Кипит аккумулятор при зарядке

Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке

Кипение аккумулятора всегда воспринимается как чрезвычайная ситуация, при ее возникновении немедленно начинается поиск причин. Правда, рецепты и советы обычно сводятся к замене или аккумулятора – мол, бракованный, если начал кипеть, или зарядного устройства – вышло из строя. Четкого ответа на вопрос, почему кипит аккумулятор при зарядке, каковы реальные причины, не дают даже специалисты фирм-производителей батарей для автомобилей.

Совет! Частые неисправности АКБ и методы их устранения.

Необычайную сложность процессов можно представить хотя бы тем, что при зарядке только химических реакций, идущих в свинцово-кислотном элементе, современным химикам известно более 40. Еще почти два десятка – процессы тепловые, конвективные, электрические, не имеющие химической природы, но влияющие на зарядку и кипение.

Теория и практика зарядки АКБ

Теория достаточно сложно описывает переходные процессы образования заряда. Ответить на вопрос – почему при зарядке кипит электролит, можно, сославшись на упрощенное объяснение процесса и пару формул:

  • электродвижущая сила, или Э.д.с., на клеммах одиночной банки аккумулятора формируется, как разность потенциалов на электродах из свинца и двуокиси свинца;
  • при заряде на положительной и отрицательной пластинах образуются свинец и двуокись свинца.

Э.д.с. на электродах можно увеличивать, повышая концентрацию серной кислоты в электролите, но при этом растет внутреннее сопротивление электролита. Оптимальное значение проводимости достигается при плотности в 1,24 -1,30 г/см3:

где

В ходе зарядки аккумулятора увеличивается плотность электролита, напряжение на электродах возрастает и достигает значений, при которых вместо отложений соединений свинца происходит разрядка ионов водорода и ионов гидроксония с выделением газообразных водорода и кислорода. Электролит кипит от пузырьков, а не от температуры. Кипение меняет интенсивность процессов заряда.

Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке? Наука говорит, что заряженный и исправный аккумулятор должен начать кипеть, далее зарядку батареи необходимо прекращать. Если аккумулятор начал кипеть при зарядке – возникла неисправность цепи, или заряд достиг физических возможностей емкости батареи.

В реальной ситуации процесс образования кислорода и водорода начинается при достижении аккумулятором 30% заряда и более, его интенсивность увеличивается с ростом плотности электролита. Наглядным является процесс зарядки на обслуживаемом аккумуляторе, через отверстия для доливки воды можно различить одиночные пузырьки газов, выделяющиеся в процессе заряда батареи. Если считать выделение газов кипением, то при зарядке кипит аккумулятор всегда. Вопрос сводится к определению грани безопасного кипения, по достижении которой газообразование и кипение скачкообразно меняют свою интенсивность и приводят к необратимым последствиям. Важно вовремя остановить кипение аккумулятора или изменить характеристику заряда для предотвращения разрушения пластин батареи.

К сведению! Многочисленные рекомендации в интернете советуют перейти к зарядке малыми токами с целью избежать кипения, но на практике эффективность подобных советов не доказана.

Обычная аккумуляторная батарея состоит из шести банок, объединенных последовательно в одну систему. Параметры зарядки устанавливаются для всех банок общим напряжением и током, формируемыми зарядным устройством. На начальном этапе зарядки образование пузырьков газа всегда было признаком нормального процесса накопления заряда. Если через пару часов в аккумуляторе одна банка не кипит, т.е. не выделяет одиночных пузырьков и не «работает на заряд», процесс останавливают для выяснения причин проблемы. Наиболее часто отказ возникает из-за внутреннего замыкания электродов.

Выход из строя одной банки приводит к тому, что на остальных пяти напряжение с 2,33 В увеличивается до 2,88 В, что значительно превышает расчетные параметры и зарядка выходит на режим перезаряда. Почему кипит аккумулятор при зарядке – происходит нагрев электролита, увеличивается его проводимость, возрастает зарядный ток, большое количество пузырьков кислорода и водорода заставляют кипеть электролит.

Если электрические параметры зарядки вовремя не скорректировать, очень быстро остальные пять элементов батареи получат поверхностный заряд и перейдут в режим интенсивного кипения электролита. При такой зарядке, параметры емкости определяются ионами металла, осевших на поверхностных порах пластин электродов. Величина заряда, как правило, составляет не более трети номинальной емкости батареи. Остальные поры электродного вещества, более глубокого залегания, соединения свинца не накапливают и остаются заполненными электролитом, поэтому в накоплении заряда участия не принимают. Аккумулятор, не получив заряда исчерпал свои возможности и начал кипеть.

