Как трогаться на машине

Как добиться плавной езды на механике

В этой статье:Запуск и начало движенияПереключение вверхПереключение внизТорможение и остановкаОстановка на подъеме

Чтобы освоить управление автомобилем с механической коробкой передач, нужна некоторая практика. Эту науку с легкостью осилит любой желающий — особенно если приложить немного ума. Гораздо сложнее при езде на машине с МКПП добиться плавности хода — тем более, если это грузовик или другое массивное транспортное средство. Здесь уже требуется знание тонкостей и хитростей управления. Большие машины имеют свои особенности: их трансмиссии не такие внятные, а двигатели — намного крупнее, да еще и с огромными маховиками. Все это совсем не способствует плавной езде.

Шаги

Метод 1 Запуск и начало движения

  1. 1 Переведите рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Обычно нейтраль находится между первой и второй передачами. Когда включена нейтраль, рычаг может свободно перемещаться из стороны в сторону.
  2. 2 Полностью выжмите сцепление. Хотя вы уже переключились на нейтральную передачу, перед запуском двигателя нужно выжать сцепление, чтобы машина не дернулась резко вперед, если вы забыли выполнить шаг 1.
  3. 3 Заведите автомобиль.
  4. 4 При полностью выжатом сцеплении переключите рычаг на первую передачу.
  5. 5 Начните плавно отпускать сцепление и одновременно с этим добавлять газ, пока не почувствуете легкое «зацепление». Вы сможете распознать этот момент по слабому вздрагиванию корпуса автомобиля в поле вашего зрения; кроме того, произойдет небольшое понижение оборотов двигателя. Сразу после этого опустите (выключите) ручник, но пока не отпускайте до конца сцепление.
  6. 6 Продолжайте медленно отпускать сцепление и добавлять газ. Все так же держите обороты чуть выше холостых — в процессе отпускания сцепления это регулируется положением педали газа.
  7. 7 Продолжайте плавно добавлять газ и постепенно полностью отпустите сцепление.
  8. 8 Приступите к обычному разгону.

Метод 2 Переключение вверх

  1. 1 Определите по тахометру, не пора ли повышать передачу. Если обороты двигателя начинают выходить за рабочий диапазон (обычно около 2500-3000), значит, пришло время включать следующую передачу.
    • Имейте в виду, что при быстром разгоне или подъеме в гору необходимо удерживать более высокие обороты двигателя по сравнению с ситуацией, когда вы двигаетесь с постоянной скоростью или по ровной поверхности.
  2. 2 Начните процесс переключения вверх, отпустив газ и выжав сцепление. Прежде чем перемещать рычаг, убедитесь, что педаль сцепления нажата до упора, иначе вы можете повредить шестерни коробки передач.
  3. 3 Включите рычагом следующую передачу.
  4. 4 Отпустите сцепление и добавьте газ. Как и во время трогания с места, для обеспечения плавности переключения необходимо оперировать одновременно и газом, и сцеплением. Однако если машина уже движется, то отпускать сцепление можно несколько быстрее.
  5. 5 Верните руку на руль — держите его обеими руками.
    • Это важно для лучшего контроля над автомобилем, особенно если вы выполняете поворот.
    • При переключении передачи оказывается давление на вилку переключения передач. Если вы будете продолжать удерживать рычаг, тем самым продолжая давить на вилку, она быстро износится.

Метод 3 Переключение вниз

  1. 1 Как и во время повышения передачи, следите за тахометром, чтобы не пропустить момент, когда настанет время переключиться вниз. Обороты упадут ниже обычного, и вы почувствуете, что двигатель отзывается с некоторой задержкой, а автомобиль уже не так чутко реагирует на педаль газа.
    • Одной из стандартных ситуаций, требующих понижения передачи, является вход в поворот. Как правило, перед началом этого маневра необходимо замедлить ход при помощи тормоза.
    • Сразу после замедления переключитесь передачей ниже и позвольте двигателю провезти вас через поворот. Не проходите его накатом, потому что при этом вы серьезно ослабляете контроль над автомобилем.
  2. 2 Начните переключение вниз, убрав газ и выжав сцепление. В данной ситуации имеет смысл сначала отпустить газ, а уж затем начинать выжимать сцепление, потому что при одновременном нажатии обеих педалей могут резко взлететь обороты.
  3. 3 Полностью выжмите сцепление, затем переключитесь передачей ниже.
  4. 4 Плавно начните отпускать сцепление. Обороты двигателя немного вырастут. Мягко подработайте педалью газа, чтобы уравнять их с оборотами трансмиссии.
  5. 5 Полностью отпустите сцепление.

