Циатим 201 характеристики

Смазка ЦИАТИМ-201: Характеристики. Где применяется? Чем заменить?

Поделиться Морозостойкая смазка ЦИАТИМ-201

Смазка ЦИАТИМ 201 была выпущена в продажу в конце 60-х годов прошлого века и получила название в честь организации-разработчика (Центральный институт авиационных топлив и масел).

Несмотря на свою 50-летнюю историю ее до сих пор без труда можно встретить на прилавках магазинов. А это говорит о ее востребованности в настоящее время.

Это морозостойкая антифрикционная смазка остается работоспособной на морозе до -60 °С, поэтому особенно была популярна зимой, а также в условиях Крайнего Севера.

Одним из факторов, которые сделали смазку популярной, было наличие ее в СССР в свободной продаже, несмотря на эпоху всеобщего дефицита. Именно по этой причине ЦИАТИМ-201 изначально использовали везде, где только могли придумать. Ее можно было увидеть даже в тех узлах, где она работала плохо или не работала совсем.

Со временем этот материал оброс множеством слухов – как о низком качестве, так и о бесконечном множестве чудесных случаев применений.

Что же представляет собой эта смазка и чем она хороша?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале выяснить, какой она имеет состав, какими обладает свойствами, какие у нее основные преимущества и недостатки, где ее применение будет эффективным, а где – нецелесообразным.

Состав смазки

ЦИАТИМ-201 – это пластичная многоцелевая смазка, изготовленная на основе минеральных нефтяных масел малой вязкости. В качестве загустителя используется стеарат лития. Кроме того, в ее составе имеется антиокислительная присадка, которая делает материал более стабильным.

В СССР смазка выпускалась в соответствии с ГОСТ 6267-74. Сейчас этот нормативный документ практически потерял свою актуальность и не является обязательным к исполнению. По этой причине состав современных смазок, выпускаемых различными производителями под именем ЦИАТИМ-201 в соответствии с разработанными ими самими Техническими Условиями, может незначительно различаться. Однако в любом случае ЦИАТИМ-201 остается минеральной литиевой смазкой с антиокислительной присадкой.

Характеристики смазки ЦИАТИМ-201

Свойства, особенности, характеристики и применение смазки ЦИАТИМ-201 определяются составом ее компонентов. Эта литиевая смазка от светло-желтого до светло-коричневого цвета изготовлена не нефтяном масле низкой вязкости, загущенном простым литиевым мылом. В составе также присутствует антиокислительная присадка.

Простой состав из доступных компонентов делает стоимость смазки предельно низкой.

Диапазон рабочих температур смазки составляет -60…+90 градусов.

В то же время температура каплепадения ЦИАТИМ-201 достаточно велика и составляет +175 °С.

Этот материал хорошо работает в условиях влаги, однако при постоянном контакте с водой – хорошо впитывает влагу и теряет свои смазочные свойства.

Низкая адгезия приводит к тому, что смазка легко смывается с поверхности водой и моющими средствами.

При работе на открытом воздухе смазка быстро высыхает и может формировать абразивные частицы. Низкая коллоидная стабильность может приводить к расслоению и выделению масла при хранении.

Воздействие высоких механических нагрузок приводит к разрушению структуры смазки. При этом она становится более жидкой, а предел ее прочности снижается.

Хочется отметить ее еще одну интересную особенность. Смазка дольше cохраняет свои свойства, если находится не на хранении, а в режиме непрерывной эксплуатации.

ЦИАТИМ-201 не относится к материалам повышенной пожарной опасности и не содержит агрессивных, вредных для здоровья человека веществ, поэтому при работе с ней достаточно соблюдения обычных мер пожарной и санитарной безопасности.

Как видим, характеристики смазки ЦИАТИМ-201 достаточно скромные.

Преимущества и недостатки ЦИАТИМ-201

Сразу заметим, что преимущества и недостатки, указанные далее в отношении смазки ЦИАТИМ-201, не являются собственно, плюсами или минусами. Материал изначально создавался для решения комплекса задач, с которыми на самом деле прекрасно справляется.

