Расшифровка моторных масел

Содержание

Маркировка моторных масел

Каждый автовладелец должен уметь расшифровать маркировку моторного масла, нанесённую на упаковку продукта, ведь залогом долговечной и стабильной работы двигателя является применение качественного моторного масла, характеристики которого соответствуют всем требованиям завода-производителя. Такие серьезные требования предъявляются ими из-за того, что маслам приходится работать в широком температурном диапазоне и под большим давлением.

Маркировка моторного масла содержит всю необходимую информацию для правильного выбора, просто её нужно уметь расшифровать

Чтобы упорядочить и упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя по требуемым характеристикам и возложенным на него задачам, разработан ряд международных стандартов. Мировые производители масел используют такие общепризнанные классификации:

  • SAE;
  • API;
  • ACEA;
  • ILSAC;
  • ГОСТ.

Каждый из видов маркировки масел имеет свою историю и долю на рынке, расшифровка значения которой, позволяет ориентироваться в выборе необходимой смазывающей жидкости.В основном у нас используется три вида классификации – это API и ACEA, а также, естественно, ГОСТ.

Выделяют 2 основных класса моторных масел, в зависимости от типа двигателя: бензиновый или дизельный, хотя также существует и универсальное масло. Данные по назначению всегда указываются на этикетке. Любое масло для двигателя состоит из базового состава (минерального масла), являющегося его основой, и определённых присадок. Основа смазывающей жидкости представляет собой масляные фракции, которые получают при переработке нефти или искусственно. Поэтому по химическому составу разделяются на:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

На канистре, наряду с другой маркировкой, всегда указывается и хим. состав.

Что может быть на этикетке канистры с маслом:
  1. Класс вязкости SAE.
  2. Спецификации API и ACEA.
  3. Допуски автопроизводителей.
  4. Штрих-код.
  5. Номер партии и дата производства.
  6. Псевдомаркировка (не является общепризнанной стандартной маркировкой, а применяется как маркетинговый ход, например fully syntetic, HC, с добавлением умных молекул и т.п.).
  7. Специальные категории моторных масел.

Чтобы помочь купить именно то масло, которое будет подходить двигателю вашего авто лучше всего, мы расшифруем наиболее важную маркировку моторного масла.

Маркировка моторных масел по SAE

Важнейшая характеристика, которая указана в маркировке на канистре – коэффициент вязкости по классификации SAE – это международный стандарт, регламентирующей вязкость масел при плюсовых и минусовых температурах (граничное значение).

В соответствии со стандартом SAE масла обозначаются в формате ХW-Y, где X и Y — это некие числа. Первое число — это условное обозначение минимальной температуры, при которой масло нормально прокачивается через каналы, а двигатель без затруднений прокручивается. Буква W означает английской слово Winter — зима.

Значения 0W 5W 10W 15W 20W 25W
Проворачивание -30°С -25°С -20°С -15°С -10°С -5°С
Прокачиваемость -40°С -35°С -30°С -25°С -20°С -15°С

Второе число условно означает минимальное и максимальное значение границы высокотемпературной вязкости масла при его нагреве до рабочей температуры (+100…+150°С). Чем значение числа выше, тем оно более густое при нагреве, и наоборот.

5W — 30 от минус 25 до плюс 20
5W — 40 от минус 25 до плюс 35
10W — 30 от минус 20 до плюс 30
10W — 40 от минус 20 до плюс 35
15W — 30 от минус 15 до плюс 35
15W — 40 от минус 15 до плюс 45
20W — 40 от минус 10 до плюс 45
20W — 50 от минус 10 до плюс 45 и выше
SAE 30 от 0 до плюс 45

Поэтому масла обязательно делятся на три вида в зависимости от величины вязкости:

  • зимние масла, они более текучие и обеспечивают беспроблемный запуск двигателя в холодное время года. В обозначении показателя SAE такого масла будет присутствовать буква «W» (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.). Чтобы понять граничное значение нужно отнять число 35. В жаркое время такое масло не способно обеспечивать смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе из-за того, что при высокой температуре его текучесть чрезмерна;
  • летние масла применяются когда среднесуточная температура не ниже 0°C, поскольку его кинематическая вязкость достаточно высокая, чтобы в жаркое время текучесть не превышала нужного значения для хорошего смазывания деталей двигателя. При минусовых температурах запуск двигателя с такой большой вязкостью невозможен. Обозначаются летние марки масел числовым значением без букв (например: 20, 30, 40, и далее; чем больше число, тем выше вязкость). Густота состава измеряется в сантистоксах при 100 градусах (например, значение 20 говорит о граничной густоте в 8-9 сантистокс при температуре двигателя 100 °С);
  • всесезонные масла наиболее популярны, поскольку они способны работать как при минусовых, так и плюсовых температурах, граничное значение которых указывается в расшифровке показателя SAE. Такое масло имеет двойное обозначение (пример: SAE 15W-40).

