Замена блока управления двигателем

Как известно, современный инжекторный двигатель полностью управляется при помощи развитой ЭСУД. Система включает в себя блоки-контроллеры, датчики и исполнительные электронно-механические устройства. При этом для разных двигателей используются различные блоки управления.

Хотя указанные блоки представляют собой достаточно надежные устройства, исключать их поломки нельзя. К проблемам, которые напрямую связаны с ЭБУ, может привести короткое замыкание, механическое повреждение блока, попадание влаги внутрь контроллера и т.д. Так или иначе, некорректная работа блока управления не позволит нормально работать ДВС.

Еще отметим, что нередко замена штатного блока управления двигателем необходима и в том случае, если двигатель тюнингуется и форсируется. При этом необходимо также делать чиповку ЭБУ, однако не все блоки позволяют это сделать.

В подобной ситуации «мозги» меняются на подходящий аналог, после чего происходит перепрошивка блока управления двигателем. В этой статье мы поговорим о том, как заменить ЭБУ двигателем своими руками.

Основные функции блока управления ДВС

Начнем с того, что в случае выхода из строя блока управления данное устройство необходимо менять, так как ремонт зачастую нецелесообразен. С учетом высокой стоимости устройства зачастую практикуется замена на подержанный блок управления, реже приобретается новый ЭБУ.

При этом для замены следует особое внимание уделить подбору управляющего модуля. Блок управления должен быть не только подходящим по модели, но и соответствовать тому или иному типу двигателя. Другими словами, чаще всего ЭБУ подходит только от аналогичной модели автомобиля с точно таким же ДВС.

Блок управления двигателем является электронным устройством, на которое поступает информация от датчиков, установленных в различных системах авто. Контроллер, подобно компьютеру, обрабатывает полученную информацию, затем подает сигналы на исполнительные механизмы, поддерживая оптимальный режим работы ДВС с учетом постоянно изменяющихся условий.

Электронный блок осуществляет контроль за работой системы зажигания, впрыска топлива, оценивает состав отработавших газов и т.д. В каждой модели автомобиля бортовой компьютер индивидуальный под конкретный тип ТС.

Почему контроллер нужно менять и как заменить ЭБУ двигателем

Как уже было сказано выше, необходимость замены блока управления двигателем может возникнуть по разным причинам. В большинстве случаев сбои в блоке управления не позволяют нормально эксплуатировать авто, в результате требуется замена ЭБУ.

С учетом того, что блок управления двигателем представляет собой электронное устройство, отмечена его высокая чувствительность к перепадам напряжения в бортовой сети и замыканиям. Также не допускается попадание влаги в корпус ЭБУ. Еще блок может выйти из строя по причине повышенных вибраций, ударов и т.д.

  • Кстати, среди наиболее частых причин выхода из строя бортового компьютера все же является перепад напряжения, то есть замыкание в электроцепях автомобиля. Еще добавим, что в случае очевидных проблем с АКБ или генератором, когда напряжения попросту недостаточно, ЭБУ также может начать работать со сбоями.

Сразу отметим, что перед тем, как менять электронный блок управления, следует провести детальную диагностику автомобиля. Полная компьютерная диагностика машины, прежде всего, позволит точно убедиться, что проблема связана именно с блоком, а не с каким-либо другим элементом.

Также в рамках диагностики очень важно определить саму причину, которая привела к выходу контроллера из строя. Обратите внимание, если причину не обнаружить, тогда замена блока управления мотором может повторно обернуться поломкой недавно установленного устройства.

  • Важно понимать, что сбои в работе двигателя часто бывают связаны не с самим ЭБУ. Выход из строя датчиков ЭСУД, некорректная работа исполнительных устройств, поломки самого силового агрегата и другие причины не позволяют блоку обеспечить стабильную работу силовой установки.

Что касается самого блока, на начальном этапе проверяется напряжение на ЭБУ. Затем к блоку подключается диагностическое оборудование, тестируется работоспособность, проводится тестирование входных и выходных сигналов. Только проведенные в комплексе тесты позволяют сделать вывод о том, что блок управления неработоспособен и нуждается в замене.

