Литол 24 характеристики

Чем отличается литол от солидола

Интернет-журнал о ремонте и эксплуатации автомобилей

В автомобиле и других механизмах активно используют смазку, которая минимизирует трение движущихся деталей. Большинство водителей применяют один из двух самых распространенных составов: солидол или литол. Эти вещества изготавливаются на основе нефтяных масел, но имеют ряд различий. Каждому водителю будет полезно знать, каковы отличия этих смазок и где лучше применять каждую из них? Эта и другая полезная информация будет представлена далее.

Солидол: описание и свойства

Одна из самых распространенных смазок на основе нефтяных масел. В качестве загустителей используются кальциевые мыла. Солидол имеет рабочий диапазон от -30 до 75 градусов Цельсия. В зависимости от кислот в составе, здесь выделяют следующие солидолы:

  • жировые;
  • синтетические.

Солидол жировой производится согласно ГОСТу 1033-79, при этом представляет собой смазку общего назначения. Визуально напоминает однородную мазь без комков светло-серого или коричневатого цвета. Активно используется в сельскохозяйственной технике, автомобилях, ручном слесарном инструменте и винтовых передачах. Температура каплепадения составляет 78 градусов.

Синтетический солидол является аналогом, лишь незначительно отличающимся от вышеописанного. Отличительной чертой является более низкая температура каплепадения в 75 градусов. Сфера применения аналогична жировому солидолу (плюс закрытые тихоходные редукторы).

Густота солидола и высокая жирность позволяет его применять в тех механизмах, где не допускается «стекания» смазки, однако в современных машинах и устройствах солидол практически не используется. При температурах от 80 градусов он становится жидким, соответственно, уже теряет свои свойства.

Литол: что это такое и какой бывает

Смазка изготавливается на основе масел нефти плотности 60-80 г/м3. Состав был разработан в 80-х годах 20 века, но в последние годы был незначительно модифицирован добавлением литиевого мыла. Литол имеет несколько ключевых особенностей по сравнению с солидолом: влагостойкость и высокий температурный предел. На рынке можно найти четыре основных разновидности литола:

  • ЦИАТИМ-201/202. Он применяются в различных движущихся узлах с умеренной нагруженностью, а также при отсутствии больших сдвигов защищаемого материала. Продукция под номерами 201 и 202 активно применяется в радиотехнических и электротехнических приборах. К преимуществам смазки относится высокая морозостойкость, широкий рабочий диапазон температур (-50 – +100 градусов Цельсия). При необходимости ЦИАТИМы этих марок могут быть заменены друг другом.
  • ЦИАТИМ-203. В производстве этой марки литола используется трансформаторное масло. Для загущения аналогично используют литиевое мыло. В составе 203-го имеются несколько присадок, благодаря которым значительно расширяется сфера применения смазки. Ее используют в силовых узлах тяжеловесной техники, высоконагруженных подшипниках и редукторных передачах. По водоотталкивающим свойствам, естественно, он значительно превосходит предыдущие марки. Дополнительно состав обладает лучшей защитой деталей от износа.
  • Литол-24 – это самая совершенная марка. Он включает в себя все достоинства ЦИАТИМов, при этом обладает рядом присадок, которые предотвращают окисление деталей. Существенно повышена предельная температура (до 130 градусов). Состав практически не испаряется, при этом отличается долговечностью. По этой причине его используют в узлах с быстродвижущимися деталями при воздействии повышенных температур.

Это основные типы литола, которые вы можете купить на рынке.

Сравнительная характеристика

Оба состава, несмотря на небольшие отличия, имеют общее: разработаны в конце 20-го века, изготавливаются на основе нефтяных масел и фактически являются устаревшими. Солидол использовать в современных механизмах не рекомендуется. Из литолов допускается применение 203-ей марки или Литола-24. При этом многие владельцы иномарок ищут более современные и совершенные аналоги.