При выборе вязкости масла (из допущенных к применению в двигателе вашего авто) нужно руководствоваться таким правилом: чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла.

Вязкостные характеристики, являются самым первыми и важными элементом классификации и маркировки моторных масел, но не единственным — выбирать масло сугубо по вязкости не правильно. Всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.

Каждое масло кроме вязкости обладает различным набором эксплуатационных свойств (моющие, антиокислительные свойства, противоизносные, склонность к возникновению различных отложений, коррозионная активность и другие). Они позволяют определить возможную область их применения.

Маркировка моторных масел API

В классификации по API главными показателями являются: тип двигателя, режим работы мотора, эксплуатационные свойства масла, условия применения и год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» – показывает предназначенные для бензиновых двигателей;
  • Категория «C» – говорит о предназначении для дизельного автотранспорта.

Как расшифровать маркировку API?

Как уже выяснили, обозначение API может начинаться с буквы S или C, которая будет говорить о типе двигателя в который можно заливать, и еще одной буквы обозначения класса масла, показывающей уровень эксплуатационных свойств.

Согласно этой классификации, расшифровка маркировки моторных масел проводится следующим образом:

  • аббревиатурой EC, которая находится сразу после API, обозначают энергосберегающие масла;
  • римские цифры после этой аббревиатуры говорят об уровне экономии топлива;
  • буква S (Service) обозначает применения масла для бензиновых двигателей;
  • буквой C (Commercial) обозначаются масла для дизельных моторов;
  • после одной из этих букв следует уровень эксплуатационных свойств, указываемый буквами от A (самый низкий уровень) до N и далее (чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла);
  • универсальное масло имеет буквы обеих категорий через косую линию (например: API SL/CF);
  • маркировку API для дизельных разделяют на двухтактные (цифра 2 в конце) и 4-тактных (цифра 4).

В настоящее время категория «S» составляет 12 классов моторных масел, часть которых уже устарела, поэтому приведем лишь самые актуальные:

Года введения 1980 1989 1994 1997 2001 2004 2010
API масла для бензиновых двигателей SF SG SH SJ SL SM SN

Категория «C» в данное время состоит из 14 классов, половина которых также не применяется и теперь можно встретить такую маркировку:

Год введения в действие 1983 1990 1994 1998 2004 2010
API масла для дизельных двигателей CE CF-4 CF, CF-2, CG-4 CH-4 CI-4 CJ-4

Те моторные масла, которые прошли испытание API/SAE и соответствуют требованиям действующих категорий качества, обозначаются на этикетках круглым графическим знаком. Вверху имеется надпись — «API» (API Service), в середине степень вязкости по SAE, а так же возможная степень энергосбережения.

При использовании масла по «своей» спецификации снижается износ и риск поломки двигателя, уменьшается «угар» масла, потребление топлива, уменьшается шум, улучшаются ходовые характеристики двигателя (особенно при низких температурах), а также увеличивается срок службы катализатора и системы очистки выхлопа.

Классификации ACEA, ГОСТ, ILSAC и как расшифровать обозначение

Классификация моторных масел по ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. В ней указаны эксплуатационные свойства, назначения и категория моторного масла. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.

Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на 3 категории и 12 классов:

  • A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E – дизельные двигатели грузовых авто (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (когда были обновления технических требований). Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости масла делятся на такие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Во всех перечисленных классах, чем больше числовое значение, тем больше вязкость.

По области применения все моторные масла делятся на 6 групп – обозначаются от буквы «A» до «E».

Индексом “1” обозначаются масла предназначенные для бензиновых двигателей, индексом “2” – для дизельных, а масла без индекса указывают на его универсальность.

Классификация моторных масел по ILSAC

ILSAC – совместное изобретение Японии и Америки, международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, разница только в том, что масла соответствующие классификации по ILSAC – энергосберегающие и всесезонные. Данная классификация лучше всего подходит для японских авто.

Соответствие категорий ILSAC относительно API:
  • GF-1 (устарела) — требования по качеству масла аналогичны категории API SH; по вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
  • GF-2 — соответствует требованию по качеству масла API SJ, а по вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
  • GF-3 — является аналогом категории API SL и введен в действие с 2001 года.
  • ILSAC GF-4 и GF-5 — соответственно аналоги SM и SN.