Замена электронного блока управления ДВС

Теперь перейдем к самой замене. Следует учесть, что замена блока управления двигателем может оказаться сложной задачей в случае отсутствия необходимых навыков. Как правило, сначала ЭБУ нужно обнаружить. Другими словами, следует знать, где стоит блок управления двигателем на автомобиле в зависимости от марки и модели ТС.

  • Дело в том, что производители не всегда устанавливают ЭБУ в легкодоступном месте. Причин для этого много, начиная от защиты блока управления от вибраций, влаги и перепадов температур и заканчивая защитой от угона.

Рекомендуем также прочитать статью о том, где расположен блок управления двигателем. Из этой статьи вы узнаете о различных местах установки ЭБУ на разных моделях авто.

Во втором случае главной задачей является затруднение доступа к устройству, чтобы угонщик не имел легкой возможности подмены блока, обхода иммобилайзера и т.п. Вполне очевидно, что ЭБУ может стоять как в подкапотном пространстве, так и в салоне. Чтобы найти контроллер, может понадобиться частичная разборка салона, снятие навесного оборудования с двигателя и т.д.

Итак, после того, как блок найден, перед его снятием нужно отсоединить клеммы с АКБ, выждать несколько минут, затем можно приступать к отключению фишек-колодок с проводами от блока управления. Обычно колодки крепятся к разъемам при помощи специальных защелок. После снятия электронного контроллера производится установка нового или заведомо рабочего устройства.

После этого нужно проверить работоспособность ЭБУ, а уже затем собирать салон в обратном порядке. В случае если снималось навесное оборудование с двигателя, сначала нужно все детали и элементы установить обратно, а уже затем проверять работоспособность нового блока.

  • Также во время проверки желательно подключить к диагностическому разъему соответствующее оборудование. Это позволит убедиться в том, что двигатель и другие системы работают в штатном режиме с новым ЭБУ.

Кстати, на многих автомобилях блок нуждается в адаптации. На практике, особенно если речь идет об автомобиле с солидным пробегом, это означает «самоподстройку» контроллера с учетом износа ДВС, снижения производительности бензонасоса, форсунок и т.д. Получается, на оптимальные показатели работы двигатель после замены ЭБУ выйдет не сразу, а спустя некоторое время после начала эксплуатации автомобиля.

Советы и рекомендации

Хотя электронные блоки многих производителей официально являются неремонтопригодными, специалисты нередко вполне успешно восстанавливают данные устройства. Это значит, что возможность ремонта ЭБУ также не следует полностью исключать. Если блок очень дорогой или редкий, тогда возможность ремонта ЭБУ может оказаться выходом из сложившейся ситуации.

Также отметим, что после замены ЭБУ может потребоваться выполнить его перепрошивку (чиповку), что означает узкую подстройку работы блока под конкретный двигатель. Чип-тюнинг также актуален в случаях, когда на автомобиле установлено ГБО.

В случае, когда все работы выполнены правильно, дополнительная настройка ЭБУ позволяет улучшить отдельные технические характеристики мотора на конкретном авто. Как правило, двигатель начинает лучше «тянуть» на низких оборотах, исчезают провалы при резком нажатии на педаль газа, мотор работает более эластично на разных режимах и т.п.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как сбросить ошибку двигателя, если горит «чек». Из этой статьи вы узнаете о нескольких доступных способах сброса ошибки ДВС, которая прописывается в электронный блок управления.

Однако не следует забывать и о минусах чип-тюнинга. Если установлена программа неизвестного производителя, специалисты не «обкатали» прошивку на ходу и т.д., тогда ресурс двигателя может заметно сократиться, возникают проблемы со смесеобразованием, могут начать плавать обороты, двигатель «тупит», пропадает отзывчивость на нажатие педали акселератора, под нагрузками ДВС глохнет и т.д.

По указанным выше причинам выполнять прошивку блока управления двигателем должны только квалифицированные специалисты при помощи специального оборудования. Важно, чтобы программное обеспечение (прошивка) оказалось проверенным и качественным, после чего также производятся обязательные подстройки прямо на ходу (так называемая обкатка прошивки ЭБУ в режиме онлайн).

