Какая охлаждающая жидкость

AvtoLubit3l ›
Блог ›
Как выбрать антифриз ?!

BMW 5 series проект E34Coupe Fastback BMW 6 series X-Drive M-Package! Nissan Silvia 2JZ-GTE Очаровашка BMW 7 series «Шоколадка» ГАЗ М-20 Победа «МУЗА» Rockstar `49 Skoda Superb 1.8 st3 Pwr348 Tq457 VTG Наверх AvtoLubit3l был 18 часов назад 26 лет
Я езжу на Volkswagen Golf 1.9 TDI (до этого — Ford Sierra)
Киев, Украина

Антифриз, тосол, охлаждающая жидкость – что лучше? Взять готовую жидкость или концентрат для дальнейшего разведения водой? Выбрать G11 или G12? А когда менять: через 2-3 года или можно поездить 5-6 лет? Если с выбором масла автолюбитель иногда, но сталкивается и имеет определенные познания, то в выборе антифризов большинство попросту теряется. Этот материал даст основы понимания того, как правильно выбрать антифриз.

Антифриз или тосол? Концентрат или готовая жидкость?

Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол – это все одно и то же: жидкость, предназначенная для охлаждения двигателя. Так уж исторически сложилось, что в нашей стране из истории прижилось название «ТОСОЛ» (расшифровывается как «Технология Органического Синтеза» окончание «ОЛ» указывает на спиртовую основу). Слово «антифриз» просто является траслитом от «antifreeze» (в переводе «не замерзает»). А термин «охлаждающая жидкость» по факту и выступает самым правильным и точным обозначением подобных составов.

Недорогой антифриз ВАМП фактически можно называть и «ТОСОЛ», и «охлаждающая жидкость»

Интересно, что практически все типы составов, независимо от названия и своего класса, построены по схожему принципу: спиртовая основа (многоатомные спирты), плюс добавление воды, плюс необходимые присадки (занимают в общем объеме 3-7%, остальное приходится на спирт и воду). Первые подобные составы появились около 80 лет тому назад и были построены на спиртовой основе этиленгликоля; только сегодня созданы другие антифризы, созданные на основе пропиленгликоля и органических кислот (об этом несколько ниже).

По содержанию воды в охлаждающей жидкости можно провести и ее первое деление: готовый антифриз или антифриз-концентрат. Готовый антифриз можно сразу после покупки заливать в систему охлаждения автомобиля, он имеет температуру замерзания около -40 градусов С (встречаются варианты, рассчитанные на -38 и -42). Антифризы-концентраты изначально рассчитаны под намного большие морозы и перед заливкой в автомобиль их необходимо предварительно разбавить дистиллированной водой в определенной пропорции. Чем больше воды – тем выше температура замерзания: можно сделать антифриз на -35 градусов, а можно добавить больше воды и получить антифриз под -20 градусов С.

Интересно, что качественный антифриз даже при замерзании не может навредить автомобилю. Так, если вода замерзает быстро и увеличивается в объеме примерно на 8%, то точка замерзания антифриз «растянута по температуре» на 8-10 градусов и при замерзании он увеличивается в объем лишь на 1-2%: т.е. антифриз начинает замерзать при около -40, заканчивает замерзать лишь при -50; весь его объем переходит в состояние не единого кубика льда, а некого подобия кашицы или «мягких хлопьев», которые занимают лишь на 1% больше места. В результате – минимальный риск повреждение системы охлаждения двигателя даже в случае полной заморозки антифриза.

Что такое G11, G12, G12+: выбираем класс антифриза

Теперь рассмотрим разные классы антифризов. Так уж повелось, что в мире прижилась классификации антифризов по системе компании VW, когда все антифризы обозначены буквой G и цифрами после нее. Существуют и другие стандарты, введенные как отдельными производителями автомобилей, так и различными организациями, которые работают в разных странах: к примеру, BS расшифровывается как British Standard и стандарт BS 6580:1992 равен VW G11; есть свои стандарты ASTM, SAE, и пр. На фоне разнообразия требований и регламентов, классификация VW оказалась наиболее простой и понятной, в результате превратившись в единый общепринятый стандарт. Итак…

Антифриз G11 – это охлаждающая жидкость недалекого прошлого. Она построена на основе этиленгликоля; минимально или вообще не содержит нитритов, фосфатов, боратов, аминов; выделяется синим, зеленым, голубым цветом; рассчитана на срок службы 2-3 года. Фактически тот самый «ТОСОЛ», о котором мы говорили в начале материала и который привычен уже несколько десятилетий. Еще совсем недавно подобная охлаждающая жидкость использовалась повсеместно. Однако в конце 1990-х и начале 2000-х годов ее начали вытеснять более современные антифризы класса G12 и выше.

