Лебедка своими руками

Самодельная лебедка на УАЗ

Гидравлическая модель лебедки

Практически каждый внедорожник может попасть в ситуацию, когда даже полноприводные качества не в состоянии помочь ему выбраться из ямы. Владельцы отечественного вездехода УАЗ не понаслышке знакомы с труднопроходимыми участками нашей необъятной родины. Чтобы не застрять в неподходящем месте, потребуется лебедка — автомобильная спасительница, предназначенная для преодоления бездорожья.

Каждый владелец подбирает механизм для тяги исходя из своих предпочтений. Некоторые считают, что им нужна механическая лебедка на УАЗ. Другие думают, что лучшим выбором для отечественного внедорожника будет лебедка электрическая. Третьи склоняются к тому, что самодельная лебедка — это универсальный способ решения проблем преодоления дорожных препятствий.

Инструменты, обеспечивающие дополнительную тягу для УАЗ, имеют несколько разновидностей и различаются по типу механизма. Самодельная лебедка может быть:

  • механической;
  • электрической;
  • гидравлической;
  • ручной.

Любой тип данного механизма построен на едином принципе функционирования: высокопрочный трос накручивается на барабан, вращающийся при помощи усилия моторного редуктора или собственных рук.

Особенности различных типов лебедок

Модель «Спрут 9000»

Механическая лебедка имеет ряд преимуществ, в число которых входят повышенная устойчивость и высокая мощность тяги. Ее питание не связано с электрической системой внедорожника, принцип функционирования строится на взаимодействии с трансмиссией. Механическая лебедка приводится в действие благодаря раздаточной коробке автомобиля. Высокая мощность достигается при помощи крутящего момента двигателя. Устройство не может работать автономно, ему требуется заведенный мотор. Производительность механизма напрямую зависит от силы оборотов внутри движка.

Электрические устройства для тяги чаще всего приводятся в действие при помощи стартера или генератора для погрузки. Лебедка электрическая может работать и на выделенном электродвигателе, который отдельно устанавливается в автомобиль. Но в основном самодельная лебедка монтируется на переделанную конструкцию погрузочного генератора или стартера. При этом нужно учитывать, что подобное устройство должно работать при высоких оборотах, иначе механизм не сумеет справиться с массивным внедорожником.

Базовые запасы электроэнергии хранятся в аккумуляторе автомобиля, поэтому многие владельцы оборудует машину батареями с большим энергетическим резервом. Двигатель, приводящий механизм тяги в действие, должен иметь сбалансированную мощность, иначе с его аппетитом не справится даже самый сильный аккумулятор.

Гидравлический механизм имеет сложный тип конструкции, с которым не сравнится даже механическая лебедка. Как правило, его работа тесно связана с функционированием масляного поршня. Невзирая на объем устройства, можно уверенно говорить о его высокой надежности и мощной силовой тяге. При этом затраты электроэнергии не такие значительные, как у электрических механизмов. Поскольку эта конструкция обладает высокой производительностью, она часто монтируется на тракторы.

Самодельная лебедка может быть и ручного типа, в этом случае ее мощность напрямую зависит от физической силы владельца внедорожника. Ручной механизм изготавливается таким же образом, как и остальные типы конструкции. При этом отсутствует необходимость в его подсоединении к устройствам автомобиля. Для удобства и облегчения процедуры тяги нужно позаботиться о наличии удлиненной рукоятки механизма. Это не только упрощает вращение, но и повышает производительность устройства.

Электрическая и механическая лебедка своими руками

Основополагающей деталью механизма тяги является барабан. Сделать его собственноручно достаточно сложная, но посильная задача. Главное — соблюдать точные параметры измерения при его изготовлении, в противном случае он будет ненадежным, не говоря уже о правильности функционирования.

Для того чтобы смастерить барабан, потребуется небольшой отрезок трубы из прочного материала с плотной поверхностью. Обработав его края, необходимо приварить к ним 2 одинаковых диска в 5 мм толщиной, которые по диаметру превышают объемы отрезка. Один из дисков оборудуется опорной шестеренкой, а в трубе нужно расположить гнезда для подшипников. На фото приводится один из вариантов такого устройства.

Электрическая модель лебедки

Лебедочный барабан можно смастерить и другим методом. Для этого нужно приобрести несколько ступиц от любого другого отечественного автомобиля (жигули, волга). Края ступиц необходимо обработать и симметрично приварить друг к другу. При этом обе ступицы должны быть соразмерными, иначе трос будет соскальзывать в одну сторону.

Механическая лебедка потребует установки редуктора с высоким передаточным числом. Основным преимуществом такого устройства является отсутствие необходимости в тормозном механизме. Владельцы УАЗ Патриот и УАЗ 469 обычно устанавливают редуктор от дверного механизма троллейбусов. Кроме того, площадка под лебедку достаточно просто оборудуется таким типом редуктора.

