Смазка для ступичных подшипников

Содержание

Подшипниковые узлы передних и задних колес функционируют в тяжелых условиях, испытывая нагрузки от трения, веса автомобиля и удары из-за неровностей дорожного покрытия. Вдобавок они подогреваются со стороны тормозов, поскольку металл хорошо проводит тепло. Уменьшить воздействие этих факторов поможет нанесение на рабочие поверхности качественного состава, снижающего силу трения. Чтобы продлить срок службы деталей и не навредить, надо решить вопрос, какой смазкой смазывать подшипники ступицы и как это правильно делать.

Требования к смазывающему материалу

В конце прошлого века сепараторы различных подшипников наполнялись двумя видами составов – «Литол-24» и «Циатим-201». Сейчас на полки автомагазинов выставляется огромное количество изделий от разнообразных брендов, среди которых немудрено запутаться. Опять же, не всякая густая смазка годится для ступиц легковых машин.

Чтобы выяснить, какая смазка лучше, необходимо сформулировать требования к ней и сравнить с инструкцией на упаковке:

  1. Материал не должен растекаться при нагреве. В летний период температура дорожного покрытия достигает 70 °С, прибавьте сюда трение и работу тормозов. На повышенных нагрузках обоймы подшипника разогреваются до 140 °С, столько обязана выдержать и смазка.
  2. Загустевший на сильном морозе состав не даст шарикам или роликам катиться и они начнут скользить. Отсюда задиры и ускоренный износ элементов. Значит, материал должен оставаться пластичным до температуры минус 40 °С.
  3. Поскольку колеса постоянно контактируют с водой, она неизбежно попадает в ступицы. Смазывающий состав не должен терять свойства после контакта с влагой и вдобавок защищать металлические детали от коррозии.
  4. Лучше использовать смазку, меняющую консистенцию в зависимости от нагрузки и нагрева. Колесо быстрее вращается – подшипник греется – материал разжижается и смазывает деталь интенсивнее. При замедлении происходит обратный процесс.
  5. Состав должен быть химически стойким и нейтральным по отношению к полимерам и резине, из которых изготавливаются пыльники и элементы сальников.

Важно, чтобы смазочный материал сохранял перечисленные свойства как можно дольше, тогда и ресурс подшипникового узла способен увеличиться до 100 тыс. км пробега.

Разновидности ступичных смазок

Как и жидкие масла, составы для смазывания трущихся деталей делаются на минеральной либо синтетической основе со специальными присадками – загустителями. Последние играют основную роль при формировании свойств материала. Существует несколько видов добавок:

  • так называемое литиевое мыло;
  • то же, с добавлением фталоцианина меди, натрия либо других металлов;
  • загуститель на основе полимочевины с добавлением силикагеля и стабилизирующего вещества – кальций-сульфаната;
  • политетрафторэтиленовая присадка (иначе – тефлон) служит загустителем для дорогих перфторполиэфирных смазок.

В жидкие и густые масла также принято добавлять дисульфид молибдена, улучшающий противозадирные и антикоррозионные свойства.

Смазочные материалы с литиевой добавкой отличаются светлой, черной либо коричневой окраской и на данный момент уже считаются устаревшими. Обладают довольно высокими антифрикционными свойствами и нередко служат по 80–100 тыс. км. При одном условии: если снаружи не попала вода через поврежденный пыльник: смазка слабо защищает узел от коррозии. К подобным изделиям как раз относится широко известный «Литол-24», зарубежные аналоги – British Petroleum и Renolit.

Литиевая высокотемпературная смазка для ступичных подшипников, содержащая фталоцианин меди, окрашена в синий либо зеленый цвет и по характеристикам превосходит предшественника. Сохранив длительность и эффективность работы, состав обрел повышенные антикоррозионные свойства и потому широко применяется для обслуживания легковых авто. Максимальная рабочая температура смазывающего материала – 180 °С. Примеры подобных изделий – Litho HT, Castrol LMX и LM 50.

Более современная смазка для подшипников ступицы, сделанная на минеральной основе с добавлением полимочевины способна работать в диапазоне температур от минус 20 до плюс 180 °С, выигрывая у литиевых составов по долговечности и коррозионной стойкости. Яркий представитель – изделие AIMOL Greasetech Polyurea EP 2, кратковременно выдерживающее температуру +220 °С без растекания. Поскольку в загустителе не применяются соли различных металлов, то исключены процессы окисления, поэтому срок службы материала равен ресурсу самого подшипника.

О перфторполиэфирных смазках стоит упомянуть вкратце, поскольку они слишком дорогие. Некоторые японские и немецкие производители закладывают их в подшипники, но для рядовых пользователей цена слишком велика.

Молибденосодержащие масла, давно вошедшие в моду, заслужили неплохую репутацию. Но применительно к механизмам ступиц данные материалы грешат одним недостатком: при попадании в узел влаги и воздуха дисульфид молибдена вступает с ними в сложную реакцию, отчего выделяется серная кислота, пусть и в мизерных количествах. Это сокращает ресурс деталей, вместо того чтобы продлевать.

Чем нельзя смазывать подшипники?

Далеко не все густые составы пригодны для работы в автомобильных ступицах. Например, традиционный солидол – не лучшая смазка для подобных узлов, поскольку не способен компенсировать трение деталей в условиях больших перепадов температур. К этой же категории относится целый ряд других смазывающих материалов:

  1. Графитная смазка отлично переносит нагрузки, но содержит абразивные частицы, быстро разрушающие металлические детали подшипника.
  2. Составы на вазелиновой либо силиконовой основе теряют антифрикционные свойства вследствие повышения рабочей температуры до 60 °С, чего явно недостаточно для подшипникового узла.
  3. Группа смазок, включающая соединения кальция и натрия, уменьшает трение деталей, но не защищает от коррозии.
  4. Популярное изделие под названием «Шрус-4», предназначенное для работы в грубых шарнирных механизмах.