В то же время, абсолютно универсальных составов, которые могут работать в любых условиях и иметь при этом небольшую стоимость – не существует.

Согласно ГОСТ 6267-74, смазка ЦИАТИМ-201 – это морозостойкая смазка для малонагруженных узлов трения качения и скольжения в диапазоне температур -60…+90 °С.

И среди ее плюсов, несомненно – нижняя граница эксплуатационных температур. В то время как у большинства многоцелевых смазок она обычно составляет -30…-40 °С, узлы трения со смазкой ЦИАТИМ-201 прекрасно работают в условиях сильных морозах и не требуют разогрева.

Чтобы добиться такой морозостойкости при сохранении минимальной стоимости смазки в качестве базовой жидкости используются маловязкие масла, которые, в свою очередь, ограничивают несущую способность материала.

Невысокий предел верхних рабочих температур так же можно отнести к минусам. У других многоцелевых материалов этот параметр обычно лежит в пределах +120…+130 °С. Однако для большинства узлов оборудования любого назначения +90 °С – вполне достаточно.

Для чего используется?

Область применения смазки ограничена невысоким порогом верхней эксплуатационной температуры, невысокой несущей способностью и другими эксплуатационными свойствами.

Она успешно применяется в авиатехнике, узлах транспортных средств, контрольно-измерительных приборах, уличной технике и другого оборудования, не испытывающего серьезных нагрузок и усилий сдвига.

Изначально разработанная как авиационная смазка ЦИАТИМ-201 с характеристиками морозостойкости востребована для Северных регионов, где позволяет запускать и эксплуатировать технику даже в экстремальные морозы.

В принципе ЦИАТИМ-201 подходит и применяется для большинства узлов трения автомобильного и другого транспорта, где нет высоких нагрузок или температур:

  • Подшипников стартера
  • Подшипников генератора
  • Дверных петель и замков
  • Тросов управления
  • Гибких валов в оболочках
  • Рулевой рейки
  • Смазки валиков

ЦИАТИМ-201 не рекомендуется использовать для смазки резиновых и пластмассовых деталей – под действием базовых нефтяных масел эти материалы разрушаются. Для этой цели больше подойдет другой материал из этой же линейки – ЦИАТИМ-221. Его основные отличия и разница от ЦИАТИМ-201 – силиконовое базовое масло, которое полностью совместимо с пластмассами и эластомерами.

Чем заменить?

В качестве аналогов смазки ЦИАТИМ-201 можно подобрать множество материалов как отечественного, так и иностранного производства.

В линейке ЦИАТИМ имеется также 3 материала, которые часто используют вместо 201 смазки – ЦИАТИМ-202, ЦИАТИМ-203 и ЦИАТИМ-221. Эти пластичные смазки имеют различный состав, границы рабочих температур и другие характеристики. Однако они могут применяться в таких же узлах при аналогичных или более жестких условиях.

Так, если сравнить, например, ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-221, то мы увидим, что верхний порог второй смазки значительно выше и составляет +150 °С. Кроме того, эта смазка не растворяется в воде, может применяться в открытых узлах трения, совместима с пластмассами и резинами.

ЦИАТИМ-202 и ЦИАТИМ-203 по характеристикам незначительно отличаются от смазки ЦИАТИМ-201. Во многих ситуациях эти материалы взаимозаменяемы. Однако в тех случаях, когда важна морозостойкость именно до -60 °С, указанные смазки для замены не подойдут.

