очень хорошо для начинающих водителей, проводить тренировку габаритов на внедорожниках марки Renault «Duster» http://auto.ironhorse.ru/category/europe/renault/duster, вы можете ознакомиться с характеристиками и узнать цену. Это машины помогут Вам почувствовать габариты и помочь в разных сложных ситуациях. Удачи на дорогах.

На десерт интересное видео

Если не отображается видео, выключите блокировщик рекламы AdBlock или AdGuard

Габаритными размерами или габаритами автомобиля называют его длину, ширину, а также высоту. У каждого транспортного средства они различаются, конкретные цифры можно узнать в руководстве по эксплуатации авто. Информация о том, как почувствовать габариты машины, будет очень полезной для каждого, так как эти знания помогают без каких-либо трудностей парковать машину и нормально передвигаться в городском потоке.

Скорее всего, всем водителям приходилось ставить автомобиль на парковке, где места было очень мало. Кроме этого, чувство габаритов машины очень помогает во время езды по проселочным дорогам с различными препятствиями, к примеру, деревьями и т.п. Да и в случае покупки гаража необходимо научиться чувствовать габариты машины.

Необходимо понимать, что этому можно научиться только через некоторое время регулярной эксплуатации авто. С помощью наших советов вы сможете достаточно оперативно почувствовать габариты своего автомобиля.

Одна из главных ошибок начинающих водителей состоит в том, что во время движения они постоянно пытаются увидеть все, что происходит под передним бампером их авто. Однако делать это во время движения крайне нежелательно. Ваш взгляд должен быть направлен только вперед!

Парковка задом также нередко представляет собой серьезную проблему для новичков. Для того чтобы максимально точно определять расстояние, необходимо настроить внешние зеркала машины так, чтобы в них можно было видеть колеса задней оси. Наружные зеркала используются для того, чтобы чувствовать боковые габариты авто. Научитесь смотреть на крайнюю часть внешних зеркал.

Если вы едете по загородной трассе и у вас возникла необходимо перестроиться в иную полосу, не забывайте смотреть в соответствующее боковое зеркало. Как правило, водители, которые еще не знают, как научиться чувствовать габариты машины, подрезают других участников движения. Перестраиваться можно только после того, как вы видите в зеркале всю машину, которая едет за вами. Для того чтобы научиться точно определять габаритные размеры авто в темное время суток, на первых порах можно установить светодиоды на бампера, которые помогут вам хорошо ориентироваться.

Упражнения для того, чтобы научиться чувствовать габариты машины

  1. Навыки необходимо постоянно совершенствовать. Делать это рекомендуется с помощью традиционного упражнения под названием «змейка». Для этого надо поискать специальные дорожные конусы или «фишки», между которыми вам придется маневрировать. Не забывайте о том, что передние колеса имеют больший радиус поворота, по сравнению с задними. В течение первого времени двигаться нужно на минимальной скорости. Затем необходимо постепенно повышать скорость, не забывая при этом сокращать промежутки между конусами.
  2. Кроме этого, почувствовать габариты машины можно с помощью упражнения «восьмерка». Сперва необходимо отработать движение по овалу, после чего целиком проходить упражнение. Важно брать во внимание тот факт, что во время езды задним ходом автомобиль обладает лучшей маневренностью. В случае выполнения слишком резких маневров траектория движения изменится. Тогда необходимо остановить авто, отыскать в салонном зеркале заднего вида основные ориентиры, и продолжить выполнение упражнения. Не забудьте научиться чувствовать примерный тормозной путь авто. Для этого надо найти подходящий ровный участок дороги и разогнаться до требуемой скорости, после чего резко нажать на тормоз. Это упражнение следует выполнять на таких участках дорог, где нет других транспортных средств и пешеходов.
  3. С помощью мела необходимо сделать на дороге линию. К ней нужно приблизиться на минимальное расстояние, но заезжать на линию запрещено. Сделать это довольно непросто, поэтому вместо линии можно использовать картонные коробки или пластиковые бутылки.

В конце хочется сказать лишь то, что для того, чтобы почувствовать габариты автомобиля, нужно просто регулярно ездить на машине, не забывая при этом выполнять упомянутые нами упражнения.

Добавить комментарий

Закрыть меню