Ремонт двигателя ВАЗ 2103

Lada 2101 Экспериментальная ›
Logbook ›
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ СВОИМИ РУКАМИ

Back to Top Blutoxa last online more than a month ago Anton Zhelezniak
I drive Lada 2101 Экспериментальная
Kharkiv, Ukraine

Два года откладывал ремонт двигателя, и все это время он все больше и больше расходовал масло. Вариантов решения проблемы было три:
а) купить на разборке двигатель б/у в более-менее рабочем состоянии;
б) отдать двигатель на ремонт мотористу;
в) ремонтировать двигатель самостоятельно.
Вариант «а» меня не устраивал хотя бы потому, что это покупка кота в мешке. Даже если двигатель запустят, и датчик давления масла с компрессометром показывают внушительные показания, это совсем не значит что при полном прогреве двигателя и после двадцати тысяч километров пробега не начнутся с ним проблемы. Особенно опасно, когда в этот двигатель лазили кривые руки продавца с целью предпродажной подготовки. Ремонтировать двигатель решился самостоятельно, поскольку появился отпуск в три недели, обладаю необходимым инструментом и литературой, а также встречаюсь с девушкой, у которой отец не раз делал капитальный ремонт двигателя своей машины)). Так как он живет в полусотни километров от города, пришлось на две недели с машиной переехать туда. Кстати, заранее скажу, весь процесс легче и удобнее делать с помощником, и большим ассортиментом инструмента, обязательными и незаменимыми из которых являются: изогнутый ключ на 17-19, ключ на 13 с откидной головкой, втулка для центрирования сцепления, динамометрический ключ, втулка для одевания сальников клапанов, рассухариватель клапанов. Два последних необходимы только если вы решили заняться ремонтом ГБЦ самостоятельно.

Рис. 1. Обязательный инструмент

Настоятельно рекомендую руководствоваться книгой «Ремонт двигателя “Жигулей”» издательства «За рулем».

День первый: снятие и разборка двигателя

Все началось субботним утром. Для снятия двигателя не обязательно иметь смотровую яму. Первым делом снимаем капот и все навесное оборудование, кроме стартера. Теперь надеваем ключ на гайку коленчатого вала, и, подложив дощечку как упор между ключом и кузовом, срываем гайку стартером. Далее снимаем стартер, и крышку клапанов. Снимаем звездочку с распределительного вала, срываем гайки его корпуса, — сначала крайние, потом те, которые ближе к центру, и т.д. Таким же способом срываем болты ГБЦ и снимаем вместе с коллекторами в сборе. Появляется доступ к двум верхним болтам крепления блока цилиндров к коробке скоростей – снимаем их изогнутым ключом. Далее необходимо поднять автомобиль, сантиметров на 15 минимум, — я поставил под колеса деревянные бруски.

Рис. 2. Приподнятый автомобиль

Под автомобилем снимаем рабочий цилиндр сцепления, четыре болта крепящих вертикальный лист картера сцепления и два нижних болта крепления блока цилиндров. Теперь необходимо открутить гайки крепления двигателя к подушкам, и поставив домкрат под картер сцепления, снять двигатель с опор, приподнимая его домкратом. Теперь остается его снять, многие делают это, обхватывая его цепью снизу или за лапы, но я советую это делать, вкрутив болты от ГБЦ и проставив в них прочную «железяку» с двумя отверстиями, делая тем самым ручку, и продев прочный ремень через длинную трубу избавляемся от риска опрокинуть двигатель.
Снимая двигатель с направляющих втулок, нельзя допустить, чтобы двигатель даже частично опирался на входной вал коробки передач.

Рис. 3. Снятый двигатель

Далее приступаем к разборке двигателя. К моему удивлению сцепление на автомобиле в идеальном состоянии, еще заводское(!), и после пробега 436 000 км изношено всего наполовину! А все потому что делалось на экспорт. Важно помнить что крышки шатунов, как и крышки постели блока цилиндров не взаимозаменяемы, и имеют перед и зад.

Рис. 4. Стенка цилиндра, поршень Автрамат и кольца GOETZE после 200 000 км. пробега

Цепь, натяжитель, успокоитель, башмак, были заменены год назад, и были в идеальном состоянии. Была разобрана ГБЦ и осмотр показал, что люфт в клапанах небольшой и устранить его можно только заменой самих клапанов (рокера были помечены для установки в том же месте). В общем, составляю список необходимых запчастей.

