Втягивающее реле стартера

Содержание

Втягивающее реле стартера — устройство, неисправности, проверка

28

Фев

Электрика и диагностика

Возможность запуска двигателя поворотом ключа зажигания из салона и без больших физических усилий можно смело отнести к одному из самых значимых достижений конструкторов в части улучшения потребительских качеств автомобиля. Тем не менее, иногда случается так, что завести машину электростартером не получается. Причины подобного неприятного события разнообразны, но в перечень наиболее вероятных среди них входит неисправность втягивающего реле. Подкованный автолюбитель в состоянии быстро локализовать и диагностировать такую поломку собственными силами, после чего провести ремонт и восстановить нормальную работоспособность автомобиля без обращения в сервис и с минимальными финансовыми затратами. Для выполнения части проверок потребуется помощник.

Назначение и конструкция втягивающего реле

Втягивающее реле стартера представляет собой тяговый электромагнит с двумя обмотками, имеющий подвижный сердечник с возвратной пружиной и используемый для активизации муфты свободного хода. Часто из соображений увеличения общей надежности оно конструктивно выполнено в виде одного из функциональных блоков стартера.

Запуск двигателя от стартера происходит благодаря вращению в нужном направлении маховика, которое происходит через соответствующую шестеренку. Поэтому при подаче тока на втягивающую обмотку реле шестеренка муфты стартера (бендикса) переводится в рабочее положение и входит в зацепление с зубчатым венцом маховика, дополнительно сжимая возвратную пружину. При достижении муфтой крайнего переднего положения для уменьшения расхода тока втягивающая обмотка отключается и под током остается только удерживающая. Затем включается электродвигатель стартера.


Постоянное зацепление бендикса и маховика недопустимо и после запуска двигателя его необходимо разорвать. Для этого при выводе ключа зажигания из положения запуска разрывается цепь подачи тока на удерживающую обмотку, исчезает усилие фиксации муфты в переднем положении и возвратная пружина перемещает шток реле в исходное положение.


Необходимость применения представленной здесь довольно сложной процедуры обусловлена тем, что

  • обращение к ней надежно страхует стартер от выхода из строя (его не увлекает работающий двигатель и он не переходит в генераторный режим);
  • снижается нагрузка на аккумулятор;
  • не происходит раскрашивание зубьев шестеренки и венца.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Трехуровневый регулятор напряжения генератора
  • Как правильно поменять лампы на Рено Логан
  • Бендикс стартера — функции, неисправности, проверка и замена бендикса на стартере

Признаки отказа реле и их причины

Реле выходит из строя из-за механического износа и заклинивания, подгорания контактов, обрывов в токоведущих цепях. На неисправность этого узла указывает следующее:

  • при попытке запуска двигателя стартер крутится без проворачивания коленчатого вала двигателя;
  • попытка запуска двигателя сопровождается характерным щелчком без вращения стартера или же стартер не развивает обороты, необходимые для запуска;
  • после начала работы двигателя стартер не отключается и функционирует опять же с характерным высоким звуком.

Причины отказа реле стартера:

  • разрыв цепей передачи тока на втягивающую и удерживающую обмотку;
  • ослабла возвратная пружина;
  • подгорели контакты;
  • повреждена обмотка;
  • разрушение корпуса.

Проверка реле без демонтажа стартера


Проверка работоспособности втягивающего реле на первом этапе не требует разборки и демонтажа стартера:

  1. Визуально контролируют отсутствие обрывов соединительных проводов к реле.
  2. После переводе ключа зажигания в положение “Запуск” должен быть слышен характерный щелчок.
  3. При наличии щелчка и отсутствии запуска стартера возможна неисправность замка или его контактов.
  4. Для проверки исправности замка снимают провод реле, который соединяет его с замком. Затем отверткой эта клемма замыкается на клемму батареи (операция эквивалентна шунтированию замка). Если происходит запуск двигателя, то причина отказа — реле.