Самодельная лебедка электрического типа приводится в действие усилием стартера, значит, ей потребуется редуктор планетарного типа. Подобными устройствами оборудовались старые жигулевские двигатели.

Площадка под лебедку со стартером должна изготавливаться из железных пластин, к которым привариваются посадочные точки. В дальнейшем на эти точки будет надеваться барабанный вал.

После этого размещается планетарный редуктор, который оборудуется переходником под стартер. На барабан устанавливается шестеренка с нужной моделью зубьев, а затем на механизме закрепляется стартер. Далее потребуется провести электропроводку, и только после этого осуществляется установка лебедки на УАЗ.

Как установить лебедку на внедорожник

Монтаж устройства

Самодельная лебедка может быть прикреплена как к переднему, так и к заднему бамперу. Но лучше всего разместить ее на центральной части переднего бампера с нижней стороны, поскольку это упростит использование устройства. Если модель УАЗа укомплектована пластмассовым бампером, его обязательно придется сменить, так как он не выдержит полной массы внедорожника, которая, как правило, превышает 2000 кг. Наилучшим решением будет заменить его на бампер, изготовленный из высокопрочной стали.

На бампере должна быть обустроена площадка под лебедку из железных пластин плотностью не менее 5 мм. После этого нужно отметить точки для проемов и высверлить их при помощи электродрели.

Железную площадку под устройство тяги необходимо поставить на передний бампер. Но не стоит торопиться с установкой самой лебедки, поскольку она размещается в последнюю очередь. Сперва нужно прикрепить железную пластину к бамперу, а затем разместить на нее устройство для тяги.

Если это не механическая лебедка, а электрическая, потребуется подключить ее контроллер в электросеть внедорожника. Цепь соединяется подключением плюса к положительной, а минуса к отрицательной клемме энергосети. После успешного монтажа необходимо проверить работоспособность конструкции, желательно сделать это в полевых условиях.

Плюсы и минусы установки лебедки на УАЗ

Монтирование таких устройств не всегда обусловливается их применением по прямому назначению. Механическая лебедка может быть использована в качестве устройства для транспортировки тяжеловесных грузов. При этом не требуется осуществлять демонтаж механизма, достаточно подогнать внедорожник туда, где размещен груз, и поставить авто в надежном месте.

Устройство тяги бывает полезным при обустройстве земельных участков, потому что с его помощью можно выкорчевывать огромные пни, устойчиво засевшие в почве, или перевозить древесные материалы (бревна, брусья). Заводская лебедка может быть использована в качестве подъемника легковых автомобилей, нуждающихся в капитальном ремонте.

Подобные устройства имеют ряд ограничений, которые обусловлены отсутствием безопасности во время эксплуатации. Самодельные механизмы редко оборудуются стопорным механизмом, поэтому их невозможно использовать в качестве грузоподъемника.

Но если вы задались целью применять устройство для тяги только по назначению, вам нечего опасаться. Автолебедка, изготовленная своими руками, позволит вытащить ваш внедорожник из любой глубокой впадины или траншеи.

Стоимость заводского механизма для тяги на отечественный внедорожник варьируется в диапазоне 5-25 тыс. руб. В вопросе надежности ни в коем случае нельзя продешевить, поэтому сразу стоит отбросить варианты лебедок из ценовой категории до 10 тыс. руб.

В остальном все зависит от ваших требований к грузоподъемности, энергопотреблению и допустимой массе автомобиля. При покупке лебедки нужно уделить особое внимание последнему пункту, поскольку данные механизмы производятся и для легковых машин. Такие устройства не смогут помочь ни одной модели УАЗ.

Мобильная лебедка

июнь 2016 года

В нашу экспедицию на Памир мы не стали устанавливать на Буханку стационарную лебедку, а взяли с собой переносную, мобильную лебедку.

Руководствовались при этом следующими соображениями: мобильную лебедку можно взять меньшей мощности, при условии, что есть блок и получить выигрыш в весе; мобильная лебедка лежит в салоне и не вызывает повышенного интереса ни у ГАИ, ни у охотников за цветными металлами; одну мобильную лебедку можно использовать на всех автомобилях участников.

Что же представляет из себя мобильная лебедка?
Это прежде всего сама электрическая лебедка от известного производителя, в нашем случае это Мастер Винч (MW) и оснастка от Магазин4х4 включающую в себя платформу для лебедки, механизм крепления и соединительные электрические провода.

Рассмотрим составные части немного подробнее.

Установочная площадка представляет из себя профилированный стальной лист толщиной от 6мм. На ней есть отверстия для установки лебедки, для крепления платформы к автомобилю и отверстия под клюз или ролики.

Клюз (нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания буксирного каната (троса).