День второй: выходной

В воскресенье принято отдыхать, потому вся работа заключалась в чистке блока цилиндров от грязи снаружи и нагара внутри. В руки нож, тряпку, литр бензина, зубную щетку, и вперед. Пару часов работы и блок чистый и «блестит».

День третий: расточка

В понедельник рано утром повезли детали и узлы в Харьков. Блок цилиндров – на гильзовку, коленчатый вал – на шлифовку, поршни с шатунами в сборе – на перепрессовку пальцев, вал вспомогательных перемещений (поросенок) на шлифовку с заменой втулок в блоке. Все эти операции делал в одном месте в Харькове, ул. Полтавский шлях 44. НЕ РЕКЛАМА, — СОВЕТ! Стоимость работ у них на август 2015 года:
— расточка блока с хонингованием, 250 грн. (с 76 мм до 79 мм, 350 грн);
— гильзование блока (расточка под гильзы + гильзы + гильзование + хонинговка), 900 грн.;
— комплект поршней производства «Автрамат», 290 грн.;
— шлифование коленчатого вала (шлифование + снятие заглушек + промывка + установка заглушек), 250 грн;
— шлифование вала вспомогательных перемещений и замена втулок в блоке под ремонтные + перепрессовка пальцев в шатунах + мойка блока, 410 грн;
— работа по ремонту ГБЦ, 550 грн.
В моем случае блок был уже расточен под последний ремонтный размер, потому варианта два: или расточка под 79 мм или гильзовать блок. Выбрал гильзовку, шлифовку коленчатого вала и «поросенка», перепрессовку пальцев. Головку решил делать сам. У них же купил поршни, а пальцы пришлось купить новые в соседнем магазине за 220 грн.

Рис. 5. Цилиндр после обработки

День четвертый: забираем детали

Вторник у меня последний рабочий день перед отпуском, забрал детали и сразу на работу. Поршни в сборе с шатунами взял с собой, так как тут имеются весы с точностью до грамма. Оказалось поршень с пальцем, с шатуном, крышкой и болтами с гайками весят 1168 г каждый. Даже подгонять по весу не пришлось. Кстати про вес, блок цилиндров намного легче, чем может показаться, всего около 50 килограмм).

День пятый: покупка запчастей

В среду поехал на авторынок «ЛОСК». По совету мастера из шлифовального цеха, нашел контейнер с номером 3 ряд 74 место и 4 ряд 75 место, — один магазин с выходом на две стороны. Тот посоветовал вкладыши покупать «Заволжские», так и сделал, стоят 180 грн. за комплект шатунных и коренных. Магазин внушает доверие, потому решил купить тут же кольца «SM» (Германия), 450 грн. Полумесяцы, два номинального размера, два ремонтного, по 20 грн.

Рис. 6. Заволжские вкладыши, кольца SM, полумесяц

А также:
— сальники коленвала (передний + задний) «Victor Reinz» (Германия), 85 грн;
— прокладка ГБЦ, 65 грн;
— прокладка выпускного коллектора к приемной трубе, 10 грн.;
— прокладка крышки клапанов, 15 грн.;
— сальники клапанов «GOETZE» (Германия), 75 грн.
В других магазинах автомобильного рынка я покупал остальные запчасти. Масляный фильтр взял украинской фирмы «WIX», недорогой и качественный, 45 грн. Моторное масло взял «Motor Lux» 10w40, пусть там написано что это Германия, но на самом деле его выпускает Харьковский завод «GROM-EX», на немецком оборудовании с немецкой лицензией, 170 грн. В магазине оригинальных запчастей Lada купил комплект впускных и выпускных клапанов фирмы «СТК», 430 грн. За обжимкой поршневых колец пришлось оббежать весь рынок, где они есть, — стоят 90-110 грн., нашел в 5 ряду за 75 грн. фирмы «INTERTOOL».

Рис. 7. Масляный фильтр WIX, масло Motor Lux, клапана СТК, обжимка поршневых колец INTERTOOL

Пасту для притирки клапанов брал самую дешевую, фирмы «ЭФФЕКТ», так как для меня они все одинаковые, 25 грн. Как оказалось, в коробке два флакончика для черновой и чистовой обработки. Также на рынке было куплено:
— комплект прокладок на ДВС 2101, 10 грн.;
— комплект патрубков ОЖ, 180 грн.;
— топливный патрубок длиной 1 м, 45 грн;
— хомуты для топливных патрубков и патрубков ОЖ, 70 грн;
— топливный фильтр, 20 грн;
— прокладка под карбюратор, 15 грн;
— подшипник первичного вала КПП (тот что в коленчатом вале), 85 грн.
Прокладка картера и подушка под двигатель у меня были, потому покупать не пришлось. Вечером я с двигателем и остальными деталями уехал обратно за город.