Составы различаются по следующим параметрам:

Характеристика

Солидол

Литол

Рабочая температура

-30 … +75

-60 … +130

Вязкость

Средняя

Высокая (при ниже -50)

Вымываемость

Низкая

Низкая

Антикоррозийные свойства

Отсутствуют

Защищает металлы (кроме алюминия)

Срок использования

≈5-7 лет

≈10 лет

Доступность

Продается повсеместно

Несколько слов о применении

При смазывании крутящих деталей, конечно же, будет предпочтительнее литол. Его густота позволяет минимизировать вибрации, а высокий температурный порог не дает теплу разрушить состав. Помните, что это смазка для тяжелых машин и крупных механизмов. Смазывать литолом замок или кулер компьютера нельзя. Для мелких деталей литол станет пластилином, не позволяя выполнять функции агрегата.

В легкоразъедаемой среде рекомендуется использовать солидол. В жидком виде литол вытекает, соответственно, разрушает резиновые сальники, ПВХ-компоненты, при этом оставляет следы на пластике. На рынке можно найти более совершенные составы литола, которые не воздействуют агрессивно на эти материалы, однако их стоимость будет существенно выше по сравнению с солидолом.

Средняя стоимость солидола – 50-100 рублей за килограмм. Литол обойдется в 2 раза дороже (приблизительно в 200 рублей за кило). Не стоит экономить на покупке литола, если вы точно знаете, что солидол не справится с поставленной задачей. Экономия в несколько сотен рублей может обернуться поломкой всей детали или агрегата. Его ремонт будет уже на порядки дороже.

В целом литолом можно смазывать следующие компоненты:

  • Пыльники шаровых и рулевых наконечников. Детали разогреваются до 50-60 градусов, что позволяет теоретически использовать и солидол, но последний может неблагоприятно влиять на пыльники, разрушая их и уменьшая срок службы.
  • Пыльники ШРУСов. Здесь все аналогично, т. е. рекомендуется применение литола.
  • Подшипник ступицы. Использование солидола невозможно, так как деталь может разогреваться до 100 градусов.
  • Рулевая рейка без гидроусилителя. Отлично подойдет Литол-24, которым необходимо смазать место зацепления вала и шестерни.

Перед покупкой всегда читайте состав. В нем должны быть указанные не только присадки, но и основа. Обращайте внимание на цвет и консистенцию смазки. Нередко на рынках можно встретить подделки. Происхождение таких составов остается загадкой, а использовать их в движущихся деталях – огромный риск.

Таким образом, литол является следующим поколением смазки, при этом постепенно вытесняет пережиток времени в виде солидола. Единственный ощутимый недостаток литола – агрессивность к алюминиевым деталям. Если компонент выполнен из этого металла, то рекомендуется искать другую смазку. Теперь вы знаете, в чем разница между этими составами, соответственно, уже будете с осознанием применять каждый.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

Литол 24 применение

Опубликовано admin в 20.06.2018

Характеристики и применение Литол 24. Подробно и по фактам

Такие показатели, как характеристики и применение Литол 24, интересуют многих водителей. Ведь правильное применение смазки, является залогом долгой службы защищаемой детали. При этом, нужно понимать, что некоторые из физических показателей имеют сильное влияние на места использования этого смазочного материала. Всегда учитывайте все факторы, перед применением смазки. Хотя, нужно отметить, что Литол является наиболее универсальным вариантом, который можно применять практически во всех узлах автомобиля, без боязни причинить вред своей машине.

Ответы на многие вопросы по применению вещества можно найти в мануалах по эксплуатации. Здесь вы сможете прочитать обо всех вариантах использования такой смазки.

Технические особенности

Характеристики и применение Литол 24 позволяют говорить о нем, как о наиболее популярной смазке уже длительное время. Состав этого препарата довольно прост. Основу составляет обычное машинное масло, в него добавляют загуститель – литиевое мыло. Благодаря этому, получается добиться оптимальной вязкости вещества. Такая смазка не стекает с деталей, что позволяет использовать ее в закрытых подшипниках.

Основным достоинством Литола считается высокая механическая стабильность. Это позволяет использовать смазку в механизмах с самой высокой нагрузкой. Температура горения этого вещества 120° C. Это позволяет использовать такую смазку в различных подшипниках.

Нижний предел температуры, при которой возможно использование Литола, это -40°C. В некоторых случаях, смазка может не очень хорошо себя вести уже при -30°C, но при работе механизма она быстро разогревается, и далее проблем не возникает. Литол водостоек. Это позволяет использовать его в подвесках автомобилей. Такая смазка не вымывается при поездках по лужам, технические характеристики при этом не снижаются. Все опытные автолюбители знают, что Литол обладает отличными консервационными свойствами.

