Не включается задняя передача

Иван Баранов

Проблему некорректного включения скоростей в автомобилях ВАЗ можно назвать стихийной, поскольку она знакома многим автовладельцам машин российского производства. Сейчас вы сможете узнать, по каким причинам не включается задняя передача на ВАЗ 2109 и как устранить данную неисправность.

Причины

Каковы же могут быть причины того, что не включается задняя передача в автомобиле ВАЗ? На самом деле их может быть очень много, ведь проблема с включением скоростей, так или иначе, кроется в системе трансмиссии и в частности — в самой коробке передач.

Рычаг переключения скоростей в автомобиле ВАЗ 2109

  • Неполное выключение сцепления. Как правило, при неправильном выключении сцепления могут плохо включаться все скорости, но иногда эта проблема затрагивает исключительно заднюю передачу.
  • Повреждены рычаги или тяги привода КПП. Также может быть ослаблено крепление. Чтобы ликвидировать такую неисправность, необходимо произвести тщательный осмотр агрегата и системы трансмиссии. При надобности рекомендуется заменить все поврежденные компоненты системы.
  • Закончилась смазывающая жидкость в коробке переключения передач. В этом случае проблема с включением скоростей будет касаться всех без исключения передач. Поэтому вероятность такой проблемы, если не включается только задняя скорость, очень мала. Как вы поняли, следует проверить уровень расходного материала в системе и, если нужно, добавить масла в КПП.
  • Плохое трансмиссионное масло. Трансмиссионная жидкость уже потеряла свои свойства и не может в полной мере обеспечить смазывание всех компонентов коробки передач. В этом случае проблема также коснется всех без исключения передач, хотя на практике происходили случаи, когда проблемы были с включением именно задней скорости. В этом случае потребуется замена масла.
  • Плохо отрегулированная кулиса: необходимо произвести регулировку кардана кулисы коробки передач. Из-за плохой регулировки кулисы задняя передач иногда не только не включается, но и вылетает. Эта проблема является одной из самых распространенных среди автомобилей ВАЗ 2109, поэтому ее устранение мы рассмотрим в первую очередь.

Устраняем проблему

Рассмотрим несколько способов, которые помогут устранить проблему с включением задней скорости.

Регулировка кулисы

Перед тем как приступить к решению проблемы, возьмите с собой все, что может вам понадобиться:

  • новый кардан кулисы коробки передач;
  • сальник вала выбора скоростей;
  • два накидных гаечных ключа на 13;
  • гаечный ключ на 10;
  • молоток;
  • отвертка.

Кардан и пыльник для ВАЗ 2109 Новый сальник штока выбора передач для автомобиля ВАЗ 2109 Накидной ключ на 13 Гаечный ключ на 10 Строительный молоток для выполнения работ Отвертка с плоским наконечником

Для полноценной замены кардана вам потребуется заехать на яму или эстакаду. Кроме того, вам понадобится помощник, который будет переключать рычаг коробки КПП в то время, как вы будете его регулировать.

Приступим к замене кардана и регулировке кулисы:

  1. Вам нужно залезть под днище 2109 и найдите вашу КПП. Возьмите два гаечных ключа на 13 и ослабьте хомут, расположенный на тяге привода коробки передач. После этого можно демонтировать привод со штока механизма КПП.
  2. Затем возьмите отвертку и с небольшим усилием оттяните пыльник ближе к агрегату. Если вы случайно повредили пыльник, то можно просто демонтировать его, чтобы он вам не мешал. Теперь возьмите гаечный ключ на 10 и открутите винт-фиксатор на кардане.
  3. Далее возьмите молоток и очень осторожно сбейте кардан КПП с вала. Делайте это аккуратно, чтобы не повредить вал. Демонтируйте пыльник кардана, если вы его не сняли изначально. Если есть необходимость, то произведите замену сальника вала выбора скоростей.
  4. На этом можно считать, что полдела уже сделано. Теперь вам нужно произвести установку кардана кулисы коробки. Монтаж элемента производим в обратном порядке. Для начала установите на место новый пыльник, после чего насадите кардан на вал. помните о том, что положение винта-фиксатора должно совпасть с углублением на валу.
  5. Когда кардан насажен на свое место, затяните винт фиксации и установите пыльник на кардан кулисы. Также нужно одеть тягу привода переключения скоростей на шток кардана, но при этом хомут затягивать не нужно.
  6. Далее, вам понадобится помощь другого человека, поскольку нужно отрегулировать рычаг КПП. Попросите своего помощника сесть на водительское место: он должен установить рычаг переключения скоростей на «нейтралку» и немного отвести его вправо. В таком положении помощник должен держать рычаг, пока вы будете затягивать хомут кардана.