День шестой: дачные работы

В четверг мы семейной бригадой занимались укладкой плитки на ступени дачного домика. В этот же день папа девушки предложил покрасить блок цилиндров самолетной ацетоновой краской голубого цвета, которая хранилась у него еще с советских времен. Как оказалось, сохнет быстро, и что самое главное, она водо-, бензо-, масло-, термостойкая! Покрасил в два слоя.

Рис. 8. Блок цилиндров до и после покраски

День седьмой: сборка блока цилиндров

Пятничным утром мы начали сборку двигателя. Первым делом необходимо установить вкладыши в постель блока цилиндров и в крышки. В книге дано описание как их отличить. Смазываем все шейки коленчатого вала. Далее подбираем полумесяцы, выемками в сторону коленчатого вала, смазываем, и проверяем люфт вала в осевом направлении, его быть не должно, но и коленчатый вал должен легко вращаться. В моем случае необходимо было поставить один номинального размера, другой ремонтного.

Рис. 9. Установка полумесяцев

В литературе сказано, что допускается подгонка полумесяца по не рабочей стороне на плоском камешке для заточки ножей. На каждой крышке указано метками ее номер. Устанавливаются замками с одной стороны. Смазываем, затем затягиваем болты третьей крышки с моментом 7.0-8.6 кгс*м (1 кгс*м можно считать 10 Н*м), проверяем, чтоб вал свободно вращался и не закусывал, и далее аналогично затягиваем крышки в последовательности 2-4-1-5. После пары оборотов вал должен легко вращаться от руки за противовесы.

Рис. 10. Затяжка болтов коренных шеек динамометрическим ключом

Если появляется закусывание, необходимо аккуратно лезвием для бритвы прошабрить место закусывания, или пастой ГОИ. Ни в коем случае не подкладывайте под вкладыши фольгу для обеспечения минимальных зазоров в системе вал – вкладыш, это колхоз! В книге подробно описано, чем чреваты малые зазоры.

Рис. 11. Коленчатый вал установленный в блок цилиндров

Далее устанавливаем кольца на поршни, и вкладыши в шатуны (все шатунные вкладыши взаимозаменяемы), и все смазываем. Замки колец должны устанавливаться строго в определенных положениях, а буква «П» на поршне и отверстие в нижней головке шатуна должны быть обращены к передней части двигателя.

Рис. 12. Поршень в сборе с кольцами и расположение замков колец в блоке цилиндров

При помощи стяжки поршневых колец, устанавливаем поршни в блок, и забиваем деревянной стороной молотка. Крышки к шатунам подписаны по номерам с шатунами и устанавливаются, чтоб номера были с одной стороны. Усилия затяжки шатунных болтов 4.4 – 5.5 кгс*м. Аналогично проверяем, чтоб все плавно вращалось без особых усилий.

Рис. 13. Блок цилиндров с установленными поршнями

Устанавливаем вал вспомогательных перемещений, «грибок» (обязательно ставьте Нивовский, он длиннее), масляный насос центруем по шлицам грибка, сливную трубку сапуна, звездочки с цепью, башмак. Крышки с одетыми в них новыми сальниками и прокладками центрируем по сальникам, — сзади одев на коленчатый вал, а спереди одев шкив, после этого затягиваем болты.

Рис. 14. Сборка блока цилиндров

Устанавливаем поддон картера, наживив все болты и затягивая крест- накрест.

Рис. 15. Сборка двигателя

Далее устанавливаем задний лист сцепления, и маховик, таким образом, чтоб метка на маховике была напротив шатуна четвертого цилиндра. Затяжка болтов 7.2 – 8.9 кгс*м. Корзину с диском сцепления устанавливаем, надев центрирующую оправку (иначе двигатель не получится состыковать с валом коробки скоростей). Вечером этого дня двигатель готов к установке на автомобиль.

День восьмой: установка двигателя на автомобиль

Установку двигателя проводим аналогично снятию, но отпускать держать двигатель можно только после того как вкручен хотя бы один болт крепления блока к коробке.

Рис. 16. Двигатель установленный в автомобиль

Далее устанавливаем навесное оборудование в обратном порядке.

