Как проверить генератор

Как проверить генератор авто на работоспособность в домашних условиях — пошаговая инструкция

Главная > Электрогенераторы > Как проверить генератор авто на работоспособность в домашних условиях — пошаговая инструкция

Утверждение, что генератор является «сердцем» электрической схемы автомобиля, аргументации не требует. От его корректного функционирования зависит многое, и срок службы АКБ в первую очередь. Следовательно, регулярная и своевременная диагностика генератора, проверка его работоспособности гарантирует, что целого ряда неприятностей (в основном проявляющихся в самый неудобный момент), в том числе, и финансового плана, удастся избежать.

Разберемся, как грамотно проверить генератор авто на работоспособность, не обращаясь в сервисную мастерскую, а в домашних условиях, при помощи простейшего прибора и инструментов.

Генератор авто, как и любое другое эл/техническое устройство, требует бережного отношения. Чтобы избежать его выхода из строя из-за допущенной при проверке ошибки, следует знать и выполнять некоторые правила.

Запрещается!

  • Даже кратковременная работа генератора на «холостом ходу», то есть при отключенной нагрузке.
  • Проводить проверку работоспособности методом короткого замыкания выводов, или как говорят, «на искру».
  • Оценивать состояние выпрямителя с помощью магоомметра. Только прибором с напряжением, не превышающем номинала для бортовой сети, то есть 12 В!

Все остальные «нельзя» касаются правил эксплуатации и обслуживания.

Что учесть

  • При замене проводов, идущих от генератора, следует использовать аналогичные – и по длине, и по сечению жил.
  • Наиболее эффективная проверка работоспособности – тестирование мультиметром. Как правило, для общей диагностики достаточно одного бытового мультиметра. Например, такого.

Требуемые пределы измерений несложно понять из дальнейшего описания методики проверки генератора.

Оценка состояния генератора требует предварительной подготовки. Кроме выбора прибора (тестера) и нужного инструмента, она заключается в проверке надежности всех соединений электрической схемы и нормального натяжения ремня генератора. Это означает, что его максимальный прогиб при нажатии со средним усилием (порядка 10 кг) не должен превышать 12±2 мм.

Порядок диагностики генератора автомобиля

Проверку следует начать с прогрева (минут на 15) двигателя. Это общее правило для всех авто.

Тестирование регулятора напряжения

Замер производится подключением щупов мультиметра к «плюсовому» и «минусовому» выводам генератора. Номинал напряжения (В) указан в технической документации на авто, так для разных марок и моделей он отличается и лежит в диапазоне 13,6 – 14,4. Можно замерять и на клеммах АКБ, но только если есть уверенность, что изоляция проводов хорошая. Однако такой способ применим лишь при проверке генератора сравнительно новых авто. На машинах б/у она изношена, и показания прибора не отразят реального положения вещей. То есть, ошибки при диагностике не избежать.

Условия проверки Обороты средние, основные потребители эл/энергии в рабочем режиме (включены фары и так далее). Переключатель прибора – «измерение U».

При повышении оборотов двигателя (тут понадобится помощник) прибор не должен показать увеличение напряжения более чем в полвольта.

Диагностика выпрямителя

Проверяется ток на выходе генератора. Его среднее значение – 0,5 А. Если оно больше, то можно утверждать, что один из диодов выпрямительного моста неисправен.

Условие проверки: тестер переводится в «измерение I~».

Дополнительно проверяется сопротивление моста. Клеммы отсоединяются, и производится измерение между массой авто и выводом «+», причем с разным подключением щупов. Если в обоих случаях прибор показывает какое-то одинаковое значение, и уж тем более ноль, то налицо – снижение обратного сопротивления одного из диодов или его пробой.

Бывает и так, что проводимость в обоих направлениях не измеряется, то есть индикатор прибора показывает «бесконечность». Это свидетельство внутреннего обрыва в полупроводнике.

Условие проверки: переключатель мультиметра – «измерение R» (кОм).

Проверка генератора по току

Это можно сделать, если мультиметр имеет такое приспособление, как токовые клещи.

Измеряется значение I при включении по очереди каждого из потребителей. После чего делается замер тока при общей нагрузке на бортовую сеть. То есть включаются все приборы авто. Расхождения в показаниях – не более 5 А.

Условие проверки: мультиметр переводится в «измерение I=».

Есть и еще ряд проверок, но автор не рекомендует проводить их самостоятельно. Некоторые из них предполагают частичную разборку генератора, и если нет практического опыта и знаний, то лучше обратиться к специалисту. Тем более, если будут обнаружены признаки дефектов обмоток ротора или статора (к примеру, межвитковое замыкание), то генератор однозначно придется менять. Его ремонт обойдется не намного дешевле, чем приобретение нового изделия.