Внимание! Зарядку необходимо останавливать и проверять причины аномального заряда. При кипении масса электролита интенсивно перемешивается, захватывает и поднимает частицы шлама со дна банки, повышая проводимость, интенсивность кипения и риск замыкания электродов.

Даже закрытые или герметизированные необслуживаемые аккумуляторы довольно сильно страдают от продуктов разложения электролита. При кипении водород и кислород, накапливающиеся в объеме банки при кипении, могут повышать внутреннее давление, вплоть до физического разрушения корпуса.

Специальный клапан, предусмотренный конструкцией батареи, легко пропускает водород из-за его высокой летучести, но с кислородом могут возникать определенные трудности. Особенно, если материал резины не способен полноценно противостоять воздействию адской смеси из серной кислоты и кислорода. В дешевых необслуживаемых батареях резина превращается в подобие эбонита, намертво запечатав клапан. Для водорода даже в этом случае подобный дефект не будет препятствием для вытекания из банки, кислород будет накапливаться, растворяться в электролите, тем самым усиливая коррозию электродов и тоководов.

Несмотря на единую технологию и материал, применяемый для изготовления положительных и отрицательных электродов аккумулятора, практически всегда банки одной батареи имеют небольшие отличия характеристик анодов. В процессе эксплуатации банки нагревались до разной температуры, по-разному накапливали и отдавали энергию. После 2-3 лет эксплуатации в одной связке аккумуляторной батареи находятся элементы с различными характеристиками. Практические измерения напряжения на банках подтверждают предположение.

В таких условиях одна или две банки батареи, имеющие пониженную из-за сульфатации или по иным причинам емкость, зарядятся быстрее остальных банок нормальной емкости. Возникает стандартная ситуация, когда в «немолодом» аккумуляторе часть банок подвергается перезаряду с кипением, а часть – недополучили заряд и поэтому очень уязвимы для глубоких разрядов и низких температур. Внешне выглядит так – аккумулятор кипит при зарядке, но не заряжается.

Кипит аккумулятор при езде

В ситуации с кипением электролита при заряде стационарным прибором еще как-то можно контролировать ход процедуры и при необходимости вносить коррективы. В условиях, когда аккумулятор годами эксплуатируется на автомобиле без какого-либо обслуживания, срок его службы может уменьшиться в разы. Если начинает кипеть аккумулятор на машине, причины те же, но последствия тяжелей. Почему кипит аккумулятор при езде? Вследствие появления дополнительных негативных факторов, связанных с эксплуатацией машины.

К отрицательным факторам относятся:

  • наличие вибраций и ударов, способных вызвать расслоение и осыпание массы положительного электрода;
  • огромные тепловые потоки в подкапотном пространстве в летний период нагревают батарею и электролит до нежелательных температур в 50-60ºС. Вода испаряется интенсивнее, выше саморазряд и коррозия клемм. При этом пузырьки интенсивно кипят, испаряют и выводят воду из электролита. В газах, выбрасываемых через клапан батареи, половину объема составляют водяные пары.
  • работа генератора осложнена большим количеством бортовых потребителей энергии, снижающих возможность полноценного заряда батареи.
    При длительном использовании фар, дворников, даже в продолжительном движении, аккумуляторная батарея не может получить заряд нужного уровня, а значит, резко повышается риск кипения одной из проблемных банок при недостаточном заряде остальных.

Статистика исследований причин выхода из строя необслуживаемых аккумуляторов говорит о том, что в 80% аккумулятор терял свои качества из-за сульфатации и кипения электролита. Практически всегда кипение обнаруживается на этапе выхода аккумулятора из строя.

Опасно! Во время работы с кипящим аккумулятором, остерегайтесь применять открытый огонь. Выделяющиеся газы чрезвычайно взрывоопасны!

Видео почему кипит аккумулятор:

  • Как обслуживать необслуживаемый аккумулятор для автомобиля
  • Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля в домашних условиях
  • Как определить год выпуска аккумулятора
  • Как реанимировать аккумулятор автомобиля