Антифриз G12 – это охлаждающая жидкость, также построенная на основе этиленгликоля и воды, выделяется ярким цветом: красный, оранжевый, розовый. Главное отличие антифриза G12 от антифриза G11 в отсутствии силикатов, что улучшает антикоррозионные свойства, и в другом пакете присадок. В результате охлаждающая жидкость класса G12 может служить около 5 лет, не требуя замены – именно длительный срок службы и снижение эксплуатационных затрат на сервисе являются ее главными преимуществами, ради которого и затевался весь «сыр бор».

Антифриз G12+ и антифриз G12++ являются некой «надстройкой» над классом G12: они отличаются еще больше чистотой основы, эффективностью присадок, минимальным содержанием различных вредных примесей и элементов. Антифризы G12+ и G12++ могут смешиваться с антифризами любых других классов, но есть нюансы: данный вопрос будет рассмотрен ниже. Что однозначно в преимуществах подобных антифризов – так это еще больший срок службы, вплоть до 8 лет.

Наконец, рассмотрим и два обособленных типа антифризов: антифриз G13 и антифриз OAT. Их главное отличие в том, что они строятся на своей особенной основе. Так, антифриз G13 создан на основе пропиленгликоля вместо этиленгликоля: состав выходит более чистым с точки зрения экологии, эта спиртовая основа не столь агрессивна и опасна. Кроме того, здесь заметно ниже коррозионная активность, что позволяет эксплуатировать подобные охлаждающие жидкости от 5 и до 10 лет!

Антифриз G13 – Motul Inugel G13: рассчитан на длительный срок службы и подходит для самых современных автомобилей

Антифриз OAT, в свою очередь, содержит в составе органическую кислоту (сокращение OAT пришло от Organic Acid Technology, в переводе «технология органической кислоты»), что позволило решить вопрос с ингибиторами коррозии – по факту кислота сама их и заменяет! Снова-таки, в антифризе OAT нет нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, его нельзя смешить с составами G11, G12, и др. Однако главная цель была достигнута: благодаря высокой «чистоте» антифриза и успешной борьбе с коррозией, его можно эксплуатировать очень долго.

Кстати, ингибитор коррозии – это одна из самых нужных и востребованных добавок в состав антифриза помимо основы из этиленгликоля (или пропилен-) и воды. Причем зачастую именно различные присадки и добавки позволяют или не позволяют смешивать антифризы между собой. К примеру, в одном антифризе присадки могут быть созданы на щелочной основе, в другом – на кислотной. При их смешивании возможна химическая реакция и выпадение осадков-хлопьев, которые могут забить каналы мотора, что приводит к локальному перегреву.

Поэтому наш совет: лучше не смешивать между собой антифризы разных производителей и разных классов; доливайте тот антифриз, который изначально был залит в систему охлаждения двигателя; при замене антифриза можно докупить 1 л жидкости «про запас». Если течь застала уже в дороге, то летом можно долить обычную воду, а зимой – первый попавшийся антифриз нужного класса. Однако затем обязательно проверьте систему охлаждения мотора: течи устранить; смесь антифриза и воды – заменить; если при смешивании двух антифризов одного класса получили осадок – эту смесь также нужно заменить.

Красный, желтый, голубой: выбираем цвет и объем

Понимая, что не все ориентируются в классах антифризов, компании-производители разработали другую систему идентификации – по цвету. Правило связи цветов и классов работает в 90% случаев, лишь иногда встречаются отклонения, когда охлаждающая жидкость окрашена в цвет, нехарактерный для ее класса. Но обычно все так:
синий, голубой, зеленый антифриз – это составы класса G11, которые работают 2-3 года;
красный, оранжевый, фиолетовый, розовый антифриз – это составы класса G12, G12+, G12++, которые работают 5-8 лет;
фиолетовый, малиновый цвет, а также красно-розовые оттенки характерны для антифризов класса G13, которые в этом вторят предыдущей группе и также рассчитаны на длительный срок работы.

