Рихтовка без покраски

Содержание

Суббота, Январь 12, 2019 Домой Ремонт Рихтовка автомобиля своими руками

  • Ремонт

ПОДЕЛИТЬСЯ

Повреждение кузова – это обыденно дело, которое может случиться с каждым. Не вписался при парковке, попал в ДТП или же просто зацепил ограждение, визуальный эффект будет моментальный. Вмятины – очень четко видно и такие изъяны нужно немедленно исправлять. В этой статье мы кратко рассмотрим основные моменты самого процесса рихтовки, а также сделаем перечень нужных вам инструментов.

Базовые понятия и технология проведения работ

Первое что нужно усвоить, так это то, что сделать рихтовку кузова авто своими руками не так уж и просто, это требует определенных знаний и навыков от исполнителя и при этом нужно соблюдать особую аккуратность. Ведь вы можете не только не исправить изъян, но сделать все только хуже.

По своей сути рихтовка – это выравнивание поврежденных участков кузова. Тут стоит трезво подходить к ситуации, если деталь сильно повреждена, то возможно дешевле будет просто ее заменить. Если же изъян небольшой, тогда можно приступать к работе.

На данный момент наиболее часто ее делают с помощью пневматического молотка. Но если у вас нет этого инструмента, то можно делать все вручную. Из ручного инструмента вам будет нужен молоток, киянка. Выравнивание делается постепенно, некоторые мастера даже немного разогревают металл. Но если вы новичок, то смотрите не перегрейте, чтобы он не оплавился.

В зависимости от размера вмятин технология работы будет разная. Так, при большой вмятине рихтовочные работы нужно проводить, начиная с краев, медленно приближаясь к середине. Если же повреждение небольшое, то начинать лучше с середины, а потом подтягивать края.

Набор необходимых инструментов для рихтовки

В зависимости от степени повреждения кузова вам нужен будет различный инструмент. Тут я напишу лишь несколько наиболее ходовых решений. Но наличие современной техники только приветствуется, особенно если ее можно одолжить у знакомых.

Итак, вот тот небольшой запас подручных средств того, кто планирует делать рихтовку своей машины:

  • молоток с плоским бойком. С помощью него выравнивают плоские участки кузова.
  • молоток с острым бойком.
  • молоток с выпуклым бойком. Для выпуклых типов поверхностей.
  • молоток гладилка. Используется для сглаживания обрабатываемой поверхности.
  • молоток с насечками. Для обработки вытянутых поверхностей.
  • рихтовочные напильники;
  • споттер, с помощью него производят точечную сварку кузова.
  • наковальни или элементы поддержки. Используются в качестве поддерживающей поверхности с обратной стороны обрабатываемой поверхности. Особенно при работе с молотками. Такие поверхности берут на себя часть нагрузки.
  • рихтовочные крючки. С их помощью выдавливают вмятины.

На этом список далеко не заканчивается. Под каждый отдельный случай потребуется еще дополнительный набор инструмента.

Вакуумная рихтовка кузова без покраски

Еще лет 15 назад, такой метод был всего лишь фантастикой. Все делалось вручную. Сначала выравнивание, потом шлифовка, грунтовка и покраска. С помощью специальных устройств, которые имеют вакуумные присоски – такой метод стал реальностью.

Вся процедура состоит в следующем. Сначала вы закрепляете присоски в области вмятины, после чего простым движением руки вытягиваете, метал. Такой способ не требует дополнительной покраски и его легко применить по всему кузова.

К плюсам можно отнести и то, что вам не нужно разбирать деталь изнутри, достаточно внешней обработки. Стоит заметить, что такой способ не устраняет вмятину на 100%, но визуально исправит ситуацию.

Используйте данный метод, когда на кузове есть трещины, пусть даже и небольшие. Применив его, вы согнете поверхность, и вам нужно будет это все исправлять.

Вакуумная рихтовка наиболее эффективна на больших пологих типах вмятин.

Вытягивание вмятины зацепом

Это второй, более трудоемкий тип рихтовки. Ее стоит применять в местах с крупными повреждениями кузова.

Вся суть технологии следующая, вы вкручиваете в центр вмятины саморез, после чего с помощью инерционного молотка медленно вытягиваете изгиб, пока обрабатываемая поверхность не вернется в прежнее состояние.

Отверстия от саморезов зашпаклевывают и закрашивают.

Рихтовка способом выстукивания

Это наиболее трудоемкий процесс. Вам придется разобрать кузов в месте повреждения. Далее на обрабатываемой детали отметьте область вмятины. Выстукивая с внутренней стороны изъян, с обратной стороны должен присутствовать опорная поверхность, например наковальня.

В некоторых случаях можно немного разогреть металл, чтобы он стал более гибкий.

Самые последние новости в мире авто, обзоры, тест-драйвы.

ЕЩЁ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ

ПОПУЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ

  • Мото132
  • Новости92
  • Автоспорт61
  • Тюнинг55
  • Ремонт55
  • Статьи27
  • Тесты22

Нюансы рихтовки кузова автомобиля своими руками в условиях гаража

Повредить кузов автомобиля очень легко, поскольку изготовлен он из довольно тонкого металла. Царапину может оставить даже ветка куста, а уж при столкновении с более солидным препятствием и, тем более, другим авто, последствия бывают куда хуже. Для устранения получившихся вмятин необходимо проведение рихтовочных работ. Не всегда есть возможность обратиться в автомастерскую, поэтому рихтовать кузов приходится иногда и в домашних условиях. Рихтовка автомобиля своими руками будет удачной, если в точности следовать зарекомендовавшим себя технологии и пользоваться специальным инструментом. Об этом давайте и поговорим подробнее…

Варианты рихтовки автомобиля в домашних условиях

Есть несколько вариантов выполнения рихтовочных работ. Способ рихтовки зависит от характера вмятин. Если вмятина большая и пологая, то имеет смысл использовать специальную присоску для ручного выправления. Если по площади вмятины есть еще и загибы металла или маленькие, но глубокие ямы, то не без рихтовочного молотка не обойтись.

Глубокие вмятины с сильным растяжением металла потребуют не только работ по выправлению, но еще и изъятие излишков. В отдельных случаях придется удалить растянувшийся участок металла и при помощи сварочного аппарата установить заплатку.

Выстукивание выполняется при помощи специального рихтовочного молотка: для этого необходимо снять элемент, на котором присутствует повреждение. При невозможности демонтажа вмятина выдавливается специальной ложкой. Ее можно использовать, если есть возможность подобраться к вогнутости через обшивку. Если же такой возможности нет, придется просверлить отверстия в кузове и подбираться через них специальным инструментом.