Кроссворд Что вы знаете об
устройстве автомобиля? пройти тест

Большой зарядный ток

Большая техническая энциклопедия

Большой зарядный ток при заряженной батарее вызывает необходимость частой доливки воды в батарею, случаи перегорания ламп, резкое увеличение силы света фар при повышении частоты вращения коленчатого — — в ла двигателя, иногда даже — плохой пуск двигателя, несмотря на то, что стартер прокручивает коленчатый вал с достаточной скоростью. Затруднения при пуске могут быть вызваны подгоранием контактов прерывателя из-за слишком высокого регулируемого напряжения. Во всех случаях следует проверить состояние аккумуляторной батареи.
Разрядные характеристики аккумуляторной батареи ЗСТ-70 при различных режимах разряда. При большом зарядном токе на поверхности пластин будет выделяться большее количество ионов кислорода и водорода, нежели в порах внутренних слоев активной массы, а поэтому поверхностные слои активной массы быстрее преобразуются из сернокислого свинца в перекись свинца у положительных пластин и в губчатый свинец у отрицательных пластин, что в дальнейшем затрудняет преобразование остальной части активной массы пластин в перекись свинца и губчатый свинец, а вследствие этого уменьшается разрядная емкость.
В некоторых случаях большой зарядный ток на заряженную батарею имеет место при вполне исправном состоянии как генератора, так и регулятора напряжения. В частности, при повышенном падении напряжения в цепи обмотки возбуждения генератора из-за ослабления или коррозии контактных присоединений проводов, либо по другим причинам, напряжение генератора становится значительно выше напряжения, поддерживаемого регулятором, и это вызывает увеличение зарядного тока. Причиной чрезмерно большого зарядного тока также может быть повышенная температура электролита аккумуляторной батареи, что вызывает понижение напряжения заряда. Если повышение температуры электролита име — ет случайный характер, нет оснований производить подрегулировку регулятора напряжения.
Амперметр длительное время показывает большой зарядный ток ( более 8 — 10 А) при полностью заряженной аккумуляторной батарее. Дополнительным признаком неисправности служит необходимость частой доливки воды в батарею.
Иногда щитковый амперметр показывает большой зарядный ток в результате собственной неисправности.
Признак: амперметр показывает большой зарядный ток. Причины: спекание контактов регулятора напряжения, обрыв его шунтовой обмотки, нарушение соединения реле-регулятора или выпрямителя с массой.
Для выяснения причин появления большого зарядного тока ( амперметр показывает более 10 А) вначале тщательно проверяют состояние электропроводки между генератором, реле-регулятором и аккумуляторной батареей, а также надежность их соединения с массой.
При большой концентрации щелочи или большом зарядном токе образуется Y-NiOOH с большим удельным объемом, что приводит к набуханию электрода.
При большой концентрации щелочи или большом зарядном токе образуется у — МКЮН с большим удельным объемом, что приводит к набуханию электрода.
Если во время работы амперметр постоянно показывает большой зарядный ток, то это может быть следствием неисправности аккумуляторной батареи или повышенного напряжения тока генератора. В этом случае следует обратить внимание на положение переключателя посезонной регулировки реле-регулятора и проверить исправность. Колебание стрелки амперметра при постоянной частоте вращения коленчатого вала свидетельствует о выходе из строя выпрямителя.
Если при хорошо заряженной аккумуляторной батарее амперметр показывает большой зарядный ток и в аккумуляторах электролит бурно кипит, это указывает на неисправность реле-регулятора, и его надо заменить.
Зарядные кривые никель-кадмиевой АБ при постоянных значениях. На первом участке ( / 1 2 ч) потребляется достаточно большой зарядный ток, который быстро уменьшается при получении аккумуляторной емкости ( 0 9 — 0 95) д ом. Дальнейший заряд ( участок 1 2 г 4 ч) идет при практически неизменном значении тока / у const. Преимущество данного процесса заряда состоит в быстром достижении большей части емкости АБ. На практике целесообразна непрерывная подзарядка АБ в режиме ( 7const при их эксплуатации.
Если же батарея исправна и полностью заряжена, вероятной причиной большого зарядного тока является слишком высокое регулируемое напряжение. Если при этом зарядный ток упадет до нуля, значит надо проверить регулируемое напряжение.
Если после отсоединения провода от вывода Ш генератор будет продолжать отдавать большой зарядный ток, то это является свидетельством неисправности генератора.
Здесь следует заметить, что прямое напряжение на включенных тринисторах при большом зарядном токе может достигать 1 5 В. Из-за этого они сильно нагреваются, а по паспорту температура корпуса тринистора не должна превышать 85 С, В таких устройствах приходится принимать меры по ограничению и температурной стабилизации зарядного тока, что приводит к дальнейшему их усложнению и удорожанию.