Ослабьте хомут тяги привода. Красным цветом выделен пыльник, который необходимо оттянуть к коробке при помощи отвертки. Оденьте тягу привода на шток.

Когда регулировка кардана окончена, необходимо проверить, как включаются скорости на рычаге. Если проблема, по которой не включалась задняя передача в вашей ВАЗ 2109 заключалась в кардане, что вероятнее всего, то после замены элемента неисправность должна исчезнуть.

Замена масла КПП

Также одной из распространенных причин, по которой не включается задняя передача в автомобиле ВАЗ 2109, является плохое трансмиссионное масло. Как сказано выше, жидкость уже потеряла свои свойства и ее дальнейшая эксплуатация не имеет смысла. Но как понять, что трансмиссионная жидкость уже отработала свой ресурс эксплуатации? К этому вопросу стоит подойти серьезно, ведь процедура замены жидкости не такая уж дешевая. Поэтому нужно точно знать, что трансмиссионное масло потеряло свои свойства.

  • Вытащите щуп из отверстия КПП для замера уровня и капните капельку жидкости на белую ткань. Если хотя бы одно из ниже перечисленных условий имеет место, то меняйте масло сразу же.
  • Смазывающая жидкость обесцвечена, у нее может быть слегка черный оттенок. Также даже в маленькой капле масла вы сможете увидеть металлические частицы или прочую пыль.
  • Трансмиссионная жидкость непрозрачна, на вид очень вязкая. Если попробовать на ощупь, то вещество будет прилипать к рукам. Кроме того, если вы капните таким маслом на кусочек ткани или салфетку, то оно будет впитываться очень медленно по сравнению с новым маслом.
  • Очень мутная или пенная жидкость. Это может означать, что трансмиссионное масло попало в двигатель. Если это так, то проблема с включением задней скорости — это первое, что вы ощутите. Если авто будет и дальше функционировать на плохой трансмиссионной жидкости, то может возникнуть необходимость полного ремонта КПП и всей системы трансмиссии.

Проверка уровня ТМ в коробке при помощи щупа

Если вы поняли, что трансмиссионная жидкость уже отработала свой ресурс эксплуатации, то, по всей видимости, пришло время произвести ее замену. Тем более, если от этого зависит решение проблемы с включением задней передачи. Приготовьте:

  • Новое трансмиссионное масло (далее — ТМ). Учтите, если ваш ВАЗ 2109 оборудован четырех ступенчатой коробкой передач, то вам будет достаточно трех литров ТМ. Если в вашем авто — «пятиступка», то вам потребуется 3.3 литра расходного материала. Для автомобилей ВАЗ рекомендуется использование трансмиссионной жидкости с классом вязкости 80W-85. На практике многие автовладельцы ВАЗов заливают в КПП своих авто «Лукойл».
  • Тара для сбора отработанного расходного вещества. Подойдет старое ведро или тазик. Если нет ни того ни другого, то можно взять обычную пластиковую баклажку для вод и обрезать ее верхнюю часть.
  • Набор гаечных ключей.

Трансмиссионная жидкость Лукойл для ВАЗ 2109 Самодельная тара для сбора отработанного трансмиссионного материала Гаечные ключи и головки

Чтобы выполнить работы, необходимо заехать в гараж со смотровой ямой.