«Крути мотор» посвящен одному из величайших благ цивилизации — поршневому двигателю внутреннего сгорания. Все про эксплуатацию, сервисное и профилактическое обслуживание бензиновых и дизельных ДВС. Полезная информация по ремонту двигателя и навесного оборудования, методы и способы проведения диагностических процедур. Тюнинг, настройка мотора и грамотный подбор технических жидкостей.

Audi A6 650hp AGP motorsport ›
Бортжурнал ›
Чип-тюнинг. Настройка блока управления двигателем.

Honda Accord 😇 «White Angel» Hyundai Solaris Hatchback 😈 «с характером» Mitsubishi ASX Беляшик ЗАЗ 968 1.6i и 146 dB Acura RSX Type-S 🔰 NFSKA — БЫВШАЯ Лада Vesta Лaймовaя Красоткa Наверх Elysey был 2 дня назад Сергей aka SeRiLLo
Я езжу на Porsche Cayenne 958.2 FAST DIESEL и Audi A6 650hp AGP motorsport
Москва, Россия

Настраивать машину с глубокими изменениями по железу и периферии всегда задача нетривиальная. А настраивать такую машину на стоковых мозгах — работа в добавок ещё и творческая. И за один заход это не делается, приходится генерить несколько вариантов прошивок, катать машину смотреть параметры, писать логи, вносить изменения в прошивку и железо.
Теперь поверхностно о процессе. На рынке есть множество продуктов(железо и программы), позволяющих считывать и заливать дампы прошивок как по интерфейсу, так и на снятом ЭБУ(электронный блок управления), переводя микросхему в режим программирования. У каждого способа свои достоинства и недостатки. По интерфейсу это делать удобно, ненадо вскрывать панели машины и доставать ЭБУ(на котором часто стоит замок, который без болгарки вскрыть сложно), но процесс чтения/записи занимает до 20 минут, есть вероятность на некоторых прошивках завалить блок, и после этого в любом случае его вскрывать и в режиме программирования перешивать.
Внутри ЭБУ есть микропроцессор, микросхема флэшпамяти, микросхема еепром… остальное нас мало интересует. Программа и карты калибровок(настроек, параметров) живут в микросхеме флэшпамяти. К примеру для моторов 1.8Т, 2.7Т и многих других в ЭБУ Motronic ME7.5, 7.1 и т.д. параметры живут в микросхемах 29F800 и 29F400 с размером дампа 1024 и 512 кб соответственно. Есть ещё микросхема еепром 95040 с дампом 512 байт или в блоках иных машин 25080, собственно её аналог — используется для того, чтобы вырезать иммобилайзер.

На своём автомобиле я использую ЭБУ от ауди Allroad 2001 года, а прошивку редактирую от Ауди РС4, ибо конфиг мотора максимально приближен именно к RS4(коллектор, дроссель, валы). Но от стока много отличий, который стоковая прошивка не поймёт и не будет мотором рулить вообще. У меня во первых увеличен объём мотора, я выкинул расходомер — мозг пытается считать кол-во воздуха по альтернативному пути. Другие турбины, форсунки, геометрия впуска, нету 249, 335 клапанов, нет вторичного воздуха, нет вторых лямдазондов и катов, нет сигналов от ABS и приборки, ибо они другой системы, датчика уровня масла, давление свыше 1.5 избытка и т.д. Подо всё это нужно править мозги, чтобы они начали реагировать на всё адекватно. Собственно я всё настроил, форсунки 727cc(при 4 барах) идеал, STFT и LTFT на ХХ и средних нагрузках, смесь на верхах под бустом 10.5-11.5, начал выходить на буст выше 1.6 бара избытка и крякнула коробка. Сейчас коробас поменяю и дальше буду крутить.