Использование одного конденсатора в помехоподав-ляющей цепи без последовательного резистора нецелесообразно, так как большой зарядный ток конденсатора может вывести из строя контакты реле или вызвать большие скачки тока в цепях.
При этом если величина регулируемого напряжения соответствует данным табл. 24, то реле-регулятор исправен, а большой зарядный ток обусловлен тем, что батарея сильно разряжена. Если после заряда батареи сила зарядного тока будет чрезмерно большой — более 6 — 7 а длительно — следует подрегулировать регулятор напряжения на 0 3 в вниз. Если уровень регулируемого напряжения выше приведенных пределов, то регулятор следует подрегулировать. Если же регулятор не поддается регулировке ( при ослаблении натяжения пружины регулируемое напряжение не снижается), то это означает, что регулятор неисправен. Наиболее вероятным здесь является пробой транзистора ( сопротивление переход.
Зарядные устройства, описанные в , обладают, несомненно, рядом положительных свойств и обеспечивают большой зарядный ток. Единственный, на мой взгляд, их недостаток — громоздкий трансформатор блока питания, что необходимо для отдачи в нагрузку большой мощности. Однако, как показывает практика, для профилактических работ с аккумуляторами емкостью до 55 А — ч вполне достаточно иметь зарядное устройство, обеспечивающее выходной ток до 4 А. Несколько меньший зарядный ток, в сравнении с номинальным током десятичасовой зарядки, нетрудно компенсировать увеличением времени зарядки. Такой режим даже более предпочтителен при проведении профилактических работ.
Если в схеме рис. 36 из-за — короткого замыкания или перегрузки по току нагрузки работающий стабилизатор отключается схе-мой защиты ( при отключенном по сети втором стабилизаторе), то повторное его включение может не обеспечиваться из-за большого зарядного тока конденсаторов обоих стабилизаторов, что рассматривалось ранее.
При заряде батареи крайние правые аккумуляторы, находящиеся под коммутатором, заряжаются раньше, так как, во-первых, они при разряде вводятся в работу позднее и потому менее разряжены и, во-вторых, через них проходит большой зарядный ток, равный полному току генератора.
Схема включения приборов для проверки генератора переменного тока. Если отсутствует зарядный ток, то в обмотках генератора обрыв или короткое замыкание. Большой зарядный ток возникает из-за короткого замыкания между клеммами Я и Ш или в проводах, генератор и реле-регулятор. Колебания зарядного тока вызваны загрязнением коллектора или щеток, малой контактирующей поверхностью щеток, заеданием щеток, слабыми пружинами щеток, проскальзыванием приводного ремня или неисправностью реле-регулятора.
Резистор СЗБ введен в цепь заряда для уменьшения толчков тока при подключений генератора ВГ на разряженную батарею. При этом большой зарядный ток создает значительное падение напряжения на резисторе и тем самым уменьшает напряжение, подводимое к батарее. По мере заряда ток уменьшается, следовательно, падение напряжения на СЗБ также снижается, а напряжение, подводимое к батарее, увеличивается. Такое перераспределение напряжения улучшает условия заряда аккумуляторной батареи.
Схема питания цепей управления. При разряженной батарее зарядный ток может достигнуть недопустимой величины. Протекание по ней большого зарядного тока снижает уставку СРН на 2 — 3 В и ограничивает зарядный ток.
При исправном реле-регуляторе и генераторе стрелка амперметра во время работы двигателя при включенных фарах и заряженной аккумулятбрной батарее несколько смещена в сторону заряда. Если амперметр постоянно показывает большой зарядный ток, несмотря на то, что аккумуляторная батарея заряжена, это является признаком неисправности регулятора напряжения.
После запуска батарея разряжена, и большой зарядный ток создает падение напряжения на СЗБ, что уменьшает напряжение, приложенное к аккумуляторной батарее. По мере ее зарядки ток уменьшается, уменьшается падение напряжения на СЗБ и увеличивается напряжение на батарее, тем самым улучшается режим зарядки батареи.
Кривые тока при активной ( /., индуктивной ( L и емкостной ( С нагрузках.
В выпрямителях малой мощности, как правило, применяются фильтры, начинающиеся с емкости. При использовании таких фильтров через вентили протекает большой зарядный ток.
На начальной стадии немодифицированного заряда при постоянном потенциале требуется очень большой зарядный ток. В этом случае необходимо ограничить величину начального или пускового тока, для чего в цепь последовательно с батареей включается постоянное сопротивление малой величины. Такой прием известен под названием способа с полупостоянным потенциалом или модифицированным способом с постоянным потенциалом.