Для полной замены антифриза, как правило, нужно минимум 4-5 л готовой жидкости (не концентрата) – это типичный объем канистры. Также мы настоятельно советуем дополнительно приобрести 1-2 л антифриза для долива в будущем, особенно если используется охлаждающая жидкость класса G12 и выше, рассчитанная на 5 лет службы: за это время разное может произойти (начнет подтекать радиатор, треснет патрубок, т.е. мелкое повреждение, через которое сочится антифриз).

Часть производителей и продавцов указывает вес антифриза в килограммах, но это значение легко перевести в литры: плотность нормального антифриза равна 1,08 г/куб. см. Важно отметить, что это плотность при температуре +20 град. С, плотность охлаждающей жидкости может меняться не только из-за состояния антифриза («плохой-хороший»), но и банально от колебаний температуры – учтите это, если будете проверять антифриз ареометром.

Секреты антифриза: какую охлаждающую жидкость выбрать

Немаловажную роль в эксплуатации автомобиля играет охлаждающая жидкость. Для чего она предназначена, из чего состоит, как часто ее следует менять и какую именно жидкость выбрать для той или иной модели – на эти и другие наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы мы ответим в нашей сегодняшней статье.

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Основная функция охлаждающей жидкости – уменьшать тепловые нагрузки на узлы и детали двигателя внутреннего сгорания, установленного в автомобиле. Она циркулирует по замкнутому контуру, соприкасаясь со стенками цилиндров двигателя (в них температура сгораемого топлива достигает нескольких тысяч градусов Цельсия) через так называемую «рубашку охлаждения» силовой установки (специальная полость), нагревается и отводит от блока цилиндров избыточное тепло.

система охлаждения двигателя

В системе охлаждения двигателя рабочая жидкость течет по двум контурам – малому и большому, периодически нагреваясь (у рабочих поверхностей мотора) и охлаждаясь (в радиаторе). За циркуляцию охлаждающей жидкости в системе отвечает центробежный насос, а за ее перенаправление от большого контура к малому (при прогреве двигателя) в зависимости от рабочей температуры мотора – термостат.

Важную роль в системе охлаждения двигателя играет расширительный бачок: здесь содержится запас «охлаждайки», через его клапан регулируется избыточное давление охлаждающей жидкости, что позволяет мотору работать при более высоких температурах, не допуская ее вскипания.

Расширительный бачок

Из чего состоит охлаждающая жидкость?

Для охлаждения двигателя используются два вида жидкостей: дистиллированная вода и антифризы. Вода является наиболее дешевой, нетоксичной, с максимальной удельной теплоемкостью (способность поглощать тепло на единицу веса) и наибольшей способностью к охлаждению жидкостью. Антифризы – сложные по химическому составу вещества, которые обладают высокой температурой кипения и не подвержены замерзанию при критически низких температурах (от -40°С до -70°С).

Дистиллированная вода, антифриз, тосол

В системе охлаждения двигателя современных автомобилей воду не применяют из-за ее непрактичности: она замерзает уже при 0°С, расширяясь в объеме до 10% и превращаясь в кристаллы льда. Соответственно, выполнять свою основную функцию, отвод тепла от двигателя, в зимнее время эта «охлаждайка» уже не сможет, к тому же кристаллы льда, образовавшиеся в системе охлаждения мотора, могут нанести вред узлам и деталям силового агрегата, приведя к так называемому «размораживанию» двигателя — то есть, разрушению блоков цилиндров и головок блока. Поэтому сегодня автопроизводители отдают предпочтение антифризам, которые лишены присущих воде недостатков.

В состав антифризов входят два основных элемента — вода и многоатомные спирты, обладающие высокой способностью к расширению при нагревании, одной из ключевых характеристик охлаждающей жидкости. Помимо воды и многоатомных спиртов в составе антифризов присутствуют разнообразные присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики охлаждающей жидкости: подавление образования ржавчины на металлических поверхностях, вспенивания при достижении высоких температур, разрушения поверхностей резиновых деталей, образования парового конденсата и прочих. Еще одним элементом антифриза является краситель, который играет роль маркера – если жидкость в процессе эксплуатации меняет цвет, то настало время для его замены.

По составу спиртов все антифризы делятся на два вида: этиленгликолевые и пропиленгликолевые.