Рихтовка автомобиля своими руками ведется по следующему принципу. Если вмятина имеет большую площадь, выстукивать или вытягивать начинают от самой ее границы. Если площадь невелика, то выстукивают от центра нанесения удара.

Иногда перед выстукиванием приходится разогреть металл до красна. И только тогда проводить рихтовку. Для стягивания металла потребуется горелка или паяльная лампа. После разогрева выпуклости, ее границы обкладывают мокрой ветошью, и металл стягивается за счет перепада температур.

А целесообразна ли самостоятельная рихтовка кузова?

Прежде чем приступать к кузовному ремонту, следует задуматься над тем, выгодно ли это. Можно потратиться на инструменты, шпаклевку, краску и лак, а можно отвезти автомобиль в мастерскую и забрать в полностью готовом виде. Правда, не всегда удается найти мастерскую, в которой качественно и быстро восстановят поврежденный кузов, а в своем гараже будет ремонтироваться только ваша машина. Однако если что-то пойдет не так, то в таком случае можно предъявить претензии только к самому себе.

Если есть желание учиться и познавать на практике азы рихтовки, чтобы потом зарабатывать этим, то можно браться за работу и самому. Не стоит понапрасну тратить свое время, берясь за рихтовку чисто из спортивного интереса.

Инструментарий рихтовщика

Если собрать все инструменты, которые используются при рихтовке кузова автомобиля, то арсенал вряд ли поместится в гараж. Больше всего места займет гидравлический стенд для восстановления геометрии кузова. Кроме этого, существует огромное количество самых различных приспособлений, позволяющих выравнивать смятый металл.

Помимо традиционных методов рихтовки, на практике используются десятки способов, придуманных отечественными и зарубежными «кулибиными». Каждый мастер обязательно привносит в это ремесло свою лепту. Однако результат один – получение целой на вид детали.

На заметку

Неважно, как работать, важен итог. Можно нагревать металл до красна, обливать его водой, приваривать шайбы и или приклеивать пистоны, за которые потом тянуть. Небольшие вмятины без повреждения ЛКП вообще можно выправить без каких-либо последствий (PDR-технология).

Мастера, владеющие рихтовкой без покраски, – это элита кузовного ремонта. Чтобы стать таким мастером, необходимо иметь очень развитое пространственное мышление и чувствительные руки. Специальными инструментами, похожими на клюшки и крючки, рихтовщик воздействует на вмятину изнутри и миллиметр за миллиметром выправляет ее. При этом у мастера практически нет права на ошибку!

Грубую рихтовку сначала выправляют при помощи рук. Да-да, именно руки являются одним из основных инструментов рихтовщика. Различные приспособления берут уже тогда, когда металл больше не поддается рукам.

Однако руки есть у каждого (правда, и растут они у всех, так сказать, по-разному). Соответственно, перед тем, как отдавать машину с небольшой вмятиной в ремонт, стоит попытаться самостоятельно выровнять вмятину. Например, если на двери появилась равномерное и не очень глубокое углубление, то можно выдавить ее своими силами. Для этого придется снять обшивку двери, чтобы получить доступ к вмятине с обратной стороны.

Кузовные детали современных автомобилей делаются иногда из настолько тонкого металла, что рихтовать его можно вообще без инструмента. Простая вмятина выдавливается ладонью. Давить надо на вершину вмятины (если смотреть с лицевой стороны, то это будет дно).

На заметку

Бывает, несложная на вид вмятина не поддается выправлению руками. Просто не хватает сил, чтобы ее выдавить либо она расположена в неудобном для воздействия месте. В таком случае можно прогреть вмятину изнутри термофеном, но не переусердствовать, чтобы не вздулась краска. Не стоит допускать нагрев краски свыше 100-110° С.

Более значительные вмятины с повреждением ЛКП после выправления придется красить. Для удобства в деталях можно высверливать отверстия, чтобы тянуть вмятину крючками. Для удобства пользуются приспособлением, которое называется обратный молоток. При желании его можно изготовить самостоятельно из шпильки и болванки.

В сложных случаях при рихтовке может понадобиться сварка. С ее помощью привариваются шайбы с лицевой стороны, за которые потом нужно тянуть или дергать обратным молотком. При выправлении вмятин таким способом есть возможность контролировать каждый сдвиг металла.

После рихтовки – шпатлевка

Отрихтованная деталь часто не выглядит, как новая. Ее поверхность бугристая – последствия работы молотком и прочими инструментами. Чтобы получить гладкую поверхность, на деталь накладывается автомобильная шпатлевка. После затвердения она превращается в прочный монолит и отлично держится на металле.

Чем меньше накладывается шпатлевки, тем качественнее была выполнена рихтовка. Некоторые мастера, чтобы меньше работать, предпочитают класть большое количество шпатлевочной смеси. Это не совсем правильно, ведь тогда тратится гораздо больше дорогостоящего материала, причем за счет клиента.

Вмя­ти­на может обра­зо­вать­ся не толь­ко при ава­рии, но и при неосто­рож­ной пар­ков­ке, слу­чай­но при­ле­тев­ше­го мяча, столк­но­ве­ни­ем с тележ­кой у супер­мар­ке­та и дру­гих казу­сах. Несмот­ря на сла­бое воз­дей­ствие, вмя­ти­на может быть доста­точ­но глу­бо­кой. При этом, лако­кра­соч­ное покры­тие может быть даже не повре­жде­но или иметь лишь незна­чи­тель­ные цара­пи­ны. В этой ста­тье мы рас­смот­рим, как мож­но вытя­нуть вмя­ти­ну на машине без покрас­ки доступ­ны­ми сред­ства­ми, без при­ме­не­ния про­фес­си­о­наль­ных инстру­мен­тов. Мы рас­смот­рим несколь­ко спо­со­бов устра­не­ния вмя­ти­ны, доступ­ных обыч­но­му авто­лю­би­те­лю.

Какие вмятины можно выправить без покраски

Спо­со­бы выправ­ле­ния вмя­ти­ны, при­ве­дён­ные в этой ста­тье, не все­гда будут рабо­тать на кон­крет­ном авто­мо­би­ле. Важ­но, на какой пане­ли кузо­ва обра­зо­ва­лась вмя­ти­на, и на каком мате­ри­а­ле. Так, вмя­ти­на на пане­ли сталь­но­го кузо­ва устра­ня­ет­ся по-дру­го­му, чем на пла­сти­ко­вом бам­пе­ре или алю­ми­ни­е­вых дета­лях кузо­ва. К при­ме­ру, алю­ми­ний име­ет низ­кие харак­те­ри­сти­ки так назы­ва­е­мой «памя­ти» отштам­по­ван­но­го метал­ла. Поэто­му бес­по­кра­соч­ный ремонт алю­ми­ни­е­вых дета­лей кузо­ва гораз­до слож­нее осу­ще­ствить, чем на обыч­ном, сталь­ном кузо­ве. Вытя­ги­ва­ние вмя­ти­ны на пла­сти­ко­вом бам­пе­ре тоже отли­ча­ет­ся от выправ­ле­ния метал­ли­че­ской пане­ли и име­ет свои осо­бен­но­сти. Более подроб­но об этом може­те про­чи­тать в ста­тье “как выпра­вить вмя­ти­ну на бам­пе­ре”.