  1. Залезьте под днище авто и найдите крышку слива трансмиссионной жидкости. Она находится с нижней части агрегата КПП.
  2. Найдите на самом агрегате резиновый колпак: его необходимо прочистить. Также прочистите сапун КПП и установите резиновый колпак на место.
  3. После этого можно заняться сливом отработанной жидкости. Возьмите гаечный ключ и открутите крышку сливного отверстия агрегата КПП. Не забудьте перед этим подставить под отверстие для слива тару, приготовленную заранее для сбора отработанного расходного вещества.
  4. Теперь нужно подождать 20-30 минут, пока не сольется вся «отработка». Учтите тот факт, что автомобиль должен быть прогрет. Если температура агрегата КПП не высокая, то ТМ будет более густыми и полностью не сможет вытечь из коробки.
  5. Когда весь расходный материал слит из КПП, можно закрутить крышку сливного отверстия. Затяните ее потуже, но не переусердствуйте, чтобы не сорвать резьбу. После этого откройте капот и найдите щуп для проверки уровня расходного материала из КПП. Вытащите его и вставьте в отверстие шланг, на другой конце которого установлена обычная лейка. Заливайте свежее ТМ.
  6. Заливая расходный материал в трансмиссионную систему, периодически проверяйте уровень вещества в КПП при помощи щупа. В идеале уровень ТМ должен остановиться посередине между отметками MIN и MAX.
  7. Когда залито новое масло, проверьте на всякий случай его уровень в КПП. Также желательно произвести проверку уровня ТМ через несколько дней. Это делается для того, чтобы узнать, есть ли утечки в системе.

Сливная пробка ВАЗ 2109 Снимите резиновый колпак и прочистите сапун Откручиваем крышку слива Заливаем расходный материал через отверстие для щупа Заправка коробки скоростей старого образца маслом через шприц Красными стрелками указаны заливное и сливное отверстия на коробке скоростей старого образца

Если в вашем ВАЗ 2109 установлена КПП старого образца, то в ней не будет отверстия для щупа. Но пробки сливного и заливного отверстия будут расположены рядом. В целом, процедура ничем не отличается, только заливать ТМ в агрегат придется при помощи специального шприца.

Видео «Регулировка кулисы на ВАЗ 2109»

В этом видео показан процесс регулировки кулисы в автомобиле ВАЗ 2109.

На Ваз 2109 не включается скорость по разным причинам

Наиболее часто владельцы девяток жалуются, что на Ваз 2109 не включается скорость или раздается хруст во время включение и движения назад. Первым делом проанализируйте, что вы за последнее время изменили в коробке или сцеплении. Затем вспомните момент появления отклонений от обычного режима работы. Проверьте уровень масла.

Причины поломки коробки скоростей

Сложный механизм постоянно работает с нагрузкой и в экстремальных условиях. Постоянная вибрация, повышение температур, пыль и грязь. При отказе включения одной или нескольких скоростей, следует проверить:

  • натяжение и целостность тросика;
  • крепление кулисы;
  • выработку на диске сцепления;
  • лепестки на корзине;
  • целостность подшипника;
  • состояние вилки.

Сцепление

При износе дисков сцепления педаль задирается вверх, и ее положение становится выше остальных. В этом случае при включении может раздаваться хруст и рычаг не перемещается, словно упирается в преграду. Не стоит насиловать узел, поскольку это может привести к более серьезной поломке – полетят шестерни.

Для такого износа характерно, что педаль сцепления проваливается в пол и от водителей можно услышать, на Ваз 2109 не включаются скорости. Обычно это касается всех передач, но могут отказать только первая и задняя.

Проверить можно, сняв резиновую заглушку. От разрушенного диска остаются волокна, похожие на спутанные пряди волос. Если подобное явление имеет место, то следует поставить новый диск сцепления.

Трос

От постоянных нагрузок тросик растягивается и его надо периодически регулировать, подтягивать. В этом случае на Ваз 21093 не включается скорости первая и вторая, может отказать и задняя. Для устранения поломки надо заехать на яму и подтянуть трос. В случае его износа, сразу заменить. Сделать это можно и своими руками.

Подобная поломка может проявляться и в отказе передач включаться при работающем двигателе. Ограничивается скольжение по шлицам и не происходит фиксация.