Этиленгликолевые охлаждающие жидкости содержат этиленгликоль – многоатомный спирт сладковатого запаха, желтого цвета, плотность которого при +20°С составляет 1.112-1.113 г/см³, температура кипения — 197°С, а замерзания -11.5°С. В зависимости от того, для каких условий эксплуатации предназначена «охлаждайка» на основе этиленгликоля, ее разбавляют с водой в таких пропорциях 1:1, 1:2 или 2:3. Чем большее содержание в такой смеси этиленгликоля, тем большей стойкостью к замерзанию и закипанию он обладает.

Пропиленгликолевые антифризы в своем составе имеют пропиленгликоль – многоатомный спирт, во много схожий по химическим свойствам с этиленгликолем, но обладающий меньшей токсичностью и большей степенью кинематической вязкости. Последнее его свойство можно отнести к недостаткам, так как при воздействии на силовой агрегат внешних низких температур скорость циркуляции такой «охлаждайки» по системе охлаждения двигателя падает, и жидкость хуже выполняет свои функции.

Антифризы также различаются по химическому составу присадок — их делят на четыре типа: традиционные, карбоксилатные, гибридные и лобридные.

Традиционные, используемые в основном в автомобилях, выпускавшихся в странах Европы, Северной Америки и ряде азиатских стран (Япония, Южная Корея) до 2 000 года, присадки в своем составе содержат замедлители коррозии из неорганических элементов – фосфатов, нитратов, боратов и так далее. Их перестали использовать для охлаждения двигателей по нескольким причинам: сравнительно короткий срок эксплуатации (до 2 лет), низкая температура кипения (до 105°С). В процессе работы традиционные присадки, разлагаясь, покрывали слоем содержащихся в них веществ рабочие поверхности, что приводило к ухудшению охлаждения узлов и деталей силовой установки, разрушению элементов центробежного насоса, засорения магистрали системы охлаждения машины.

Применение: традиционные антифризы (Тосол) сегодня используют в машинах отечественного производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ).

Карбоксилатные, содержащие в своем составе органические кислоты (карбоксилаты), присадки являются наиболее эффективными в замедлении коррозии. Они способны точечно воздействовать на потенциальные очаги коррозии и кавитации (образовании парового конденсата), покрывая проблемные места защитным слоем не более 1 микрона, что позволяет более эффективно охлаждать двигатель. Срок службы таких присадок – от пяти лет и более, в зависимости от условий эксплуатации.

Применение: карбоксилатные антифризы используют в автомобилях марок Fiat, Ford, KIA, Hyundai, Renault и прочих.
Гибридные присадки содержат в своем составе неорганические (силикаты, нитриты или фосфаты) и органические (карбоксилаты) вещества. Совокупное воздействие этих смесей на очаги возникновения коррозии и парового конденсата выше, чем у традиционных присадок, но из-за наличия неограники они имеют те же, но выраженные в меньшей мере, недостатки, что и у «чистых» силикатных, фосфатных и нитритных ингибиторов. Срок службы гибридных присадок – от трех до пяти лет.

Применение: гибридные антифризы используются в автомобилях марок Chrysler, Mercedes-Benz, BMW.

Лобридные присадки – самый новый вид подавителей коррозии и парового конденсата, которые можно отнести к подвиду гибридных. Их особенность — в распределении в смеси органических (90% карбоксилатов) и неорганических (10% силикатов) веществ, что приводит к улучшению технических характеристик таких антифризов по сравнению с гибридными.

Применение: используется в автомобилях марок Peugeot, Citroen, Volkswagen, Skoda, Seat.

Маркировка антифризов от Volkswagen

Концерн Volkswagen разработал для карбоксилатных, гибридных и лобридных антифризов свою маркировку допуска охлаждающей жидкости, которую сегодня применяют множество производителей «незамерзайки». Так, карбоксилатные антифризы имеют маркировку G12 и G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-D/VW TL 774-F), гибридные – G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C), лобридные – G12++, G13 (соответствуют спецификации VW TL 774-G).

Оригинальный антифриз Volkswagen

Особенностью этих спецификаций является запрет на использование в составе охлаждающих жидкостей боратов, нитритов, аминов, фосфатов и силикатов (кроме G11 и G12++, где содержание этого вещества допускается в пределах до 680 мг/л и до 500 мг/л соответственно). Фольксваген допускал использование антифризов G11 в своих автомобилях, произведенных до 1996 года, G12 и G12+ — в моделях, выпущенных с 1997 по 2008 годы. Незамерзающие жидкости G12++ и G13 применяются сегодня в системах охлаждения двигателей автомобилей, произведенных концерном с 2008 года.