Какие вещества содержит тот или иной материал, должно быть указано на упаковке. Прежде чем смазать ролики подшипника новой смазкой, внимательно ознакомьтесь с этим перечнем.

Обслуживание ступичного узла

Для начала следует уяснить, что в большинстве современных легковых машин иностранного производства устанавливаются роликовые необслуживаемые подшипники закрытого типа. Это значит, что на заводе в сепаратор заложено требуемое количество смазочного материала, рассчитанного на полный срок службы элемента. Специально разбирать его в процессе эксплуатации нет нужды.

Тем же путем движутся отечественные производители машин и запчастей к ним. В среднем ресурс закрытого подшипникового узла на переднеприводных автомобилях ВАЗ составляет 60 тыс. км., после чего устанавливается новая запчасть. Смазать подшипник можно и раньше, но существенного продления «жизни» вы не добьетесь.

Зачастую автолюбители покупают зарубежные высококачественные аналоги от брендов FAG, SKF, NTN, NSK или Koyo, способные отработать до 300 тыс. км без всякого обслуживания.

Чтобы добраться до подшипника переднего колеса, придется разобрать часть подвески:

  1. Поставьте машину на ровную площадку, зафиксируйте «ручником» и снимите колесо.
  2. Разблокируйте и вытащите тормозные колодки, затем демонтируйте суппорт, подвязав его проволокой к кузову.
  3. Съемником выдавите шаровой палец тяги и открутите нижнее крепление поворотного кулака.
  4. Ослабьте и выверните гайку крепления ступицы, после чего аккуратно разъедините ее с шарниром полуоси.

Несколько слов о том, как смазать ступичный подшипник. Старый материал необходимо удалить и промыть все детали, затем уложить новый и собрать узел. Помните, что смазки не должно быть много – максимум 30% от внутреннего объема самого элемента.

7 лучших высокотемпературных и высокоскоростных смазок для подшипников качения. Водостойкие масла для подшипников ступицы

mihail Обновлено: 28 мая 2018 3006 0 Шрифт А А

Место Наименование Характеристика в рейтинге
Смазка высокотемпературная
1 LIQUI MOLY LM 50 Litho HT Защита от задира
2 MC 1510 Blue Комплексная
3 Mannol (SCT) LC 2 Химически стойкая
Смазка для подшипников ступицы
1 SMT STEP-UP Стойкая к воде
2 LIQUI MOLY LMQ-7562 Широкий температурный дипазон
Смазка для высокоскоростных подшипников
1 CHAMPION EP-0 Для редукторов
2 HUSQVARNA 5036212-01 Для звездочек и цепей

Какая смазка лучше для подшипников

Подшипник – это та деталь, которая обеспечивает движение в механизмах. Для долгой службы требуется уход, в чем поможет смазка. Сегодня я расскажу, как подобрать оптимальный вариант для автомобильных, велосипедных подшипников, электродвигателей и прочих систем.

Эта скользкая субстанция несет несколько функций:

  • блокирует загрязнения извне, попадание пыли;
  • сокращает трение;
  • защищает от коррозии;
  • увеличивает скольжение;
  • охлаждает при повышенных температурах;
  • помогает равномерно распределить тепло, вырабатываемое при трении.

Смазка для подшипников высокотемпературная и низкотемпературная

При выборе важно учитывать условия эксплуатации детали, в том числе температурный режим.

В этом ключе можно сказать следующее:

  • высокотемпературная смазка густеет и кристаллизуется при низких температурах. И, наоборот, состав, не рассчитанный на большой нагрев, будет высыхать и коксоваться;
  • на двигателях хорошо работают пастообразные средства, действующие в температурном режиме от +200-1000 градусов. До 280 градусов пасты обеспечивают противозадирные свойства (LIQUI MOLY), что защищает от заклинивания;
  • смазка на минеральной основе предназначена для деталей, работающих в диапазоне -30-+120 градусов;
  • силиконовые хорошо проявят себя при -40-70 градусах.

Нагрузки, вращение, среда

Когда достигнут предел оборотов, смазка растекается по краям и деталь может пересыхать. Для каждого продукта предельная скорость задается индивидуально. Например, синтетические средства подходят для высокоскоростных механизмов.

На состав влияют такие факторы, как пар, пыль, кислота, вода. Если оборудование подвержено действию кислот, стойкость к ним должна быть обеспечена в смазке. Велосипедные образцы не должны бояться влаги и пыли.

Не менее важно учесть нагрузку. Чем она выше, тем шустрее продукт выдавливается из контактного места. Надежную работу системы обеспечивают твердые компоненты (молибден, графит). На рынке есть абсолютно сухие смазки.

Смазка для подшипников ступицы — какая лучше

Смазка для подшипников ступицы сокращает трение деталей, дает защиту от грязи, коррозий. Продукт имеет свойства уплотнения и создает стойкость к действию повышенных температур. Выбор состава должен быть корректным, иначе можно спровоцировать поломку техники.

Смазки для подшипников качения

В зависимости от типа механизма используются твердые, пластичные вещества или масла. Тут важно учесть условия эксплуатации агрегата. Впрочем, наиболее выигрышным вариантом остаются масла. Они здорово отводят тепло и характеризуются высокой проникающей способностью. Но, замечу, что в условиях возможности утечки вещества чаще применяют пластичные смазки (Mannol). Они более долговечны и сократят ваши расходы.

Смазка для подшипников электродвигателей высокотемпературная

Продукт обеспечивает чистоту, предотвращая оседание грязи, песка, пыли внутри механизма. Под каждый тип двигателя предназначено свое масло, оно требует периодической замены. Например, смазка высокотемпературная требует полного обновления каждые 3 недели (при условии постоянной эксплуатации агрегата).