В каждом элементе отрицательных пластин на одну больше, чем положительных; в собранном блоке пластин обе крайние пластины являются отрицательными. Причиной такого положения является склонность положительных пластин к короблению при большом зарядном токе.
Схема транзисторного стабилизатора в аварийном режиме. Это может вывести из строя отдельные элементы стабилизатора и схем, питаемых отнего — Необходимо указать, что при больших емкостях С ( рис. VI 1.1) в процессе включения стабилизатора имеет место кратковременный режим, сходный с коротким замыканием. Это связано с тем, что незаряженные конденсаторы при включении потребляют большой зарядный ток. На практике перегрузка по току и мощности регулирующего транзистора в указанном режиме оказывается настолько малой, что ею можно пренебречь по сравнению с перегрузкой при коротких замыканиях, от которых стабилизатор должен быть защищен.
Если в системе нет неисправностей, сразу после пуска двигателя амперметр покажет большой зарядный ток ( более 10 А), который быстро ( за несколько секунд) понизится до 1 — 3 А. Вольтметр после пуска должен показывать напряжение генераторной установки, которое должно быть в пределах нормы. Затем после прогрева генераторной установки эта величина может незначительно измениться.
Отклонения стрелки амперметра бывают заметны только при разряженной батарее, когда генератор дает большой зарядный ток, что наблюдается после пользования стартером.
Необходимость выполнения этого условия вызывается следующими причинами. В момент включения трансформатора выпрямителя входной конденсатор еще не заряжен и через него проходит большой зарядный ток, ограничиваемый только током эмиссии кенотрона или газотрона.
При выполнении автоматического переключения цепей напряжения табл. 6 — 8 в, г, д необходимо, чтобы в цепях напряжения блок-контакты замыкались после того, как замкнутся силовые контакты разъединителя или выключателя. Невыполнение этого условия может при переключениях привести к перегоранию предохранителей или отключению автоматов одного или обоих ТН из-за большого зарядного тока шин высокого напряжения.
Схема совместного включения резонансного и поляризованных реле. Конденсаторы Сь С2 и С3 большой емкости ( 0 5 — 1 мкф) служат накопителями электрической энергии, поддерживающей в замкнутом состоянии контакты поляризованного реле исполнительной цепи при вибрации ( периодическом размыкании) якоря резонансного реле PP. В момент кратковременного размыкания рабочих контактов этого реле при колебании его якоря через обмотку реле Я / 7, ( РЯ2, РП3) протекает большой зарядный ток конденсатора Сз ( С2, С), который удерживает якорь реле РЯ, в прижатом положении.
Второй недостаток зависимых релаксационных генераторов заключается в трудностях получения импульсов малой анергии при высокой частоте их следования и достаточно большой общей мощности, вводимой в нагрузку. В первом случае нельзя передать в контур разряда большую мощность вследствие резкого отклонения от оптимального значения U0, во втором случае передаваемая мощность ограничена опасностью возникновения стационарной дуги при малых емкостях, большом зарядном токе и, следовательно, малом сопротивлении в цепи заряда и большой связи контуров заряда и разряда.
В некоторых случаях большой зарядный ток на заряженную батарею имеет место при вполне исправном состоянии как генератора, так и регулятора напряжения. В частности, при повышенном падении напряжения в цепи обмотки возбуждения генератора из-за ослабления или коррозии контактных присоединений проводов, либо по другим причинам, напряжение генератора становится значительно выше напряжения, поддерживаемого регулятором, и это вызывает увеличение зарядного тока. Причиной чрезмерно большого зарядного тока также может быть повышенная температура электролита аккумуляторной батареи, что вызывает понижение напряжения заряда. Если повышение температуры электролита име — ет случайный характер, нет оснований производить подрегулировку регулятора напряжения.
Выходное напряжение быстро достигает уровня входного. Выходное напряжение дифференциатора ограничено сверху и снизу несколькими десятками вольт в зависимости от того, который яз двух диодов начинает в это время проводить. Для того чтобы конденсатор С зарядился за малый промежуток времеаи, требуется большой зарядный ток. При этом сам ключ является токоограничивающим прибором. Когда ключ проводит по входу /, он может отдать ток, например, 900 ма. Максимальный отрицательный ток, который может протекать через ключ, составляет — 300 ма. Таким образом, конденсатор заряжается постоянным током либо 900 ма, либо — 300 ма в зависимости от величины перепада входного напряжения. Когда Ццщ становится равным ( с точностью до нескольких милливольт) UBI, ключ перестает действовать как источник постоянного тока для конденсатора Ci и ивы экспоненциально стремится Ыщ.