Диагностика без снятия стартера с применением мультиметра

Для этого мультиметром (тестером) последовательно сначала замеряют напряжение на клеммах аккумулятора, отключенного от бортовой сети автомобиля. Оно составляет примерно 12,7 В. При показаниях прибора менее 12 В считается, что аккумулятор сильно разряжен и не пригоден к дальнейшим проверкам.

Далее восстанавливают штатное соединение проводов и замеряют напряжение на клеммах батареи и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем оно меняется не более чем на 0,1 В и будет равным в обеих контрольных точках. Переводят ключ в положение запуска. Напряжение на контактах реле не должно опускаться менее 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, что подгорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.

Проверка со снятым стартером с помощью мультиметра

Данная проверка втягивающего реле позволяет очень точно выполнить внутреннюю диагностику и определить состояние обмоток и контактов.
Демонтаж стартера в зависимости от марки автомобиля выполняют различными способами. Для ВАЗ 2110 эту процедуру осуществляют снизу из ямы. Перед отвинчиванием крепежа снимают провода (клеммы лучше пометить, чтобы не перепутать при сборке), возможно потребуется снять защиту картера.

Для начала подают напряжение с аккумулятора на корпус и клеммы реле, срабатывание сопровождается характерным щелчком и видимым перемещением штока.
Дальнейшие проверки осуществляют с помощью мультиметра, который переводят в режим измерения сопротивления и выбирают диапазон 200 Ом.

Видео: Проверка стартера снятого с автомобиля

Сначала проверяют исправность втягивающей и удерживающей катушек. Для этого один из щупов подключают к массе, вторым последовательно касаются контактов. Показания прибора составляют 2 Ом. Отклонение показаний прибора от указанного значения – признак обрыва или короткого замыкания.Для проверки силовых контактов из корпуса реле вынимают сердечник и снимают возвратную пружину, после чего вставляют сердечник обратно. Шток сердечника с определенным усилием упирают в стол и заменяют сопротивление уже между контактами. Сопротивление составляет примерно 1,5 Ом.

Заключение

Диагностика неисправности втягивающего реле не относится к сложным техническим процедурам, ее по силам провести автолюбителю со средним уровнем познаний в электротехнике, обладающему слесарными навыками. При работе потребуется только знание принципов функционирования этого узла. Точная диагностика производится с помощью мультиметра.
Реле не относится к устройствам, ремонтопригодным в условиях гаража. Поэтому неисправное реле заменяется на новое.

Печать

Втягивающее реле стартера: устройство, неисправности, проверка

Знакомая многим автолюбителям ситуация, когда после 2-3-х неудачных попыток запустить мотор, под капотом раздается треск втягивающего реле и стартер отказывается прокручивать двигатель. Особенно это актуально в зимний период, когда емкость аккумулятора падает и он быстро разряжается.

Для того, чтобы лучше понять причину неисправности втягивающего реле (ВР), давайте вкратце вспомним устройство самого стартера и по какой схеме он работает на автомобиле.

Напомним

Стартер автомобиля является электрическим двигателем кратковременного действия. Если силовой агрегат не запускается с трех-пяти попыток, то нужно искать причину и не крутить его зря, так как это в большинстве случаев отражается на его дальнейшем существовании. Говоря простым языком — не стоит его «насиловать».

Устройство автомобильного стартера

Стартер состоит из корпуса (внутри которого расположена обмотка статора) и ротора, вращающегося на двух подшипниках, а также втягивающего реле.

На конце вала ротора находится обгонная муфта (бендекс) снабженная зубчатой шестерней, которая при пуске входит в зацепление с маховиком коленчатого вала.

Схема стартера

В задачу реле входит запуск стартера и обеспечение соединения с маховиком для пуска двигателя.

Устройство реле

Реле состоит из корпуса, в котором размещены обмотки, сердечника, возвратной пружины, центрального контакта, крышки с двумя силовыми контактами, выполненных в виде болтов, резьба которых выступает из крышки. В крышке также имеется разъем, куда приходит питание от замка зажигания в момент пуска двигателя.

На один из болтов приходит постоянный «плюс» с аккумуляторной батареи, а второй контакт соединен со статорной обмоткой.