Фольксвагеновцы тщательно следят за тем, чтобы их допуски соблюдались производителями антифризов, которые маркируют свою продукцию в соответствии со спецификациями G. Если в составе охлаждающей жидкости, помеченной, например, G12+, имеется хотя бы одно из запрещенных веществ, то такой антифриз не соответствует стандартам Volkswagen и может считаться подделкой, так как такая «незамерзайка» не будет выполнять всех функций, может преждевременно «состариться» и нанести вред двигателю.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Никакой разницы тут быть не может, так как привычный российским автолюбителям «Тосол» – тот же самый антифриз, относящийся к традиционным охлаждающим жидкостям. Он содержит в своем составе этиленгликоль, воду и неорганические присадки. Различают, к примеру, «Тосол 40» и «Тосол 65», первый – голубого цвета, второй – красного. «Тосол 40» разработан для эксплуатации при температурах не ниже -40°С, а «Тосол 65» — для работы незамерзающей охлаждающей жидкости при температурах не ниже -65°С.

Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Как и в случае с моторными маслами и трансмиссионными жидкостями, смешивать охлаждающие жидкости разных типов и классов не рекомендуется ввиду различий в их химических составах. Так, при смешении карбоксилатных и традиционных присадок их химические вещества могут выпасть в осадок, что приведет к засорению системы охлаждения. Если даже этого не произойдет, то разные по химическому составу присадки могут вступить в реакцию, в результате которой их полезные свойства в значительной мере ослабятся.

Совет: если нет возможности пополнить запас «охлаждайки» немедленно, лучше добавить в расширительный бачок системы охлаждения дистиллированную воду.

Каковы сроки замены охлаждающей жидкости?

Замена в системе охлаждения рабочей жидкости производится в трех случаях: планово, досрочно и в аварийной ситуации.

Планово охлаждающую жидкость заменять в зависимости от сроков, установленных производителем автомобиля. Эту информацию можно почерпнуть их руководств по эксплуатации к каждой конкретной модели. Повторимся: антифризы с традиционными присадками меняют через каждые два года, ОЖ с карбоксилатными присадками – через пять – семь лет, «охлаждайки» с гибридными присадками – через три – пять лет, антифризы с лобридными присадками – через пять – шесть лет.

По истечении этих сроков эксплуатационные характеристики охлаждающих жидкостей меняются: они теряют способность противостоять коррозии, начинают закипать при сравнительно низких температурах, хуже отводят тепло от узлов и деталей силовых установок.

Досрочно менять охлаждающую жидкость нужно, если произошла конструктивная поломка двигателя, например, в антифриз начали поступать выхлопные газы из прохудившейся прокладки блока цилиндров либо при разгерметизации системы охлаждения и поступления в нее воздуха. Взаимодействие ОЖ с выхлопными газами или воздухом приводит к тому, что жидкость преждевременно теряет свои основные эксплуатационные свойства. Понять, что нарушена работа охлаждающей системы можно, если вы заметили, что чаще стал включаться вентилятор радиатора, на стенках расширительного бачка появились похожие на желе отложения либо в бачке появился осадок (зачастую обнаруживается при температуре воздуха -15°С).

Возможная поломка системы охлаждения двигателя

К аварийным ситуациям, во время которых водителю пришлось доливать воду в систему охлаждения, можно отнести лопнувший шланг. Шланг поменяли, недостающее количество «охлаждайки» дополнили водой, взятой из-под крана. Что происходит дальше? Обычная водопроводная вода не обладает свойствами дистиллированной, поэтому содержание в ней солей – повышенное. Эти соли, взаимодействуя с химическими веществами, входящими в состав ОЖ, образовывают осадок, который негативно влияет на металлические детали системы – проще говоря, активизируются коррозионные процессы. Выпавшие в осадок вещества затрудняют циркуляцию антифриза в системе, что приводит к ненадлежащему отведению тепла от узлов двигателя, в результате чего может произойти перегрев мотора. Если вам все-таки пришлось залить в систему охлаждения двигателя воду из-под крана, то при первой же возможности полностью замените «охлаждайку», предварительно промыв систему дистиллированной водой.