Кроме этого, в рамках стандарта ISLAC для японских автомобилей с турбированными дизельными моторами, отдельно используется класс JASO DX-1. Данная маркировка автомобильных масел предусматривает двигатели современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.

Сертификация и допуски автопроизводителей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел и присадок и изготовителями автомобилей. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Некоторые основные производители двигателей разработали свою собственную систему классификации моторных масел, так называемые допуски, которая дополняет систему классификации ACEA, со своими собственными испытательными двигателями и испытаниями в полевых условиях. Такие производители двигателей как: VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat, преимущественно пользуются собственными одобрениями при выборе масла для заливки в двигатель. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номера наносятся на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Рассмотрим и расшифруем самые популярные и часто используемые допуски присутствующие в обозначениях на канистрах с моторными маслами.

Допуски концерна VAG для легковых автомобилей

VW 500.00 — энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 — всесезонное, предназначенное для применения в обычных бензиновых двигателях, произведенных до 2000 года, а VW 502.00 — для турбированных.

Допуск VW 503.00 предусматривает, что данное масло для бензиновых двигателей с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в двигатель такого авто заливают масло с допуском VW 504.00.

Для автомобилей Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными двигателями, предусмотрена группа масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI, выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 рекомендовано для двигателей PDE с насос-форсункой.

Энергосберегающее моторное масло классом вязкости 0W-30 с допуском VW 506.00 имеет увеличенный интервал замены (для моторов V6 TDI до 30 тыс. км, 4-х цилиндровых TDI до 50 тыс.). Рекомендовано к применению для дизельных двигателей нового поколения (после 2002 года выпуска). Для турбированых моторов и насос-форсункой PD-TDI рекомендуется заливать масло с допуском VW 506.01 имеющее такой же продленный интервал замены.

Допуски для легковых автомобилей Mercedes

Автоконцерн Mercedes-Benz так же имеет свои допуски. К примеру, моторное масло с обозначением MB 229.1 предназначается для дизельных и бензиновых двигателей Мерседес выпущенных с 1997 года. Допуск MB 229.31 введен в действия попозже и соответствует спецификации SAE 0W-, SAE 5W- с дополнительными требованиями, которые ограничивают содержание серы и фосфора. MB 229.5 – это энергосберегающее масло с продленным сроком службы, как для дизельных, так и бензиновых моторов.

Сертификация и допуски автопроизводителей

Допуски моторного масла BMW

BMW Longlife-98 такой допуск имеют автомасла предназначенные для заливки в двигатель машин выпускаемых с 1998 года. Предусмотрен увеличенный сервисный интервал замены. Соответствует базовым требованиям ACEA A3/B3. Для двигателей выпущенных в конце 2001 г. рекомендуется применение масла с допуском BMW Longlife-01. Спецификация BMW Longlife-01 FE предусматривает применение автомасла при эксплуатации в тяжелых условиях. BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах БМВ.

Допуски моторных масел для Renault

Допуск Renault RN0700 был введен в 2007 г. и соответствует основным требованиям: ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4, а Renault RN 0720 по ACEA C3 плюс дополнительные Renault. Допуск RN0720 разработан для использования в дизельных двигателях последнего поколения с сажевыми фильтрами.

Допуск для автомобилей Ford

Моторное масло SAE 5W-30, имеющее допуск Ford WSS-M2C913-A, предназначается для первичной и сервисной замены. Данное масло отвечает классификации по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и дополнительным требованиям Ford.

Масло с допуском Ford M2C913-B предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях. Также соответствует всем требованиям ILSAC GF-2 и GF-3, ACEA A1-98 и B1-98.

Допуск Ford WSS-M2C913-D был введен в 2012 году, масла с таким допуском рекомендованы для всех дизельных двигателей Ford за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Предусматривает возможность увеличенного интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.

Масло имеющее допуск Ford WSS-M2C934-A предусматривает увеличение интервала замены и предназначается для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B, основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и пониженным сажеобразованием.

При выборе масла нужно помнить несколько основных моментов – это правильный выбор необходимого химического состава (минералка, синтетика, полусинтетика), параметр классификации по вязкости, и знать необходимые требования относительно набора присадок (определяется в классификациях API и АСЕА). Также на этикетке должна содержаться информация, для каких марок машин подходит данный продукт. Не менее важно обращать внимание на дополнительные обозначения моторного масла. Например, маркировка Long Life свидетельствует о том, что масло подходит для машин с увеличенным сервисным интервалом замены. Также среди особенностей некоторых составов можно выделить совместимость с двигателями, имеющими турбонаддув, интеркулер, охлаждение газов рециркуляции, управление фазами ГРМ и высотой подъема клапанов.