Схема втягивающего реле

Сердечник реле соединен посредством вилки с бендексом. Вилка в свою очередь работает по принципу коромысла. При втягивании сердечника, он выталкивает обгонную муфту на встречу с маховиком двигателя, а при отпускании сердечника бендекс отводится назад.

Схема работы

При повороте ключа зажигания в положение «пуск» на обмотку реле подается питание, в втягивающей обмотке создается магнитное поле, которое втягивает сердечник катушки, замыкающий силовые контакты. Одновременно сердечник через вилку выталкивает обгонную муфту к маховику коленвала, заставляя последний прокручиваться.

Конструктивно ВР имеет две обмотки: втягивающую и удерживающую.

Втягивающая обмотка втягивает сердечник, который через центральный контакт, соединяет силовые разъемы реле, перебрасывая питание с аккумулятора на электродвигатель стартера, заставляя последний работать.

Все это время удерживающая обмотка удерживает сердечник, обеспечивая подачу питания на электродвигатель стартера.

В случае, когда аккумуляторная батарея разряжена, то ее силы хватает, чтобы сработала втягивающая обмотка, но не хватает напряжения для удерживающей. Сердечник под усилием возвратной пружины отходит назад, и втягивающая обмотка опять пытается втянуть его в катушку, но удерживающая не может его удержать, и он вновь отходит назад.

Вот именно эти попытки реле заставить перебросить питание с батареи на статорную обмотку и слышит водитель в виде частых щелчков (треска), когда сердечник реле многократно втягивается и отпускается при подаче питание на реле.

Неисправности втягивающего реле:

• Подгорание силовых и центрального контактов

Здесь один провод короче другого. Его нужно зачистити и нарастить путем пайки.

• Поломка возвратной пружины

Отвалились болты втягивающего

• Межвитковое замыкание

• Короткое замыкание в одной из обмоток

• Обрыв

• Ослабление креплений

Причины неисправностей:

• Подгорание разъемов вызвано в большинстве случаев плохим контактом в соединениях или долгой работой стартера, когда двигатель продолжительное время «отказывается» запускаться;

• Поломка пружины может быть вызвана как механическим повреждением, так и от длительной подачи напряжения, когда витки пружины просто выгорают;

• Межвитковое замыкание в обмотках также происходит от длительного воздействия напряжения при плохом запуске двигателя. Бакелит, которым покрыты провода для защиты, нагревается, начинает плавится и витки соединяются друг с другом;

• При выплавлении защитного покрытия один из витков может начать контактировать с «массой» корпуса, что вызовет короткое замыкание;

• Обрыв может быть вызван перегоранием одного из витков обмотки;

• При ослаблении крепления ВР наступает перекос и сердечник не может полностью втянуться внутрь корпуса, чтобы замкнуть силовые контакты.

Признаки неисправности:

• Одиночные или частые щелчки, стартер не крутит

• Сильный нагрев корпуса

• Стартер не выключается

Как проверить исправность реле

В случае, когда слышны частые щелчки и стартер не крутит, то причиной могут являться разряженная аккумуляторная батарея или слабое соединение «массы».

Когда же раздается один четкий щелчок, но стартер не крутит, то это «говорит» либо о подгорании силовых разъемов, либо о проблемах в самом стартере.

Для того, чтобы убедиться в том, что неисправность находится в самом реле, нужно перемкнуть отверткой (двигатель на нейтрале) его силовые контакты и если стартер заработает, то «виновато» само реле. Его необходимо снять и прозвонить тестером.

Проверка мультиметром

Если же стартер не отзывается, то проблемы могут быть как в нем самом, так и в реле. Нужен его демонтаж, разборка и дефектовка всех элементов.

Когда реле вообще не отзывается на поворот ключа зажигания в положение «пуск», нужно проверить приходит ли в это время питание на управляющий разъем (вывод расположен на его крышке).

Если питание не приходит, то необходимо проверить исправность замка зажигания и цепь питания от него до управляющего контакта.

Когда на управляющем контакте есть питание, то нужно проверить тестером сколько вольт приходит на силовой контакт от аккумулятора, а затем (нужен помощник) при пуске стартера проверить тестером сколько вольт приходит на второй контакт.