Проверка щеток

Здесь прибор не нужен. Степень их износа, нарушение геометрии определяется визуально.

Проверка целостности опорных подшипников

Достаточно снять со шкива ремень и провернуть рукой ротор. Свободное вращение вала – признак, что все в порядке. При наличии люфта необходимо подшипники поменять.

Признаки неисправности генератора

Сбои в его работе могут появиться в любое время. Если сразу это зафиксировать и принять меры, то можно нивелировать все негативные последствия его некорректного функционирования.

  • При работе генератора ясно слышно «звуковое сопровождение» в виде шумов, свиста и тому подобное.
  • Чрезмерный нагрев корпуса изделия.
  • Постоянное свечение лампы на панели приборов, сигнализирующей об отсутствии заряда.
  • Запах сгоревшей изоляции, который нередко проникает и в салон.
  • Быстрый разряд АКБ.
  • Некорректная работа потребителей (тусклый свет фар, мигание лампочек и так далее). Это особенно проявляется, если аккумулятор старый и не держит емкость.

Как правило, указанных выше проверок вполне достаточно, чтобы провести общую диагностику генератора. Определение более сложных неисправностей – прерогатива специалистов, и самостоятельно, не зная досконально устройство авто, этим лучше не заниматься.

Отсутствие зарядки аккумулятора грозит неприятными последствиями: не хватает энергии для питания потребителей, перестает запускаться двигатель. Чтобы разобраться в причине неисправности, необходимо проверить генератор, в автосервисах нередко диагностика проводится на специальном стенде, для этого узел снимается.

Но также существуют методы проверки источника зарядки на месте, где демонтировать генератор не нужно, в некоторых случаях устранить неполадку можно достаточно легко. В этой статье мы рассмотрим, какие есть способы быстрой диагностики, и что для этого может понадобиться.

Как проверить генератор на месте

Существуют основные причины плохого запуска ДВС, стартер плохо крутит, если:

  • аккумуляторная батарея старая или неисправная, не заряжается и не держит нагрузку;
  • аккумуляторные провода не обеспечивают надежный контакт, например, из-за окисленных клемм;
  • нет надежной массы двигателя с кузовом;
  • генератор не выдает нужную зарядку;
  • слабо натянут приводной ремень, из-за этого генераторный ротор крутится не в полную силу, так как под нагрузкой ремешок проскальзывает.

Поломки у генератора бывают разные, самые характерные из них:

  • обрыв подходящих к узлу проводов;
  • пробой диодного моста;
  • неисправность реле-регулятора;
  • замыкание (перегорание, обрыв) роторной или статорной обмотки;
  • износ подшипников;
  • стирание щеток или их поломка.

Самое худшее, что может случиться – это заклинивание подшипников или сгорание обмоток, но в этом случае проверить генератор на работоспособность просто, его состояние легко определить по внешним признакам:

  • не крутится генераторный шкив с валом на заведенном двигателе;
  • появился специфичный запах горелых обмоток.

Основные способы проверки генератора на месте – это внешний осмотр деталей генераторного узла и замер напряжения (U) мультиметром (вольтметром). На работающем двигателе под нагрузкой напряжение должно несколько падать, но только до определенного значения, если оно ниже нормы, необходимо конкретно разбираться с генераторным устройством.

Проверка генератора мультиметром

Работоспособность генератора без его съема с автомобиля проверяется по одному и тому же принципу вне зависимости от модели авто, будь то иномарка или ВАЗ-2106. При этом не обязательно подсоединять мультиметр к генераторным разъемам, произвести замеры напряжения получается непосредственно на аккумуляторе. Проверяем генератор тестером следующим образом:

  • на выключенном двигателе подсоединяем щупы мультиметра к аккумуляторным клеммам, черный провод к минусу, красный – к плюсу;
  • включаем измерительный прибор – устанавливаем переключатель на измерение постоянного напряжения с максимальным пределом 20 Вольт;
  • на исправном аккумуляторе тестер должен показывать U от 12,5, до 12,8 V;
  • запускаем двигатель, еще раз проверяем показания напряжения, при нормальной зарядке оно должно увеличиться примерно до 14 В (в пределах от 13,8 до 14,5 Вольт);
  • включаем дополнительную нагрузку (фары, моторчик печки на максимальное положение, магнитолу и т. д.), еще раз производим замеры;
  • при работе ДВС на холостых оборотах U не должно падать ниже 13,7-13,9 В, если напряжение меньше, генератор нужно снимать и проводить более тщательную диагностику.