Поделиться: Инструкция полезна? Да 134 Нет 132k

Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Подписаться

Маркировка и расшифровка моторных масел 5w30 и 5w40

01.10.2018

При эксплуатации автомобиля владельцы сталкиваются с необходимостью замены изношенных запасных частей и расходных материалов, включая технические жидкости.

Регулярное техническое обслуживание подразумевает обязательную замену моторного масла. В отличие от марки бензина, смазочные материалы имеют множество параметров, характеристик и стандартов.

Они могут быть условными (допуски для конкретных марок авто), так и безусловными, которые определяют совместимость со многими марками и моделями двигателей.

Наиболее популярным является стандарт 5W30, расшифровка которого определяет климатические условия эксплуатации. После обязательной привязки к дилерскому сервису (окончание гарантийного срока), водителю приходится самостоятельно разбираться, что включает в себя маркировка моторных масел.

Расшифровка автомобильных масел в свете мировых стандартов

Опустим за скобками конкретные спецификации автопроизводителей, хотя их наличие освобождает от необходимости изучать остальные технические характеристики. Любое моторное масло имеет универсальные признаки, которые подходят разным двигателям.

Что значат цифры 5w40 на канистре — видео

Одна из основных характеристик – классификация по вязкости SAE.

Краткая история возникновения стандарта

Аббревиатура SAE означает формализованное общество автомобильных инженеров, в которое вовлечены практически все государства, так или иначе связанные с производством и массовой эксплуатацией транспортных средств.

Оно образовано в 1905 году, когда всем стало ясно, что будущее транспортных перевозок за автомобилями. На сегодняшний день существует более двух с половиной тысяч стандартов для эксплуатации любых видов транспорта и стационарных механизмов.

Разобраться в них для неподготовленного эксплуатанта – настоящая проблема. Ведь эти стандарты действительны не только для привычного нам транспортного средства индивидуального пользования.

Технологии охватывают общественный транспорт, грузовые транспортные средства, строительную и дорожную технику, сельскохозяйственные агрегаты.

Подробно что такое SAE — видео

Форматы, разработанные сообществом автомобильных инженеров, и получившие единый формат SAE, создают почти 500 рабочих групп, имеющих аккредитацию в разных странах.

В технических формулярах можно встретить иное название: «J-Reports». В рабочих группах занято более 4 тысяч сертифицированных специалистов, обладающих правом присваивать международную расшифровку обозначений смазочных материалов.

Актуальность стандартов имеет четкие задачи, помогающие не только потребителям, но и покупателям смазочных материалов:

  • установка гарантированных и последовательных ожиданий при эксплуатации приобретаемого продукта;
  • соблюдение норм, установленных международными договорами на экспертном уровне;
  • соблюдение уровня качества выпускаемых смазочных материалов;
  • гарантированная совместимость расходных материалов с агрегатами, в которых предполагается использование;
  • экономия денежных средств для потребителя;
  • сокращение затрат на разработку и производство новых продуктов;
  • сохранение природных ресурсов, включая снижение вреда при утилизации смазочных материалов.

Позитивный результат деятельности общества автомобильных инженеров:

  • для производителей – выработка единых стандартов, предупреждение недобросовестной конкуренции (манипулирование мнимыми цифрами базовых характеристик);
  • для потребителя – четкие и единые стандарты маркировки смазочных материалов, по которым можно мгновенно идентифицировать продукт.

Популярные обозначения: расшифровка масла 5w30 и 5w40

Такая классификация принята вышеупомянутым сообществом инженеров (SAE) в 1911 году, когда относительное разнообразие двигателей вынудило производителей масел расширить ассортимент.

К тому же, к этому времени автомобили начали эксплуатироваться в различных климатических поясах: возникла необходимость классифицировать применяемость в зависимости от температуры окружающей среды.

Именно вязкость масла, точнее сохранение этого параметра в определенном диапазоне температур, легла в основу стандарта. Классификатор SAE получил код J300, и включил в себя следующие пороги температуры:

  • 6 классов для эксплуатации в зимних условиях (в классическом понимании для средних широт): 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
  • 5 классов для эксплуатации в летних условиях: 20, 30, 40, 50, 60.

Поскольку эксплуатация автомобилей в тропическом климате для отечественного потребителя не актуальна, рассмотрим так называемые всесезонные масла. Их можно заливать в автомобиль без привязки к определенному времени года.