Метод 4 Торможение и остановка

  1. 1 Не выключая передачу, начните замедляться при помощи педали тормоза.
  2. 2 Продолжайте притормаживать, пока обороты двигателя не станут чуть выше холостых.
  3. 3 Выжмите сцепление и переключите рычаг на более низкую передачу. Например, если вы приближаетесь к перекрестку, где должны уступить дорогу, переключитесь на вторую передачу, а затем отпустите педаль сцепления, дав отдых ноге и выжимному подшипнику сцепления.
  4. 4 Продолжайте тормозить почти до остановки.
  5. 5 Практически перед полной остановкой (скорость — менее 5 км/ч) начните мягко ослаблять давление на тормозную педаль, пока полностью ее не отпустите. Таким образом вы нейтрализуете финальный «клевок». Он случается из-за того, что при торможении передняя ось нагружается основным весом автомобиля, а после остановки вес перераспределяется обратно на обе оси. Не отпускайте тормоз слишком рано, иначе машина может прокатиться дальше, чем вы планировали. Если дорога имеет уклон, включите ручник и лишь затем отпускайте педаль тормоза.

Метод 5 Остановка на подъеме

  1. 1 Тормозите как обычно, практически до полной остановки, а затем поднимите ручник, чтобы автомобиль не откатился назад.
  2. 2 Когда соберетесь ехать, одновременно приотпустите сцепление и слегка добавьте газ — в точности как описано в первом методе.
  3. 3 Когда вы почувствуете, что машина стремится тронуться, но ее что-то сдерживает, опустите ручник.
  4. 4 Теперь автомобиль должен начать движение вперед, но для того, чтобы этого добиться, возможно, придется потренироваться. Продолжайте аккуратно добавлять газ и постепенно отпускать сцепление, пока полностью его не освободите.
    • Чем быстрее вы отпускаете сцепление, тем меньшему износу оно подвергается. Поэтому стремитесь отрабатывать его как можно быстрее, однако не в ущерб плавности трогания.

Советы

  • Фокусируйтесь не на оборотах двигателя, а на достижении идеального баланса между отпусканием сцепления и нажатием на газ. Когда трогаетесь с места, представляйте себе эти действия в виде противоположностей. К примеру, нарисуйте в уме картинку двухцилиндрового двигателя: в то время как один цилиндр движется вверх, второй автоматически перемещается вниз. Попробуйте изобразить это одновременное движение педалями сцепления и газа.
  • Если на АКПП все получается само собой, то на механике плавность хода обеспечивается в основном грамотной работой со сцеплением. Его следует отпускать максимально мягко и в нужные моменты выдерживать паузы, предотвращая резкое схватывание — только так вы можете добиться плавной езды без рывков.
  • Когда сцепление не задействовано, переставьте левую ногу с педали на площадку для отдыха: и нога не устанет, и сцепление меньше износится.
  • В Великобритании и многих других странах правилами дорожного движения запрещена езда накатом. Это значит, что не разрешается включать нейтраль и останавливать автомобиль исключительно тормозом. Очень правильный запрет, ведь если в момент остановки на дороге случится какая-нибудь опасная ситуация, требующая мгновенного ускорения, то водителю, прежде чем экстренно разогнаться, придется включать скорость, а это займет драгоценные мгновения, которые могут отделять жизнь от смерти.
  • В процессе разгона и замедления попробуйте синхронизировать свои переключения с проездом ухабов и ям, потому что неровности дорожного покрытия передаются через сцепление двигателю, создавая дополнительные рывки. В общем случае, при проезде неожиданных рытвин стоит выжимать сцепление, чтобы хоть как-то сгладить скачки.
  • На механике переход от замедления к разгону ощущается намного грубее, чем на автомате. Дело в том, что при замедлении зубья шестерней трансмиссии передают крутящий момент от колес к двигателю, а при разгоне — наоборот, от двигателя к колесам. В автоматической трансмиссии присутствует гидротрансформатор, который в значительной мере сглаживает эти рывки, правда, «съедая» при этом малую толику крутящего момента.
  • Небольшие автомобили типа седанов могут похвастать уменьшенными маховиками и совсем не тугими педалями сцепления. Такие машинки управляются намного легче и мягче своих больших собратьев, поэтому для их водителей советы, приведенные в данной статье, могут оказаться полезными, но необязательными.
  • В некоторых странах существует правило, обязывающее водителей производить полную остановку автомобиля только на включенной второй передаче (за исключением неожиданных аварийных ситуаций). Также в случае приближения к пересечениям дорог, обычным и круговым перекресткам или пешеходным переходам от водителей требуется снизить скорость до значений, соответствующих второй передаче, даже если впереди нет светофора.