Корзина

Причиной тяжелого переключения отдельных передач, особенно если при этом раздается треск, постепенно замолкающий при движении, может быть разрушение прокладочного кольца в корзине. Обратите внимание на наличие снаружи капель масла. Затем снимите корзину и проверьте уплотнительное кольцо и лепестки диска. Обращайте внимание при покупке новых деталей, поскольку на некоторых моделях диск отсутствует и приходится тогда ставить штыри и крепить его самостоятельно.

Кулиса

Прослабленную кулису необходимо подтягивать с помощником. Особых знаний и навыков от него не требуется, просто умение удержать рычаг в нужном положении, пока вы залезете под машину и затянете болты. При ослаблении кулисы на Ваз 2109 не включаются скорости, и в первую очередь задняя.

Поставьте машину на яму или возвышенность, чтобы иметь доступ к днищу. Выставьте рычаг в нейтральное положение, если не включается несколько скоростей. Когда не работает только задняя передача, то регулировку проводите по ней. Помощник должен держать ручку переключения в заданном положении, никуда не отклоняя.

Надо снизу ослабить болт на 13, проверить зацепление шестерен, и установив все на место, затянуть болт. При проблеме с несколькими передачами, все делается также, но выставляется на нейтралке, точнее ручка переключения в среднем положении. Как это сделать, можно посмотреть видео.

Вилка

Чаще всего подводит в дороге. Стоит притормозить на светофоре, а скорости продолжить движение не включаются. Образовавшаяся на корпусе вилки трещина в любой момент может привести к ее разрушению даже при незначительных нагрузках.

Первая скорость не фиксируется

Во время начала движения с места на первой скорости, особенно с трудного грунта типа песка и снега, приходится придерживать рычаг переключения передач, поскольку самостоятельно он не держится, передача отключается на нейтралку. Причин этой поломки может быть три:

  • ослабла кулиса и не фиксирует вилку;
  • износ шестерни и муфты;
  • смещение двигателя на подушках и выбивание коробки.

Следует полностью проверить состояние крепежа всех деталей и узлов. Коробка скоростей жестко закреплена на двигателе. Однако при скольжении мотора на подушках, первую скорость может выбивать. Подтяните все болты и проверьте жесткость крепления на кузове. Такую работу можно сделать самостоятельно.

Закрепите более жестко кулису на рычаге переключения, выберите люфт, ведь именно она отвечает за фиксацию рычага в нужном положении. Для этого вам необходимо поставить машину на яму. Откроете крышку и проведите ревизию. Особое внимание уделите состоянию зубчатого зацепления.

При износе шестерни могут проскальзывать и выскакивать, не передавая вращательный момент. Когда прижимаете рычаг рукой, то муфта прилегает насильственно и происходит зацепление.

Новая коробка

Бывают проблемы, когда забрали машину с СТО, а у коробки передач Ваз 21093 скорость не включается. При этом, когда двигатель не работает, рычаг переключения ходит плавно, без треска. Стоит автомобиль завести, как перестают включаться передачи. Прежде всего, проверьте перемещение шестерни и вилки по шлицам – вдоль оси вала. Поскольку вы вскрыли коробку, то обратите внимание на положение ведомого диска, правильно ли его поставили.

При обнаружении неисправностей вскоре после обслуживания автомобиля на сервисе, не стоит самостоятельно возиться с ней. Отправляете свой автомобиль обратно, и пусть слесаря находят и исправляют свои косяки самостоятельно. Помните, что за переделку некачественного ремонта вы платить не должны.

Ваз 2109 не включается задняя скорость

Расположение задней скорости в крайнем положении чаще всего приводит к ее отказу включаться. Поскольку на нескольких моделях стоят совершенно одинаковые коробки, то и у Ваз 21093 не включается задняя скорость по той же причине. Это может быть короткий рычаг и кулиса недостает до нужного положения.

Достаточно посмотреть на фото коробки скоростей снизу, чтобы определить причину. Ремонт следует проводить на яме, поскольку все придется делать снизу. Вам надо ослабить кулису. Выставить шестерни в зацепление задней передачи и затянуть крепление болта. Рычаг должен быть на положении задней скорости.

Первая скорость не включается при движении

Часто при включении первой скорости при движении машины она клинит и не срабатывает. При начале движения с места проблем нет. Некоторые «специалисты» даже выдвинули теорию, что с первой передачи надо только начинать движение, а во время маневров ее пользоваться не стоит.