При этом, обозначение температурной совместимости может сдвигаться в нужную сторону: для регионов с преобладанием зимнего или летнего периодов.

Узконаправленные стандарты характерны лишь для немногих регионов: крайний север, или жаркая пустынная местность с постоянными плюсовыми температурами.

Обратите внимание Латинская литера «W» означает Winter, то есть зима. Ее присутствие в стандарте означает именно всесезонность. То есть, расшифровка 5W 40 предписывает использовать масло не только зимой, но и летом.

Цифровые обозначения привязывают смазку к температурным режимам, но не обозначают конкретное значение в градусах. Число слева от литеры «W» характеризуют зимний диапазон температур, справа – летний. Привязка к температурам указана на иллюстрации, в виде диаграммы.

Для эксплуатации двигателя особенно важны две характеристики:

  1. Температура прокачиваемости (минимальная и максимальная). Цифры означают, что в указанном диапазоне, масло гарантировано пройдет по каналам маслопроводов, не застынет, и не будет стекать вниз.
  2. Минимальная температура, при которой стартер в состоянии провернуть коленчатый вал для старта двигателя. Низкие температуры настолько увеличивают вязкость масла, что оно намертво схватывает вращающиеся элементы.

Наглядный пример на иллюстрации:

Если коротко, то, например, маркировка масла 5w40 означает что масло более густое, по сравнению с 5w30 и, следовательно, лучше защищает двигатель в условиях жаркого климата.

Минералка, синтетика или полусинтетика, дизель или бензин

Несмотря на практику внедрения в моторные масла большого количества присадок, качество конечного продукта на 70% определяется базовой основой, то есть средой, в которую эти компоненты добавляются.

Классификатор SAE предписывает следующую маркировку:

  1. Если масло произведено на базе основы, полученной в результате переработки сырой нефти, на этикетке присутствует слово «Mineral». Оно означает, что сырье 100% природного происхождения, причем способ переработки – дистилляция.
  2. Базовая основа, полученная в результате синтеза (из природного газа или иным способом), маркируется фразой «Fully Synthetic». При этом в конечном продукте могут присутствовать минеральные присадки, это никак не влияет на происхождение основы.
  3. В целях снижения себестоимости продукта, при сохранении качеств, присущих синтетическим маслам, производители могут смешивать минеральную основу с базой, полученной искусственным путем. Такие смазки обозначаются, как «Semi Synthetic».
  4. Существует категория, которая не попадает ни под одну из перечисленных. Это базовая основа, полученная из натуральной нефти путем переработки по технологии гидрокрекинга.

Процедура настолько глубокая, что свойства основы мало отличаются от чистой синтетики. Тем не менее, это минеральная база.

При активном лобби нефтепроизводителей, ассоциация SAE приняла решение относить такие масла к категории синтетических. Производитель на добровольной основе может маркировать продукт аббревиатурой «HC», то есть гидрокрекинговое. А может и не маркировать: это не является нарушением.

Обратите внимание Гидрокрекинг в последние годы получил настолько широкое распространение, что более 50% масел создаются именно на этой базовой основе.

Дизельные или бензиновые двигатели работают в разных условиях, с точки зрения применимости масел. Например, для моторов, работающих на тяжелом топливе, характерны ударные нагрузки и наличие сажевых отложений в картере.

Поэтому существуют масла, разработанные как для отдельных категорий (дизель/бензин), так и универсальные. Информация обязательно присутствует в маркировке.

Классификация масел по API

Кроме сугубо технических параметров, международное сообщество ввело стандарт качества для смазочных материалов: API. Его расшифровка (например: API SM/CF) привязана к типу двигателя, году выпуска автомобиля, эксплуатационным и качественным характеристикам масла.

  • литера «S» обозначает принадлежность к бензиновым моторам;
  • литера «C» обозначает принадлежность к дизельным двигателям.

Последняя буква (расшифровка SM, SN, CF и пр.) как раз характеризует качество и совместимость с поколениями автомобилей.

Чем она выше (порядковый номер буквы в латинском алфавите), тем более качественному стандарту соответствует масло. Каждый следующий стандарт расшифровки поглощает предыдущий: то есть, обратной совместимости нет.

Классификация моторных масел: маркировка моторных масел, расшифровка и характеристики

07.12.2017

Каждый автолюбитель знает, что залог эффективной и стабильной работы двигателя внутреннего сгорания – использование качественной моторной смазки. Но широкое разнообразие защитного материала порой вводит в заблуждение и затрудняет выбор. Классификация моторных масел призвана облегчить поиск нужной жидкости.