В устойчивом состоянии, когда, например, транзистор Г, открыт, а транзистор Т2 закрыт, конденсаторы заряжены соответственно до напряжений uCi — 0 и Чс2 — — Ек. Но как только открытый транзистор 7 закроется и напряжение на его коллекторе станет равно — Ек, разряженный конденсатор С [ начнет заряжаться и в цепи базы открывающегося траюистора Г2 потечет большой зарядный ток, который добавится к току, втекающему в базу.
Что означает это выражение. Мы должны просуммировать произ-едения токов за очень короткие промежутки времени, в течение ко-орых ток можно условно считать постоянным. В результате мы полу-им количество электричества, которое надо передать в затвор, что-ы транзистор был открыт. Мы можем это сделать быстро, тогда нам еобходимо обеспечить большой зарядный ток.
Как уже отмечалось, заряд аккумуляторной батареи на автомо биле является, по существу, зарядом при постоянном напряжении. Этот способ внедряется также на стационарных и подвижных зарядных станциях благодаря малому времени заряда и простоте обслуживания. Однако ввиду того, что полный заряд батареи в этом случае невозможен, заряд при постоянном напряжении следует рассматривать как вспомогательный метод, который должен сочетаться с периодическими полными зарядами при постоянном токе и с проведением контрольно-тренировочных циклов. К основным недостаткам этого способа относятся: перегрузка источника энергии в начале заряда ( вследствие большого зарядного тока) и недогрузка его в конце заряда ( зарядный ток значительно снижается), невозможность быстрого заряда сильно охлажденных батарей ( при минусовых температурах) вследствие повышения вязкости электролита и соответственного повышения внутреннего сопротивления батарей.
Это значит, что для быстрого заряда нужно выбирать Т3 возможно меньшим. Обычно значение емкости оказывается заданным из условия ее медленного разряда. Это накладывает ограничение на величину зарядного сопротивления, которым может являться выходное сопротивление источника сигнала. Сопротивление источника должно быть незначительным, а сам источник достаточно мощным, чтобы обеспечить в начальный момент большой зарядный ток, не нарушая работы остальной части схемы.
Если при работе двигателя на всех режимах амперметр показывает разрядку или контрольная красная лампа горит — неисправен генератор или реле-регулятор или нет контакта в цепи генератор — аккумуляторная батарея. Для устранения неисправностей нужно проверить надежность крепления проводов на зажимах генератора и реле-регулятора, ослабшие соединения подтянуть, завести двигатель и проверить действие генератора. Если неисправность не устранилась, вывернуть винты, снять крышку щеткодержателя и щеткодержатель со щетками протереть ветошью, смоченной бензином контактные кольца, зачистить их мелкой стеклянной шкуркой; проверить состояние щеток, изношенные — заменить. При наличии других неисправностей генератор подлежит ремонту. Если при хорошо заряженной аккумуляторной батарее амперметр показывает большой зарядный ток и в аккумуляторах происходит бурное кипение электролита, это указывает на неисправность реле-регулятора, который подлежит замене.
Напряжение на делитель Л17 — Й13 подается, в свою очередь, с устройства ЭРУ — экспоненциальной регулировки усиления. При отсутствии сигнала на входе это напряжение достаточно для запирания диодов, что обеспечивает максимальное усиление. При появлении сигнала начинается действие АРУ, описанное выше. Однако действия АРУ может оказаться недостаточным в самый начальный момент поступления сильного сигнала. Последнее срабатывает, размыкая цепь, шунтирующую конденсатор С19 большой емкости. Вследствие появления большого зарядного тока через С19 запирающее напряжение на диоды Л понижается, диоды отпираются и, следовательно, усиление падает. По мере уменьшения зарядного тока через С19 запирающее напряжение восстанавливается, что соответствует увеличению усиления.
Если при работе двигателя на всех режимах амперметр показывает разрядку или горит контрольная красная лампа, то неисправен генератор или реле-регулятор или нет контакта в цепи генератор — аккумуляторная батарея. Для устранения неисправностей следует проверить надежность крепления проводов на зажимах генератора и реле-регулятора, подтянуть ослабшие соединения, затем завести двигатель и проверить действие генератора. Если неисправность не устранилась, следует вывернуть винты, снять щеткодержатель со щетками, протереть ветошью, смоченной бензином, контактные кольца, зачистить их мелкой стеклянной шкуркой, проверить состояние щеток, изношенные заменить. При на личии других неисправностей генератор подлежит ремонту. Если при хорошо заряженной аккумуляторной батарее амперметр показывает большой зарядный ток и в аккумуляторах происходит бурное кипение электролита, это указывает на неисправность реле-регулятора, который подлежит замене.