Читайте также: Как заменить охлаждающую жидкость своими руками

Комментариев (2)

  • Очень интересная и полезная статья. Единственное, с чем я мог бы поспорить, так это с тем, что в отечественные машины заливают Тосол. Конечно, кто не сильно переживает за состояние своей машины, тот может и заправляет Тосол, но вот я, как бережный владелец ВАЗ 2114, заправляю антифриз Coolstream Standard. Очень качественный антифриз и прекрасно справляется со своей работой

    Илья Лапин Новичок 26.06.2017 в 13:01 Комментировать 1

  • Похоже на рекламу, если честно… назвали конкретную марку, регистрация Ильи свежая, комментарий явно один. В схожей теме уже некто Леонид опять неудачно «рекламирует» эту же марку. И опять — свежая регистрация, комментарий судя по всему один… Менеджер компании кулстрим — будьте более оригинальными в подходе к рекламе. Вероятно, реальное качество вашего продукта не набирает позитивных отзывов потребителей, поэтому и приходится так изощренно рекламироваться. Успехов вам!

    Vital Z Новичок 03.08.2017 в 22:53 Комментировать 0

  • Жора Сковородкин Новичок 25.10.2017 в 21:11 Комментировать 0
  • Олежа, сорри, но ты тупишь! Ботом можешь своего папу называть. В моем комменте, по-моему конкретно написано в чем спалился чел, прорекламировавший ОЖ. Я не работаю в сфере связанной с авто (я мебельщик, если интересно) и мне реально пофигу на марку ОЖ, но бесит, что чел так тупо палится с рекламой своей жижи. Да и ты чувачело веселый — оставил всего один коммент, причем в дату регистрации, а на других бочку катишь. Клоун, блин… аш ржать хочется

    Vital Z Новичок 03.04.2018 в 21:23 Комментировать 0

  • Мне плевать, кто и какой коммент оставляет в первый день регистрации, люди регистрируются, чтобы что-то написать/спросить, читать форум и без регистрации можно, я смотрел интересующую мне тему и увидел эти комментарии, вот и отреагировал, а на твой первый коммент и регистрацию перед этим я указал только потому, что этот фактор был главным составляющим твоего аргумента, вот и все и тупишь в данном случае ты. И да, если чего-то хочется, делай это, а то сдерживаешься во всем, а потом злобные комментарии строчишь, не надо так.

    Олег Кроссовский Новичок 04.04.2018 в 11:29 Комментировать 0

  • я простой тосол каой дешевле в ваз 2114 все нармально

    Артем Скурепов Новичок 19.11.2018 в 19:00 Комментировать 0

  • Хмм, человек или бот, как вас лучше называть? Вы зарегались в тот же день, когда оставили этот комментарий и больше на форум не заходили, мне неизвестно рекламный первый коммент или нет, но то, что Вы явный представитель конкурентов, это уж слишком очевидно, могли бы хотя бы так жестко не палиться и не тыкать на «свежую регистрацию и один комментарий», если сами находитесь точно в таком положении, поразительная глупость.

    Олег Кроссовский Новичок 03.04.2018 в 19:40 Комментировать 0

  • Что лучше: тосол или антифриз. Отличия в охлаждающих жидкостях

    07.07.2018

    В систему охлаждения двигателя можно залить как тосол, так и антифриз, но выход системы охлаждения из строя приведет к поломке ДВС в течение считанных минут.

    Поэтому необходимо четко понимать что лучше, тосол или антифриз и есть ли разница между этими охлаждающими жидкостями?

    Мы не будем руководствоваться сложными техническими терминами и понятиями, а разберем этот вопрос на доступном для большинства автовладельцев языке.

    Разновидности охлаждающих жидкостей

    В советские времена, когда стала очевидной необходимость разработки собственной специальной жидкости, предназначенной для отвода тепла в современных ДВС, НИИ органической химии и технологии СССР был разработан новый состав. Его назвали «Тосол».

    Схема охлаждения двигателя

    По факту, это был практически полный аналог зарубежных вариантов охлаждающих жидкостей, так называемых антифризов. То есть советский тосол и западный антифриз были взаимозаменяемыми веществами, но с разными названиями.

    То есть заливать в машину времен начала второй половины XX века одинаково успешно можно было любую из охлаждающих жидкостей.

    В состав этих жидкостей входили следующие компоненты:

    • дистиллированная вода;
    • этиленгликоль;
    • пакет присадок.

    Первые жидкости имели простейший набор присадок, предотвращающих пенообразование, увеличивающие температурный порог замерзания и выступающие в роли ингибиторов коррозии.