День девятый: ремонт головки блока цилиндров

Воскресным утром принялись за ремонт ГБЦ, который сводился к замене клапанов, их притирке и замене сальников. Рассухариваем клапана, снимаем пружины, снимаем плоскогубцами сальники клапанов (те, что не поддаются, — отверткой и молотком аккуратно раскерниваем, чтоб не повредить направляющую втулку). Смазываем ножки новых клапанов и подбираем по люфту для замены. Три клапана оставили старые. Далее, устанавливаем в дрель сверло с победитовым наконечником диаметром 10 мм, на него надеваем отрезок топливного патрубка длиной около 10 см, на тарелку клапана намазываем пасту для притирки, вставляем, надеваем топливный шланг и вперед! Один человек держит дрель и заставляет крутится патрон с малой скоростью то в одном то в реверсном направлении, другой — торцом молотка придавливает то отпускает тарелку к головке.

Рис. 17. Притирка клапанов

Две – три минуты и клапан притертый. Тряпочкой в бензине убираем остатки пасты.

Рис. 18. ГБЦ Рис. 19. Слева не притертое седло, справа — притертое

Сборка проводится в обратной последовательности с исходным расположением рокеров.
Устанавливаем прокладки на блок цилиндров и на выпускной коллектор, устанавливаем ГБЦ, корпус распредвала, крышку клапанов. Двигатель собран без карбюратора и свечей зажигания. Заливаем масло, и в таком виде делаем пять пусков стартером, чтоб без нагрузки двигатель прокачал его по всем каналам. Дело шло к вечеру, пуск двигателя отложили на следующий день.

День десятый: пуск двигателя

Понедельник. Утро. Ничто не предвещало беды, потому ее и не было). Машина завелась со стартера с первого раза с полуоборота. Двигателю давали прогреться до рабочей температуры и выключали. Дело в том, что большая часть тепла от поршня идет к блоку цилиндров через кольца, так как они не притерты и теплопередача у них низкая, то при нормальных показаниях датчика температуры, температура поршней намного выше, чем у обкатанного двигателя. На одометре отметка 36712 км, буду аккуратно его обкатывать)

Рис. 20. Двигатель собран

Теперь самая важная часть темы, — экономическая. Полный капитальный ремонт двигателя мне обошелся ровно в 4200 грн. Не дешево, но (!), покупал я запчасти самые лучшие, и если бюджет был бы очень ограничен, то вот где можно было бы сэкономить:
— расточить блок цилиндров на 79 мм, пусть стенки получаться тонкие, и ресурс чуть меньше, но все же (-550 грн.);
— не покупать патрубки системы охлаждения, старые можно заменить когда потекут (-180 грн.);
— не покупать хомуты (-70 грн.);
— не покупать топливный шланг (-45 грн.);
— не покупать топливный фильтр (-20 грн.);
— не покупать стяжку поршневых колец, а сделать ее самому, из куска листового металла и хомута (-75 грн.);
— не снимать карбюратор и соответственно не покупать под него прокладку (-15 грн.).
Все эти запчасти можно было бы купить и поменять в другое время, и в сумме сэкономить 955 грн., а полный ремонт вышел бы в таком случае 3245 грн., и это не учитывая замены запчастей на более дешевые или поиска мест, где они дешевле!
Так стоит ли покупать двигатель б/у за 3500 грн?))

Двигатель ВАЗ 2103 – переходный вариант мотора третьего поколения

По аналогии с предыдущими модификациями линейки ДВС двигатель ВАЗ 2103 сохранил верхнее расположение распредвала. Увеличена мощность мотора, навесное оборудование вращается ремнем, цепь осталась только на звездочке ГРМ.

Мотор 2103

Технические характеристики двигателя 2103

В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:

Изготовитель ВАЗ
Марка ДВС ВАЗ-2103
Годы производства 1972 – 1983
Объем 1,5 л (1452 см3)
Мощность 52,4 кВт (71,4 л. с.)
Крутящий момент 106 Нм (3400 об/мин)
Вес 120,7 кг
Степень сжатия 8,5
Питание карбюратор ДААЗ-2103 Солекс (1972 – 1974 г.г.), далее Озон 2107-1107010-20
Тип мотора рядный
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра возле цепи ГРМ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Допустимое коробление прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм

прокладка головки цилиндров 0,05 мм

Седло клапана ширина 2 – 2,4 мм, угол 45°
Распредвал один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40°
Сальник распредвала диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра класс А – 76 – 76,01 мм

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс Е – 76,04 – 76,05 мм

Поршни и кольца поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием

кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)