Если зарядка почти не падает под нагрузкой, это очень хорошо, означает, что генератор практически новый, а также аккумулятор в отличном состоянии. Когда на остановленном двигателе вольтметр показывает напряжение менее 12 V, сначала нужно заняться обслуживанием аккумуляторной батареи, в первую очередь следует ее подзарядить. Еще нужно учитывать, что постоянный недозаряд АКБ приводит к разрушению пластин аккумулятора, в запущенных случаях приходится и ремонтировать генератор, и заниматься восстановлением работоспособности батареи (иногда требуется ее замена).

Проверка зарядки со снятой клеммой

Снятие клеммы аккумулятора во время работы двигателя – старый испытанный метод проверки работоспособности генератора, этот способ применялся еще на советских автомобилях. Выполняем проверку так:

  • запускаем мотор;
  • отсоединяем минусовую клемму, отводим ее в сторону;
  • если двигатель выключается, значит, зарядки нет, необходимо разбираться с генератором;
  • не устанавливая клеммы, добавляем обороты, ДВС не должен заглохнуть.

Еще следует обратить внимание на такой момент – при установке минусового провода на место во время работы движка холостые обороты не должны заметно меняться. Значительное снижение оборотов говорит о том, что аккумулятор достаточно сильно разряжен, и на это следует обратить внимание. Разряженная или неисправная аккумуляторная батарея может подвести в дороге, с таким аккумулятором лучше не ездить.

Важный момент – снимать клемму на работающем движке нужно очень аккуратно, провод не должен касаться токоведущих частей машины (кузова, корпуса двигателя и прочее). На многих современных автомобилях отсоединять клемму во время работы ДВС вообще не рекомендуется, при недостаточной уверенности в результатах испытания такой метод лучше не применять.

Стоит заметить, что еще существует способ проверки контрольной лампочкой, но этот метод рассматривать не будем – лампа только свидетельствует о наличии или отсутствии зарядки, с помощью ее невозможно определить значение напряжения в сети, его зависимость от нагрузки.

Признаки слабой зарядки генератора

Для того чтобы понять, что генератор не обеспечивает нормальную зарядку, необязательно производить замеры, определить неисправность можно и по различным признакам:

  • во время работы двигателя промаргивает или загорается контрольная лампа зарядки на панели приборов;
  • под нагрузкой (включение фар, обогревателя заднего стекла и др.) падают обороты двигателя;
  • тускло горят фары, особенно это заметно при включении дальнего света;
  • при увеличении оборотов двигателя слышен свист, причиной которого является слабо натянутый приводной ремень, поэтому падает и зарядка.

Контрольная лампа состояния бортовой сети обязательно должна загораться при включении зажигании и гаснуть на заведенном двигателе. Если лампа на панели приборов вообще не зажигается, возможно, она перегорела, ее необходимо заменить. Световые индикаторы сейчас устанавливаются практически на всех современных автомобилях, раньше для контроля за состоянием электросети в основном использовались вольтметры. Эти измерители перестали применяться в силу большой погрешности в показаниях: по вольтметру на щитке приборов сложно определить, какую именно зарядку дает генератор, а вот сигнальную лампу трудно не заметить, если она загорелась.

Причины недозаряда аккумулятора

Автомобильный аккумулятор является накопителем электроэнергии: во время работы двигателя он заряжается от генератора, а затем отдает свою энергию стартеру для запуска ДВС. Если аккумуляторная батарея не заряжается в полную меру, она не может обеспечить нормальную прокрутку стартеру, из-за этого возникают проблемы:

  • мотор не заводится или запускается с большим трудом;
  • при включении фар или других потребителей тускнеет свет на панели приборов;
  • машину приходится заводить различными непопулярными методами – с толкача, с буксира, с помощью прикуривания другим аккумулятором.

Когда идет недозарядка, контрольная лампа на панели приборов горит в половину накала, основные причины такого явления здесь следующие:

  • имеются повреждения в диодном мосте – пробит один из диодов;
  • неисправно реле-регулятор (РР);
  • изношены генераторные щетки, или они неплотно прилегают к кольцу на конце якоря (нет надежного контакта).

Регулятор напряжения (реле) чаще других деталей оказывается причиной данной неисправности, это одна из самых уязвимых деталей в электрической части машины. Чтобы проверить или заменить реле-регулятор, часто приходится снимать генератор целиком в сборе, но есть немало моделей авто, где снятие и замену РР можно выполнить на месте, без демонтажа генераторного узла.