Смазка для подшипников велосипеда какая лучше

На составах для этих систем нельзя экономить, так как смазка для высокоскоростных подшипников (CHAMPION, HUSQVARNA) обуславливает работу техники. Тип узлов влияет на периодичность обслуживания подшипников. Скажем, втулки на отрытых картриджах обслуживаются чаще, чем на закрытых. Лучше выбирать гигроскопичные образцы прозрачного типа, с хорошей адгезией и большим диапазоном колебания температур.

Натриевые, кальциевые

В сегменте термостойких средств комплексные бюджетные кальциевые смазки максимально распространены. Натриевые создавались еще до Второй мировой войны. На сегодняшний день сохранилось производство только НК-50.

Пигментные

Самая актуальная синяя смазка работает на малонагруженных скоростных деталях качения, в механизмах зубчатых передач, в электродвигателях. Она выручит в условиях широкого температурного разбега или в вакууме, но это дорогой вариант.

Литиевая смазка для подшипников

Универсальный вариант с широким диапазоном рабочих температур. Продукт основан на синтетических компонентах или в паре с минеральными маслами. Загустителями выступают неорганические и органические вещества. Хороший продукт выпускает бренд SMT.

Все производители настоящего рейтинга:

  • LIQUI MOLY – эта динамичная и инновационная немецкая компания выпускает более 6 тысяч наименований продукции на рынке автохимии, моторных масел и в прочих профильных областях. Бренд работает в своей сфере более 60 лет и заслуженно считается авторитетным. Это по-своему уникальные смазки отличного качества;
  • смазки MC 1510 Blue выпускает компания «ВПМАвто». Это российское научно-производственное предприятие, основная специализация которого состоит в разработке и изготовлении уникальных смазочных материалов. Такая продукция способствует восстановлению изнашиваемых поверхностей, а ее качество подтверждено мировыми стандартами. Часть материалов даже идет на экспорт;
  • Mannol – известный в определенных кругах немецкий бренд. С маслами и смазками Манол знаком практически каждый опытный автомеханик. При этом продукция довольно доступна и успешно предотвращает возникновение различных неприятностей;
  • смазки SMT STEP-UP производит компания AGA. Она выпускает на рынок исключительно инновационный высококачественный продукт, соответствующий самым жестким требованиям. Это высокая технологичность в сочетании с приемлемой стоимостью;
  • CHAMPION – молодой бренд представлен в нашей стране, начиная с 2005 года. Он выпускает различную садовую технику и полный ассортимент расходных материалов. Цена продукции очень доступна, все смазки едут к нам прямиком из Китая;
  • HUSQVARNA – это солидная шведская торговая марка, известная по всему миру. Она выпускает всевозможный садовый инвентарь, инструмент и расходники к нему. Качество отличное, как и цена.

Смазка для подшипников высокотемпературная

Смазка высокотемпературная LIQUI MOLY LM 50 Litho HT

Эта консистентная высокотемпературная смазка темно-синего цвета принадлежит ко второму классу NLGL и предназначена для периодической обработки деталей автомобилей и машин: шарниров, подшипников ступиц. Состав отлично воспринимает ударные нагрузки и устойчив к внешнему воздействию.

Он практически не вымывается холодной и горячей водой. Температура эксплуатации – от минус 30 до плюс 160 градусов. Очевидно, что смазка успешно выдерживает высокие температуры, высокие давления, предотвращает вибрации и рывки.

Состав оснащен антизадирными компонентами и демонстрирует высокий срок службы. Продукт легко наносится на поверхность, дает эффективную обработку, отлично держится, не вытекает из разогретых узлов. Существенно снижается трение. Все это работает на существенный рост ресурса агрегатов. Схема применения очень проста: детали очищаются от старой смазки, ржавчины, грязи, высушиваются. Смазка наносится на поверхность, избыток удаляется. Узел собирается обратно. Доступна фасовка по 0.4, 1, 5, 25 кг. Цена за 400 г – от 762 рублей.

Плюсы:

  • защита от задира, трения, рывков и вибраций;
  • стойкость к высоким температурам, давлению, воде;
  • высокие разделяющие и смазывающие свойства;
  • долго держится на поверхности.

Минусов нет.

Смазка высокотемпературная MC 1510 Blue для автотранспорта

Эта синяя литиевая смазка – настоящий хит продаж. Она характеризуется высокой окислительной стабильностью и способствует защите узлов трения от резких температурных скачков. Продукт демонстрирует отличную температуру каплепадения – 350 градусов, что гораздо выше, чем у импортных товарищей. Рабочий температурный режим тоже широк – от минус 40 до плюс 180 градусов. Эта смазка для подшипников высокотемпературная и водостойкая. Ресурса хватит более, чем на 300 тысяч км.

Состав успешно выдерживает разбитые дороги, экстренное торможение, жаркий климат и работает на таких узлах как зубчатые передачи, подшипники, шаровые опоры, карданные валы, опорные механизмы. Есть пакет присадок, обеспечивающих долгий срок службы при высоких температурах и нагрузках. Помимо этого продукт демонстрирует устойчивость к вымыванию водой и высокую адгезию. Производитель выпускает смазку в различной фасовке: 400 г, 420 мл, 9/18 кг. Цена тубы 420 мл – от 475 рублей.

Плюсы:

  • комплексный многоцелевой продукт
  • на фоне перегрева дает безотказную работу подшипников;
  • не вытекает даже в адских условиях;
  • стабильная работа в широком диапазоне плюсовых температур.

Минусы:

  • начинает твердеть при температуре ниже -20 градусов.

Смазка высокотемпературная Mannol (SCT) LC 2 пластичная

Перед нами противозадирная пластичная термостойкая литиевая смазка. Это паста синего цвета второго класса NLGI. Продукт разработан для длительной обработки ролико-, шарикоподшипников, работающих в высоких механических и термических нагрузках (осевые подшипники, приводы, подшипники карданного вала, ступицы, подвески и проч.).

Состав эффективен в температурном диапазоне -15 +170 градусов. Температура каплепадения – 260 градусов. Цена за тубу 400 мл – от 374 рублей.