Диаметр поршня класс А – 75,94 – 75,95 мм

класс С – 75,96 – 75,97 мм

класс Е – 75,98 – 75,99 мм

Зазоры поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум)

поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза

Кольцо компрессионное верхнее 1,535 – 1,555 мм
Кольцо компрессионное нижнее 3,957 – 3,977 мм
Кольцо маслосъемное 2,015 – 2,035 мм
Зазор между поршневой канавкой и кольцом 0,03 – 0,07 мм
Коленвал чугун, литье
Количество подшипников коренных 5
Диаметр шейки КП 50,795 – 50,775 мм
Зазор коренной шейки 0,1 – 0,5 мм
Подшипники шатунные диаметр шейки вала – 47,814 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

Сальники коленвала передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм

задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм

Ход поршня 80 мм
Горючее АИ-92
Нормативы экологии Евро-2
Расход топлива трасса – 6,9 л/100 км

смешанный цикл 8,9 л/100 км

город – 9,4 л/100 км

Расход масла максимум 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 2103 5W-30 и 15W-40
Объем моторного масла 3,75 л
Периодичность замены каждые 55000 км
Рабочая температура 80°
Ресурс мотора заявленный 125000 км

реальный 200000 км

Регулировка клапанов гайками и щупом
Система охлаждения принудительная, тосол-А40
Количество ОЖ 9,75 л
Помпа крыльчатка полимерная, крепление на блоке
Зажигание транзисторное бесконтактное, катушка Б117А и распределитель 30.3706
Свечи на 2103 оригинал – А17-ДВ
Зазор между электродами свечи 0,5 – 0,6 мм
Цепь ГРМ двухрядная роликовая, 116 звеньев, длина 49,54 – 49,58 см
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону
Масляный фильтр рекомендуемый Mann W914/2
Маховик 129 зубьев, 0,62 кг

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

смещений нет

Болты крепления маховика М10х1,25 мм, длина 23,5 мм,
Маслосъемные колпачки производителей Хорс или Corteco
Компрессия давление в цилиндрах от 10 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара
Температура масла 80°С
Температура срабатывания термостата 80 – 84°С
Давление клапана внутри радиаторной пробки 0,7 – 1 бар
Содержание в выхлопе вредных продуктов СН <200%, СО <0,5%
Обороты ХХ 850 – 900 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 37,24 Нм

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

По умолчанию изготовителем рекомендовано применение жидкостей из этой таблицы и значения параметров, которые содержит описание мотора.

Конструкция ДВС 2103

Конструктивные особенности

Обладает схема двигателя следующими нюансами:

  • распредвал от 2101 – одна шейка между кулачками второго цилиндра необработанна (шестигранник);
  • головка блока цилиндров – внутри камеры сгорания 2 мм ступень, выполненная фрезеровкой;
  • привод – ГРМ цепью, помпа и генератор – ремнем 8 х 10 мм длиной 944 мм;
  • коленвал от 2101 – 40 мм радиус кривошипа;
  • объем в двигателе увеличен по сравнению с предыдущей версией 2101 – высота блока больше на 8,8 мм, ход поршня увеличился.

Распредвал ГБЦ Цепная передача

Для отечественной «классики» ВАЗ существуют общие стандарты, какое масло лить в двигатель – 5W30/5W40 или 10W40/15W40. Охлаждающая система здесь комбинированная (разбрызгивание и подача смазки под давлением).

В этом ДВС впускной коллектор имеет перегородку большей длины для улучшения стабильности оборотов ХХ, поэтому деталь не подходит на более ранние версии моторов. Без изменений остался выпускной коллектор, позволяющий произвести тюнинг за счет использования прямоточного глушителя, чтобы увеличить мощность привода авто.

Впускной коллектор

Достоинства и недостатки

Основной особенностью является привод ГРМ, поэтому двигатель 2103 каждые 10000 км пробега необходимо обслуживать. Интенсивно изнашивается распредвал, снижая характеристики двигателя. Для этой версии ДВС производителя ВАЗ характерны все неисправности карбюратора.

Зато для этих движков предусмотрен капитальный ремонт, так как они обслуживаемые, у завода производителя имеются ремонтные комплекты поршней и колец

В каких авто устанавливался?

Создавался двигатель 2103 под соответствующую модель АвтоВАза, позже стал устанавливаться на другие авто этого производителя:

  • ВАЗ 21023;
  • ВАЗ 21043;
  • ВАЗ 21053;
  • ВАЗ 21061;
  • ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2121.