Это свойство позволяет использовать его при обработке деталей машины, оставляемой на длительное хранение. Антикоррозионные свойства материала позволяют снизить риск возникновения ржавчины, на оставленных на длительную стоянку машинах.

Сроки хранения. Официально считается, что срок хранения этого материала 5 лет с момента выпуска. Но, на практике Литол сохраняет свои качества значительно дольше. По факту, он не имеет ограничения по сроку годности. Только перед применением следует проверить состояние смазки. Она не должна иметь явных признаков снижения качества. То есть, должна быть полностью соответствующей изначальному состоянию. В таком случае, ее можно применять без боязни.

Места применения

Литол применяется в качестве смазочного вещества для различных соединений и подшипников. Используется он в автомобилях довольно широко, пожалуй, это наиболее распространенное смазочное вещество. Также Литол 24 активно применяют в тяжелом машиностроении, а также, благодаря полному отсутствию боязни воды, используется для смазки на кораблях различных типов.

Самым основным местом использования Литола в машине являются подшипники. Подшипники ступицы набивают этой смазкой при сборке. Также, в полость над подшипниками закладывается дополнительная порция Литола. Это позволяет гарантировать наличие нормального смазывания на весь период службы подшипника. Именно такую смазку помещают внутрь опорного подшипника стойки при его сборке. Это позволяет не заморачиваться со смазкой этого элемента конструкции. Таким же образом используется Литол 24 для смазывания подшипника водяной помпы.

В трансмиссии эта смазка используется также достаточно активно. В переднеприводных моделях используют Литол для набивки пыльников. На машинах с задним приводом смазывают крестовину кардана. Благодаря высокой стойкости этого смазочного материала к механическим нагрузкам, такую смазку не приходится обновлять регулярно.


Особое применение Литол нашел в различных резьбовых и шарнирных соединениях. Тут он выполняет сразу 2 функции.

Смазка Литол 24

Большая пластичность и устойчивость материала позволяет применять его для смазки шаровых соединений рулевого управления. Применение, в данном случае, довольно простое, смазкой просто набивают пыльники, установленные на шарнирах. В резьбовых соединениях используются антикоррозийные свойства Литола. Нанесенный на резьбу, он не дает ей окислиться и заржаветь. Таким образом, облегчается последующий ремонт. В обязательном порядке эта смазка используется при установке часто заменяемых деталей подвески.

Заключение. Многим автолюбителям известно, что машина очень хорошо относится к правильному использованию смазок. Поэтому, характеристики и применение Литол 24 должны знать все автовладельцы. Это позволит избежать проблем с автомобилем.

Смазка Литол-24.

Широкое применение для смазывания узлов автомобилей имеют смазки, характеристика которых приведена в таблице 1.

1. Антифрикционные многоцелевые литиевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК предназначены для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, работающих при температурах от минус 40°С до плюс 120°С (кратковременно до 130°С). Смазка Литол-24 РК предназначена также для их консервации.

Смазки выпускаются по ГОСТ 21150-87.

Обозначение смазок по ГОСТ 23258-78:

Литол-24 – МЛи 4/12-3 и Литол-24РК – МЛи 4/13-3.

Здесь МЛи – многоцелевая смазка (М), загущена литиевым маслом (Ли);

«4/13» – температура применения от — 40 до 130°С;

отсутствие индекса дисперсионной среды – приготовлена на нефтяном масле;

«3» – пенетрация 220-250 при 25°С.

Внешний вид смазки – однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета.

Смазку Литол-24 можно применять в качестве единой смазки для автомобилей, тракторов и сельхозмашин. В автомобилях применяется для смазки подшипников ступиц колес, подшипников шкворней поворотных кулаков, подшипников муфт выключения сцепления, шарниров реактивных штанг задних подвесок, подшипников водяного насоса и других узлов трения. Заменяет практически все смазки (солидолы, консталины, смазки 1-13, циатим-201 и другие). Является смазкой с отличными эксплуатационными характеристиками.

2. К литиевым смазкам относится «Циатим-201» – мягкая мазь желтого или светло-коричневого цвета. Относится к тугоплавким смазкам, но работоспособна она в течении длительного периода времени лишь при температурах не выше 80-90°С. Однако по низкотемпературным характеристикам является одной из лучших, так как остается работоспособной при температуре до минус 60°С. Применяется в условиях Севера.