Кипит аккумулятор при зарядке: причины и что делать

Почему кипит аккумулятор при зарядке? Этим вопросом задаются практически все начинающие водители. Многим новичкам, которые впервые сталкиваются с подобным явлением, сразу приходит в голову мысль, что батарея стала непригодной для дальнейшей эксплуатации, либо же возникла несовместимость с зарядным устройством. Однако в большинстве случаев данные опасения безосновательны, ведь на самом деле поводов, беспокоиться о состоянии дорогостоящего аккумулятора, практически нет.

В чем же причина и что делать в такой ситуации? Почему происходит закипание?

Почему кипит аккумулятор при зарядке

Автомобильный аккумулятор представляет собой электрическую ёмкость, способную накапливать электрический ток, который водитель может использовать для освещения панели приборов при выключенном моторе и для многих других целей. Значимость этого устройства в жизни автомобилиста трудно переоценить. И это вполне естественно, когда кипящий электролит вызывает чувство тревоги у начинающего автомобилиста, ведь стоят подобные устройства сегодня немало.

Внутри АКБ находится кислота и специальные химические пластины, активно участвующие в процессе электролиза. Под этим химическим термином принято считать процесс воздействия электрического тока на жидкость. Во время этого процесса происходит активное выделение газа, который и создаёт впечатление того, что при зарядке аккумулятора кипит электролит. Как видим, здесь всё дело в химии.

Однако стоит учитывать следующий момент. Если АКБ начинает закипать сразу после подключения ЗУ, то велика доля вероятности того, что это устройство действительно непригодно для дальнейшей эксплуатации. Моментальное закипание всех банок чаще всего является свидетельством наличия замкнутых пластин внутри АКБ.

Также существуют следующие распространённые проблемы:

  1. Если кипит только одна банка, то это свидетельствует о том, что в ней слишком мало кислоты. Еще одной причиной могут стать рассыпающиеся пластины внутри емкости.
  2. Если электролит кипит во всех банках, кроме одной, то зачастую это говорит о малом количестве электролита в закипающих емкостях.
  3. Кипеть АКБ может также при низком уровне электролита, в этом случае опытные автомобилисты добавляют в емкости необходимое количество жидкости.

В любых других случаях аккумулятор должен кипеть при зарядке, ведь практически каждый химический процесс внутри кислотной батареи не обходится без кипения электролита. Проще говоря, если аккумулятор уже продолжительное время стоит на зарядке, и он начал кипеть – плотность электролита практически восстановлена.

Как правильно заряжать аккумулятор?

Существует одно довольно простое правило: если батарея не кипит — она еще не полностью заряжена. Если же началось кипение, то нет никакой необходимости сразу же отключать зарядное устройство. Но необходимо внимательно отнестись к данному процессу ведь существует целый ряд угроз, а именно:

  • Электролит может значительно уменьшиться в объёме либо полностью «выкипеть»;
  • Если оставить батарею на продолжительное «закипание», она может полностью разрушиться.

Определить точный уровень зарядки возможно только с помощью замера плотности электролита. Измеряется данная характеристика с помощью специального прибора, который должен быть у каждого автомобилиста – ареометр. Принцип определения зарядки предельно прост. Заряженный аккумулятор имеет достаточный уровень плотности электролита, этот же показатель будет возрастать во время подзарядки. Ведь плотность значительно снижается во время разрядки.

Во время кипения выделяет гремучий газ. Это весьма взрывоопасная смесь водорода и кислорода. Вполне очевидно, что нельзя оставлять заряжающееся устройство возле открытого и закрытого источника огня. Конструкция старых батарей включает в себя специальные пробки, необходимые для отвода в атмосферу гремучего газа во время подзарядки АКБ от генератора. Такие пробки имеются для каждой отдельной банки. Важно их откручивать, прежде чем подключать батарею к ЗУ. Современные аккумуляторы лишены подобных «прелестей», всю кропотливую работы выполняют специальные газоотводящие трубки.

Когда же стоит отключать батарею, если уже виден процесс кипения? Большинство автомобилистов руководствуются правилом: если АКБ греется свыше 50 градусов – значит оно заряжено. Многие современные производители АКБ не рекомендуют оставлять «кипящий» аккумулятор на зарядке дольше, чем на три часа. Именно этот промежуток времени еще позволяет батареи набрать необходимый заряд во время кипения без потери емкости.

Что подразумевает под собой правильная подзарядка АКБ?

Кроме того, что необходимо откручивать все пробки на старых, отечественных батареях, также стоит помнить, что проводить зарядку устройства необходимо с помощью 10-процентного тока от всей емкости батареи. Это значит, что 60 Ah устройство необходимо питать с помощью тока 6 А.