Если, например, на контакт от батареи приходит 12.8В, а перебрасывается 6-7В, то силовые контакты подгорели и их необходимо либо зачистить, либо заменить.

В случае, когда реле разборное, то нужно отдать крепление крышки и зачистить силовые и центральный контакты, если же реле неразборное, то его необходимо заменить.

Как поступить в случае поломки

При отказе реле, нужно, как было сказано выше, поставить нейтральное положение КПП, включить зажигание и перемкнуть между собой силовой контакт от аккумуляторной батареи и управляющий разъем. Двигатель запустится и можно будет добраться до гаража или ближайшего СТО.

В заключение

Периодически проверяйте зарядку аккумулятора и работу генератора, чтобы батарея всегда находилась в заряженном состоянии, способной выдать необходимое напряжение для срабатывания стартера.

Стартер со свтягивающим для ВАЗ 2107

Как обнаружить неисправности реле стартера и произвести ремонт?

08.12.2018 Стартер автомобиля имеет в своем строении втягивающее реле — это электромагнит, выполняющий определенную функцию в цепи системы зажигания. В процессе работы он подводит шестеренку бендикса к венцу маховика, имеющего зубцы для соединения.

Стартер автомобиля имеет в своем строении втягивающее реле — это электромагнит, выполняющий определенную функцию в цепи системы зажигания. В процессе работы он подводит шестеренку бендикса к венцу маховика, имеющего зубцы для соединения. После того как двигатель будет запущен, возвращает ее в первоначальную позицию. Втягивающее реле должно быть в исправном состоянии. Если оно сломано или работает со сбоями, то имеется определенный риск того, что двигатель не заведется. Ни в конструкции втягивающего реле, ни в механизме работы, по большому счету, нет ничего сложного. Поэтому причин поломки не так много. О том, как определить, что именно эта деталь неисправна, о причинах поломки и методах ремонта будет рассмотрено в статье.

Принцип работы

Автолюбитель, которому пришлось столкнуться с проблемами в работе втягивающего реле или просто захотелось узнать о нем больше, во избежание проблем в дальнейшем, стоит до ознакомления с неисправностями узнать больше о принципе работы.

Первоначально стоит определить понятие самого механизма – это самый обычный магнит. Состоит он из двух обмоток (удерживающая, втягивающая), схемы соединения со стартером автомобиля и сердечника оснащенного возвратной пружиной.

В тот момент, когда осуществляется поворот ключа зажигания, на реле, а точнее на обмотки, подается напряжение и возникает электромагнитное поле. При этом происходит перемещение сердечника, встроенного в корпус механизма. Он оказывает механическое воздействие на возвратную пружину, сдавливая ее. Конец «вилки» перемещается к маховику.

Шестерня бендикса выдавливается до того момента, пока не состыкуется с венцом маховика. Как только произошло зацепление, возникает замыкание системы запуска стартера. На этом этапе втягивающая обмотка перестает работать, а сердечник фиксируется в принятом им положении за счет удерживающей обмотки.

После отключения двигателя останавливается передача заряда от аккумулятора к втягивающему реле, и якорь возвращается в первоначальную позицию. Бендикс и вилка расцепляются с маховиком.

Все вышесказанное вполне объясняет то, почему поломку втягивающего можно в полной мере считать критической неисправностью. Без правильной работы этого механизма, будет проблематично завести автомобиль.

Схема

Словесное описание принципа действия реле стартера может быть несколько сложным для восприятия. Для лучшего понимания стоит обратить внимание на схему, представленную на рисунке выше.

Втягивающая обмотка подсоединяется к минусу через сам стартер. В свою очередь удерживающая обмотка подключается к аккумулятору автомобиля. В тот момент, когда сердечник втягивающего реле воздействует на рабочую пластину путем прижима ее к болтам, а на устройство стартера подается плюс с аккумулятора транспортного средства, тогда плюс передается и на минусовой выход втягивающей обмотки. После этого происходит ее отключение, и напряжение продолжает поступать исключительно в удерживающую обмотку. В действительности она несколько слабее, нежели втягивающая, но несмотря на это имеет достаточный ресурс, для того чтобы удерживать сердечник втягивающего реле внутри корпуса. Благодаря этому обеспечивается бесперебойная работа двигателя. Применение в устройстве двух типов обмоток обусловлено тем, что это позволяет снизить расход энергии, поступающей с аккумулятора транспортного средства, для запуска в работу мотора.