3. Смазка ШРУС-4 литиевая, работоспособна при температуре до 120-130°С, обладает высокой механической стабильностью, в своем составе содержит противозадирную добавку. Применяется для смазки шарниров приводов передних колес автомобилей ВАЗ, а также шарниров равных угловых скоростей автомобилей «Нива».

4. ШРБ-4 – бариевая водостойкая тугоплавкая смазка. Предназначена для применения в шаровых шарнирах передней подвески и рулевых тяг автомобилей ВАЗ.

5. Смазка № 158 изготовлена на калиевом и литиевом мылах, водостойкая тугоплавкая. Мягкая мазь синего цвета. Используется для смазки подшипников генераторов и игольчатых подшипников при сборке карданных подшипников, не имеющих пресс-масленок.

6. Автомобильная смазка АМ-1 – натриевая, среднеплавкая, липкая длинноволокнистая мазь светло или темно-коричневого цвета. Служит для смазывания шариковых карданов равных угловых скоростей в передних ведущих мостах автомобилей УАЗ, ГАЗ-66, ЗИЛ-131.

7. Солидолы синтетические, выпускаемые по ГОСТ 4366-76, представляют собой мягкие масленые мази однородного состава коричневого цвета.

Солидол С предназначен для заправки в разбираемые узлы трения при температуре до 50°С и для заправки в узлы трения при помощи солидолонагнетателей при температуре до минус 20°С.

Пресс-солидол С более мягок в сравнении с солидолом С и предназначен для заправки в узлы трения при помощи солидолонагнетателей при температуре ниже минус 20°С.

Максимальная температура применения синтетических солидолов 65-70°С. Выше этой температуры они необратимо распадаются. Кальциевое мыло (загуститель) нерастворимо в воде, поэтому солидолы являются водостойкими смазками.

Они содержат 2,5-3,0 процента воды, которая является стабилизатором их структуры. При содержании воды менее 0,5% структура солидолов нарушается и они становятся негодными. В связи с этим нельзя применять солидолы в расплавленном виде для смазки или защиты от коррозии.

Солидол С рекомендуется для применения в летнее время, пресс-солидол С – в зимнее время (средняя полоса страны).

8. Солидолы жировые, выпускаемые по ГОСТ 1033-79, отличаются от синтетических солидолов тем, что они загущены кальциевыми мылами жирных кислот. По характеристикам жировые солидолы близки к синтетическим, но они меньше подвергаются уплотнению при хранении. По стандарту выпускаются солидол Ж и пресс-солидол Ж, характеристика которых приведена в таблице 1. При смешении жировых и синтетических солидолов их эксплуатационные характеристики не нарушаются.

Солидолы применяются в узлах трения автомобилей в соответствии с их картами смазки. К солидолам относится графитная смазка «УСс-А», грубая плотная мазь черного цвета с серебристым оттенком. Содержит 10% графита. Применяется для смазывания листов рессор и тросов привода тормозных механизмов в оболочках.

Таблица 1.

Наименование смазки Темпера тура каплепадения, °С Пенетрация при 25°С, мм∙10-1 Вязкость при 0°С, Па∙с Предел прочности на сдвиг при 50°С, Па (г∙с/см2) Температурный предел применения, °С
нижний верхний
Солидол С 85-105 260-310 190 200-500 (2,0-5,0) -20 +65
Пресс-солидол С 85-95 310-350 90 100-400 (1,0-4,0) -30 +50
Солидол Ж 75 230-290 250 200-600 (2,0-6,0) -25 +65
Пресс-солидол Ж 78 230-290 250 196 (2,0) -30 +50
Литол-24 185 220-250 280 400-600 (4,0-6,0) -40 +130
Графитная УСс-А 77 250 150-400 370 (3,7) -30 +60
Циатим-201 174 290-320 80-170 360-520 (3,6-5,2) -60 +90
ШРБ-4 230 265-295 80-160 240-310 (2,4-3,1) -40 +100
№158 130 350 400 160 (1,6) -30 +100
АМ-1 115 220-270 300-600 650-750 (6,5-7,5) -10 +100

Температура каплепадения – показатель температурной стойкости смазки. Надежное смазывание узлов трения без вытекания смазки обеспечивается, если рабочая температура узла на 15-20°С ниже температуры каплепадения пластичной смазки.