Для редактирования прошивок есть разные программы, я использую WinOLS и TunerPro. В каждом типе прошивок от разных ЭБУ с разными номерами и даже разными версиями расположение и набор карт калибровок отличается. Т.е. если для ЭБУ 8D0907551F карта линеаризации буста находится по адресу 1DE0E, то для 8D0907551K — 1E0F0. И отличия зачастую не только в адресации, но и в размере карты, в размерности значений осей(8-16 бит), расположении осей и т.д. и т.п. Хорошо если есть файл с описанием расположения карт, так называемый дамос, а если его нет, то приходится искать карты ручками в «матрице». Например так…

Но для того, чтобы что то изменять или искать, надо понимать что искать, что нужно для получения какого то результата. Как взаимодействуют карты, за что отвечают, на что влияют, потому как зачастую изменив одну карту, необходимо поменять ещё несколько, иначе будет нестыковка и мозг будет работать кособоко, так, что по логам сложно будет понять где ошибка. Изменив значения одномерных карт(осей) нужно пересчитать все карты, использующие эту ось и т.д. Изменив карты, задающие значения рабочих переменных, надо понимать, что также нужно отследить и скорректировать карты, задающие рабочий диапазон пременных(диапазоны), по которым осуществляется защита мозга от передува, от преизбытка воздуха в различных режимах, от детонации и т.д., что ведёт к переходу мозга в аварийные режимы. Причём над последними надо поработать не менее кропотливо, чем над первичными. Потому как многие «чип-тюнеры» просто не тратят на это время и раздвигают эти границы в заведомо нерабочие диапазоны — просто для того, чтобы ошибка никогда не выскакивала и клиент к ним не приехал с вопросом, а чо у меня по передуву ошибка и т.д. Или просто задвигают углы для получения хорошей тяги на низах и/или на верхах, при этом сдвигают диапазон возможного отката по углам по детонации, чтобы машина не проваливалась под нагрузкой и не выходила в критичные режимы по откату. Убирают корректировку по температуре и т.д., стараясь добиться максимума. При этом откатывают машину например при +10 на улице, не думая, что же будет если на улице потеплеет или форсы работают на 110 процентов открытия. Потом выкладывают логи и замеры со стенда с внушительными цифрами. А после человек ближе к лету заправился чуть похуже бензином, подзабились кулера и мозг не смог адаптироваться под эти изменения и у человека крякает мотор, разваливаются поршня, дымят почти новые турбины. Я такие прошивки периодически наблюдаю и правлю. Однако без анализа прошивки знающим человеком с хорошим инструментарием, без записи развернутого лога никто не сможет с уверенностью сказать от чего же в итоге задымили турбины, треснул коллектор или поплавились поршня — вот и рождаются многочисленные обсуждения и обвинения на форумах.
Помимо описываемого в этом блоге моего автомобиля, настраиваю автомобили VAG группы и не только- Audi, VW, Skoda, Seat, Porsche, Lamborghini, BMW, Merscedes… Работаю с 1.8Т, 2.7Т, 4.2T, 2.0TFSI/TSI, 1.8tfsi/TSI, 2.0TDI, 3.0TDI, 5.0TFSI, 4.0TFSI, 5.2 и кучей других как турбовых так и атмосферных моторов. Помимо простых чипов на околостоковые машины есть куча 2.7Т, настроенных от 300 до 500 сил, 1.8Т на 240-250, 290 и 300+, до 600 сил… Много работ на странице моего тюнинг-центра AGP motorsport — заходите, подписывайтесь, следите за Instagram Вот видео человека, кому я 3 месяца назад настроил seat leon couprar на 300+ сил, при этом он постоянно пуляет на киевке на всех передачах, разгоняясь далеко за 200. Видео заезда с пассатом сс 3.6, как утверждает на выхлопе и чипе.

Однако любому, кто приезжает ко мне настраиваться я сразу говорю, что для настройки потребуется время, ибо даже на готовой прошивке я катаю каждую машину, смотрю логи и вношу корректировки. Потому как выясняется в последнее время даже одинаковые гибриды работают по разному, разные настройки вестгейтов, разное состояние форсунок, разный бензин в зависимости от региона и запрвки. И многие не готовы ради чипа всё подстроить и поменять на новое. Однако все параметры должны быть в допуске и исправны, потому как с дыркой на впуске, сломаным расходомером, просаженым давлением топлива в рампе, забитом катализаторе и убитой турбине я не буду ничего делать, даже если кто сильно просит ))))

6 лет Метки: тюнинг Нравится 438 Поделиться: Подписаться на машину Реклама

Audi A6 1998, двигатель бензиновый 3.0 л., 650 л. с., полный привод, механическая коробка передач — тюнинг

Добавить комментарий

Закрыть меню