Другие материалы отечественного производства, которые могут служить заменой смазке ЦИАТИМ-201:

  • Зимол – водостойкая всесезонная смазка с высокой механической стабильностью. Работает при температурах от -50 до +130 °С. Характеризуется хорошими противоизносными и защитными свойствами
  • Лита – работает при температурах от -50 до +100 °С. Характеризуется высокой водостойкостью и хорошими консервационными свойствами. Механическая стабильность низкая.
  • МС-70 – морская смазка, которая отлично работает при непосредственном контакте с соленой водой. Диапазон рабочих температур ее так же невысок – от -45 до +65 °С, зато она характеризуется хорошими консервационными свойствами и обеспечивает периодическую работу механизмов в течение 10 лет. В мощных механизмах она может работать до -50 °С
  • Эра — это смазка с хорошими противозадирными, противоизносными и антикоррозионными свойствами. Диапазон ее рабочих температур -50…+120 °С. В отличие от ЦИАТИМ-201 Эра не разрушает резиновые изделия, поэтому может контактировать с уплотнениями, сальниками, прокладками и т.д.

Среди морозостойких зарубежных смазочных материалов также имеются такие, которые в большинстве случаев можно использовать вместо ЦИАТИМ-201:

  • Mobil Mobiltemp SHC 32 – синтетическая бентонитовая смазка, обеспечивающая низкий коэффициент трения и максимальные противоизносные характеристики в интервале температур от -50 до +180 °С
  • Huskey HTL-500 Ultra Low Grease – полностью синтетическая смазка с добавлением высокодисперсного политетрафторэтиленового наполнителя. Работает как при экстремально низких (застывание происходит при -71 °С), так и при экстремально высоких температурах до +221 °С. Смазка полностью безопасна для организма человека и имеет допуск H1 по NSF
  • Shell AeroShell Grease 22 – многоцелевая пластичная смазка на основе углеводородного масла, загущенного специальным микрогелем. Предназначена для тяжелых условий работы при температурах от -65 до +204 °С

Таким образом, имеется большое количество смазочных материалов, которые в большинстве случаев применения смогут полностью заменить ЦИАТИМ-201 и имеют более высокие свойства. Однако ЦИАТИМ-201 остается одной из самых дешевых смазок и прекрасно справляется ос своими функциями в пределах своих характеристик, что делает ее по-прежнему привлекательной для многих пользователей.
Поделиться Разделы Смазки КомпаундыПастыПластичные смазкиПокрытияУниверсальные смазки Клеи

Чем привлекательна смазка циатим 201?

13.09.2018 «Циатим-201» представляет собой технический смазывающий материал многоцелевого использования, предназначенный для снижения уровня трения и качения в узлах машин.

«Циатим-201» представляет собой технический смазывающий материал многоцелевого использования, предназначенный для снижения уровня трения и качения в узлах машин. Использование смазки актуально только для узлов со средней нагрузкой скольжения. Антифрикционная смазка используется в следующих направлениях:

  • механизмах автомобильного транспорта и других видах наземной техники;
  • авиационном оборудование;
  • радиотехнике;
  • электромеханических приводах;
  • точных приборах.

Вещество разработано в Центральном институте авиационных топлив и масел во времена СССР.

Характерной особенностью смазки является возможность эксплуатации в широком температурном диапазоне. Вещество практически не теряет свои эксплуатационные характеристики при температуре от минус 60 градусов до плюс 90.

При этом должны соблюдаться два требования:

  1. невысокие механические нагрузки;
  2. оптимальный уровень влажности.

Благодаря высокой морозостойкости вязкое вещество широко используется на транспортных средствах в условиях Крайнего Севера.

Чем привлекательна смазка «Циатим 201»?

Рассматриваемое вещество производится по ГОСТ 6267-74. Оно имеет светло-желтый или коричневый цвет. Консистенция вещества является маловязкой, что обусловлено наличием литиевых соединений. Тугоплавкость веществу придает антиокислительная присадка и маловязкое нефтяное масло. Название соответствует аббревиатуре Центрального института авиационных топлив и масел, который является разработчиком этого продукта. Для начала рекомендуем ознакомиться с совокупностью технических параметров, позволяющих выделить особенности смазки «Циатим 201».

Рассматриваемое вещество не токсично. При работе не требуются специальные средства защиты. Исключение могут составлять производственные предприятия, в которых действуют отраслевые стандарты. Циатим является горючим материалом. При возгорании для тушения пожара категорически запрещено использовать воду.