В зависимости от значения температуры каплепадения пластичные смазки делятся на следующие виды:

а) тугоплавкие – температура каплепадения от 105 до 185°С. К ним относятся Литол-24, ЯНЗ-2, №158, ЦИАТИМ-201, имеющие загустителями литиевые или натриево–кальциевые мыла;

б) среднеплавкие – температура каплепадения от 65 до 105°С (солидол и графитная смазка УСс-А);

в) низкоплавкие – температура каплепадения не превышает 65°С. К ним относятся защитные смазки ПВК и ВТВ-1, созданные на загустителях из углеводородов.

Число пенетрации – характеризует густоту смазки и ее способность проникать в зазор между трущимися поверхностями и удерживаться там.

Пенетрацией называют величину в условных единицах, указывающую глубину погружения в испытываемую смазку металлического конуса расчетных размеров и веса в определенный промежуток времени (0,5 сек) при температуре 25°С.

Предел прочности – способность смазок удерживаться на вращающихся деталях. Оценивается предел прочности минимальной нагрузкой в г/см2 или Па, при которой происходит сдвиг одного слоя смазки относительно другого. Чтобы смазка удерживалась в подшипниках ступиц колес автомобиля, предел ее прочности при 50°С должен быть не менее 2,0 г/см2.

Литол-24. Сфера применения. Характеристики и аналоги. Список надежных производителей

Смазка Литол-24, Смазка Литол-24М

Антифрикционная смазка Литол-24 производится в соответствии с требованиями ГОСТ 21150‑87.

Смазки Литол-24 и ее модифицированный вариант Литол-24М с повышенными трибологическими характеристиками – это высокоэффективные многоцелевые антифрикционные смазки, применяемые в узлах трения промышленного оборудования, судовых механизмах, а также гусеничных и колесных транспортных средств, эксплуатирующихся при температурах в диапазоне от ‑ 40°С до + 120°С.

Кроме того, Литол-24 также может использоваться в подшипниках качения, скольжения, в шарнирах, в качестве смазки направляющих, зубчатых или иных видов передач. Применяется как единая автомобильная смазка в подшипниках различного назначения: сцепления, вала рулевого управления, водяного насоса и т.д. Многоцелевые свойства смазки определяют возможности применения в сельскохозяйственных, дорожностроительных механизмах, электромашинах и т.д.

Описание Литол-24: однородная мазь, имеющая окраску от светло-желтого до коричневого.

Процесс изготовления: производится путем загущения смеси минеральных масел, для чего используется литиевое мыло 12‑оксистеариновой кислоты, с добавлением вязкостной и антикоррозийной присадок, улучшающих эксплуатационные свойства.

Основные характеристики Литол-24: многофункциональность, высокая механическая, химическая, коллоидная и коррозийная стабильность, влагостойкость. Сохраняет эксплуатационные свойства при температуре от ‑ 40°С до + 120°С. Обладает консервационными свойствами.

Смазки Литол-24 и Литол-24М совместимы с большинством смазок (например, с Циатим‑201 и т.п.). Не упрочняются при нагревании.

Купить смазку Литол-24 (Литол-24М) можно оптом, связавшись с отделом продаж завода имени Шаумяна по телефону +7 (812) 245-18-92 или по электронной почте zakaz@zao-zish.ru.

Показатели качества смазок общего назначения ООО «Производства Завод имени Шаумяна»

Показатели Литол-24 ГОСТ 21150-87 Литол-24М ТУ 0254-015-00148820-99 изм.1-6
Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Температура каплепадения °С, не ниже 185 185
Коллоидная стабильность, %, не более 12 14,5
Пенетрация при 25 °С, мм 10-1 220-250 220-260
Предел прочности при 80 °С, Па, не менее 200 200
Массовая доля воды, %, не более 6,0 6,0

Рубрики: Статьи

Литиевые смазки

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2013; проверки требуют 49 правок. Литол-24

Литиевые смазки, лито́лы — пластичные смазки, получаемые загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Мыло и масло образуют эмульсию в виде стабильного вязкого геля. Литиевый загуститель придает смазке термостойкость и вязкость, она хорошо прилипает к металлам и не вызывает коррозии.