При­ве­дён­ны­ми в этой ста­тье мето­да­ми мож­но выпра­вить вмя­ти­ну, кото­рая не име­ет пла­сти­че­ской дефор­ма­ции. У таких вмя­тин металл не повре­ждён, а лишь сме­щён, и его доста­точ­но толь­ко вер­нуть на место. Нуж­но «сдви­нуть» металл, а «память» отштам­по­ван­ной пане­ли уже сде­ла­ет своё дело.

Если вмя­ти­на близ­ко к краю пане­ли, то её слож­нее выпра­вить, так как там жёст­кость метал­ла боль­ше.

На раз­ных типах ста­ли, вмя­ти­на может вести себя по-раз­но­му. Так, сталь япон­ских авто­мо­би­лей, отли­ча­ет­ся от ста­ли евро­пей­ских и аме­ри­кан­ских авто­мо­би­лей.

Если металл рас­тя­нут или име­ют­ся склад­ки, то спо­со­ба­ми, при­ве­дён­ны­ми в этой ста­тье, ско­рее все­го, не полу­чит­ся отре­мон­ти­ро­вать вмя­ти­ну. Если вмя­ти­на рас­по­ло­же­на на реб­ре жёст­ко­сти, то её выправ­ле­ние тоже услож­ня­ет­ся. Люди, спо­ря­щие про то, мож­но ли тем или иным спо­со­бом выпра­вить вмя­ти­ну и при­во­дя­щие в каче­стве дока­за­тель­ства свой успеш­ный опыт, могут гово­рить о раз­ных вмя­ти­нах, при­чём здесь дело даже не в раз­ме­ре или глу­бине вмя­ти­ны, а в их струк­ту­ре. При­ме­не­ние про­фес­си­о­наль­ных инстру­мен­тов систе­мы PDR (бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин) рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти ремон­та. Опыт­ный про­фес­си­о­нал смо­жет отре­мон­ти­ро­вать без покрас­ки доста­точ­но слож­ные, ино­гда даже очень слож­ные повре­жде­ния, если крас­ка не была повре­жде­на. Более подроб­но о тех­но­ло­гии PDR може­те про­чи­тать в ста­тье “PDR тех­но­ло­гия, базо­вые све­де­ния и прин­ци­пы”.

Если Вы не зна­ко­мы с кузов­ным ремон­том, то не пытай­тесь само­сто­я­тель­но ремон­ти­ро­вать без покрас­ки вмя­ти­ны со склад­ка­ми или зало­ма­ми метал­ла, так как мож­но лишь усу­гу­бить дефор­ма­цию.

Правила выправления вмятины

  • Отштам­по­ван­ная из листо­во­го метал­ла панель кузо­ва при­об­ре­та­ет так назы­ва­е­мую «память». То есть, если про­ис­хо­дит изме­не­ние фор­мы пане­ли, то это состо­я­ние явля­ет­ся неесте­ствен­ным для неё, металл нахо­дит­ся в напря­жён­ном состо­я­нии и стре­мить­ся при­нять свою есте­ствен­ную фор­му. Ваша зада­ча заклю­ча­ет­ся в том, что­бы осла­бить это напря­же­ние.
  • Нуж­но ста­рать­ся вытя­нуть вмя­ти­ну как мож­но быст­рее после её обра­зо­ва­ния. После про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни, дефор­ми­ро­ван­ный металл как бы при­об­ре­та­ет новую «память», подоб­но отштам­по­ван­но­му метал­лу, пла­стич­ность метал­ла умень­ша­ет­ся. Если дол­го не вытя­ги­вать вмя­ти­ну, то вели­ка веро­ят­ность, что оста­нет­ся след от вмя­ти­ны после её вытя­ги­ва­ния.
  • Когда обра­зу­ет­ся вмя­ти­на на кузо­ве, то металл не толь­ко углуб­ля­ет­ся, края вокруг вмя­ти­ны так­же под­ни­ма­ют­ся над общим кон­ту­ром поверх­но­сти. Чем панель кузо­ва более выпук­лая, тем это более выра­же­но. Полу­ча­ет­ся что-то вро­де малень­ко­го вул­ка­на. По этой при­чине, выправ­ляя неко­то­рые вмя­ти­ны нуж­но про­сту­ки­вать воз­вы­шен­но­сти вокруг них (ино­гда не замет­ные). В слу­чае с плав­ны­ми вмя­ти­на­ми, не име­ю­щих скла­док и повре­ждён­ной крас­ки, мож­но делать лёг­кие про­сту­ки­ва­ния рукой, в допол­не­ние к дру­гим мето­дам вытя­ги­ва­ния, рас­смот­рен­ным в этой ста­тье.

Вмя­ти­на на выпук­лой или сла­бо выпук­лой поверх­но­сти может иметь воз­вы­шен­но­сти по её краю.

  • Когда металл нагре­тый, то его про­ще выпра­вить. При про­фес­си­о­наль­ном ремон­те кузо­ва и PDR тех­но­ло­гии, адек­ват­ный нагрев метал­ла исполь­зу­ет­ся для выправ­ле­ния вмя­тин. Это уве­ли­чи­ва­ет эла­стич­ность метал­ла и зна­чи­тель­но сни­жа­ет напря­же­ние вмя­тин. На боль­ших вмя­ти­нах нагрев дей­ству­ет луч­ше. Для нагре­ва при­ме­ня­ет­ся фен. Обыч­но­го фена для волос может быть недо­ста­точ­но, но он тоже в состо­я­нии облег­чить вытя­ги­ва­ние вмя­ти­ны. При исполь­зо­ва­нии стро­и­тель­но­го фена нель­зя надол­го оста­нав­ли­вать­ся на одном месте, так как мож­но повре­дить крас­ку. Нуж­но его исполь­зо­вать на сред­них настрой­ках и посто­ян­но дви­гать, на рас­сто­я­нии при­мер­но 10 см от поверх­но­сти.