Попробуем разобраться, какие классификации существуют и о чем их маркировка может поведать автолюбителю.

Классификация моторных масел по химической основе

Первым делом разберемся, какие бывают моторные масла по химическому составу. Выделяют три основные группы автомасел: минеральные, полусинтетические и синтетические.

Сравнение синтетики и минералки

Минеральные полностью состоят из натуральных ингредиентов. Они производятся путем прямого перегона нефтепродуктов. Их использование рационально в новых двигателях, не предназначенных для работы в условиях сильных перегрузок. Минералка идеально подходит для умеренного климатического пояса, где сезонные температурные перепады практически не заметны. Такая особенность объясняется невозможностью масла поддерживать стабильное рабочее состояние в высоко- и низкотемпературных условиях: при отрицательных температурах минеральная основа подмерзает и перестает равномерно циркулировать в силовой установке, при положительных – обретает высокую текучесть и быстро испаряется. Периодичность замены такого масла варьируется в пределах 5-7 тысяч километров пробега (при условии, что автомобиль не подвергается большим перегрузкам). Основные преимущества таких автомасел заключаются в доступности и их низкой стоимости. Отрицательной стороной, помимо невозможности использования жидкости в условиях повышенных нагрузок, является большое скопление вредных для окружающей среды примесей, содержащихся в выхлопных газах. Обозначение минеральной основы на этикетках канистр указывается редко.

Полусинтетические масла в своем составе имеют натуральные и ненатуральные элементы. Они производятся путем синтеза нефтепродуктов и специальных химических присадок, основная роль которых заключается в повышении ресурса силового агрегата автомобиля. Присадки позволяют сохранять первоначальные свойства горюче-смазочного материала в течение продолжительного времени, а также позволяют ему противостоять температурным перепадам. К основным недостаткам полусинтетики относится ее “минеральная сторона”: нефтепродукты могут давать осадок или нагар, загрязняя тем самым рабочую площадь. Масло подходит для новых бензиновых и дизельных двигателей. Также его использование допустимо и в моторах, которые выработали небольшой ресурс. Этапы производства моторного масла

Синтетическая основа состоит из ингредиентов, которые не встречаются в чистом виде в природе. Процесс производства синтетики подразумевает проведение сложного молекулярно-химического синтеза, направленного на повышение эксплуатационных свойств защитного материала. Такое масло не оставляет нагара и не загрязняет рабочую смесь. Более того, в его составе присутствуют моющие присадки, которые бережно очищают двигатель от грязи и сажи. Если вы привыкли к спортивному стилю вождения или проживаете в регионе, славящемся резкими температурными перепадами, то “баловать” своего железного друга лучше качественной синтетикой. Она не разжижается, не густеет от времени и климатических скачков, а позволяет повышать ресурс мотора там, где обычная минералка уже полностью бы “потеряла над собой контроль”. Периодичность замены синтетики может доходить до 15 тысяч километров пробега. При этом ее использование допустимо как в новых, так и старых силовых агрегатах. О том, что жидкость в канистре относится к синтетике, информирует соответствующая надпись на этикетке.

Определяющим параметром при выборе моторной жидкости по химической основе должно выступать техническое состояние мотора.

Классификация моторных масел по SAE

Характеристики моторных масел напрямую зависят от степени их вязкости. В связи с этим была разработана международная классификация моторных масел SAE. Она позволяет создавать градацию автомобильных жидкостей на основании степени их текучести и устойчивости к высокотемпературным условиям.

Согласно такой классификации, все автомасла разделяются на три группы: зимние, летние и всесезонные.

Усредненные диапазоны работоспособности масел

Обозначения зимней группы включают в себя цифру и букву W рядом с ней. Сама цифра идентифицирует низкотемпературный предел, до достижения которого ГСМ сохраняет свои потребительские свойства. Буква W символизирует зимнее время года. Такие жидкости имеют высокую степень текучести, которая позволяет им мгновенно распределяться по рабочей поверхности холодного мотора, обеспечивая ему легкий запуск. При температурах выше 0 градусов по Цельсию использовать такую жидкость нельзя – перегрев вызовет еще большую текучесть, в результате чего жидкость просто начнет просачиваться сквозь сальники и прокладки, оставляя двигатель без должной защиты.

Летнее моторное масло в своей маркировке содержит только двузначные цифры. Данные цифры условно обозначают высокотемпературный предел, после достижения которого наступает ухудшение технических параметров масла. Летняя группа имеет высокую степень вязкости, что позволяет предотвращать чрезмерную текучесть ГСМ в условиях положительных температур. При температуре ниже 0 происходит увеличение индекса ее тягучести, поэтому использование летнего масла в зимний период попросту невозможно.