Плюсы:

  • многофункциональность;
  • универсальность;
  • доступная цена;
  • устойчивая консистенция;
  • химически устойчивый состав;
  • эффективность.

Минусы:

  • не любит горячую воду.

Смазка для подшипников ступицы

Смазка для подшипников ступицы SMT STEP-UP литиевая

Продукт содержит эффективный литиевый комплекс, кондиционер металла, дисульфид молибдена, ингибиторы коррозии. Такой состав работает на высокие противозадирные, антифрикционные, противоизносные, антикоррозионные свойства.

Смазка умеет выдерживать экстремальные нагрузки и высокие температуры до +260 градусов. По защитным характеристикам она превосходит большую часть аналогов и не теряет их при попадании грязи.

Продукт используется для обработки разнотипных роликовых и шариковых подшипников качения и успешно выдерживает высокоскоростной режим. Эксплуатация возможна в различных температурных диапазонах. Не вымывается водой. Смазка упакована в жестяную банку, массой 453 г. Стоимость начинается от 594 рублей. Ребята из автосервисов берут по три банки смазки про запас.

Плюсы:

  • сильный состав;
  • работает в различных температурных диапазонах;
  • стойкая к воздействию воды;
  • выдерживает низкие температуры без изменения консистенции;
  • защищает от ржавчины;
  • противозадирные свойства.

Минусы:

  • высокая цена.

Смазка для подшипников ступицы LIQUI MOLY LMQ-7562

Перед нами консистентная смазка желто-коричневого цвета LIQUI MOLY. Это популярная и очень известная немецкая автохимия. Продукт имеет целую армию поклонников, что вызвано высочайшим качеством. Он принадлежит ко второму классу NLGI и применяется для регулярной и первичной обработки механизмов, сельскохозяйственных машин, инструментов, деталей автомобилей.

Он эффективен на подшипниках скольжения, качения, карданных крестовинах, шлицевых валах и успешно работает в качестве универсального материала.

Состав основан на литиевом загустителе и устойчив к действию воды (как горячей, так и холодной). Он характеризуется широким температурным диапазоном эксплуатации: от минус 30 до плюс 125 градусов, выдерживает давления. После обработки смазка противостоит вибрациям, рывкам, обеспечивает отличные разделяющие и смазывающие свойства.

Налицо поддержка работоспособности механизмов и узлов на протяжении длительного периода, причем, на достаточно высоком уровне. Чтобы получить желаемый эффект, очищенные детали высушиваются и обрабатываются. Избыток состава удаляется, проводится сборка узла. Доступна фасовка 400 г, 1/5/25 кг. Стоимость начинается от 360 рублей.

Плюсы:

  • длительный срок эксплуатации;
  • не вымывается горячей и холодной водой;
  • эффективна в широком температурном диапазоне;
  • продлевает ресурс агрегатов;
  • стабильный химический состав и консистенция.

Минусов не обнаружено.

Смазка для высокоскоростных подшипников качения

Смазка для высокоскоростных подшипников CHAMPION EP-0

Это универсальная минеральная смазка с высокой пластичностью, предназначенная для обработки звездочек шин, редукторных передач, валов, прочего инструмента. Литиевый состав эффективно работает при сильных нагрузках и на фоне высоких температур.

Он успешно предотвращает коррозию и не допускает преждевременного износа деталей, что обусловлено понижением потерь на трение. Смазка упакована в удобный тюбик с узким носиком, что существенно облегчает нанесение. Стоимость упаковки 120 г – от 190 рублей.

Плюсы:

  • защищает детали от износа при высоких механических нагрузках;
  • защита от коррозии, трения;
  • отлично задерживается на поверхности;
  • высокая адгезия, смазывающие свойства;
  • многофункциональность.

Минусы не обнаружены.

Смазка для высокоскоростных подшипников качения HUSQVARNA 5036212-01

Шведы предлагают состав для обработки ведомых звездочек. Продукт эффективно повышает ресурс эксплуатации цепи, обеспечивает защиту от коррозии. В список компонентов входит специальный пакет присадок, что гарантирует работу узлов с минимальным трением.

Применение этой смазки продлевает срок службы режущей шины бензопил. Смазку также можно использовать для игольчатых подшипников диска сцепления.

Смазка сохраняет эффективность в широком диапазоне температур. Средство упаковано в непрозрачную пластиковую тубу. Стоимость тюбика 40 г – от 175 рублей.

Плюсы:

  • оптимально подходит для подшипников;
  • защита от коррозии;
  • повышает ресурс работы улов;
  • работает в широком диапазоне температур.

Недостатков не обнаружено.

Советы по выбору смазки для подшипников показаны в видео:

Вам помогла статья? 0 раз уже помогла

Лучшие смазки для подшипников

Что выбрать — рейтинги автотоваров 25 апреля 2017 11265 0

К счастью, в практике современного автомобилиста потребность в покупке пластичных смазок возникает редко – все подшипники поставляются с собственными упаковками, объем которых достаточен для сборки. Идея регулярно менять смазку, чтобы отсрочить кончину какого-либо узла, осталась в советских временах дефицита, когда даже промывка масляных фильтров была обычным делом.

Однако все же есть случаи, когда потребность в замене смазки возникает. К примеру, на многих автомобилях тормозные диски и барабаны конструктивно являются одним целым со ступицей: при необходимости демонтажа конический подшипник придется снимать, так что и смазку обновлять все равно придется. В северных районах штатная смазка, рассчитанная на среднестатистические условия эксплуатации, может оказаться слишком густой – придется заложить специальную, даже если подшипник закрытый и смазан еще на заводе. Ну и, наконец, есть определенный смысл в замене заводской смазки в дешевых подшипниках: качество металла этим не улучшить, но износ можно снизить.