В силу технических особенностей располагается мотор 2103 всегда продольно, поэтому в переднеприводных моделях не используется.

ДВС 2103 в Ниве

Регламент техобслуживания

Официальный мануал объясняет устройство ДВС и сроки замены расходников при обслуживании мотора:

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

Благодаря несложной конструкции замена масла и, даже капремонт доступны своими руками. В советские времена автолюбителями практиковалась модернизация двигателя, варианты которой рассмотрены ниже.

Неисправности: признаки, причины и устранение

Для двигателя 2103 производителя ВАЗ характерны следующие поломки:

Поломка Вероятная причина Способ ликвидации
Двигатель 2103 не заводится поломка электромагнитного клапана замена клапана
выход из строя бензонасоса прочистка/замена бензонасоса
загрязнение топливного фильтра установка нового фильтра
не поступает бензин в карбюратор чистка карбюратора
На ХХ плавают обороты или глохнет мотор нарушены регулировки холостого хода регулировка винтами качества/количества режимов ХХ
поломан/засорен карбюратор ремонт и очистка карбюратора
разрегулированы зазоры между рычагами распредвала и кулачками регулировка зазоров
Повышенный расход масла износ уплотнителей замена прокладок
износ стенок цилиндра либо поршневых колец подбор ремкомплекта колец
повреждение/выработка маслосъемных колпачков установка новых колпачков

Внимание: При обрыве цепи ГРМ двигатель гнет клапана, поэтому натяжение и общее состояние звеньев следует периодически проверять.

Варианты тюнинга

Наиболее популярен тюнинг следующих видов:

  • растачивание на 3 мм диаметра цилиндра, чтобы увеличить объемы (под серийный поршень 2101 или 2106);
  • увеличение хода поршня до 84 мм и использование коленвала от 2130;
  • замена шатунов деталями длиной 134 мм.

Тюнинг 2103

Таким образом, мотор 2103 качественно превосходит две предыдущие модификации ДВС производителя АвтоВАЗ. Владельцу Жигулей не нужно было задумываться, какое масло применять, так как руководство по эксплуатации 2101 – 2103 максимально похожи.

Ремонт автомобиля ВАЗ 2103 во многом похож на работы с моделью 2101. Поскольку двигатели у этих машин лишь слегка отличаются размерами, проблемы возникают идентичные. Большинство автомобилей этих моделей уже являются ветеранами автопрома и доживают последние годы, но их владельцы все еще не сдаются и ремонтируют свои машины. От каждого владельца Жигулей можно услышать дельный совет, как продержать свою машину на ходу.

Особенности двигателя

Карбюраторный двигатель ВАЗ 2103 с четырьмя цилиндрами имеет объем всего 1,5 л. Предел эксплуатационных возможностей движка, по заводским расчетам, составляет около 125-130 тыс. км, но может достигать почти 200, если за ним постоянно ухаживать. На самом деле предел рабочего состояния может быть еще больше, если вовремя менять все детали. Проблемы у такого мотора часто возникают с перегреванием (это при довольно слабых характеристиках движка), а также с цепным приводом, который требует постоянной перетяжки.
Общая мощность мотора — 71 л. с., при этом максимальное количество оборотов в минуту может достигать всего 5-6 тыс. Несмотря на слабые характеристики, у двигателя ВАЗ 2103 есть несколько неоспоримых преимуществ:

  • при правильном уходе время эксплуатации удваивается;
  • ремонт обходится довольно дешево;
  • детали для замены найти очень просто;
  • имеет небольшой запас ресурса для улучшения характеристик.

Вывод: мотор средненький, но служить может очень долго. Чтобы он отработал десяток лет, за ним требуется уход, постоянная замена рабочих жидкостей и деталей и своевременный ремонт. Теперь более детально об уходе.

Длительная эксплуатация

Для автомобиля ВАЗ модели 2103 очень важен уход. Своевременная замена масла, свечей, топлива и деталей значительно продлевает рабочий срок двигателя, поэтому серьезный ремонт в таких условиях практически не нужен.

Много внимания следует уделить подбору масла. Поскольку именно механический износ большинства деталей является главной проблемой, сулящей скорую поломку двигателя, нужно выбрать хорошую техническую жидкость с оптимальным набором присадок. При замене масла желательно заменить и масляный фильтр. Количество жидкости при замене должно составлять 3,5 л из 3,75 л. Помимо механического износа, при использовании качественного масла получится избежать еще и коррозийных повреждений деталей.