Такая проблема возникает из-за того, что инжекторы не успевают выровнять вращательный момент зубчатых колес, а водитель насильно пытается их соединить. Маховик крутится намного быстрее приводного вала и могут полететь зубья, если усилие будет большим.

Не спешите давить на рычаг. Выведите его в нейтральное положение, слегка надавите, заведя в положение первой скорости, и подождите, пока синхронизаторы сделают свою работу и передача включится.

Для старых коробок имеется инструкция переключения с перегазовкой. Переходя на пониженную передачу во время движения, переведите ручку в нейтральное положение, нажмите на газ, увеличив количество оборотов, и затем плавно переключайте скорость. Этим способом пользуются владельцы сохранившихся ретроавтомобилей, цена на которые в последнее время сильно возросла.

Из коробки передач выпала пружинка и шарик. Можно ли ездить?

Форум вологодских автомобилистов. Вы не зашли.

Страницы: 1 2 RSS-подписка

#1 14.12.2011 22:49:42

Когда менял масло в коробке (ваз2114) из сливной пробки выпала пружинка и шарик — думаю от синхронизатора. Откручивал именно сливную пробку (а не соседние). Коробка шумит больше чем обычно. Работает все нормально (бывает задняя вылетает сама, но редко). Кто сталкивался скажите стоит ли сейчас что-нибудь делать или ездить пока что-нибудь не крякнет?

#2 14.12.2011 22:56:02

Длина пружинки какая , 1см примерно или 3-4см ? диаметр шарика какой , 3мм или 5мм ?
Можно ездить конечно и потом когда крякнет влипнуть на конкретный ремонт или даже новую КПП придётся покупать . А можно сейчас перебрать и возможно отделаешься малыми средствами . Тебе решать , твоя машина и твои бабки на ремонт пойдут .

(3):
DelphiN, Витек.ru, Rybakove

Административная заметка: Предупреждение 1/3 (п.3.11, п.3.6)

#3 14.12.2011 22:56:21

deman_vo:

Кто сталкивался скажите стоит ли щас чтонибудь делать или ездить пока чтонибудь не крякнет???

ИМХО лучше сейчас сделать, а не ждать пока ещё какая нить деталька (кто его знает что там ещё отвалилось) попадёт между шестерён на скорости и коробку приклинит — колёса юзом — привет КАМАЗ (не дай Бог конечно).

#4 14.12.2011 23:06:38

deman_vo:

Откручивал именно сливную пробку (а не соседние)

Вот по этому поводу — первые сомнения. Я тоже, было дело, перепутал у себя :))
Вставь шарик с пружинкой обратно.

(2):
DelphiN, gazelle 35

#5 14.12.2011 23:12:15

сплюньте хоть…. камаз…..
Пружика длиной 25 мм, шарик диаметр 6-7 мм. вот собственно они.

#6 14.12.2011 23:27:16

ну так надо все таки внимательно читать мануал
это не сливная пробка
это фиксатор задней передачи
и он на 13
а сливная пробка на 17
вставляй обратно сначала шарик потом пружинка и сильно не тяни, алюминька лопает
потом слей масло до конца через сливную пробку и не забудь залить
Добавлено 14.12.2011 23:28:08:
если не поставишь то задняя передача будет просто вылетать

1 человек сказал cпасибо:
deman_vo

(2):
Admin, DelphiN

#7 14.12.2011 23:32:50

олежек1288:

это фиксатор задней передачи

олежек1288:

а сливная пробка на 17

олежек1288:

ну так надо все таки внимательно читать мануал

, например…

1 человек сказал cпасибо:
deman_vo

#8 14.12.2011 23:38:11

я ща конечно не помню но вроде гайку как на картинке откручивал, еще специально смотрел и сравнивал. надо будет заехать на яму и снова поглядеть.

#9 14.12.2011 23:43:13

Димоон, слушай что люди говорят! эти тебя плохому не научат!!!