Отдельная категория потребителей пластичных смазок – это мотоциклисты и велосипедисты: у них потребность что-то смазать возникает постоянно, особенно у любителей внедорожной езды: после пары грязевых купаний колесные подшипники приходится промывать и заново смазывать.

Основные характеристики смазок и их классификация

В первую очередь при выборе хорошей смазки для подшипников нужно ориентироваться на ее вязкость: она определяет и скоростной, и температурный диапазон работы. При расчете подобных механизмов применяется понятие скоростного фактора, на основе которого выбирается необходимый класс смазки по NLGI. Для подшипников актуальны три из них – от первого (наименьшей вязкости) до третьего (наивысшей). Большинство подшипниковых смазок общего применения относятся ко второму классу, первый имеет смысл использовать в низкооборотных механизмах при отрицательных температурах, третий – в высокооборотных при большом нагреве.

Также стандартами NLGI определены классы смазок и по их применяемости:

  1. GA – малонагруженные подшипники, эксплуатируемые в диапазоне температур 20…70° С. Такие смазки пригодны для мототехники, автомобилей А-класса и меньше.
  2. GB – смазки для средних нагрузок в температурном диапазоне 40…120 °С. Применимы для большинства автомобилей, не эксплуатируемых в жестком режиме (агрессивная езда, горные серпантины и так далее).
  3. GC – смазки для грузовых автомобилей, спортивной техники, где температура ступичного подшипника может доходить до 160 °С.

Увы, эта удобная классификация в Европе не прижилась, в отличие от также пришедшей из Америки классификации API. Обычно производители пластичных смазок указывают только вязкость при 40 градусах – для колесных подшипников «среднестатистической» является 150 сСт, что сопоставимо с NLGI GB.

И ресурс, и антифрикционные свойства смазки определяют ее основа и тип загустителя. Для подшипников применяются в основном два типа смазок:

  • Мыльные смазки производятся на основе солей жирных кислот и продуктов переработки нефти (минеральная основа). Так, на солях лития выпускаются литиевые смазки (простейший пример – «Литол-24»), на солях кальция – кальциевые (солидол), и так далее. Кальциевые смазки неприменимы при высоких температурах из-за термического распада уже на 80 °С. Поэтому этот класс смазок сейчас представлен только комплексными литиевыми смазками, имеющими широкий рабочий диапазон температур при низкой себестоимости, неплохие антифрикционные свойства.
  • Органические смазки выпускаются на всех видах основ – от минеральной до синтетической, выбор загустителей также велик – от соединений мочевины до сложных органических комплексов. Поэтому указать на какие-либо их общие свойства достаточно трудно.
  • Полностью синтетические смазки на различной основе (чаще – перфторалкилполиэфиры PFPE, полиальфаолефины PAO), обеспечивают великолепные антифрикционные свойства, выдерживая при этом нагрев до температур, достижимых лишь при крайне жесткой эксплуатации. Обратная сторона – высокая цена, вынуждающая использовать такие материалы только по крайней необходимости.

Видео: Смазка закрытых подшипников

Читайте также: Как выбрать лучшую смазку для суппортов
Для улучшения свойств литиевых смазок в их состав вводятся дополнительные модификаторы и антизадирные присадки. Самый старый и простой пример – графитная смазка, представляющая собой смесь графитовой пыли и литола, но и сейчас ряд производителей использует графит в более сложных составах. Чаще всего применяется дисульфид молибдена, хотя он значительно снижает водостойкость смазки: это необходимо учитывать при выборе смазки для внедорожной техники – для них предпочтительнее тефлоновые, к тому же демонстрирующие наивысшие показатели снижения трения. В высокотемпературных смазках обычно используют медный мелкодисперсный порошок.

В узлах, испытывающих длительный нагрев (для ступичных подшипников это условие подходит как нельзя лучше), необходимо учитывать и так называемую температуру каплепадения. Она должна как минимум в несколько раз превышать максимальную температуру нагрева узла, в противном случае смазка будет быстро вытекать из зоны трения, что ускорит износ подшипника на порядок. Даже на закрытых подшипниках низкокачественную смазку с малой температурой каплепадения сразу видно – она выползает из-под крышек, тонким слоем растекаясь по близлежащим поверхностям.

Выбор смазки

Итак, для большинства применений оптимальной будет смазка NLGI GB второго класса. Если производитель игнорирует в технической документации американскую классификацию (этим грешат в первую очередь производители автохимии – фирмы наподобие SKF, специализирующиеся на подшипниках и смазках для них, классы NLGI указывают всегда), то критерии для выбора будут такими:

  • легкий городской автомобиль, обычное движение в потоке: средевязкие смазки (130-170 сСт), нет особых требований к составу – применимо большинство литиевых.
  • тяжелый автомобиль, легкий коммерческий транспорт, агрессивная езда или горная местность: загущенные смазки (160-190 сСт), крайне желательно наличие антифрикционных и антизадирных присадок. Обратите внимание на синтетические смазки с содержанием тефлона.
  • спортивная техника, крайне жаркий климат: высоковязкие (до 220 сСт) смазки с обязательным содержанием комплекса присадок. Как минимум полусинтетическая основа, в идеале — PFPE.
  • внедорожная техника, дождливые регионы и прочие условия, когда велика вероятность попадания воды в подшипник: вязкость подбирается от нагрузки, дисульфид молибдена противопоказан.

Видео:Штатная смазка в китайских подшипниках

Лучшие представители

Литиевые смазки общего применения

Castrol LMX Li-Komplexfett 2

Смазка используется на заводском конвейере Mercedes-Benz, что уже неплохо ее рекомендует. Несмотря на любовь немецких концернов к переусложнению всего и вся в угоду маркетингу, смазку это обошло: она производится на классической минеральной основе с комплексным литиевым загустителем, но, тем не менее, получила богатый пакет присадок и в результате может работать в условиях высоких нагрузок и при перегреве.

В холодном климате малоприменима – вязкость в стандартных условиях составляет 200 сСт.