Перезарядка аккумуляторной батареи

Не всегда генератор недозаряжает АКБ, достаточно часто случается, когда происходит перезаряд, то есть, генераторный узел вырабатывает напряжение свыше положенной нормы. Как правило, причиной перезарядки является неисправный регулятор напряжения, он не работает, как положено, и генератор продолжает вырабатывать ток при полностью заряженном аккумуляторе.

Без снятия генератора с автомобиля реле-регулятор проверяется точно так же, как и при недозарядке, только в этом случае мультиметр показывает напряжение бортовой сети при включенной нагрузке более 14,7 В (показания могут быть и еще выше, например, даже более 17 Вольт). Постоянный перезаряд опасен тем, что из-за него:

  • начинает закипать электролит в банках аккумулятора;
  • оголяются свинцовые пластины АКБ;
  • возникает сульфатация (разрушение пластин), аккумуляторная батарея становится неработоспособной;
  • из-за повышенного напряжения могут перегорать лампочки, выходить из строя электрооборудование, гореть предохранители.

Еще существует опасность взрыва аккумулятора, который происходит вследствие засорения отверстий в пробках аккумуляторных банок при кипящем электролите.

На многих автомобилях ВАЗ семейства «Классика» (в частности, на ВАЗ-2106) реле напряжения меняется достаточно легко, так оно располагается отдельно, находится рядом с передним крылом автомобиля. Реле-регулятор типа ВАЗ-2105 и 2107 размещено в самом генераторе, до него добраться немного сложнее, но замена его производится тоже несложно.

Проверка зарядки аккумулятора от генератора автомобиля

опубликовал admin вкл пт, 30/10/2015 — 21:10 При возникновении проблем с наличием заряда в батарее, необходимо тщательно проверять аккумулятор. Отсутствие или недостаточность заряда гарантированно приводят к тому, что машина не сможет завестись. Но если до того аккумулятор был заряжен достаточно, можно подозревать, что аккумуляторная батарея не получает достаточного количества тока от генератора во время движения. При возникновении сомнений, в первую очередь проводится осмотр самой батареи с внешней стороны. Его поверхность, а также клеммы самой батареи должны быть полностью чистыми и не иметь существенных повреждений. Также наличие каких-либо неисправностей можно определять по температуре корпуса. В том случае, если она нагревается особенно сильно, значит, либо одна, либо даже сразу несколько секций аккумуляторных батарей замкнуты. В таком случае её нужно сменить новой. Далее для того, чтобы проверить зарядку от генератора, желательно вначале определиться с работоспособностью самого аккумулятора. Его можно проверить вольтметром или, распространенным сейчас, мультитестером, он же — мультиметр. Купить мультиметр цифровой сейчас не проблема, а в хозяйстве он всегда пригодится. Замерять напряжение нужно на клеммах после длительной, например, ночной стоянки и до того, как будет запущен двигатель. Следует выставить параметры мультиметра для измерения постоянного напряжения, подсоединить щупы к клеммам (на современных мультиметрах при измерении напряжения полярность можно не соблюдать — прибор сам ее определит), посмотреть показания, если они в пределах нормы 11.5-13 В тогда включить габаритные огни и ближний свет и снова посмотреть на мультиметр — если напряжения упадет ниже 10-11 В, значит аккумулятор разряжен. Если мультиметра нет, то можно применять любые источники нагрузки, которые будут забирать до половины всей ёмкости от батареи. Для аккумулятора на 60 ампер в час, нужно давать нагрузку в 30 ампер, для чего достаточно примерно 7 штук ламп для ближнего света по 55 ватт. Их нужно параллельно подключить и подождать около пяти минут. Если после этого времени они тускло светятся, значит, у аккумулятора есть проблемы. Когда всё нормально с батареей, значит, нужно проверять сам генератор – мини-электростанцию автомобиля. При нормальной работе генератора, напряжение на клеммах аккумулятора должно находиться в пределах 13,5-14,5 В. Если оно пониженное или повышенное — значит проблема в генераторе, а может и в регуляторе заряда, который обычно встроен в генератор. Проводя проверку состояния генератора вы должны помнить о мерах предосторожности, чтобы избежать его повреждения. В частности, нельзя делать проверку коротким замыканием, «на искру». Не нужно допускать возможность работы самого генератора в холостую, без подключённой нагрузки, причём, особенно нежелательна работа с отключённым аккумулятором. Также проводить сварочные кузовные работы нужно с отключенными аккумулятором и генератором. При соблюдении данных правил тестируется проводка, щёточки снимания заряда и другие участки генератора, так, чтобы убедиться в том, что он способен давать заряд аккумулятору. Теги: Источник:

Добавить комментарий

Закрыть меню