Антифрикционная многоцелевая смазка, предназначена для применения в узлах трения транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения. Литийсодержащие смазки впервые появились во время Второй мировой войны. В СССР разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ).

Литиевые смазки СССР/России

ЦИАТИМ-201

Основная статья: ЦИАТИМ-201

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки ЦИАТИМ-201:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-201:

  • Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
  • Производится по ГОСТ 6267-74
  • Легко смывается водой

Недостатки

  • Со временем на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства.
  • При длительном хранении начинает отделяться масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики.

ЦИАТИМ-202

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки Циатим-202:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-202:

  • Легко смывается водой;
  • Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.

ЦИАТИМ-203

Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.

Область применения смазки Циатим-203:

Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-203:

  • Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
  • Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям и противоизносным характеристикам.

Литол-24

Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты в количестве 10-15%; содержит антиокислительную и вязкостную присадки. Внешний вид — однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета.

Область применения смазки:

Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колесных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п. Смазка может применяться для консервации.

Основные эксплуатационные характеристики:

  • Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности
  • Водостойкость умеренная, так как показатель вымываемости 6,5% (). Для сравнения, специализированные смазки на аналогичных нефтяных маслах на других загустителях могут иметь этот показатель до 0,8%.
  • Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С, при нагревании не упрочняется.
  • Консистенция NLGI 3
  • Нагрузка сваривания на четырёхшариковой машине — очень хорошая, 1400-1500 кгс.
  • Производится по ГОСТ 21150-87

Литол-24РК

Смесь нефтяных масел, загущенная литиевым мылом гидроксистеариновой кислоты; содержит антикоррозионную, защитную, вязкостную и антиокислительную присадки. Водостойкая, антикоррозионная, рабоче-консервационная смазка. Обеспечивает консервацию узлов трения в течение 10 лет. Работоспособна при температуре −40… +120°С. Выпускается по ТУ 38 УССР 201342-80. Область применения аналогична Литол-24.

Ссылки

  • ГОСТ 21150-87. Смазка Литол-24- технические условия на применение, производство, хранение и транспортировку смазки литол-24

См. также

  • Минеральные масла
  • Вазелин
  • Солидол
  • Фиол
  • Униол
  • Пушечное сало

Что такое Литол-24?

Поделиться Свойства и область применения пластичной смазки Литол-24

Литол 24 – это самая популярная смазка в России и странах СНГ. Она широко используется практически во всех сферах – от промышленности до быта. Даже само название Литол стало уже нарицательным именем, которое применяют ко многим литиевым смазкам.

Чем обусловлена популярность смазки? Какие у нее преимущества? В чем отличие Литола от других материалов?

В данной статье постараемся ответить на эти вопросы.

Смазка Литол была разработан в 70-х годах XX века в Центральном институте авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ). Она пришла на смену таким материалам, как ЦИАТИМ-201, 202 и 203.

Внешне Литол представляет собой однородную мазь. В зависимости от производителя и используемого сырья ее цвет может быть от светло-желтого до коричневого в зависимости от производителя. Изготавливается материал в соответствии с ГОСТ-21150-87.

По составу Литол – одна из простейших пластичных смазок. Ее основу составляет минеральное базовое масло, загущенное литиевым мылом, с добавлением вязкостных и антиокислительных присадок.

Не стоит приобретать литолы синих, зеленых и других оттенков. Скорей всего они изготовлены из некачественного сырья по ТУ. Как уже было сказано выше, смазка по ГОСТу имеет цвет от светло желтого до коричневого.

Характеристики смазки Литол-24

Главным преимуществом Литола-24 является высокая механическая стабильность, за счет которой материал применяется в узлах, работающих под воздействием повышенных нагрузок.

Диапазон рабочих температур пластичной смазки составляет от -40 °С до +120 °С. Благодаря этому состав широко применяется в различных подшипниках, которые нагреваются в процессе работы, в ходовой части транспортных средств и других узлах.

Несмотря на то, что нижний предел рабочей температуры Литола составляет -40 °С, свои свойства он начинает терять уже при -30 °С. Но в процессе работы узлы, которые смазаны данной смазкой, нагреваются, что восстанавливает свойства материала.