Liqui Moly LM 50 Litho HT

Комплексная литиевая смазка, соответствующая второму классу NLGI. В среднем климатическом поясе она оптимальна для большинства применений: имея вязкость 150 сСт в стандартных условиях, она за счет сложного состава загустителя демонстрирует температуру каплепадения 290 ?С.

Однако в жарком климате или на холоде использовать ее не стоит: температура замерзания в минус 24 градуса обеспечит зимой практически сухое трение до момента прогрева, а с учетом падения вязкости до 13 сСт уже при ста градусах применение также ограничено. И, если антифрикционный пакет присадок еще позволит смазке работать при излишнем разжижении, то от вытекания это ее не спасет – по вязкости смазка в этот момент аналогична обычному моторному маслу 5W40 при комнатной температуре. Особенно это актуально для тяжелых автомобилей с коническими подшипниками колес: уплотнения у них малоэффективны и рассчитаны именно на густую смазку.

PFPE смазки для высоких температур и нагруженных узлов

Total STATERMIC NR

Эта смазка подойдет не только для спортивных автомобилей: малоэффективными и быстро перегревающимися тормозами «грешат» и многие люкс-внедорожники. Вязкость этой смазки – 375 сСт, и применение ее оптимально именно в постоянно нагретых узлах. Зато она может работать при постоянном нагреве до 250 градусов и пиковом – до 300. Кажется избыточным? Не забывайте, что для гоночного трека или серпантина в южных горах это не так и много.

Арктические смазки

HUSKEY HTL-500 GREASE

Смазка на полностью синтетической основе также имеет и политетрафторэтилен (тефлон) в своем составе. Как результат производителю удалось достичь нижней планки применимости в -60 градусов при соответствии второму классу NLGI и высоких антифрикционных свойствах. В теплом климате эта смазка подойдет только для малонагруженных подшипников: вязкость 47 сСт в стандартных условиях на это явно указывает.

Благодаря дотошности производителя к вопросам сертификации известно не только о совместимости смазки со всеми видами резин (кроме этилен-пропиленовых каучуков) и пластиков, применяемых в автомобильной промышленности, но и о ее кошерности. Учитывая сугубо северное применение, это даже выглядит забавным.

Petrovich35 ›
Блог ›
Обслуживание подшипников роликов. Чистка, замена смазки.

Subaru Forester BMW X5 ///Murdered out ГАЗ 24 ♛Luxury♛ Honda Civic Бодрая ЯПОШКА Subaru Impreza WRX STI Субарышня! Honda Accord EXCLUSIVE RED Наверх Petrovich35 был 11 часов назад Петрович, 46 лет
Я езжу на Chery Tiggo 3 (T11 FL3) 1.6 МКПП, Chery Tiggo 5 (T21) 2.0 AT Шоколадка, Suzuki Grand Vitara 1.6 МТ 3d Коротышка и KIA Sorento V6 3.5 4×4 Дальнобойщик (до этого — KIA Sorento)
Череповец, Россия

Добрый день, друзья!

В этой записи покажу, как я обслуживаю ролики приводных ремней двигателя. Процедура в общем-то несложная, вскрыть подшипник, промыть его и заменить смазку, но очень важен выбор правильной смазки.

Ролики ремней двигателя работают с большими скоростями и в широком диапазоне температур (от момента пуска двигателя в мороз до продолжительной работы на горячем двигателе), поэтому для смазки подшипников роликов подходит далеко не любая консистентная смазка.

Изучая эту тему, я изучил профильные форумы типа oil-club или oilchoice, сравнил характеристики примерно десятка различных смазок. Как часто бывает при поиске нужной информации, пришлось перемыть тонны песка в поисках крупицы золота. Не претендую на истину, но для себя пришел к выводу, что среди множества характеристик, наиболее критичными при выборе смазки для высокоскоростных подшипников, к которым в большинстве случаев относятся и подшипники роликов, являются параметры кинематической вязкости и диапазона рабочих температур смазки:

1) Кинематическая вязкость при температуре 40 гр.C: должна быть около 100 сСт (примерно в диапазоне 80-130 сСт).
2) Кинематическая вязкость при температуре 100 гр.C: должна быть около 12 сСт (примерно в диапазоне 10-15 сСт).
3) Диапазон рабочих температур: не менее чем от -30 до +150 гр.С.

Смазки с более высокой кинематической вязкостью для смазки высокоскоростных подшипников не подходят. Так, в ходе экспериментов я убил ролик, заложив в него смазку Mobilgrease XHP222 (кинематическая вязкость 220 сСт при 40 гр.C). В итоге смазку при работе ролика просто выбросило через уплотнения подшипника, а сам подшипник погиб от перегрева.

Выбор подходящих смазок, в принципе, есть. Наиболее популярные из них:

— Chevron SRI
— Mobil Polyrex EM
— Shell Gadus S5 T100
— Slipcote Polyurea CV Joint
— Redline CV-2

Характеристики этих смазок здесь не привожу, кому интересно, без труда найдет их в сети.

Для себя я остановил выбор на Redline CV-2. Данная смазка имеет большой диапазон рабочих температур от -73 до +260 гр.C и подходящую кинематическую вязкость 120 сСт при 40 гр.С и 15 сСт при 100 гр.С.

Высокоскоростные подшипники нельзя забивать смазкой «под завязку». Оптимальное количество смазки составляет 25-30% от свободного объема внутри подшипника.

На фото ниже, для иллюстрации показан процесс замены заводской смазки в двух роликах ремней агрегатов автомобиля KIA Sorento. Каждый из этих роликов на тот момент прослужил порядка 50-70 ткм, и заводская смазка была заметно «уставшая».

Натяжные ролики приводных ремней насоса ГУР и компрессора конциционера:

Полный размер1.
Полный размер2.

Тонким острым инструментом аккуратно поддеваем крышку подшипника:

Полный размер3. На фото показано не совсем правильно, лучше вскрывать со стороны кромки, которая примыкает к неподвижной обойме подшипника.