На рынке также представлены модели втягивающего реле, в которых применяется только один тип обмотки – втягивающей. Большую популярность они не имеют, так как при такой конфигурации повышается расход энергии.

Основные причины неисправности реле и признаки

Среди наиболее явных признаков того, что втягивающее вышло из строя можно выделить следующие:

  • В момент поворота ключа зажигания, запуска двигателя транспортного средства не происходит. Либо, автомобиль заводится, но только после нескольких повторов попытки его завести.
  • Мотор уже запущен, но устройство стартера издает сильный шум, подобный жужжанию. Это говорит о том, что вращение в нем происходит все еще с высокой скоростью.

Как уже стало ясно, неисправность втягивающего реле может быть одной из причин того, что транспортное средство не заводится. Обстоятельствами поломки устройства могут быть следующие:

  • Перегорание контактных пластин внутри механизма. В обиходе их чаще всего называют «пятаками». Снижение площади прохождения контакта или же «залипание».
  • Обрыв обмотки. Применимо как для втягивающей, так и для удерживающей. Происходит это вследствие обгорания.
  • Снижение функции возвратной пружины. Причиной может быть ее ослабление, ввиду изношенности материала или же простая деформация.
  • Короткое замыкание одной из обмоток.

Проверка реле

При обнаружении признаков того, что реле неисправно либо работает с перебоями, следует незамедлительно провести тщательную диагностику устройства.

Выявить неисправности реле стартера можно рядом доступных способов.

Чаще всего имеют место быть следующие варианты:

  • Определить происходит ли срабатывание реле совершенно несложно. В тот момент, когда происходит попытка запуска двигателя, должен раздаться щелчок. Он исходит от сердечника, при его движении. Этот звук говорит, что реле исправно. Отсутствие подобного щелчка, позволяет сделать вывод, что срабатывания устройства втягивающего реле не происходит. Наличие щелчка это еще не все. Он может быть, но стартер не начинает крутиться. В таком случае причиной того, что транспортно средство не заводится, является подгорание контактов.
  • Вероятна ситуация когда реле срабатывает, но далее возникает некоторое «дребезжание». По всей видимости, имеется неисправность в обмотках. Необходимо проверить сопротивление втягивающего реле стартера. В таком случае, следует прийти к помощи омметра. Посредством этого устройства предстоит проверить уровень сопротивления в обмотках. Для этого сначала извлекается сердечник, а затем и пружина, служащая для его возврата. Теперь, после демонтажа, измеряется сопротивление, имеющееся между обмотками и подачей «массы». Определенные при помощи омметра значения должны быть от 1 до 3 ОМ. Далее следует вставить сердечник реле, но без пружины. После этого замыкаются контакты, и определяется напряжение. Здесь оно должно быть от 3 до 5 измеренных единиц. Расхождение допускается, поскольку на разных реле оно допустимо может быть разным. Любое несоответствие измерений, тем, которые были указаны, говорит о том, что имеет место быть короткое замыкание цепи. Обмотки неисправны.

Ремонт втягивающего реле

В автомобилях современного образца устройства втягивающего реле делается цельным. Создание неразборного механизма выполняется по двум основным причинам:

  • По утверждениям производителей основной целью такого изменения стало то, что цельная конструкции позволяет повысить устойчивость механизма к агрессивным факторам внешней среды. В свою очередь это должно увеличить срок службы.
  • Вторая является не менее очевидной – это повышение дохода автопроизводителей. Поломка втягивающего реле, имеющего неразборную конструкцию, подразумевает необходимость его полной замены. Ремонт такой детали если и будет выполнен каким-то образом, то это ни в коем случае не гарантирует его дальнейшую работоспособность. Соответственно, наиболее правильно будет ее поменять целиком. Благодаря такому подходу повышается спрос на комплектующие запчасти.