Не стоит забывать менять также воздушный фильтр. Замена и проверка состояния обоих фильтров должна проводиться регулярно.

Если частый ремонт двигателя ВАЗ не входит в ваши планы, обратите свое внимание на состояние других элементов. Замена датчиков, ремня ГРМ и свечей позволяет поддерживать хорошее состояние всего узла.

В случаях когда двигатель начинает глохнуть, попробуйте изменить марку бензина.

Какие детали подлежат ремонту?

Проблем у двигателя ВАЗ 2103 много.

Но стоит рассмотреть самые популярные из них:

  1. Первое, что вас должно насторожить, — это стук со стороны капота в режиме холостого хода. Такой звук раздается, если зазоры клапанов нужно подрегулировать. Регулировка проводится своими руками, если есть схема положения элементов в клапанном механизме.
  2. Вторая проблема — быстрый износ коленвала. В случае если деталь на пределе, поломка может произойти внезапно или вы услышите характерный стук со стороны двигателя, чуть менее различимый, чем в первом случае. Ремонт своими руками состоит из демонтажа и замены коленвала.
  3. Перегрев двигателя может быть вызван неисправной системой охлаждения. Стоит проверить вентилятор, помпу и термостат. Иногда причиной перегрева может стать бензин с высоким октановым числом.
  4. В случае если со стороны двигателя повалил дым, проверьте поршневые кольца и карбюратор. Скорее всего, масло попало в камеру сгорания из-за прогаров. Реже выходят из строя сальники клапанов, что может привести к необходимости проводить капитальный ремонт двигателя ВАЗ.

Во всех перечисленных случаях нужно менять детали на новые, а от старых избавляться.

Рекомендации

Не забывайте, что для двигателя ВАЗ 2103 высокая скорость очень губительна.

Перегрев и перегрузка узла может привести к серьезному повреждению деталей, после чего придется менять много элементов конструкции. Не стоит выжимать максимум на трассе без установки специальных деталей, иначе мотор превратится в котел с огнем.

Если не хотите часто проводить ремонт двигателя ВАЗ, заменяйте изношенные детали на аналогичные. Если вы установите более мощные запчасти, то конструкция может просто не выдержать.

Единственный вариант повысить производительность таких слабеньких движков — установка дополнительных деталей. В случае с Жигулями хорошим вариантом повышения мощности станет установка новых поршней и ГБЦ, а также обновление элементов выхлопной системы. Для этого понадобится провести расточку цилиндров до 79-82 мм. Иные варианты тюнинга сказываются на общем ресурсе автомобиля, поэтому крайне не рекомендуются.

Обслуживание двигателей ВАЗ не составит труда, если требуется замена деталей в домашних условиях. При наличии инструкции можно демонтировать и заменить практически любой элемент узла двигателя. Но если вы не уверены в причине поломки, лучше посетить СТО, где мастер сможет выявить и устранить неисправность.

Двигатель ваз 2103, технические данные и методы форсирования

Двигатель ВАЗ 2103, как и все классики, является 4-х тактным рядным карбюраторным мотором. Этот вид силового агрегата устанавливается на модели «Жигулей»: 2-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю.

Технические характеристики ВАЗ 2103

Распределительный вал находится в верхнем положении. Смазочная система — комбинированная: с нормированным давлением моторного масла и разбрызгивающей системой. Двигатель 2103 охлаждается в закрытой системе с принудительной циркуляцией. Имеет 8 клапанов, объем одного цилиндра — 1,45 л. Мотор ВАЗ 2103 обладает степенью сжатия равную 8,5; ходом поршня — 80 мм, крутящим моментом — 104 Нм/3400 оборотов в мин.

Блок цилиндров — литой высокопрочный чугун. Головка блока цилиндров — алюминиевый сплав. Распределительный вал — чугун. Поршни — алюминиевый сплав, покрытие оловянное, поршневые кольца чугунные.

Силовой агрегат 2103 оборудован карбюратором 2107-1107010-20 с регулятором опережения зажигания вакуумного типа. Система зажигания движка ваз 2103 может иметь один из трех видов: бесконтактный, классический, контактный.

Вес силового агрегата равен 120,7 кг, мощность двигателя ваз 2103 — 71 л. с. соответственно.

Классификация двигателей ВАЗ и мнения потребителей и автовладельцев свидетельствуют о высоком качестве 2103 в линейке вазовских моторов. Характеристика двигателя ваз 2103 — это наиболее надежный и неприхотливый силовой агрегат.