Предупреждения

  • Тренируйте описанные в данной статье приемы только в безопасных зонах, свободных от пешеходов и автомобильного движения. Отличным вариантом, например, является пустая парковка.
  • Существует мифический способ уменьшения расхода топлива, гласящий, что на затяжном спуске следует включить нейтральную передачу и пройти его накатом, поручив разгон земному притяжению. Уже не раз доказано, что этот способ именно что мифический, то есть он не приводит ни к какой реальной экономии топлива; кроме того, действовать таким образом просто опасно для жизни.
  • Никогда не нарушайте правил дорожного движения, действующих там, где вы ездите.

Информация о статье

Категории: Вождение транспортных средств

На других языках:

English: Drive Smoothly with a Manual Transmission, Italiano: Guidare un’Auto con il Cambio Manuale, Español: conducir bien un auto de transmisión manual, Português: Dirigir Suavemente com uma Transmissão Manual, Deutsch: Ein Auto mit Schaltgetriebe sanft fahren, Français: conduire en souplesse une voiture ayant une boîte de vitesses manuelle, العربية: القيادة بسلاسة مع ناقل الحركة اليدوي, Nederlands: Soepel rijden met een handgeschakelde versnellingsbak, 한국어: 수동 변속기로 부드럽게 운전하는 법, Bahasa Indonesia: Mengendarai Mobil Manual dengan Mulus

  • Править
  • Написать благодарственное письмо авторам

Начало движения автомобиля, как трогаться на автомобиле – 3 базовых способа

Управление автомобилем состоит из нескольких базовых действий, таких как – работа с рулем, педалями газа, сцепления и тормоза, контроль боковых зеркал, переключение передач. Основные маневры автомобиля – начало движения, перестроения, торможения, остановки и другие описываются последовательностью базовых действий.
У большинства маневров есть несколько вариантов выполнения, их нужно освоить и понимать, когда и какие варианты использовать.

В качестве примера, подробно рассмотрим начало движения – как трогаться на автомобиле.Это один из самых простых маневров.

Несмотря на кажущуюся простоту, существует несколько вариантов действий водителя. У каждого варианта начала движения свое назначение.

Автомобиль трогается на холостом ходу (без с газа)

Если вы начинаете учиться управлять машиной на площадке-автодроме, то базовым способом трогаться на автомобиле у вас будет начало движения на холостом ходу, без использования педали газа. Вы плавно отпускаете педаль сцепления до момента контакта, при дальнейшем отпускании педали машина трогается. Играя сцеплением, вы можете ускоряться и замедляться.

Такое начало движение легче всего освоить, главный нюанс – такой способ трогаться на автомобиле не универсальный и не может быть единственным в арсенале водителя (даже начинающего).

Данный способ получил повсеместное распространение как универсальный относительно недавно, раньше он не работал, из-за того, что автомобилям предыдущих поколений не хватало тяги, чтобы тронуться на холостом ходе.

Но и сейчас данный способ, не может быть универсальным, он не всегда работает – если в вашей машине будет несколько пассажиров или выпадет снег, или нужно трогаться в гору, машина скорее всего не поедет.

Автомобиль трогается с газом

Способ трогаться на автомобиле с использованием педали газа существенно более универсальный. Вы доводите с помощью педали газа обороты двигателя до 1500-2500 оборотов. Далее начинаете отпускать сцепление как в первом случае (начало движения без газа), при падении оборотов двигателя компенсируете их падение добавлением газа. Данный способ начала движения универсальный и подходит для большинства случаев, позволяет с минимумом проблем сдавать экзамены в ГИБДД.

Одновременная работа газом и сцеплением во время старта автомобиля

Полностью раскрыть возможности автомобиля позволяет начало движения с одновременной работой педалями газа и сцепления. Работа ведется в противоходе, вы одновременно нажимаете на газ и отпускаете сцепление. Из-за этого данный способ часто называют “качели” – работа двух ног должна происходить синхронно.

Также уметь работать одновременно газом и сцеплением в противоходе нужно для правильного переключения передач при движении. Если вы не освоите параллельную работу педалями газа и сцепления вам будет сложно избавиться от постоянных “рывков” на дороге при переключении передач.