Для лебедки с синтетическим тросом устанавливают стальной или алюминиевый клюз

Для лебедки со стальным тросом выбирают роликовые направляющие.

Чтобы прикрепить мобильную лебедку к автомобилю, традиционно, используют цепи. Они не вытягиваются от нагрузки, неприхотливые в хранении и использовании. Но если вас не устраивает, что они постоянно гремят в багажнике есть выход

Это мягкие стропы. Усиленные, простроченные, они выдерживают до 7 тонн тяговой нагрузки каждая.

Стропы усилены в местах повышенного трения.

Стандартно цепи комплектуются шаклами с одной стороны и крюками с другой. Это хорошо подходит для машин оборудованных буксировочными крюками или буксировочным кольцом.

Шакл (такелажная скоба ) – металлическая, разборная, скоба служащая для прикрепления буксировочной стропы к автомобилю, соединения между собой концов корозащитной стропы, а также удлинителей и тросов в нужных сочетаниях. Шаклы отличаются по размерам и по форме. Наиболее активно используются U-образные и Омега — образные.

Если же у вас силовой бампер с буксировочными проушинами, то необходимо комплектовать цепи двумя шаклами.

Причем, желательно, проверить крепления ДО выезда.
Потому как оказалось, что в стандартную проушину силового бампера РИФ «стандартный» же шакл не влез. Пришлось стачивать один миллиметр болгаркой.

Так что примеряйте заранее!

Есть крепление переносной лебедки выполненное в виде квадрата под фаркоп.
Это менее удобный вариант крепления с точки зрения универсальности, поскольку не у всех есть крепление в виде квадрата.
Зато при таком монтаже лебедка получается жестко зафиксированной и не перекручивается про лебежении.

Для повышения универсальности, есть комбинированный вариант: когда на площадке сделанной с креплением под квадрат можно дополнительно установить «уши» за которые зацепляются цепи или троса.

Лебедка на площадке закрепляется при помощи четырех болтов повышенной прочности.

Следующая составляющая мобильной электролебедки это электрика.
Токи которые потребляет электролебедка огромные (от 100 до 400 Ампер ) Поэтому надо выбирать сечение проводов соответствующее. (в нашем случае, когда длина проводов не более 5 метров, достаточно чтобы провода были 25мм2, этого хватит с запасом)

Чтобы быстро присоединять и отсоединять мобильную лебедку удобно воспользоваться силовыми разъемами.
Чаще всего применяют разъем 175А, который используется на электро погрузчиках.

Эти разъёмы зеркальные и не подразделяются на «папа» — «мама».

Разъём состоит из корпуса и двух гильз.
Провод опрессовывается в гильзе и закрывается термоусадочной трубкой.

Со второй стороны провод так же опрессовывается в медный наконечник

У наконечника есть отверстие под болт

Важно помнить, что при подключении съёмной лебёдки надо учесть:
– что оба кабеля («плюс» и «минус») должны быть соединены с клеммами аккумулятора
– плюсовой провод должен иметь выключатель (номиналом не менее 175А) расположенный непосредственно у аккумулятора и включать его надо только при использовании лебёдки.
– плюсовой силовой провод должен быть проложен таким образом, чтобы исключить его контакт с подвижными, острыми и нагревающимися частями автомобиля.

Выключатель плюса лебедки может быть таким:

А так, напрямую, соединять не будем!

Комплект переносной лебедки в сборе:

Для переносной лебедки однозначно нужна сумка. В нее можно сложить как саму лебедку, так и провода, пульт, шаклы, цепи. Все в одном месте и ничего не теряется.

Для того чтобы повысить тяговую способность лебедки комплект можно и нужно дополнить блоком.

Блок – простое механическое устройство, позволяющее регулировать силу. Если ось блока помещается в обоймах, закрепленных неподвижно на автомобиле, дереве, стене, такой блок называется неподвижным; если же к этим обоймам прикрепляется груз, и блок вместе с ними может двигаться, то такой блок называется подвижным.

Пример использования мобильной лебедки при съемке сюжета на телеканале Москва24

Плюсы и минусы мобильных лебедок, по сравнению со стационарными:
+ требует минимальных доработок автомобиля при установке, поэтому не вызывает интереса у ГАИ и просто «любопытных»
+ может использоваться сразу на нескольких автомобилях
+ может монтироваться спереди, сзади автомобиля или вне его
+ используется только когда в ней возникает необходимость, поэтому не подвергается негативным воздействиям окружающей среды (реагенты, снег, дождь, песок)
+ когда в ней нет необходимости — можно не возить с собой лишние 40кг железа
— каждый раз нужно снимать/ставить лебедку и требуются подготовительные работы перед использованием
— занимает место в багажнике
— имеет подвижное основание, из-за этого труднее укладывать трос
— при креплении за один крюк (кроссоверы) лебедка часто перекручивается

наверх

Добавить комментарий

Закрыть меню