Невысокая стоимость многих запасных частей двигателя ваз классика очень привлекательна для многих автовладельцев. Каждый водитель заинтересован в том, чтобы его машина долго радовала бесперебойной работой двигателя и поэтому комплектуют свой агрегат качественными запчастями.

Наиболее частые дефекты ваз 2103 и их причины

Как и все ДВС, мотор 2103 может обладать неисправностями, особенно для него характерны следующие поломки:

  1. Не запускается движок.
  2. Глохнет мотор на холостых оборотах или имеются плавающие обороты.
  3. Повышенное потребление моторной смазки.

Если вазовский движок невозможно запустить, это может быть вызвано следующими причинами:

  • горючее не поступает в карбюратор;
  • топливный фильтр чрезмерно загрязнен;
  • поломка бензонасоса;
  • не срабатывает клапан карбюратора электромагнитный.

При признаках, описанных во втором пункте, причины следующие:

  • нарушения в регулировках холостого хода;
  • поломка карбюратора;
  • не отрегулированы зазоры между кулачками и рычагами распределительного вала.

Если потребление масла повышено, наблюдаются такие причины:

  • масло протекает через изношенные уплотнители;
  • чрезмерный износ поршневых колец или стенок цилиндров;
  • маслоотражающие колпачки клапанов повреждены либо изношены.

Восстановление функций силового агрегата

Чтобы устранить выявленные неисправности и произвести ремонт двигателя ВАЗ 2103, необходимо выполнить следующие операции:

  1. Устранить препятствия, мешающие прохождению топлива. Для этого проводится промывка или продувание трубок, по которым проходит топливо, и топливного фильтра.
  2. В случае необходимости нужно заменить фильтр топливный на новый экземпляр.
  3. Произвести чистку или полную замену бензонасоса.
  4. Осмотреть и диагностировать электрическую проводку, убедиться в ее целостности.
  5. Произвести регулировку режима холостого хода.
  6. Жиклеры и каналы, расположенные в карбюраторе, также необходимо прочистить.
  7. В пусковом устройстве карбюратора демонтировать диафрагму и установить новый образец.
  8. Произвести регулировку зазоров в газораспределительном механизме.
  9. Для уменьшения расхода масла нужно сменить прохудившиеся сальники и изношенные прокладки.
  10. Замена деформированных поршней и маслоотражающих колпачков.
  11. Расточка цилиндров.

Регулировка клапанов ВАЗ 2103 производится в соответствии с инструкцией, схема и описание находятся в документации к автомобилю. Невыполнение регулировок может привести к увеличению расхода топлива, снижению мощности силового агрегата и полному прогоранию клапанов.

Если ремонт своими руками не дал ожидаемых результатов, а также при возникновении иных неисправностей необходимо произвести тщательную диагностику и ремонтировать мотор впоследствии в специализированных станциях технического обслуживания автомобилей.

Квалифицированные мастера на специальных стендах и при помощи современного оборудования точно определят причины выхода из строя мотора и произведут качественный ремонт двигателя 2103.

Тюнинг двигателя ВАЗ 2103

Не всегда характеристики двигателя ваз, которые имеет двигатель ваз 1.5 2103, удовлетворяют их владельцев. Многие хотят иметь тюнинговый форсированный движок.

С этой целью производят следующие модернизирующие операции:

  1. Расточка каждого цилиндра на три миллиметра под поршень диаметром 79 мм, в результате получается объем 1,6 л вместо предыдущего варианта в 1,5 литров. Тонкие стенки цилиндров не позволяют производить дальнейшую расточку.
  2. Для большего увеличения объема и мощности увеличивают ход поршня, чтобы его протяженность достигала 84 мм, при этом снижаются обороты двигателя.
  3. Чтобы еще сильнее увеличить мощность используется коленчатый вал, взятый с модели ВАЗ 2130.
  4. Доводка головки блока цилиндров, заключающаяся в полировке и расточке каналов, что позволяет уменьшить впускное сопротивление, мощность увеличивается еще на 10 процентов.
  5. Установка 0,5 бар компрессора позволяет также дополнительно добавить мощности. Новая мощность становится равна 125 л. с.
  6. Правильный подбор распредвала.

Распределительный вал выбирается по определенным правилам, чтобы поршень имел увеличенный ход (например, распредвал с Нивы).

Чтобы еще более улучшить технические характеристики и возможности мотора, необходимо применять турбоклассику, в которую придется вложить немало средств.

Добавить комментарий

Закрыть меню