Международными стандартами предусмотрена и третья группа горюче-смазочных жидкостей – всесезонная. Данная категория является наиболее рациональной с точки зрения ее использования: автолюбителям не придется изучать прогноз погоды на ближайшие дни, чтобы подгадать, когда производить сезонную замену. Распознать универсальное автомасло просто: на его этикетке указывается маркировка, содержащая два числа и букву между ними. Объединение летнего и зимнего значений информирует автовладельца о возможности круглогодичного использования масляной жидкости: первая цифра указывает на диапазон отрицательных температур, вторая – на диапазон положительных.

Зная, какая расшифровка у моторных масел, вы сможете безошибочно распознавать их на прилавках автомагазинов.

Классификация моторных масел по API

Маркировка моторных масел по классификации API выполняет сразу три роли:

  1. Она информирует автовладельца о том, к какому типу двигателя применима жидкость.
  2. Сообщает об эксплуатационных характеристиках моторного горюче-смазочного материала.
  3. Предупреждает, в двигателях какого года выпуска может использоваться такая смазка.

Маркировка моторных масел состоит из следующих обозначений:

Стандарт API

  • буквенный код ЕС (может не прописываться), стоящий после наименования классификации API, указывает, к какому классу энергосберегающих моторных жидкостей относится данный продукт.
  • римская цифра после аббревиатуры информирует о возможности экономии топлива.
  • буквы “С” или “S” подразумевают дизельные и бензиновые движки, соответственно.
  • после букв “С” или “S” идут буквы от А до N, характеризующие класс качества моторной жидкости. И чем дальше классификатор удален от начала алфавита, тем выше качество горюче-смазочного материала.

Узнать, что означают буквенные коды классификации моторных масел API, можно из приведенной ниже таблицы.

Классификация моторных масел по ACEA

Еще одна классификация моторных масел была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей. Стоит отметить, что производители моторных жидкостей перед стартом продаж нового продукта на европейском рынке должны в обязательном порядке получить сертификат ACEA.

Маркировка моторных масел дает представление не только о том, в каком типе двигателя оно может применяться; расшифровка показывает, экономит ли смазка расход топлива или нет.

На емкостях двигательной жидкости можно найти обозначения с буквами А, В, С или Е:

Моторное масло в двигателе

  • Буква “А” означает, что применение масла рассчитано на бензиновый двигатель.
  • Буква “В” говорит о том, что заливается жидкость в дизельные моторы легковых автомобилей.
  • Буква “С” указывает на использование масла в двигателях (бензиновых и дизельных), с установленным катализатором.
  • Буква “Е” означает, что ГСМ применим для грузовых авто, оснащенных дизельной силовой установкой.

Помимо буквы в маркировке ACEA присутствуют также и цифры.

Выделяют десять основных классов моторных продуктов по классификации ACEA:

  • А1/В1 – данная группа используется в тех моторах, которые допускают использование масловязкой защитной пленки при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
  • А3/В3 – основными свойствами данного класса являются большой межзаменный интервал, высокая устойчивость к деструкции и мгновенная адаптация к температурным перепадам. Такие преимущества позволяют использовать масла второй группы в моторах, подвергающихся регулярным перегрузкам.
  • А3/В4 – третья группа также обладает высокими техническими характеристиками, с той лишь разницей, что используются такие масла в высокофорсированных бензиновых установках и дизельных агрегатах с непосредственным впрыском топливной смеси.
  • А5/В5 – отличительная особенность ГСМ четвертого класса – значительная экономия топлива.
  • С1 – масла, обладающие высокой степенью экологичности. В их составе содержится низкое содержание серы и фосфора, что существенно снижает токсичность выхлопных газов.

Моторное масло

  • С2 – моторные масла группы заливаются в моторы, оборудованные сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Благодаря уникальности масляного состава, ресурс данных деталей, при использовании жидкостей с маркировкой С2, существенно увеличивается. Также происходит значительная экономия топливного расхода.
  • С3 – группа масел, предназначенная для современных силовых агрегатов, отвечающих последним нормам экологической безопасности.
  • С4 – класс ГСМ, разработанный в 2004 году. Согласно требованиям ACEA, заливается масло с классификатором С4 в движки Euro-4. Из положительных сторон стоит отметить низкое содержание вредных примесей и способность повышать ресурс трехкомпонентного катализатора автомобиля.
  • Е6 – моторные масла девятого класса обладают не только высокой стойкостью к механической деструкции, но и “имеют отличный иммунитет” перед старением. Заливать такую жидкость нужно в дизельные моторы грузовых автомобилей, эксплуатирующихся в условиях больших перегрузок. Несмотря на постоянные температурные перепады, ГСМ отлично сохраняет свои потребительские свойства и эффективно защищает мотор от износа.
  • Е7 – класс, применимый в моторах дизельных “грузовиков”, отвечающих требованиям Euro-1, 2, 3 и 4.