Недостатки «Циатим-201»

На сегодняшний день рассматриваемое вещество не в полной мере удовлетворяет требования к эксплуатации. В случае продолжительного хранения происходит расслоение. Тоже самое касается и эксплуатируемых узлов машин, когда они простаивают без движения. На открытом воздухе смазка быстро высыхает. По этой причинеавто владельцам авто не рекомендуется использовать смазку для нанесения на открытые узлы деталей и механизмов. Смазка обладает высокой гигроскопичностью и неустойчивостью к повышенной влажности.

Эксперты не рекомендуют использовать ее для консервации запасных частей, механизмов и деталей. Со временем происходит расслоение в результате которого отделяется масло, а остаточное вещество превращается в абразив.

Не рекомендуется покупать продукцию в расфасовке более чем 1 кг, поскольку, как отмечалось, при продолжительном хранении смазывающее вещество становится непригодным для использования. Также следует обратить внимание на то, что некоторые производители выпускают «Циатим-201» не по государственным стандартам, а собственным техническим условиям. Такая продукция может не выполнять свои целевые функции.

Использование смазки

Благодаря высокой устойчивости к низким температурам и дешевизне рассматриваемая смазка широко используется в автомобильных узлах. Используют для нанесения на следующие детали и элементы:

  • шаровые шарниры;
  • вращающиеся детали;
  • подшипники;
  • элементы электродвигателя, генератора и стартера;
  • тросы, которые находятся в оболочках;
  • вал спидометра;
  • оси корректора;
  • петли.

Смазку также наносят на клеммы аккумулятора.

Следует обратить внимание на то что смазку запрещено наносить на элементы, контактирующие с водой. Повышенный уровень влажности также является неблагоприятным фактором для использования «Циатим-201».

Такая особенность вещества обусловлена наличием литиевого масла. При повышенной влажности вещество впитывает частицы воды и теряет эксплуатационные параметры. Нужно подчеркнуть, что это касается и других составов, в которых есть литиевая масло. К ним относится «Литол-24». В условиях прямого контакта с водой гораздо эффективнее применять кальциевые смазки.

По некоторым источникам «Циатим-201» демонстрирует эффективность при смазке трущихся элементов оружия, например ударно-спусковых механизмов, замков, стволов и т.д.. При этом использование средства неэффективно для консервации и продолжительного хранения механизмов.

Альтернативы «Циатим-201»

Недостаточная механическая стабильность состава является основным недостатком. Также противоизносная смазка не подходит для длительного хранения.

Учитывая несоответствие современным требованиям, производители выпускают аналоги «Циатим 201» с улучшенными техническими характеристиками.

Практически вся продукция представлена зарубежными компаниями, но есть отечественные производители. Рассмотрим продукцию иностранных аналогов:

  1. Shell AeroShell Grease 22. Многоцелевой состав предназначен для использования в неблагоприятных условиях. В качестве основного элемента используется углеводородное синтетическое масло. Для загущения в состав добавляется микрогель, а также целый ряд присадок, обеспечивающих снижение коррозионных процессов, окисление, а также уровень износа. Вещество предназначена для эксплуатации при температурах от -65 до 200 градусов по Цельсию;
  2. BP Energrease SY-HT 2.В составе используется синтетическое масло и неорганические загустители. Противоизносная смазка может использоваться при температура от минус 50 до плюс 200 градусов по Цельсию. Благодаря неорганическому загустителю отмечается высокая структурная стабильность в разных температурных диапазонах. Производитель рекомендует использовать высококачественную консистентную смазку в высокооборотных подшипников. В отличие от «Циатима-201» смазка BP Energrease SY-HT 2 предназначена для длительного сервисного хранения. Она более эффективно справляется со своими функциями. В тоже время, покупка неорганического состава обойдется дороже;
  3. Mobil Mobiltemp SHC 32. В составе пластичной смазки используются синтетические базовые жидкости и минеральные загустители. Благодаря отсутствию парафинов вещество обладает высокой вязкостью при температурах до минус 50 градусов. Рекомендуется использовать на подшипниках качения и роликовых механизмах. Поставляется брендом Mobil SHC;
  4. Shell AeroShell Grease 6. Особенностью вещества является наличие минералов. Температурный режим варьируется от минус 40 до плюс 121 градуса. В качестве загустителя используется микрогель. Вещество предназначена для различных типов подшипников, КПП и других узлов транспортных средств. Вязкость базового масла обеспечивают высокие эксплуатационные характеристики, снижая коррозионные процессы и окисление, в тоже время, снижая трение между деталями;
  5. HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease.. Вещество изготавливается из синтетического масла, в которое добавляется ряд присадок и стабильный загуститель. Демонстрирует эффективную работу при температурах от минус 75 до +221 градусов. Многоцелевая смазка используется в разных отраслях, в том числе, на предприятиях пищевой промышленности. Класс сертификации позволяет использовать ее на предприятиях, где возможен случайный контакт с пищевыми продуктами;
  6. Teboil 0-Grease. Универсальная смазка, отличающаяся невысокой ценой. Основой является литиевая масло. Производитель рекомендует использовать на подшипниках при средних нагрузках. Эксплуатационные характеристики не снижаются при использовании в температурном режиме от минус 50 до плюс 80 градусов.

Существует и отечественная аналоги, которые пользуются спросом. Среди них необходимо отметить смазку «Эра», «Лита», а также «Циатим» серии 202 и 221.

Можно ли заменить «Циатим-201» на смазку «Циатим-221»?

Смазывающее вещество можно заменить, но при этом необходимо знать некоторые отличия, которые касаются технических характеристик:

  • «Циатим-201» представляет собой смазывающий материал на основе литиевого масла. В свою очередь вещества с маркировкой 221 — силиконовое масло. Это кальциевая смазка, отличающаяся влагостойкостью. Поэтому ее можно использовать для нанесения на резиновые и открытые поверхности;
  • разница между веществами заключается и в температурном диапазоне. «Циатим-221» предназначен для эксплуатации при температуре от минус 60 градусов до плюс 150;
  • «Циатим-221» не теряет свои технические параметры в течение 40 лет. Если же говорить о серии 201, то максимальный срок хранения, а также использования не превышает 60 месяцев;
  • смазывающие составы изготавливают по разным государственным стандартам.

Учитывая улучшенные технические характеристики, «Циатим-221» имеет более высокую стоимость. Нужно подчеркнуть, что вся линейка «Циатим» не соответствует современным требованиям. Иностранные производители выпускают более качественные материалы, обладающие высокими эксплуатационными параметрами и эффективностью.

Основным преимуществом смазывающего вещества «Циатим-201» является доступная цена. Низкая механическая прочность, высокая гигроскопичность, непродолжительный срок хранения, а также ограничение по использованию на открытых поверхностях являются ключевыми недостатками рассматриваемого состава.

Поэтому, если автовладельца интересуют надежные и более эффективные смазывающие вещества, рекомендуется обратить внимание на аналоги. Выше представлено несколько смазок от импортных производителей. Перечисленные составы гораздо эффективнее справляются со своими задачами.

Описание смазки Циатим 221

Некоторые водители новички пытаются понять, стоит ли использовать смазочный продукт Циатим 221 для своих транспортных средств.

Для многих водителей иногда становится проблемой выбор подходящей смазки для своего автомобиля. А ведь данный продукт достаточно важен, поскольку от его применения во многом зависит срок эксплуатации отдельных деталей, которые подвержены трению.

Основные особенности

Смазка Циатим 221 относится к категории термостойких веществ. Поскольку максимальный температурный режим допустимого применения может достигать отметки +150 градусов. Но при этом, ее можно использовать и в условиях холодов, когда температура будет пускаться до -60 градусов.

Именно поэтому, она нашла свое широкое применение в погодных условиях северных регионов. Детали механизмов не будут примерзать даже в сильные морозы.