Выправление вмятины воздействием с обратной стороны панели

Самым оче­вид­ным мето­дом выправ­ле­ния вмя­ти­ны мож­но счи­тать воз­дей­ствие с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли. Нуж­но обес­пе­чить доступ с обрат­ной сто­ро­ны повре­ждён­ной пане­ли, и нада­вить рукой или руч­кой молот­ка или отвёрт­ки, обёр­ну­той тряп­кой, на сере­ди­ну вмя­ти­ны с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли. Допол­ни­тель­но мож­но сна­ча­ла нагреть края вмя­ти­ны, тем самым, осла­бив напря­же­ние метал­ла. Если вмя­ти­на име­ет боль­шой диа­метр, то нуж­но её выправ­лять от кра­ёв к цен­тру, нада­вив и раз­гла­жи­вая по спи­ра­ли. Дру­гой метод, так­же тре­бу­ю­щий досту­па с обрат­ной сто­ро­ны, мы рас­смот­рим в кон­це этой ста­тьи.

Нагрев и последующее охлаждение для выправления вмятины

  • Смысл в том, что­бы сна­ча­ла разо­греть вмя­ти­ну, а потом быст­ро охла­дить. При нагре­ве металл рас­ши­ря­ет­ся, а при рез­ком охла­жде­нии сжи­ма­ет­ся, про­ис­хо­дит усад­ка. Напря­же­ние, кото­рое было в вогну­том метал­ле, ослаб­ля­ет­ся и вмя­ти­на выправ­ля­ет­ся с харак­тер­ным зву­ком.
  • Такой метод рабо­та­ет на боль­ших, неглу­бо­ких вмя­ти­нах. Вмя­ти­ны тако­го типа могут обра­зо­вать­ся, к при­ме­ру, от мяча, слу­чай­но упав­ше­го на маши­ну. Нагрев осу­ществ­ля­ет­ся феном для волос, но более пред­по­чти­те­лен стро­и­тель­ный фен. Так­же, панель кузо­ва с вмя­ти­ной может быть нагре­та сол­неч­ны­ми луча­ми в жар­кую пого­ду. Для охла­жде­ния мож­но при­ме­нить бал­лон­чик для про­дув­ки пыли с ком­пью­те­ра (Dust off). Его нуж­но удер­жи­вать вверх дном. Мож­но так­же исполь­зо­вать сухой лёд, но его не все­гда лег­ко достать.
  • Нуж­но отмыть поверх­ность вокруг вмя­ти­ны мыль­ной водой, что­бы убрать загряз­не­ния, кото­рые могут мешать нагре­ву метал­ла.
  • Пра­виль­ное воз­дей­ствие состо­ит в нагре­ве всей вмя­ти­ны, потом быст­рое охла­жде­ние вокруг вмя­ти­ны. Нуж­но достиг­нуть момен­та, когда внут­ри вмя­ти­ны горя­чо, а по кра­ям холод­но. Чем боль­ше нагрев, тем боль­ше веро­ят­ность, что метод сра­бо­та­ет. Охла­жде­ние сокра­ща­ет металл, а нагре­тая сере­ди­на рас­ши­ря­ет­ся и вмя­ти­на выправ­ля­ет­ся. Если охла­дить всю вмя­ти­ну, то смысл все­го про­цес­са теря­ет­ся.

  • Стро­и­тель­ным феном нуж­но греть на сред­них настрой­ках. Металл про­гре­ва­ет­ся феном от 30 секунд до 1-ой мину­ты, на рас­сто­я­нии 5–10 см от поверх­но­сти пане­ли. Необ­хо­ди­мо посто­ян­но дви­гать фен, что­бы не повре­дить крас­ку. Потом нуж­но 5 секунд подо­ждать и рас­пы­лить содер­жи­мое бал­лон­чи­ка в тече­ние 10 секунд кру­го­вы­ми дви­же­ни­я­ми, вокруг вмя­ти­ны. Дюза или труб­ка долж­на рас­по­ла­гать­ся при­мер­но в 3-х см от поверх­но­сти. При выхо­де из бал­лон­чи­ка, газ пере­хо­дит из сжа­то­го состо­я­ния в несжа­тое, это вызы­ва­ет паде­ние тем­пе­ра­ту­ры ниже – 37 гра­ду­сов по Цель­сию. Обра­зу­ет­ся тон­кий слой льда на поверх­но­сти. Когда лёд рас­та­ет, нуж­но про­те­реть поверх­ность. Метод хоро­шо рабо­та­ет на сла­бо выпук­лых поверх­но­стях, толь­ко на метал­ле. На пла­сти­ко­вом бам­пе­ре это не сра­бо­та­ет.
  • Если буде­те исполь­зо­вать сухой лёд, то нуж­но исполь­зо­вать защит­ные пер­чат­ки (луч­ше кожа­ные), либо дер­жать лёд через поло­тен­це.
  • Высу­ши­те поверх­ность и повто­ри­те нагрев и охла­жде­ние, если тре­бу­ет­ся. Акку­рат­ное, не силь­ное про­сту­ки­ва­ние кула­ком вокруг вмя­ти­ны помо­жет вер­нуть­ся метал­лу в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние.
  • Малень­кие вмя­ти­ны хуже реа­ги­ру­ют на нагрев и охла­жде­ние.
  • Нагрев и охла­жде­ние могут ино­гда умень­шить вмя­ти­ну, но не убрать пол­но­стью.

Метод выправления вмятины с использованием пылесоса

  • Для выправ­ле­ния вмя­ти­ны при помо­щи пыле­со­са пона­до­бит­ся цве­точ­ный гор­шок или неболь­шое вед­ро, доста­точ­ные по раз­ме­ру, что­бы накрыть всю вмя­ти­ну. Пыле­сос луч­ше исполь­зо­вать наи­бо­лее мощ­ный. Так­же пона­до­бит­ся скотч или маляр­ная лен­та. Если на дне горш­ка несколь­ко отвер­стий, то лиш­ние отвер­стия нуж­но закле­ить. Так­же пона­до­бит­ся губ­ка, мыль­ная вода в вед­ре, ненуж­ное поло­тен­це.
  • Нуж­но отмыть все поверх­но­сти, куда будет при­кле­и­вать­ся скотч. После это­го поверх­ность нуж­но хоро­шо выте­реть насу­хо поло­тен­цем, что­бы скотч хоро­шо при­кле­ил­ся. Мож­но накле­ить­ся скотч на кром­ки горш­ка, что­бы не поца­ра­пать крас­ку.
  • Поме­сти­те гор­шок или вед­ро поверх вмя­ти­ны и при­клей­те скот­чем. Это будет намно­го лег­че сде­лать, если кто-то подер­жит гор­шок на месте, когда Вы буде­те его при­кле­и­вать. Гор­шок не обя­за­тель­но дол­жен быть при­кле­ен иде­аль­но гер­ме­тич­но, но не долж­но быть оче­вид­ных щелей. Мож­но так­же при­кле­ить к зад­ней части горш­ка допол­ни­тель­ный скотч или лен­ту, дру­гой конец кото­рой при­кле­ить к кузо­ву, что­бы этот скотч под­дер­жи­вал гор­шок от откле­и­ва­ния и паде­ния.