Несмотря на то, что ролики оригинальные, с подшипниками GMB и KBC, заводская смазка уже больше похожа на грязь:

Полный размер4.
Полный размер5.
Полный размер6.
Полный размер7.
Полный размер8.

Промываем подшипник подходящим средством. Подойдут бензин, уайт-спирит, очиститель карбюратора и т.д.

Полный размер9.
Полный размер10.
Полный размер11.
Полный размер12.

Смазка Red Line CV-2, номер для заказа 80402 (туба 400 гр.):

Полный размер13.
Полный размер14.
Полный размер15.

Удобно смазывать подшипники, набирая смазку в шприц:

Полный размер16.
Полный размер17.

Закладываем смазку только на 25-30% свободного объема, затем равномерно распределяем ее между шариками и по дорожкам:

Полный размер18.
Полный размер19.

Если доступ к подшипнику с обратной стороны закрыт, то промываем и смазываем только с одной стороны:

Полный размер20.

Считаю, что своевременная замена смазки позволяет существенно продлить срок службы подшипников. Делать это или нет, решать вам.

Всем хорошего дня, до связи!

Пластичные смазки для подшипников

19.07.2015 — 14:37 19032 Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

На современных автомобилях число точек смазки усилиями конструкторов сокращено до минимума. Но все равно без смазок никак не обойтись при ремонте.

Пластичная смазка состоит из масла, различных присадок, наполнителей, красителя и загустителя, то есть вязкого вещества, подобно губке, удерживающего в себе молекулы масла. В качестве загустителя чаще всего используются мыла, так называются металлические соли жирных кислот – мягкие полужидкие массы.

По названию металла, образовавшего соль, именуется и смазка: литиевая, натриевая, кальциевая, бариевая. Мыло определяет, прежде всего, водостойкость и термостойкость смазки. Литиевые, кальциевые и бариевые смазки – водостойкие, а натриевые не очень, но зато выдерживают более высокую температуру, не становясь жидкими и не вытекая из узлов. Загустителями современных смазок часто служат и различные вязкие полимеры. Масло в составе смазки может быть минеральным или синтетическим (силиконовым, например).

Смазки бывают универсальными и специальными. Универсальные или многоцелевые смазки (multipurpose), как следует из названия, пригодны для применения везде, где от них не требуется каких-то особых качеств. Специальные смазки применяются там, где приходится работать при особо высокой или низкой температуре, в агрессивных средах, при повышенных нагрузках и скоростях скольжения, в течение долгого времени без замены. Существуют специальные смазки, проводящие электрический ток, не боящиеся морской воды и радиации, нерастворимые в топливе или предназначенные только для защиты от коррозии. Особые свойства обеспечиваются составом смазок, так, высокотемпературные смазки, допускающие нагрев свыше 150°C, содержат только синтетические масла. Смазки для тяжелых нагрузок содержат наполнители: дисульфид молибдена (MoS2), графит, тонкодисперсные порошки мягких металлов (цинк, медь, свинец), фторопласт (тефлон), вязкие полимеры.

Современные универсальные смазки по своим свойствам не уступают многим специальным и вполне могут применяться вместо них. Вот основные марки универсальных автомобильных смазок российского производства*, их свойства и область применения:

Литол-24. Основная и самая распространенная в отечественной автомобильной практике универсальная смазка. Состоит из индустриального минерального масла, загущенного литиевым мылом. Темно-желтая или вишневого цвета мазь, очень водостойкая, выдерживает нагрев до 120°C, может долго работать без замены. Применяется в подшипниках колес и всех прочих узлах трения, но кроме шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).

Лита, Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2У, Униол, Северол, Зимол. Все эти смазки подобны по составу, свойствам и области применения Литолу-24. Северол и Зимол, как следует из названий, более морозостойки, то есть не сильно густеют на морозе. Фиол-2У содержит дисульфид молибдена, она черного цвета и применяется в игольчатых подшипниках карданных шарниров.

ШРУС-4. Смазка, специально предназначенная для шариковых шарниров равных угловых скоростей, где велики удельные нагрузки со скольжением и вероятность задира поверхностей. Состоит из литиевого мыла с минеральным маслом, противозадирные свойства обеспечивает дисульфид молибдена, которого в смазке много – 10% по массе. Он же придает смазке радикально черный цвет. Имеет большое число зарубежных аналогов, также предназначенных прежде всего для ШРУС. Термостойкость – до 120°C. Может применяться в подшипниках качения, для смазки резьбы, шлицев сцепления, червячных, цепных и зубчатых передач, винтов домкратов.

ШРБ-4. Бариевая смазка, созданная специально для шаровых шарниров подвески и шарниров рулевых тяг, работающих в окружении воды, грязи и дорожных реагентов. Вязкая, очень липкая, волокнистая масса желтого цвета, при разлипании тянется между пальцами длинными нитями. Исключительно водостойка, держит нагрев до 130°C, хорошо удерживается на деталях, защищает от коррозии, инертна к резине. Правда, у сегодняшних автомобилей все шарниры, как правило, неразборные и смазывать их не надо. Остаются: подшипники, колесные болты, оси педалей, выводы аккумуляторной батареи.

№158 («Номер 158»). Литиево-калиевая смазка на основе вязкого авиационного масла МС-20. Закладывается в игольчатые подшипники карданных шарниров на заводе на весь срок их службы. Мягкая мазь, содержит канифоль и эффективную антиокислительную присадку – фталоцианин меди, благодаря которой имеет ярко-синий цвет и ядовита. Будьте осторожны! Применять «сто пятьдесят восьмую» лучше в герметично закрытых узлах: подшипниках электромоторов (стартера), редукторах стеклоочистителей, разумеется, в тех же карданных шарнирах. Рабочая температура – до 100°C.