Если превысить допустимую норму силы тока, то высока вероятность, что произойдут необратимые изменения внутри батареи. Эти изменения поспособствуют значительному ухудшению качества работы устройства и уменьшат его срок жизни. Важно не только заряжать АКБ в вентилируемом помещении, но также следует обезопасить устройство от попадания пыли и грязи.

Подводя итоги, стоит сказать, что если аккумулятор начал кипеть при зарядке, то будьте уверенны, в большинстве случаев это абсолютно нормальная реакция. Появление пузырьков и газа — свидетельство того, что батарея вот-вот завершит свою зарядку. От вас потребуется только контроль этого процесса и своевременное отключение ЗУ. Не рекомендуется оставлять в таком состоянии АКБ на всю ночь. Применяя на практике вышеназванные советы и рекомендации, у вас не возникнет проблем с зарядкой и эксплуатацией автомобильного аккумулятора.

Многие начинающие водители, когда впервые сталкиваются с процессом зарядки автомобильной батареи, внезапно слышат звук, напоминающий бульканье. Кипит аккумулятор при зарядке — что делать, если с ним это происходит? Безусловно, возникает вопрос, должен ли кипеть он вообще и что лежит в основе такого явления.

При первом столкновении с непонятными звуками внутри АКБ кажется, что она может взорваться. Однако, в большинстве случаев, так называемое закипание внутри батареи — это обычное дело, нужно только разобраться в том, что лежит в его основе. Ну и конечно, поскольку закипание служит сигналом о том, что зарядка скоро будет закончена, важно отключить от аккумулятора ЗУ не позднее, чем через три часа с момента начала выделения газов. Именно в течение этого времени батарея «добирает» необходимый ей уровень тока без потери своих показателей емкости.

Химические причины закипания аккумулятора

Поскольку в ходе зарядки АКБ, равно как и при ее интенсивной работе, внутри нее постоянно происходят химические процессы, неудивительно, что они могут сопровождаться определенными звуками. Ведь батарея — это, прежде всего, накопитель электрического тока, который питает автомобиль и всю его бортовую систему. Кислота и пластины, изготовленные из свинца, обеспечивают электролиз — иными словами, действие поступающего тока на жидкий состав аккумулятора. Во время электролиза происходит активное образование газа. Именно газ и является причиной того, почему при зарядке аккумулятора кипит электролит.

Если АКБ в полном порядке, то причина кипения, чаще всего, заключается в том, что процесс зарядки уже подходит к концу, плотность электролита доведена до оптимального состояния, и аккумулятор уже почти зарядился. Но если вдруг батарея начинает кипеть сразу после подсоединения к ней зарядного устройства, это явно признак того, что с ней что-то не в порядке.

Причины быстрого закипания электролита

Вот несколько самых распространенных причин, почему кипит аккумулятор при зарядке — в том случае, если это произошло слишком быстро:

  • замыкание пластин внутри АКБ;
  • пластины необратимо рассыпаются вследствие их сульфатации;
  • уровень электролита сильно понижен — в данном случае автомобилисты с опытом просто доливают недостающее количество электролита внутрь батареи.

Если не кипит одна банка, а остальные закипают — в них мало электролита, и его также нужно долить. При кипении 1 банки нужно проверить ее и, если электролита мало, добавить.

Как относиться к процессу кипения

Итак, если батарея уже долго стоит и заряжается, образование газов не должно вызывать паники и опасений. Не стоит сгоряча отсоединять зарядник и паниковать, если аккумулятор начал греться при зарядке и закипел. Однако это всегда требует внимательного отношения как к процессу зарядки, так и к текущему обслуживанию АКБ. Например, если уровень электролита аккумулятора не регулировать своевременно, это может навредить батарее и привести к окончательному ее выходу из строя.

Когда батарея кипит при зарядке, газ, выделяющийся в атмосферу, может вызвать быстрое возгорание в случае, если зарядка происходит вблизи открытых источников огня. Какими бы банальными и привычными ни выглядели эти правила, ими никогда не следует пренебрегать. Также батарея не должна заряжаться в опасной близости к местам курения — это, безусловно, может стать причиной пожара.

Итак, не стоит сильно опасаться, если начинает кипеть аккумулятор. При наличии элементарных знаний о том, что находится внутри батареи и каким образом она устроена, несложно будет догадаться, почему аккумулятор кипит. Всегда важно помнить о главном правиле: батарея должна заряжаться в соответствии в принятыми нормами техники безопасности и, если их соблюдать, то выделение газов не будет связано с возможной опасностью.

Было полезно? — Сохраните информацию в социальных сетях:

Добавить комментарий

Закрыть меню