  • Вклю­чи­те пыле­сос и поме­сти­те конец шлан­га поверх отвер­стия на горш­ке, как на иллю­стра­ции. Мож­но немно­го пока­чи­вать шланг, что­бы впу­стить воз­дух. Так пыле­сос будет вса­сы­вать луч­ше, если полу­чит немно­го доба­воч­но­го воз­ду­ха.
  • Если есть воз­мож­ность всу­нуть руку к обрат­ной сто­роне вмя­ти­ны, то мож­но помо­гать выправ­лять­ся вмя­тине, надав­ли­вая на неё. Таким обра­зом, воз­дей­ствие будет с двух сто­рон.

Использование пистолета для нанесения горячего клея и вытягивающих элементов

  • Смысл в том, что­бы при­кле­ить к вмя­тине вытя­ги­ва­ю­щие эле­мен­ты в несколь­ких местах. Потя­нув за них, мож­но выпра­вить вмя­ти­ну. Подом­ный метод исполь­зу­ет­ся в кле­е­вой систе­ме тех­но­ло­гии PDR.
  • Вытя­ги­ва­ю­щий эле­мент мож­но изго­то­вить, про­сто при­кру­тить два само­ре­за с одной сто­ро­ны дере­вян­но­го наге­ля, а на обрат­ную сто­ро­ну (на дно) нане­сти горя­чий клей. Такие наге­ли мож­но рас­по­ло­жить в несколь­ких местах. После охла­жде­ния и отвер­де­ва­ния клея, мож­но потя­нуть за вытя­ги­ва­ю­щие эле­мен­ты. Необ­хо­ди­мо при­го­то­вить доста­точ­ное коли­че­ство клея и набрать­ся тер­пе­ния, так как может пона­до­бить­ся сде­лать несколь­ко попы­ток.
  • На малень­кие вмя­ти­ны вытя­ги­ва­ю­щий эле­мент мож­но накле­и­вать в центр. Боль­шие вмя­ти­ны вытя­ги­ва­ют­ся с кра­ёв.
  • Так мож­но вытя­нуть замя­тое реб­ро жёст­ко­сти, кото­рое «дер­жит» всю вмя­ти­ну.
  • Одно­вре­мен­но при вытя­ги­ва­нии вмя­тин, нуж­но про­сту­ки­вать воз­вы­шен­но­сти, при их нали­чии.
  • Для уда­ле­ния вытя­ги­ва­ю­ще­го эле­мен­та, разо­грей­те клей феном. Исполь­зуй­те изо­про­пи­ло­вый спирт, что­бы осла­бить и убрать клей.

Вытя­ги­ва­ние вмя­ти­ны молот­ком обрат­но­го дей­ствия

Мож­но сде­лать моло­ток обрат­но­го дей­ствия для выправ­ле­ния вмя­тин. Для это­го нужен стер­жень тол­щи­ной 3–5 мм и отре­зок тру­бы. Мож­но исполь­зо­вать горя­чий клей для при­кле­и­ва­ния одной части молот­ка к цен­тру вмя­ти­ны. Прин­цип тот же, что и при исполь­зо­ва­нии вытя­ги­ва­ю­щих эле­мен­тов, толь­ко моло­ток при­да­ёт допол­ни­тель­ное уси­лие инер­ци­ей сколь­зя­ще­го гру­за.

Моло­ток обрат­но­го дей­ствия мож­но изго­то­вить само­сто­я­тель­но.

На иллю­стра­ции мож­но уви­деть основ­ную кон­цеп­цию устрой­ства молот­ка обрат­но­го дей­ствия. Вытя­ги­вать вмя­ти­ну нуж­но до того, как клей засты­нет слиш­ком силь­но. Пото­му что, когда клей засты­ва­ет, то ста­но­вит­ся хруп­ким и рань­ше вре­ме­ни отры­ва­ет­ся от поверх­но­сти при вытя­ги­ва­нии. Нуж­но нане­сти клей, нада­вить стер­жень на него и подо­ждать охла­жде­ния, после чего начать сколь­зить частью тру­бы (гру­зом) по стерж­ню. Обрат­ным молот­ком удоб­но выправ­лять малень­кие и сред­ние вмя­ти­ны.

При­ме­не­ние набо­ра для вытя­ги­ва­ния вмя­тин

Этот набор так­же исполь­зу­ет горя­чий клей для креп­ле­ния вытя­ги­ва­ю­ще­го устрой­ства к вмя­тине. Места, куда будет при­кле­и­вать­ся вытя­ги­ва­ю­щее устрой­ство нуж­но обез­жи­рить изо­про­пи­ло­вым спир­том. Клея нуж­но исполь­зо­вать немно­го.

Нуж­но при­дать вытя­ги­ва­ю­щее дав­ле­ние устрой­ством и оста­вить так на 5 минут, пери­о­ди­че­ски нагре­вая края вмя­ти­ны. В целом, при вытя­ги­ва­нии спе­ци­аль­ным устрой­ством (малень­ким мостом), мед­лен­ный метод рабо­та­ет луч­ше, чем быст­рое вытас­ки­ва­ние вмя­ти­ны. Посте­пен­но сокра­щая раз­мер вмя­ти­ны, мож­но сде­лать несколь­ко повто­ров. При нали­чии воз­вы­шен­но­стей вокруг вмя­ти­ны, их нуж­но акку­рат­но про­сту­ки­вать спе­ци­аль­ным про­бой­ни­ком, кото­рый вхо­дит в набор.

Вытягивание вмятины сантехническим вантузом

Этим при­спо­соб­ле­ни­ем мож­но не толь­ко про­чи­стить засор, но и вытя­нуть вмя­ти­ну. Нуж­но исполь­зо­вать ван­туз для рако­вин, а не тот, что пред­на­зна­чен для чист­ки уни­та­зов. Это более доступ­ный вари­ант спе­ци­аль­ной при­сос­ки, кото­рый при­ме­ня­ет­ся в бес­по­кра­соч­ном ремон­те вмя­тин.

После вытя­ги­ва­ния вмя­ти­ны ван­ту­зом, могут остать­ся неболь­шие неров­но­сти, тре­бу­ю­щие после­ду­ю­ще­го вырав­ни­ва­ния.