#10 14.12.2011 23:44:11

deman_vo:

из сливной пробки выпала пружинка и шарик

Я могу ошибаться, но слабо себе представляю, как и пружинка и шарик могут разом попасть в отверстие сливной пробки… А если крышку фиксатора откручивать, то они (пружинка и шарик) прямо в ладонь выпадут сразу.
Добавлено 14.12.2011 23:47:40:
Ну и маловероятно, но вдруг пригодится:

Деталь: Болт крепления крышки фиксаторов
Резьба: М8
Момент затяжки, Н.м (кгс.м): 15,7–25,5 (1,6–2,6)

источник

1 человек сказал cпасибо:
deman_vo

#11 14.12.2011 23:50:29

обычно они падают в емкость для слива масла)))))))))))))))
потом приезжают на ремонт кпп потому что стала вылетать задняя передача
очень легкий развод клиента , берешь 2500 за ремонт кпп , вставляешь шарик с пружинкой, куришь денек и все ок
ну это шутка
обычно первый вопрос про замену масла все ставит на место
и ремонт обходится в 100 р за подьем автомобиля)))))))))

1 человек сказал cпасибо:
deman_vo

#12 14.12.2011 23:51:33

Может и перепутал, там блин грязи три слоя, не как на картинках. Попробую на место все поставить, опять весь в масле увазюкаюсь…..
Ну вобщем всем спасиба, потом отпишусь.

#13 14.12.2011 23:52:19

DelphiN:

Деталь: Болт крепления крышки фиксаторов
Резьба: М8
Момент затяжки, Н.м (кгс.м): 15,7–25,5 (1,6–2,6)

это ты с класики списал
на передне приводе резьбв не м8, там вроде на 12 или больше

#14 14.12.2011 23:57:24

олежек1288, по ссылке для 099 брал… или спутал с «Пробка фиксатора вилки заднего хода — М16х1,5 — 28,4–45,3 (2,89–4,6)»? Хотя себе вроде затягивал как выше писал

#15 15.12.2011 00:19:47

DelphiN:

слабо себе представляю, как и пружинка и шарик могут разом попасть в отверстие сливной пробки…

+1 . Быстрее по пути они прилипли бы к магниту .Так что действительно «верни всё обратно на родину» как было . Административная заметка: Предупреждение 1/3 (п.3.11, п.3.6)

#16 15.12.2011 00:26:47

Это ещё фигня . Приезжали пасаны пару годиков назад , КПП перебирать . Поднял машинку , смотрю в районе магнита из корпуса КПП торчит шляпа закрученого болта на М10 . Спрашиваю у парня как он там оказался . Они оказывается масло меняли , ККП вся в грязи хрен различишь где болт , где пробка , они посчитали , что пробка должна смотреть вертикально вниз . Не нашли , решили исправить заводской брак :))) . Просверлили дырку в корпусе (при этом расхреначили весь магнит) , слили масло , нарезали резьбу и вкрутили болт М10 .

(5):
Admin, Stalker, gloomc, САШКА 35, mitia2011

Административная заметка: Предупреждение 1/3 (п.3.11, п.3.6)

#17 15.12.2011 00:33:47

нормальный подход)))))))))))
и не поленились ведь))))))
зато теперь на автовазе есть о чем задуматся внести поправки
а ребятам патент на изобретение))))))))))

1 человек сказал cпасибо:
emoral

#18 15.12.2011 09:39:48

как вариант, если масло было слито из нужной пробки, при сборке кпп на автовазе уронили всё это добро в корпус коробки. В отечественном автопроме всякое бывает.

(2):
DelphiN, Саня Борода

#19 15.12.2011 09:45:58

serj710, это добро не выпало бы . Там буквально в нескольких сантиметрах от пробки находится довольно крупный магнит . Всё к нему давно прилипло бы и никуда не выпало . А тут ещё в добавок такое совпадение , что начала задняя передача вылетать .

(1):
САШКА 35

Административная заметка: Предупреждение 1/3 (п.3.11, п.3.6)

#20 15.12.2011 10:15:58

serj710, там вроде бы не такой поток масла даже в начале слива, для точной ориентации пружинки, чтобы она вышла в отверстие для слива, а не встала например поперек него… да и вообще на дно легла бы, ну или вот про магнит уже не раз говорили…

Добавить комментарий

Закрыть меню