Когда и какие способы трогаться на автомобиле нужно освоить

Основным способом начала движения является третий – “качели”, но он же является и самым сложным, так как требует асинхронной работы двух ног, что часто вызывает сложности у учеников, особенно в начале обучения. Из-за этого часто осваивать данный способ трогаться начинают только после первых двух (иногда и не доходят до него).

Давать советы как оптимально учиться – сложно, все очень индивидуально. Главное – вы должны знать, что использовать начало движения только на сцеплении во всех случаях не получится, и без освоения других способов вы далеко не уедете и будет крайне сложно сдать экзамен в ГИБДД.

Как научиться водить на механике?

Многие современные водители отдают предпочтение автомобилям с автоматической коробкой передач. Оно и понятно, ведь сам процесс вождения такой машины предполагает меньшую концентрацию на процессе управления, так можно уделить больше внимания происходящему на дороге. Педаль сцепления, являющаяся одним из основных элементов управления на механике, в автомобиле с автоматом отсутствует, что освобождает водителя от постоянного «танца» на 3 педалях.

Однако умение управлять автомобилем с ручной коробкой широко ценится в мире, считается более профессиональным. В России, где автомобильная промышленность застряла в прошлом веке, до сих пор наиболее распространённой является именно механика. Предположение о том, что управление автомобилем с механической коробкой намного сложнее, чем автоматом – ошибочно. Здесь много плюсов и, разумеется, это становится делом привычки. Можно ли научиться водить механику с нуля, какие основные принципы вождения такого автомобиля? Ответ на эти и многие другие вопросы вы найдёте в нашей статье.

Азы

В автомобиле с механической коробкой имеется 3 педали. Расположены они таким образом:

  • Крайняя левая – педаль сцепления;
  • Посередине – тормоз;
  • Крайняя правая – газ.

Самое главное, понять принцип работы педали сцепления и то, как правильно переключать передачи. Обучение и оттачивание навыка переключения передач на механике лучше отточить на заведённом автомобиле. Научиться плавно нажимать и отпускать педаль сцепления также является очень важным, иначе машина будет постоянно глохнуть.

Стоит уяснить для себя то, как это работает. При помощи педали сцепления мы контролируем сцепку шестеренок, которые идут от двигателя к валу. Когда педаль полностью нажата мы можем спокойно переключать передачи, не боясь повредить механизм. То, насколько сильно вы отпускаете педаль, влияет на силу сцепления. Так можно выделить несколько положений педали, знание которых нам придётся освоить на опыте, но знать о них необходимо:

  • При полном нажатии – сцеплении выключено;
  • Положение слегка отпущенной педали – точка сцепки. Для каждого авто это и последующие положение сугубо индивидуальны, но в правильно настроенном авто точка сцепки находится ближе к вертикальному положению педали, относительно днища;
  • Положение слегка нажатой педали, ближе к отпущенной – это полное сцепление. В таком положении автомобиль едет.
  • Педаль отпущена – так же является полным сцеплением. Диапазон движения от полностью отпущенной педали до слегка нажатой, называют пустым ходом. Здесь автомобиль двигается согласно выбранной передаче, все, что меняется, это сила сцепления.

Когда вы заводите автомобиль, сцепление должно быть выключено, то есть педаль должна быть нажата до конца. Лишь после того, как будет включена первая передача, а двигатель заведён, мы можем плавно отпускать педаль, для начала движения. Водить машину на механие — это не сложно, но своя специфика у данного процесса существует.

Не забудьте настроить под себя зеркала и поставить сиденье таким образом, что бы вы могли с лёгкостью нажимать педали до конца. Не забудьте пристегнуться, ведь по первой вы не редко будете глохнуть, в результате чего можно удариться об руль и вообще получить травмы. Безопасность — прежде всего.

Как трогаться

Если вы впервые за рулём, то лучше выбрать место, где нет других автомобилей и пешеходов, что бы спокойно, без лишних глаз и суеты научиться управлять машиной. Есть специальные автодромы, где каждый желающий может отточить свой навык вождения до совершенства.