Необ­хо­ди­мо увлаж­нить как поверх­ность пане­ли с вмя­ти­ной, так и сам ван­туз, точ­нее, его рези­но­вую часть. Мож­но исполь­зо­вать горя­чую воду. Горя­чая вода сде­ла­ет рези­ну ван­ту­за более эла­стич­ной, а так­же немно­го нагре­ет поверх­ность. Нуж­но уста­но­вить рези­но­вый кла­пан на вмя­ти­ну, нада­вить и рез­ко дёр­нуть. Плав­ные вмя­ти­ны, без силь­ных зало­мов вполне мож­но вытя­нуть таким спо­со­бом. Может не остать­ся сле­да, либо оста­нет­ся незна­чи­тель­ный залом метал­ла.

Метод выправления вмятины с применением мяча

Мож­но исполь­зо­вать фут­боль­ный мяч с насо­сом. Мяч нуж­но уста­но­вить так, что­бы он упи­рал­ся во внут­рен­ний эле­мент пане­ли и, при нака­чи­ва­нии, надав­ли­вал на вмя­ти­ну с обрат­ной сто­ро­ны. Нуж­но быть осто­рож­ным, что­бы не пере­да­вить металл.

  1. Пол­но­стью спу­сти­те воз­дух с мяча. Нуж­но, что­бы мяч стал плос­ким насколь­ко это воз­мож­но, что­бы его мож­но было раз­ме­стить в неболь­шое про­стран­ство меж­ду вмя­ти­ной и упор­ным эле­мен­том.
  2. Рас­по­ло­жи­те спу­щен­ный мяч с обрат­ной сто­ро­ны вмя­ти­ны. Воз­душ­ный кла­пан дол­жен быть лег­ко досту­пен, что­бы под­клю­чить к нему насос и нака­чать.
  3. При нака­чи­ва­нии мяча, под­ло­жи­те мяг­кую ткань к вмя­тине. Сле­ди­те за уси­ли­ем, созда­ва­е­мым мячом, что­бы не пере­ка­чать лиш­не­го. Нака­чи­вай­те мяч мед­лен­но.
  4. Когда металл воз­вра­тить­ся в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние, отсо­еди­ни­те насос и спу­сти­те воз­дух.
  5. При вытя­ги­ва­нии вмя­ти­ны, мож­но допол­ни­тель­но нагреть лице­вую часть пане­ли феном, что­бы металл стал более эла­стич­ным.

Поде­лить­ся “Как выпра­вить вмя­ти­ну сво­и­ми рука­ми”

Самостоятельное восстановление повреждённых деталей кузова с помощью рихтовки

Юрий Яковлев 8 дней назад Тюнинг машины и дополнительное оборудование

Внешний вид автомобиля для многих автовладельцев — это наглядная демонстрация заботы о своём транспортном средстве. Если машина интенсивно эксплуатируется, избежать повреждения кузовных деталей практически нереально. Вмятины, следы от случайно упавших предметов, глубокие царапины от крупных веток, деформации кузова при ДТП и другие дефекты не только портят внешний вид автомобиля, но и могут сделать его дальнейшую эксплуатацию невозможной. Восстановить повреждённые детали можно самостоятельно путём рихтовки.

Основные виды рихтовки

Многие автовладельцы болезненно воспринимают повреждения кузова, получаемые в результате:

  • случайных столкновений;
  • наездов на препятствия;
  • выброса камней из-под колёс попутных и встречных машин;
  • ряда других причин.

Вмятины выправляются различными способами. Процесс восстановления поверхности деформированных деталей кузова называется рихтовкой. С её помощью можно вернуть внешнему виду автомобиля оригинальную форму. Рихтовка относится к заключительной стадии восстановительных кузовных работ и требует к себе тщательного, аккуратного, профессионального отношения.

В зависимости от вида повреждения используются различные технологии рихтовки

Обладая минимальными навыками слесарных работ, многие повреждения деталей кузова можно устранить самостоятельно. Технологию рихтовки следует выбирать с учётом марки и года выпуска автомобиля. Кузова советских «Волг», «Москвичей», «Запорожцев» и др. изготавливались из прочной жести, которую восстановить до первоначального вида было очень сложно. Часто требовались газосварочные работы, навыком которых владели далеко не все водители. В современных автомобилях для кузовных деталей используют тонкий пластичный стальной лист, который легко восстанавливается выдавливанием, выстукиванием, воздействием вакуума и другими способами. Поэтому большинство автовладельцев с несложными кузовными работами могут справиться самостоятельно. Различают следующие виды ручной рихтовки:

  1. Устранение вмятин. Это самый распространённый вид рихтовки. Для ликвидации вмятин используются различные технологии.
  2. Устранение выпуклостей. Выпуклости образуются в результате выгибания кузовной детали при ударах и столкновениях. Они устраняются частыми и несильными ударами молотка через подложку. В сложных случаях используется газовая горелка. Нагрев ведётся по спирали от центра к краям выпуклости. Неровности в виде выпуклостей устраняются ударами молотка через подложку
  3. Локальная рихтовка. Оригинальная форма детали восстанавливается без её демонтажа. Однако часто с повреждённой двери, крыла или капота требуется снять ручки, обшивку, фонари и другие элементы, которые мешают проведению работ.

Технология рихтовки кузова

Перед началом работ следует определиться с технологией рихтовки. Все многочисленные способы восстановления деталей кузова можно отнести к одной из четырёх технологий.

Классическая, или обычная, рихтовка

Классическая рихтовка выполняется с помощью специальных молотков, домкратов, ложек, оправок, рычагов и других приспособлений. Иногда требуются аппараты контактной сварки. Такая технология обычно используется при исправлении локальных дефектов кузова. Она предполагает:

  • нанесение частых последовательных ударов деревянными, металлическими или резиновыми молотками;
  • выдавливание специальными крючками, клюшками, ложками;
  • разглаживание фасонными плитами;
  • применение других технологических приёмов и приспособлений.

Классическая рихтовка выполняется с помощью специальных молотков, ложек, оправок, рычагов и других инструментов

Не стоит тратить время, деньги и силы на восстановление сильно искорёженного крыла, дверцы, капота, облицовки. Лучший вариант — заменить новой деталью.

Вакуумная рихтовка вмятин

Вакуумную рихтовку используют для устранения вмятин, у которых нет острых углов и не нарушено лакокрасочное покрытие. Это могут быть следы от локтей, коленей при неудачном облокачивании о кузов автомобиля. Такие дефекты с плавными закруглёнными краями исправляются с помощью специальных вакуумных присосок. В условиях гаража можно использовать подручные средства. Это могут быть присоски для крепления на лобовом стекле зеркала заднего вида, шторки от солнца, органайзера и т. п. Технология рихтовки очень проста. На обезжиренную и смоченную водой вмятину устанавливается присоска и фиксируется сильным нажатием или специальными приспособлениями.