    Эксперименты показали, что если залить в систему тосол вместо воды или простой этиленгликолевой смеси с дистиллированной водой, то это положительно отражалось на состоянии и сроке службы патрубков, рубашки охлаждения, радиатора и других элементов.

    После этого новый состав для отвода тепла от ДВС пошел в массовое производство.

    Существующие отличия в составе ОЖ

    Современный тосол несколько отличается от того состава, который был изначально заложен в это понятие при разработке.

    Помимо воды, этиленгликоля и штатных противопенных и защитных присадок, в него в большем количестве, чем раньше, сегодня добавляется особый компонент, который образует на стенках всей системы тонкий, устойчивый к химическим воздействиям слой.

    Существующие типы антифризов

    Дело в том, что основной, противостоящий замерзанию и кипению компонент в тосоле – это этиленгликоль. А этиленгликоль является химическим агрессором.

    Поэтому разработка дополнительной зажиты системы от воздействия этого спирта была вынужденной мерой. Однако образовываемая пленка несколько снижала интенсивность теплоотвода.

    Тосол стандартно может быть синим или бледно-красным. Синие используется при температуре до –40 °C, красные – до –65 °C.

    Антифриз категории G11 (обычно зеленого цвета) является практически полным аналогом отечественного продукта. Разница в составе минимальна, и ей можно пренебречь.

    То есть это означает, что данные жидкости могут быть смешаны между собой без последствий. Антифризы класса G12 (красный) отличаются от тосола и составов G11 пакетом присадок.

    Совместимость типов антифризов

    Здесь для защиты системы от агрессии этиленгликоля применяется органические соединения, которые не образовывают дополнительную пленку, а воздействуют непосредственно на места образования коррозии. Это положительно сказывается на способности антифриза G12 отводить тепло.

    В антифризах G12+ и G12++ (также красного цвета, как и G12) применяются комбинированные присадки, сочетающие в себе два вышеперечисленных механизма защиты от химического разрушения системы этиленгликолем.

    Однако образовываемая защитная пленка в этом случае гораздо тоньше, чем у G11. Это позволяет антифризу более интенсивно отводить тепло от рубашки охлаждения и отдавать его в атмосферу.

    Самым совершенным на сегодня является антифриз G13 (фиолетовый или ядовито-желтый). Его ключевое отличие заключается в использовании в качестве основы полиэтиленгликоля.

    Полиэтиленгликоль отличается тем, что он гораздо менее агрессивен для системы охлаждения и не является настолько сильным ядом для человека, как этиленгликоль. Присадки сходны по составу с жидкостями G12+ и G12++.

    Область применения

    Извечный вопрос: что лучше заливать в систему охлаждения, антифриз или тосол? Здесь многое зависит от марки автомобиля и особенностей устройства системы охлаждения.

    Отработавший антифриз, который нуждается в замене

    Например, известно, что для ВАЗ лучше применять тосол (вплоть до модели «Веста»). Это связано с тем, что при проектировании автомобиля двигатель рассчитывался именно на отечественные охлаждающие жидкости. Не будет ошибкой использование и более дорогих антифризов. Однако такое решение обойдется гораздо дороже.

    Например, обычный тосол, рассчитанный на температуру до –40 °C, стоит примерно в 10 раз дешевле, чем качественный антифриз G13. Несмотря на то, что срок службы у антифриза приблизительно в 2 раза больше, финансовая разница остается ощутимой.

    Для автомобилей импортного производства в радиатор лучше заливать антифриз, который рекомендован заводом-изготовителем авто. Категорически запрещается использовать продукты с индексом G11 для систем, рассчитанных на G12 и выше. Это может привести к перегреву двигателя.

    В целом при выборе, что использовать, тосол или антифриз, необходимо руководствоваться сервисной книгой автомобиля. Если же производитель не акцентирует внимание на какой-либо конкретной жидкости, а двигатель автомобиля большого объема и низкооборотистый, то можно использовать тосол или простой импортный вариант наподобие G11.

    Для малолитражных форсированных моторов, особенно в автомобилях, которым меньше 10 лет, при отсутствии информации о требуемом типе охлаждающей жидкости лучше применять более универсальные варианты G12+ и G12++.

    Что заливать антифриз или тосол, видео от автоблогера

    Добавить комментарий

    Закрыть меню