Классификация моторных масел по ILSAC

Ilsac – классификация, разработанная инженерами Америки и Японии. Она включает пять групп моторных масел, технические характеристики которых соответствуют классификации API:

  • маркировка GF-1 в настоящее время не используется. Соответствует классификатору API SH, т.е. предназначена для двигателей, выпущенных с 1995 по 1996 гг.,
  • маркировка GF-2 является аналогом API SJ, т.е. моторное масло данного стандарта может заливаться в мотор, выпущенный в период с 1997 по 2000 гг. Вязкостные характеристики группы соответствуют маслам 0W-20 и 5W-20,
  • маркировка GF-3 – “отражение” API SL. Использование ГСМ с таким классификатором допустимо в движке, произведенном с 2001 по 2003 гг.,
  • маркировка GF-4 соответствует API SM, т.е. подходит для двигателей, выпущенных после 2004 года,
  • маркировка GF-5 является аналогом API SN и предназначается для современных автомобильных моторов, оборудованных новейшими системами нейтрализации выхлопных газов.

Моторное масло, заливаемое в турбированный двигатель, по классификации Ilsac имеет маркировку DX-1.

Отличительная особенность американско-японского стандарта заключается в том, что вся продукция, попадающая в вышеперечисленные классы моторных масел, обладает энергосберегающими свойствами и может использоваться в любое время года.

Классификация моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85, обозначение моторных жидкостей включает в себя заглавную букву “М”, цифры, характеризующие класс кинематической вязкости ГСМ, и заглавные буквы, указывающие на принадлежность смазки к той или иной группе по эксплуатационным параметрам.

Бренды моторных масел

Для обозначения зимних автомасел используются цифры 3, 4, 5, 6; для летних – 6, 8, 10, 12, 14, 16,20 и 24. При этом, чем больше цифра, тем выше вязкость защитной пленки. Универсальные смазки в своей маркировке имеют показатели обоих сезонов, прописанные через дробную черту (например, 3/8).
ГОСТом предусмотрено 6 групп, классифицируемых по сфере использования. Обозначения включают в себя букву А, Б, В, Г, Д или Е и цифру. Индекс 1 подразумевает применение в бензиновых силовых установках, индекс 2 – в дизельных. Если рядом с буквой отсутствует числовой показатель, значит, средство является универсальным для всех моторов.

Итог

Расшифровка моторных масел может о многом сказать автолюбителю. Главное, запомнить основные параметры, по которым в дальнейшем будет произведен выбор качественного материала.

Следует помнить, что, несмотря на огромное количество рекомендаций в сфере применения того или иного вида моторной смазки, основное предпочтение следует отдавать требованиям производителя транспортного средства. Перед тем, как выпустить модель в продажу, компании-производители опытным путем подбирают наиболее эффективный горюче-смазочный материал, способный продлить эксплуатационный период силовой установки.

Какими бы ни были моторные масла, их характеристики могут отрицательно повлиять на состояние двигателя вашего средства передвижения. Поэтому прежде, чем ставить эксперименты на своей машине, загляните в ее руководство по эксплуатации.

Balbao ›
Блог ›
Расшифровка моторного масла (полезная информация)

Subaru Impreza WRX STI Субарышня! Land Rover Range Rover Evoque Audi A4 Allroad Thomi Felgen Porsche Cayenne Перчини BMW M3 Coupe 1986 года Лада Приора Седан White Edition#proekt_462 Наверх Balbao был 1 месяц назад Феган Меммедов, 30 лет
Я езжу на Shelby Cobra MK III и Mercedes-Benz C-class /////AMG Legacy
Баку, Азербайджан

Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла
Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.

«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.

«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».

У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.

Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка моторного масла — цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Расшифровка моторного масла — цифры API

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:

* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Видео: все ли моторные масла одинаковые?

Посмотрите видео о выборе и замене машинного масла.

2 года Нравится 131 Поделиться: Подписаться на автора Реклама Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться или войти: Почта Шоу «Вечерний Драйв» Автомобильные новости и истории с шуточками Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Закрыть меню