Универсальная вакуумная присоска проста в использовании и не требует специальных навыков

При работе с присосками важно найти место, где напряжение металла наиболее велико. Обычно это периметр вмятины. Именно умение точно находить точки с максимальным напряжением определяет квалификацию мастера.

Такой метод особенно эффективен при устранении плавных неглубоких вмятин диаметром больше 12–20 см. Присоска фиксируется, а затем резко тянется на себя. Иногда для этого используют прочный шнур, привязанный к стержню присоски. Главные достоинства вакуумного метода:

  • не требуется демонтаж повреждённой детали, так как работа ведётся на её внешней поверхности;
  • не повреждается лакокрасочное покрытие;
  • не требуется больших затрат времени.

Горячая рихтовка

Если обычными способами устранить кузовные дефекты не получается, используется технология горячей рихтовки. Для этого обычно применяют газовую горелку. Однако в неопытных руках она принесёт больше вреда, чем пользы. Нагреть детали из тонкой листовой стали можно с помощью строительного фена с температурой струи воздуха в несколько сотен градусов. Это позволит избежать разрушения лакокрасочного покрытия. Кроме того, фен не так опасен, как газовая горелка.

Рихтовка контактной сваркой

В последнее время стала популярна рихтовка с помощью споттера. На деформированное место контактной сваркой привариваются элементы крепления, с помощью которых выравнивается поверхность. Способ этот недешёвый — далеко не каждому автовладельцу по карману купить споттер. Многие умельцы для этих целей переделывают переносные сварочные аппараты, микроволновые печи или собирают устройство из подручных материалов. Технология контактной сварки имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • время нагрева составляет 0,3 сек, и металл не успевает прогореть;
  • в месте сварки не образуется шлака, окалины, искр;
  • крепёжные элементы рассчитаны на многократное применение;
  • крепёж надёжно приваривается и легко удаляется с поверхности;
  • рихтовка отличается большой точностью и не занимает много времени;
  • работа ведётся снаружи, поэтому нет необходимости демонтировать повреждённую деталь и обеспечивать доступ к её внутренней стороне. При рихтовке контактной сваркой используется споттер

Алгоритм самостоятельной рихтовки кузова

При самостоятельной рихтовке несоблюдение технологии может привести к печальным последствиям. Внешний вид автомобиля может быть испорчен, а его восстановление в автосервисе потребует значительных затрат времени и денег. Поэтому перед началом работ очень важно объективно оценить свои возможности.

Главный недостаток рихтовки в гаражных условиях — это отсутствие специального оборудования и приспособлений. Поэтому самостоятельно рекомендуют устранять лишь небольшие вмятины, потёртости и неглубокие бороздки. Для удобства работы съёмные элементы кузова следует демонтировать. Имея в наличии набор гаечных ключей и головок, снять передние крылья, дверцы, облицовку, крышку капота и багажника довольно просто.

Самостоятельно следует устранять лишь незначительные повреждения кузова

Определение целесообразности самостоятельной рихтовки

Перед началом самостоятельной рихтовки желательно проверить свои возможности на старых деталях, которые можно испортить. Проще всего рихтовать детали с одной наружной и одной внутренней поверхностью. Это передние (обычно съёмные) и задние крылья, крыша, передняя облицовка и задняя часть багажника. Чтобы добраться до внутренней поверхности накладки дверцы, нужно снять ручки, обшивку, механизм подъёма стёкол и сами стёкла. Сложнее всего поддаются рихтовке капоты, стойки, пороги — каркас этих элементов представляет сложную двойную конструкцию. Для приведения их в оригинальный вид потребуются стапеля, специальные инструменты и определённые навыки. Опытные автовладельцы без труда оценят, какие повреждения они смогут устранить сами, а какие доверят профессионалам.

Подготовка к рихтовке

Перед началом работ следует прежде всего подготовить инструмент. Для рихтовки потребуются разные виды молотков:

  • плоский для рихтовки прямолинейных участков;
  • выпуклый для рихтовки рельефных участков;
  • молоток с насечками для рихтовки узких длинных вмятин. Для рихтовки потребуется набор молотков, ложек, подкладок, латунных наковален, гладилок

Кроме этого, нужно позаботиться о приобретении:

  • фасонных плит (гладилок) для разглаживания поверхности;
  • рашпилей (напильников с крупной насечкой) для выравнивания мелких неровностей;
  • латунных наковален для опоры деформированного места при рихтовке;
  • стальных крючков, ложек, клюшек для выдавливания вмятин изнутри.

Технология работы споттером

Для выправления сильной деформации детали потребуется споттер. Принцип его работы довольно прост. Сначала с помощью контактной сварки к вмятине крепко приваривается крепёжный элемент в виде шайбы. Затем шайба захватывается специальным пистолетом, и за счёт подключения втягивающей катушки деформированная поверхность выравнивается.

В комплект споттера входит набор крепёжных элементов, электроды, крюки, насадки, обратный молоток и другие приспособления

Окончательная корректировка производится с помощью обратного молотка, который передним концом в виде шайбы приваривается к повреждённому участку. Существует несколько способов крепления нижнего конца молотка к приваренным крепёжным элементам. Кроме шайб, можно использовать винты, штыри и другие крепления из комплекта споттера. Сам обратный молоток представляет собой груз, который двигается рукой по направляющей и ударяется в верхнюю часть устройства.

Обратный молоток споттера способен восстановить форму повреждённой детали кузова без рихтовки её внутренней поверхности

С помощью споттера можно выправить участки, к которым отсутствует доступ изнутри. На рынке представлены две модели споттеров: трансформаторные и инверторные. Их стоимость зависит от комплектации, которая может включать в себя набор крепёжных элементов, различных насадок, крюков, электродов. С помощью различных аксессуаров, продающихся отдельно, область применения споттера можно значительно расширить.

Видео: рихтовка споттером

Использование стапеля

При серьёзных нарушениях геометрии кузова в результате тяжёлых ДТП, когда самостоятельная рихтовка кузова бесполезна, используют специальное дорогостоящее оборудование — стапель. Существуют различные виды стапелей:

  • платформенный;
  • подкатной;
  • рамный;
  • напольный.

Все они оснащены набором измерительных приборов, захватов, цепей и других приспособлений. В ограниченном пространстве гаража можно использовать только подкатной стапель, но его возможности ограничены. Для монтажа других разновидностей устройства необходим отдельный бокс или довольно большая свободная площадь в автосервисе.

На компьютеризированном рамном стапеле опытный рихтовщик сможет восстановить геометрию кузова даже после серьёзного ДТП. Будут устранены перекосы, деформации, скручивания, а двери, капот и багажник снова смогут легко открываться и закрываться.