Первое что вы видите, садясь в машину – это включенная нейтралка, включенный ручник. Есть простой порядок действий, осуществив которые вы сможете тронуться:

  1. Заведите двигатель;
  2. До упора выжать педаль сцепления;
  3. Включить первую передачу. Чаще всего она расположена так, что вам потребуется переместить рычаг сперва налево, затем вперёд, для того что бы её «воткнуть»;
  4. Снять машину с ручника;
  5. Держа сцепление левой ногой, слегка нажимаем правой на газ, поднимая обороты до 1.5-2 тысяч. Это не даст машине заглохнуть. Количество оборотов отображается на приборной панели, на так называемом тахометре;
  6. Постепенно отпускаем педаль сцепление до точки схватывания. Машина должна начать движение, как только это происходит, перестаём отпускать педаль, фиксируем её в этом положении;
  7. Как только автомобиль начинает полноценно двигаться, плавно отпускаем педаль сцепления, при необходимости добавляем газ.

Во время начала движения стоит учитывать положение автомобиля. Если вы стоите в горку, то порядок действий будет выглядеть иначе. Так будет выглядеть порядок действий, если вы захотите тронуться в горку без ручника:

  1. Стоим на выжатом сцеплении и тормозе, включена первая передача;
  2. Плавно отпускаем педаль сцепления, до точки схватывания. Когда сцепка произойдёт, вы увидите, что слегка упали обороты;
  3. Теперь правой ногой отпускаем тормоз и придавливаем педаль газа, даём 2 тысячи оборотов, если горка крутая, то больше. Автомобиль начинает движение в гору

Переключение передач на ходу

Что бы полноценно водить машину на механике, важно понять какие действия, для чего осуществляются. Механизм работы коробки передач таков, что вы, по сути, переставляете шестерёнки, для набора наиболее подходящей скорости. Если вы будете переключать передачи при отпущенном сцеплении, то есть при полной сцепке, вы рискуете не только заглохнуть, но и повредить механизм работы. Плавная и чёткая работа с педалью сцепления – залог того что вы не будете глохнуть на каждом углу, а машина будет в хорошем рабочем состоянии.

Переключение передач, как уже упоминалось – это перемещение шестерёнок для подбора необходимой скорости. Так:

  • На 1 передаче скорость автомобиля достигает приблизительно 20 км/ч;
  • 2 передача даст от 20 до 40 км/ч;
  • 3 – от 40 до 60 км/ч;
  • 4 – от 60 до 90 км/ч
  • 5 – от 90 км/ч и более.

Не стоит забывать, что ограничение в черте города и других населённых пунктов обычно составляет не более 60 км/ч, не считая шоссейных участков дороги, на которых лимит может быть выше. Если вы только учитесь водить, то погоня за скоростями является излишней. Сперва нужно освоить метод вождения, а уже после оттачивать своё мастерство.

Для переключения передач на ходу вам необходимо проделать следующий порядок действий:

  1. Одновременно отпуская педаль газа, нажимаем на педаль сцепления;
  2. Машина едет накатом. Мы переключаем передачу на следующую, согласно схеме. Обычно она изображена на рычаге переключения передач.
  3. Теперь плавно отпускаем сцепление и добавляем газа, что бы поднять обороты.

Управляя автомобилем с ручной коробкой передач, стоит помнить, что наиболее подходящий момент переключения у каждого автомобиля разный. Это зависит от индивидуальных особенностей трансмиссии. К каждой машине, за руль которой вы садитесь, стоит приноровиться.

Что бы сбросить скорость и переключиться на более низкую передачу стоит сделать следующее:

  1. Отпускаем газ, ждём, пока упадут обороты;
  2. Выжимаем сцепление;
  3. Переключаем передачу;
  4. Аккуратно отпускаем сцепление;
  5. После можно газовать.

Паркуем машину

Начинающим водителям лучше всего осуществлять парковку на самой низкой скорости, которая возможна, так же стоит придерживать сцепление, что бы в случае чего можно было выжать сцепление и нажать тормоз для остановки. Если вы будете жать тормоз без сцепления, то машина просто заглохнет. Припарковав машину, стоит поставить её на ручник и включить нейтральную.

Видеоинструкция

  • Об авторе

Владимир Овчинников Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2008 года судебная практика, специализация ДТП, ГИБДД, автомобильное право. Коментарии к статье (Комментариев нет) Подписаться на статьи! Заполните все поля Мы в социальных сетях Присоединяйтесь к нашим группам, чтобы всегда быть в курсе последних новостей

Мой профиль

Или зарегистрируйтесь через соц.сети

Ваш профиль успешно
создан

Пожалуйста подтвердите вашу регистрацию. Письмо с подтверждением отправленно на указанную вами почту.

Добавить комментарий

Закрыть меню