Изготавливается продукт по ГОСТ 9433 80, в соответствии с необходимыми государственными стандартами. В ее основе силиконовое масло и кальциевое мыло, а также специальные антиокислительные присадки. При этом продукты нефтепереработки в данном продукте отсутствуют. Цвет будет иметь от светлых тонов коричневого до желтых оттенков. Также характеризуется абсолютным отсутствием воды в своем составе.

Смазка Циатим 221 не растворяется в воде, а также не теряет своих свойств даже при кипячении. Но при этом является гигроскопичной, а это значит, что ее хранение в негерметичной таре противопоказано. Но при значительном поглощении влажности, продукт склонен к уплотнению, и как следствие, его свойства функционирования при низких температурах, ухудшаются.

Если изучить описание и технические характеристики продукта, становится понятно, что она отлично подходит для использования на таких поверхностях, как металл в паре с резиной. Связана такая особенность смазки с тем, что в ее составе отсутствуют продукты нефтепереработки.

Применение

Стоит отметить, что такой материал нельзя совмещать со смазками других типов.

Наряду со своими преимуществами, Циатим 221 можно позиционировать как материал с плохими свойствами износа:

  • А это значит, что использовать его в условиях тяжелых нагрузок не допустимо. Но при этом, он отлично подходит для применения в узлах трения, которые работают в глубоком вакууме. Ее можно использовать для лучшей работы малонагруженных редукторов и подшипников.

Важной особенностью материала является его способность сохранять свои свойства длительный период времени, а именно, не менее 40 лет.

Особенностью смазки является, возможность ее применения в сопряжении материалов металл – пластик – резина. Но при этом недопустимым будет ее использование исключительно в металлических узлах. Означает это, что при выборе подходящей смазки для своего автомобиля необходимо заранее обозначить область ее применения. И когда потребуется использование вещества для более износостойких механизмов, лучше изучить аналоги, и отдать предпочтение другому продукту.

На сегодняшний день, рынок горюче-смазочных материалов имеет широкую линейку выбора. Есть очень популярные, есть менее известные смазывающие вещества. Все они имеют свое предназначение. Сегодня подробно рассмотрим смазку Циатим 201, а именно, ее состав, свойства, где применяется.

Циатим 201 — это

Смазка циатим 201 — антифрикционное смазывающее вещество разностороннего назначения. Разработан этот вид смазывающего вещества в СССР. Рассчитан для смазывания конструкций узлов и деталей скольжения, трения и качения с небольшой, и средней нагрузкой.Широкий спектр применения позволяет активно использовать циатим 201 в автомобильной и авиационной техниках, электрических, механических приводах и многих других. Одним из отличных свойств циатима 201 является морозостойкость, он не твердеет даже до -60 градусов. Благодаря таким характеристиками она решает проблемы трущихся узлов и деталей в условиях Крайнего Севера.

Разрабатывается Циатим 201 в соответствии с Государственным стандартом ГОСТ 6267-74.

Слово в названии смазки «Циатим» — сокращение, аббревиатура структурного подразделения, где придумали эту смазку, то есть, расшифровывается как Центральный научно-исследовательский институт авиационных топлив и масел.

Состав смазки Циатим 201

Цвет 201-й смазки циатим светло-желтый и светло-коричневый. Из-за того, что в составе этого вещества есть литиевое мыло, смазку называют литиевой.

Состоит из:

  • нефтяного масла с малой вязкостью;
  • загустителя «стеарат лития» (оно же литиевое мыло);
  • и присадок, защищающих от окисления смазанных поверхностей деталей.

Характеристики и применение

Благодаря наличию в составе различных компонентов, производители добились того, что циатим 201 имеет рабочий температурный диапазон от -60 до +90 градусов. Предел прочности составляет 500 Па (Паскаль).