Важно запомнить! Перед походом в магазин, стоит уточнить марку реле, которое установлено в транспортно средстве. Проще всего взять его с собой, чтобы снизить вероятность того, что заказанная деталь не подойдет. Но если такой возможности нет, то, по крайней мере, необходимо переписать марку установленного реле, а так же технические параметры устройства.

Ремонт реле, во многих случаях, осуществить вполне возможно. Некоторые автолюбители осуществляют эту процедуру своими руками. Если было принято решения по самостоятельному ремонту, то следует уделить должное внимание разборке механизма. Разборные модели втягивающего реле поддаются произведению ремонта. В отношении цельных видов механизма, как было сказано ранее, ремонт может быть осуществлен. Но при этом работа допускается только в незначительном объеме. К примеру, чистка контактов, если пригорели «пятаки». В случае если неисправна одна или обе обмотки, то ремонт будет неактуален.

Перед осуществлением демонтажа устройства стоит обратить внимание на то, как установлены клеммы (важно их не перепутать в процессе установки). Не лишним будет чистка контактов.

Для выполнения ремонта потребуется следующий инструмент: отвертка, паяльник и расходники (олово, канифоль). Первым этапом в разборке будет изъятие сердечника. Далее снимается верхняя крышка, именно под ней и находятся контакты катушек. Отделять оба контакта нет необходимости. Доступ к пятакам, как правило, появляется после отпайки лишь одного из них.

Следующим шагом будет откручивание болтов и изъятие пятаков. Производится визуальная оценка их состояния. Если выявлен нагар, то его следует удалить посредством зачистки наждачной бумагой. С посадочных мест его, так же стоит удалить. Здесь может быть применена отвертка с плоским жалом. После осуществления ревизии выполняется сборка устройства, в обратном порядке.

Типы реле и популярные производители

Для примера будут рассмотрены втягивающие реле, которыми комплектуются автомобили марки ВАЗ. В них устанавливаются следующие виды:

  • Для стартеров не редукторного типа, для моделей 2101-2107. Они же именуются «классикой».
  • Для стартеров не редукторного типа, для моделей 2108-21099
  • Для стартеров редукторного типа. Применимо для всех моделей.
  • Для стартеров редукторного типа AZD. Такие устанавливаются в 2108-21099, а так же в 2113-2115.

Ранее было сказано, что могут быть разборные и неразборные разновидности. К первому типу относятся старые модели. Следует отметить, что они взаимозаменяемы с новыми.

Выпуском втягивающих реле занимаются следующие производители:

  • Завод имени Тарасова (ЗиТ), город Самара. Торговые марки “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
  • БАТЭ – это борисовский завод, становившийся как предприятие производитель автотракторного электрооборудования (Беларусь, город Борисов).
  • Компания “Кедр” (город Челябинск);
  • Марка Dynamo AD, Болгария;
  • Белорусско-словенское предприятие. Город Гродно. Беларусь. “ИскРа” (Iskra).

Выбор может быть любым, но на практике наиболее часто потребители обращают внимание на первый вариант.

Втягивающее реле – вполне простой механизм, но его неисправность приводит к ощутимой проблеме в эксплуатации авто. Проверить и оценить работоспособность под силу каждому.

Осуществить ремонт можно, при наличии элементарных навыков и небольшого объема инструментов. Если реле неразборное, то при поломке придется прибегнуть к его замене. быстро и качественно помогут в решении данной проблемы.

Видео

Материал, несомненно, поможет при возникновении проблем с работой реле. Для большей наглядности и улучшения представления можно просмотреть видео по теме.

Цены

Стоимость детали может значительно разниться в зависимости от марки автомобиля. Ценовой диапазон расходится от 80000 до 900000 тенге.

Где купить

Прежде чем заменить втягивающее, его нужно купить. Сделать это можно . Так, исключается вероятность получения некачественной комплектующей.

Добавить комментарий

Закрыть меню