Неоспоримым преимуществом является водо и влагостойкость. Защитная пленка, образуемая на поверхностях, препятствует проникновению воды и не вымывается с течением времени.

Для консервации применяется модификация смазки Литол-24 РК. Он отличается хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому его можно использовать не только для смазывания, но и консервации на длительный период. Смазанная деталь менее подвержена коррозии.

Обычный Литол-24 не подходит для консервации.

Срок хранения смазки составляет 5 лет от даты производства. Но на практике он может быть гораздо больше. При использовании материала, который хранился более 5 лет, нужно лишь убедиться в том, что его консистенция не изменилась.

Помимо вышеперечисленных, Литол-24 имеет и другие свойства:

  • Не содержит в своем составе воды
  • Отличается высокой коллоидной, механической и химической стабильностью
  • Устойчив к воздействию кипящей воды
  • Не изменяет плотности при нагреве
  • Имеет очень высокую прочность на сдвиг/разрыв
  • Обладает высокими уплотняющими свойствами
  • Класс консистенции по NLGI-3
  • Температура каплепадения не менее +180 °С
  • Не проводит электричество

Особенности применения

В плане безопасности Литол относится к 4 классу. Это означает, что данная смазка безвредна для окружающей среды и человека. Но, тем не менее, при работе с ней нужно придерживаться действующих требований охраны труда на предприятиях. Помещения, в которых ведутся работы со смазкой должно иметь приточную и вытяжную систему вентиляции.

Не следует забывать и о том, что Литол-24 горюч. Его температура вспышки в открытом состоянии составляет +199 °С, в закрытом – +183 °С. В случае возгорания тушение можно производить пенами ПО-3А или ПО-1Д, а также распыляя воду.

Перед применением любой смазки нужно обязательно ознакомиться с ее характеристиками. Это обусловлено тем, что, зачастую, производители на этикетках указывают много рекламной информации, а по факту продукт в таре – старый добрый Литол-24.

Литол-24 широко используется в промышленности, автомобилях и даже быту. В некоторых закрытых подшипниках он закладывается на весь срок службы узла. Смазка наиболее востребована при обслуживании подшипников качения и скольжения всех видов, узлов трения электрических машин и индустриальных механизмов, узлов транспортных средств и техники, зубчатых передачах, шарнирах и т.д.

В автомобилях Литол используют для обслуживания следующих узлов:

  • Осей
  • Валов
  • Подшипников скольжения
  • Петель
  • Тросов управления в оболочке
  • Шлицевых соединений
  • Шарниров подвески и рулевого управления, которые снабжены пресс-масленками
  • Подшипников оси октан-корректора распределителя зажигания
  • Подшипников стартера и генератора
  • Подшипников промежуточной опоры карданного вала
  • Нерегулируемых подшипников полуосей
  • Регулируемых подшипников ступиц и т.д.

Конкуренты и аналоги Литол-24

Хоть Литол-24 смазка старая, но у нее достаточно аналогов, как отечественного, так и зарубежного производства.

Фиол-1, 2, 3

Фиол-1 – пластичная смазка, близкая по составу и характеристикам к Литолу-24. Имеет, по сравнению с ним, меньшую вязкость и предел прочности, более мягкая по консистенции, отличается большей морозостойкостью.

Применяется в узлах, смазываемых при помощи пресс-масленок, а также в гибких тросиках управления и направляющих сидений.

Фиол-2 – пластичная смазка, также схожая по составу и характеристикам с Литолом. Содержит несколько меньше загустителя в своем составе. По сравнению с Фиолом-1 – более густая.

Применяется в узлах, которые работают при температурах до +100 °С под воздействием низких и средних нагрузок. Также используется в передачах станков и транспортеров, маломощных зубчатых редукторах, подшипниках качения и скольжения.

Фиол 3 – пластичная смазка зеленого цвета (без красителей – коричневая). Более густая по сравнению с предыдущими материалами данной марки. Практически идентична Литолу по свойствам и составу. Имеет повышенный предел прочности, и гораздо лучше удерживается на поверхностях по сравнению с Фиолом-2.

Применяется в тех же случаях, что и смазка Фиол-2.