Технические эксплуатационные характеристики смазки «Циатим-201» указаны в таблице:

Характеристика Значение
Температурный рабочий диапазон –60°С…+90°С
Температура каплепадения +175°С
Эффективная вязкость при –50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более 1100 Па•с
Устойчивость против окисления, мг КОН на 1 г. смазки, не более 3 мг
Предел прочности при +50°С 250…500 Па
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH 0,1
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более 25%
Пенетрация при +25°С Не нормируется
Срок годности от даты выпуска 5 лет (60 месяцев)
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более 26%
Коррозионное воздействие на металлы Защищает
Температура хранения и транспортировки –30°С…+30°С
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более 0,1%
Отсутствует

Особенности свойств циатима 201

Специфика свойств
1 В связи с мягкой консистенцией и недостаточной липкостью смазка может механически смываться с открытых поверхностей.
2 Консервационные свойства смазки ЦИАТИМ-201 невысоки.
3 При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается; в результате снижаются ее предел прочности и вязкость.
4 Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя.
5 Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется.
6 Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая.

Такая смазка по классу токсичности не относится к токсичным, а это значит, что не требуется специальных средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Если циатимовая смазка загорелась, можно тушить кашмой, например, или пеной, но не водой.

Преимущества и недостатки циатим-201

Плюсы:

  1. Такая смазка стоит не дорого, она дешевле своих конкурентов.
  2. Вещество не токсично, что делает ее использование безопасным.
  3. Смазка полностью инертна, нейтральна, то есть не разъедает резиновые и пластмассовые детали.
  4. Удобно использовать: не течет, имеет хорошую вязкость.
  5. Имеет хорошие температурные свойства, не твердеет даже при сильном морозе и не растекается при сильной жаре.

Минусы:

  • Открытая банка смазки высыхает на открытом воздухе.
  • Не для использования открытых деталей узлов и механизмов. Я, например, смазывал петли на воротах, сначала эффект хороший — ворота при открытии и закрытии не скрипят, но через пару недель смазка твердеет из-за воздействия воздуха. Если смазывать открытые детали механизмов, то смазка от воздействия кислорода даже превращается в твердые кусочки, а такие абразивные частички наоборот ускоряют износ трущихся деталей.
  • Если долго хранить, из состава циатима начинает выделяться масло. Расслоенная смазка уже не будет обладать заявленными способностями. Но для этого есть хороший совет — не покупать большую банку циатима 201, литровой вполне достаточно.
  • В парах, где развивается высокая нагрузка на детали такую смазку не следует применять.

Производят Циатим 201 разные фирмы. Некоторые делают в соответствии с ГОСТ 6267-74, а некоторые по своим внутренним техническим условиям (ТУ). На это следует обращать внимание при покупке любого товара. Если указан ГОСТ, то это лучше, чем ТУ.

Применение ЦИАТИМ-201

Из-за двух основных факторов, дешевая стоимость и морозоустойчивость, эта марка и модель смазки широко применяется в различных отраслях. В автомобильных узлах конструкций он применяется:

  • для смазки подшипников стартера и генератора, а также для смазки подшипников электромоторов;
  • для смазки корректирующей оси распределителя зажигания;
  • для смазывания различных вращающихся осей;
  • для смазки подшипников скольжения;
  • для смазки валиков;
  • для смазки петель;
  • для смазки тросиков;
  • для смазки гибкого вала спидометра;
  • для смазки рулевой рейки;
  • для смазки шаровых шарниров;
  • для смазки аккумуляторных клемм, чтобы не образовывались окисления.

Запрещено использовать Циатим 201 в деталях, куда попадает вода и где есть повышенная влажность, свыше 80%.

Литиевые смазочные средства довольно хорошо поглощают воду. Поэтому, если есть контакт с водой, циатим ее впитывает и ухудшает свои эксплуатационные характеристики. Такие же нюансы следует учитывать при использовании смазки Литол 24.

Где есть повышенная влажность, там нужно использовать не литиевую, а кальциевую смазку. Циатим не эффективен как консервант.