Графитная смазка УСсА. Состоит из солидола – кальциевого мыла с минеральным маслом и молотого графита. Блестящая, черная, рыхлая масса. Предназначена для грубых механизмов, работающих на открытом воздухе: рессор, цепных передач мотоциклов прежних лет выпуска, винтов домкратов, лебедок, колесных болтов, сцепных устройств. Стоит недорого, водостойка, долго сохраняется на деталях. Не годится для подшипников качения, горячих узлов и точных механизмов, поскольку частицы графита в ней довольно крупные и подшипнику придется их перемалывать, а солидол-основа плавится и распадается уже при 70°C.

МС-1000, МС-Вымпел. Металлоплакирующие универсальные литиевые смазки. По виду тёмно-серая плотная паста с металлическим блеском. Содержат дисульфид молибдена, микропорошки цинка и других металлов, благодаря чему обладают высокими антизадирными и противоизносными свойствами. Создают металлоплакирующий эффект, то есть образование на трущихся поверхностях тонкой металлической (цинковой или иной) пленки, выглаживающей микронеровности и обеспечивающей низкие потери на трение и минимальный износ. Очень водостойки. Выдерживают температуру до 150°C. Подходят для всех узлов, особенно с высокими нагрузками, в том числе ШРУС.

ЦИАТИМ-201. Авиационная (давно не существующий Центральный институт авиационных топлив и масел) литиевая смазка на основе вазелинового приборного масла. Создана, прежде всего, для работы в авиационных узлах при низкой температуре за бортом. Но давно и широко применяется не только в авиации, но и в промышленности и на автотранспорте. Желтая мягкая мазь. Водостойкая, температурный диапазон – от –60 до +90°C. Неприменима для высоконагруженных узлов, подшипников колес, ходовых резьб и т.п., поскольку масло слишком «легкое».

Смазки типа ЯНЗ-2 и 1-13, как и различные кальциевые смазки – солидолы, считаются устаревшими, упоминание о них можно встретить в инструкциях к старым машинам, и в продаже их также еще можно найти, но в узлах современных автомобилей применять их не рекомендуется. Все они могут быть заменены более совершенными Литолом, Фиолами, МС-1000.

Разумеется, у этих смазок не счесть аналогов иностранного производства. Большинство «магазинных» смазок относится к универсальным. Но при их покупке обращайте внимание на указанную на упаковке область применения или хотя бы на допустимую рабочую температуру.

Смазки выпускаются в банках, тюбиках и специальных круглых картонных тубах, рассчитанных на шприц-нагнетатель.

Срок хранения смазок составляет около пяти-семи лет, в том числе в нераспечатанной емкости. Это не означает, что ровно по окончании срока смазку следует выбросить, все-таки смазка – это не ветчина! Просто свойства постепенно ухудшаются, и закладывать ее после истечения этого срока, скажем, в ответственные узлы нецелесообразно. Признаками старения смазки можно считать ее расслоение на масло и загуститель, а также трещины на поверхности смазки в банке, похожие на трещины на дне пересохшего озера.

Смазки не следует смешивать. При обслуживании узлов трения необходимо обеспечить чистоту и исключить попадание грязи в узел и в банку со смазкой. В частности, накладывать смазку в узел следует специальной чистой лопаточкой или отверткой, но не той, которой только что отворачивали грязные винты. И уж никак не пальцем руки, наверняка измазанной грязью от разборки узла. Внимание! Не заполняйте смазкой весь объем подшипника, достаточно трети или половины. Излишек все равно вытечет, особенно если подшипник высокооборотный.

Сегодня выпускаются и пластичные смазки в аэрозольных баллонах. Пользоваться ими очень просто: жидкая смазка вылетает из баллона под давлением, быстро проникая в самые узкие места между деталями. Через некоторое время растворитель из смазки испаряется, и она становится по-настоящему пластичной. Удобно, поскольку не надо разбирать соединение.

Специальные смазки

Силиконовая смазка. Белая масса, приготовленная на силиконовом (кремнийорганическом) масле, обычно с синтетическим загустителем. Главное преимущество – смазка не вызывает растворения или разбухания обычной, немаслостойкой резины, инертна к пластмассам и прочим синтетическим материалам, менее вредна для кожи рук, чем препараты на минеральных маслах. Непригодна для тяжелонагруженных подшипников колес и подобных.

Технический вазелин. Мягкая полупрозрачная мазь, белая или с желтоватым оттенком. Дешевая и очень легкоплавкая (+45°C), поэтому применяется только как консервационная, для защиты выводов аккумуляторной батареи, да и там может быть заменена любой «настоящей» смазкой. Для любых подшипников непригодна, поскольку наверняка расплавится и вытечет!

Медная смазка. Смесь синтетического или минерального масла с тонкой медной пудрой в виде чешуек. Цвет – соответствующий: яркая розово-золотистая медь. Применяется для резьб, втулок и соединений, работающих при высоких температурах и давлениях, небольших перемещениях и там, где вероятна коррозия. Частицы меди при трении деталей втираются в их поверхности, выглаживая их, увеличивая площадь контакта и уменьшая трение. Обеспечивает защиту от пригорания, «прихватов», задиров, увеличивает токо- и теплопроводность. Может быть использована для крепежных и шлицевых соединений, стыков системы выпуска, резьбы свечей зажигания, колесных болтов, тросов, рессор, клемм аккумулятора, деталей подвески и тормозов. Но в подшипниках качения эту смазку лучше не применять, так как чешуйки меди в ней довольно крупные.

Пушечная смазка ПВК, иногда называемая пушечным салом. Коричневая или темно-желтая вязкая мазь, предназначенная для долговременного противостояния коррозии при хранении. Применяется для защиты армейской техники, стоящей под открытым небом, откуда и появилось это грозное название. Содержит петролатум (похожее на очень вязкое повидло вещество) и ингибиторы коррозии. Для смазки узлов трения, и подшипников в том числе, смазка ПВК совсем непригодна!

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий

Закрыть меню