Солидол

Водостойкая смазка общего назначения. Отличается очень хорошей водостойкостью. Работает при температурах от -30 °С до +70 °С. Бывает жировым (загуститель — гидратированное кальциевое мыло жирных кислот) и синтетическим (загуститель на основе кальциевого мыла, полученный путем синтеза).

Применяется в узлах трения автомобилей, техники, ручном инструменте, низкоскоростных шестеренчатых редукторах и т.д. В мощных узлах (подшипники, шарниры и т.д.) работоспособен при низких температурах до -50 °С.

Циатим-201

Маловязкая пластичная смазка, изготовленная на основе нефтяного масла, которое загущено литиевым мылом. Работает при температурах от -60 °С до +90 °С. Обладает хорошей токопроводностью.

Широко применяется в узлах и механизмах автомобильной техники, закрытых механизмах и т.д.

Mobil Unirex EP2

Пластичная смазка на основе минерального масла, загущенного литиевым комплексом и полимером. Обладает высокой адгезией, не вымывается водой, обеспечивает хорошую защиту от коррозии. Работает при температурах до -50 °С.

Применяется в тяжелонагруженных узлах транспортных средств, техники и оборудования, например в подшипниках качения и скольжения.

Shell Gadus S2 V100 2

Многоцелевая смазка, предназначенная для обслуживания подшипников качения и скольжения, которые применяются в автомобильной и специальной технике, промышленном оборудовании.

Отличается хорошей окислительной и механической стабильностью, работает при повышенных вибрациях, эффективно работает при повышенных вибрациях и в условиях воды.

Поделиться Разделы Смазки КомпаундыПастыПластичные смазкиПокрытияУниверсальные смазки Клеи

Смазка литол -24. Свойства.Применение. Перспективы.

Для смазки механизмов может применяться жидкое смазочное масло или пластичная смазка. Литол-24 распространённая и всем известная смазка. Предназначена для смазки механических узлов, работающих при температуре от -40 до 120 градусов. Может применяться для консервации деталей. Это универсальная смазка. Применяется везде, где нужна закладная смазка, но нет особых требований. Подшипники, пары скольжения, узлы автомобилей, судов, строительного и станочного оборудования, лесные машины. Это одна из смазок, которую закладывают в закрытые подшипники на весь срок службы.
Литол-24 — минеральное масло, загущённое литиевым мылом, с добавлением присадок. Масляную плёнку на деталях создаёт масло, а мыло не даёт маслу свободно течь и вытекать из узла. Литиевое мыло имеет существенные преимущества, по сравнению с кальциевым и натриевым загустителями. Готовая смазка не вымывается, имеет лучшие механические и температурные свойства. До 70% всех пластичных смазок в мире литиевые.
Свойства пластичных смазок описывает ГОСТ. Для смазки Литол-24, это ГОСТ 21150-87. Сравнивая этот ГОСТ с другими можно заметить интересный факт. Многие смазки имеют цвет от светло-жёлтого до коричневого. У многих смазок рабочая температура от -40 до 120 градусов. Сходные значения напряжения сдвига и пенетрации. Обязательно есть требование коллоидной стабильности. Но трибологические характеристики указаны далеко не для всех смазок. Для литола указаны. Значит, его действительно можно использовать для смазки подшипников, зубчатых зацеплений и других механизмов.
Однако эти характеристики у литола довольно слабые. Сказываться отсутствие в его составе противоизносных и противозадирных присадок. Для смазки Литол-24, индекс задира всего 28 кгс, а для трансмиссионного масла ТМ5-18 — 568 Н или 58 кгс. Нагрузка сваривания для литола 1410Н, а для ТМ5-18 — 3687Н. То есть, смазывающие свойства довольно скромные, но есть. Для смазки ЦИАТИМ-201, не менее легендарной чем Литол-24, ГОСТ не оговаривает ни индекс задира, ни нагрузку сваривания.
Чем можно руководствоваться при выборе смазки? Требованиями изготовителя техники и практическим опытом. Любимые «ведущими мировым и производителями» лозунги «номер один в Европе» и подобные, без указания конкретных характеристик — не серьёзны. А Литол-24 — смазка работающая десятки лет в миллионах автомобилей и других механизмов. И, хотя шустрые конкуренты и теснят со всех сторон, её рано провожать на пенсию.

Оцените материал

Добавить комментарий

Закрыть меню