Аналоги Циатим 201

Российская популярная смазка Циатим 201 имеет конкурентов на рынке. Перечислим бренды аналогов циатима от иностранных производителей:

  1. BP Energrease SY-HT 2 / БП Энергрис. Эта смазка применяется в узлах, где детали подвергаются высокой температуре. Она защищает от износа, является противоизносной. Имеет хорошие показатели характеристик при разных температурах. Является антиокислительным веществом, то есть защищает поверхности деталей от образования окислов и дальнейшей коррозии.
  2. Shell AeroShell Grease 6 / Шел Аэрошел Гриз 6. Этот тип смазки на минеральной основе. Является универсальной. В составе содержатся ингибиторы коррозии, которые защищают от окислов и разрушения структуры металлов. Может применяться как для смазывания антифрикционных подшипников, так и других видов подшипников, и коробок передач. Температурный диапазон, при котором смазка сохраняет свои свойства, от -40 до +121 градусов.
  3. Shell AeroShell Grease 22 / Шел Аэрошел Гриз 22. Эта смазка высокого качества. Назначение ее для высоконагруженных деталей узлов. В составе смазки Шэлл 22 содержит базовое масло углеводородного соединения и загуститель Микрогель. Является защитой от окислов, от коррозии металла, от износа. Также в составе есть присадки, которые повышают несущую способность. Температурный диапазон от -65 до +204 градуса.
  4. Mobil Mobiltemp SHC 32 / Мобил Мобилтемп. Пластичная смазка Мобил 32 имеет долгий срок эксплуатации. Активно используется для наполнения шариковых и роликовых подшипников качения разных видов (обслуживаемые и герметичные). Также ею смазывают шпонки, винты, и передачи закрытого типа. Диапазон температур от -50 до +180 градусов.
  5. Teboil 0-Grease / Тебойл Гриз. Эта смазка как циатим, литиевая. В основе ее использовано очень жидкое минеральное масло. Используется для смазки подшипников качения средних и низких нагрузок. Также ею смазывают измерительные и другие различные приборы, которые эксплуатируются на морозе. Рабочий температурный диапазон от -50 до +80 градусов.
  6. HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease / Хаски. Эта смазка является универсальной для узлов и деталей конструкции автомобильных машин. Температурные характеристики: от -75 до +221 градусов.

Аналоги Циатим 201 российского производства:

  • Эра.
  • Зимол.
  • Лита.
  • МС-70.
  • Циатим-202.
  • Циатим-221.
  • и другие.

Отличия Циатим 201 от Циатим 221

Использовать 221 циатим можно вместо 201-го. Но есть некоторые отличия, которые следует знать:

  • Циатим 221 — это не литиевая, а кальциевая смазка многоцелевого назначения. Обладает стойкостью к различным температурам, также водостойкая. В основе 221-й смазки — силикон. Применяется для смазки различных соприкасающихся пар «металл-металл», «металл-резина». Циатим 201, если долго будет контактировать с резиновыми деталями, может нарушить ее целостность.
  • Циатим 221 имеет более широкий температурный диапазон, -60 до +150 градусов. А у циатим 210, от -60 до +90 градусов.
  • По цене также есть большая разница. 221 стоит в 3-5 раз дороже, чем 201.
  • По заявленным характеристикам, 221 циатим способе сохранять свои эксплуатационные свойства до 40 лет. А циатим 201 сохраняет свои показатели в течение 5 лет.
  • Производство 221 циатима осуществляется по другом Государственному стандарту, ГОСТ 9433-80.

Вывод

Из вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что Циатим 201 очень популярен из-за недорогой стоимости и отличной морозоустойчивости. Из недостатков отмечено то, что 201й имеет не широкий температурный режим и не назначается для смазывания пар, подвергающиеся высоким, тяжелым нагрузкам. Также циатим 201 гироскопичен, то есть запрещено допускать ее контакт с водой. Еще он быстро высыхает на открытом воздухе.

Для дорогих автомобилей и других видов техники сейчас можно приобретать аналоги, у которых характеристики лучше, но стоят они дороже.

Добавить комментарий

Закрыть меню