Стапель позволяет восстановить геометрию кузова даже после серьёзных ДТП

Расходные материалы

Для создания гладкой восстановленной поверхности после рихтовки понадобятся:

  • шлифовальные тарелки;
  • наждачная бумага;
  • губки;
  • антикоррозийные жидкости;
  • обезжириватели;
  • защитные материалы;
  • универсальные автомобильные шпатлёвки;
  • грунтовки;
  • автоэмали;
  • защитные лаки;
  • полировки.

Перед покраской рихтованную поверхность детали шлифуют, обезжиривают, выборочно покрывают шпатлёвкой и грунтуют.

Проверка нарушений геометрии кузова

При столкновениях и ударах кузов деформируется, нарушается его заводская геометрия. В результате перекашиваются проёмы дверей, рамки лобового и заднего стёкол, изменяется положение колёс, а в месте удара образуются металлические складки. Перед началом работ по восстановлению кузова следует проверить нарушения геометрии базовых деталей. Опытные водители могут сделать это после тщательного визуального осмотра и выполнения нескольких измерений.

Измерение геометрии кузова после аварии позволит правильно оценить целесообразность самостоятельного ремонта

Инструкция по определению нарушений геометрии кузова

Для определения масштаба нарушения геометрии кузова необходимо:

  1. Открыть и закрыть багажник, капот, двери. Если есть трудности, заедания, заклинивания — значит нарушена заводская геометрия дверных проёмов, багажного и моторного отсеков.
  2. Визуально оценить искривлённость кузова с каждой стороны.
  3. Ощупать лонжероны, днище на предмет обнаружения складок.
  4. Осмотреть стёкла. Если есть вертикальные трещины, то, возможно, деформированы и смещены стойки.
  5. Проверить размеры моторного отсека, если пострадала передняя часть авто.
  6. Измерить внутреннюю часть багажника, если пострадала задняя часть.
  7. Оценить положение колёс с помощью специального штангенциркуля. Если управляемые колёса расположены с большими отклонениями, следует проверить на лонжероны.
  8. Специальной мерной линейкой измерить диагонали ходовой части по указанным в технической документации контрольным точкам. Если мерной линейки нет, можно использовать рулетку, но большой точности измерений достичь не удастся.

Видео: выявление нарушений геометрии кузова

Порядок действий при рихтовке кузова

Качественная рихтовка предполагает выполнение трёх стадий:

  • анализ повреждений;
  • черновая рихтовка (восстановление первоначальной формы);
  • чистовая рихтовка.

Непосредственно процесс самостоятельной рихтовки целесообразно выстроить следующим образом:

  1. Прежде всего следует объективно оценить свои возможности и наличие условий для выполнения работ. Можно посмотреть уроки рихтовки кузова в интернете, а на рынке — выбрать необходимый инструмент.
  2. Сначала нужно попытаться исправить ситуацию простыми способами. Иногда вмятину можно выправить рукой.
  3. Перед рихтовкой нужно обеспечить доступ к повреждённой поверхности как снаружи, так и изнутри. Все мешающие элементы следует снять. Если есть возможность, деформированную деталь нужно полностью демонтировать. Все работы дожны выполняться на ровной площадке. При рихтовке следует учитывать, что кузовная сталь обладает пластичностью, упругостью и жёсткостью
  4. Рихтовку крупных вмятин следует начинать изнутри с внешнего периметра, где сосредоточены напряжения металла. Рихтовочным молотком наносятся частые лёгкие постукивания и резкие одиночные удары, передвигаясь от краёв вмятины к центру. С наружной стороны при этом следует использовать проставку.
  5. Если выколотка вмятины изнутри невозможна, в качестве рычага для нажима в центр вмятины применяют крюк. При наличии споттера используют преимущества контактной сварки и обратного молотка.
  6. Крупные вмятины устраняются с помощью надувных предметов и приспособлений (подушки, мяча, домкрата).
  7. Гладкость отрихтованной поверхности проверяется ладонью, а геометрия восстановленной детали — визуально и с помощью замеров.
  8. Рихтовкой устраняются вмятины, а выпуклости выравниваются нагревом и последующим резким охлаждением.

Техника безопасности

В процессе рихтовки следует соблюдать определённые меры безопасности:

  • следует применять только исправный инструмент (на рабочих поверхностях молотков, крюков, лопаток, выколоток и других приспособлений не должно быть заусенцев, трещин, сколов);
  • молотки и кувалды должны быть надёжно насажены на рукоятки;
  • во избежание синяков и ссадин от ударов и вибраций металла работы следует выполнять в рукавицах;
  • не следует наносить удары по кузовной детали на весу — она должна касаться плиты для правки как минимум в двух точках.

Особенности рихтовки отдельных элементов кузова

При рихтовке отдельных деталей кузова необходимо принимать во внимание следующие моменты:

  1. Рихтовка кузовных деталей обычно производится в холодном состоянии, так как металл, из которого они сделаны, очень тонкий. В сложных случаях для нагрева может применяться газовая сварка. Для того чтобы устранить такой дефект на двери, её необходимо будет снять
  2. Снятую деталь выправить легче, потому что её можно удобнее расположить.
  3. Легче всего выправлять детали из одинарного листа (крылья, передняя облицовка, крыша).
  4. Доступ к вмятинам на деталях с двойными стенками (дверцы, крышки капота и багажника, пороги) изнутри обычно ограничен, поэтому их лучше отрихтовать споттером. Если споттера нет, используют крючки, ложки и другие приспособления.
  5. «Хлопун» у дверцы в центре переднего или заднего крыла часто можно устранить, сильно ударив рукой (если есть такая возможность) или применив вакуумную присоску.
  6. Бессмысленно рихтовать детали со следами коррозии. При незначительных деформациях повреждённый элемент можно ещё какое-то время использовать. В противном случае устанавливается новая деталь.
  7. Выколачивать деформированную поверхность следует несильными частыми ударами.
  8. При определении целесообразности рихтовки нужно учитывать, что купленную новую деталь при установке иногда приходится подгонять. Кроме того, при замене могут потребоваться сварочные работы высокой квалификации, что не всегда легко осуществимо.

Видео: рихтовка крыла

Таким образом, в процессе принятия решения о самостоятельной рихтовке повреждённого кузова следует прежде всего правильно оценить собственные возможности и целесообразность проведения работ в гаражных условиях. Следует учитывать, что некоторые операции смогут выполнить только профессионалы. Однако незначительные деформации кузовных деталей довольно просто устранить своими руками.

  • Юрий Яковлев

Пенсионер, образование высшее. Более подробно обо мне написано на сайте https://starlotildar.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню