Зарядное своими руками

Содержание

Совет 1: Как сделать самому зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Автор КакПросто! Кажется, что сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора – это дело только для профессионалов. На самом деле, соорудить такое устройство можно своими руками, из подручных средств, хотя для этого потребуются определенные технические знания. Для этого понадобятся детали, которые вполне могут найтись у вас дома, например, оставшиеся от старого компьютера. Вам понадобится

  • • Трансформатор силовой ТС-180-2, провода сечением 2,5 мм2, четыре диода Д242А, сетевая вилка, паяльник, припой, предохранители 0,5А и 10А;
  • • бытовая лампочка мощностью до 200 Вт;
  • • полупроводниковый диод, проводящий электричество только в одном направлении. В качестве такого диода можно использовать зарядку от ноутбука.

Инструкция 1 Простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора можно сделать из старого блока питания компьютера. Так как для зарядки аккумулятора нужен ток в размере 10% от всей емкости батареи, любой блок питания с мощностью более 150 вольт может стать эффективным источником заряда. Почти у всех блоков питания стоит ШИМ-контроллер на микросхеме TL494 (или аналогичной KA7500). В первую очередь нужно выпаять лишние провода (с источников -5В, -12B, +5B, +12B). Затем убрать резистор R1 и заменить на подстроечный резистор с наивысшим значением 27 кОм. От основного провода отключается также шестнадцатый вывод, четырнадцатый и пятнадцатый перерезаются на месте соединения. 2 На задней планке блока нужно установить потенциометр-регулятор тока R10. Там же проводятся 2 шнура: один для сети, другой – для клемм АКБ. 3 Для упрощения процесса лучше заранее приготовить блок резисторов. Его тоже можно изготовить вручную: соединить пару токоизмерительных резисторов мощностью 5 вольт. Общая мощность будет равна 10 вольт, а сопротивление – 0,1 Ом. Зарядное устройство нужно настроить на эту же плату. Для этого на нее закрепляется подстроечный резистор. Чтобы убрать возможность ненужных связей между корпусом и основной цепью важно удалить часть печатной дорожки. Это важно, потому что, во-первых, металлический корпус блока питания не должен вступать в гальваническую связь с цепью зарядки АКБ, а, во-вторых, исключается паразитная цепь. 4 Теперь нужно заняться выводами 1, 14,15 и 16. Сначала их необходимо облудить. Для этого провод очищается от изоляции и прижигается паяльником. Это уберет оксидную пленку, после чего провод прикладывается к кусочку канифоли, а затем опять прижимается паяльником. Провод должен приобрести желто-коричневый цвет. Теперь необходимо приложить его к кусочку припоя и в третий, последний раз прижать паяльником. Провод должен стать серебристым. После окончания этой процедуры осталось подпаять многожилистые тонкие провода. 5 Холостой ход нужно выставить переменным резистором при среднем положении потенциометра R10. Напряжение холостого хода будет задавать полный заряд в пределах от 13,8 до 14,2 вольт. На концы клемм устанавливаются зажимы. Изоляционные трубки лучше сделать разноцветными, чтобы не путаться в проводах. Это может привести к порче прибора. Красный цвет обычно относится к «плюсу», а черный – к «минусу». 6 Если устройство будет использоваться только для заряда аккумулятора, можно обойтись без вольтметра и амперметра. Достаточно будет использовать отградуированную шкалу потенциометра R10 со значением 5,5-6,5 ампера. Процесс зарядки от такого устройства должен быть легким, автоматическим и не требовать ваших дополнительных усилий. Это зарядное устройство практически исключает возможность перегрева или перезарядки АКБ. 7 Еще один способ изготовления автомобильного аккумулятора своими руками основан на использовании приспособленного двенадцативольтного адаптера. Для него не потребуется схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Важно помнить, что напряжение аккумулятора и напряжение источника питания должны быть равны, иначе зарядное устройство будет бесполезным. 8 Сначала нужно обрезать и оголить до 5 см конец провода адаптера. Затем разноименные провода разводятся на 40 см. Теперь нужно на каждый из проводов надеть зажим типа «крокодил». Не забудьте взять разноцветные зажимы, чтобы не перепутать полярности. Нужно последовательно подключить каждый зажим к аккумулятору, следуя принципу «от плюса к плюсу» и «от минуса к минусу». Теперь осталось включить адаптер. Этот способ довольно прост, единственная сложность – в выборе верного источника питания. Такой аккумулятор может перегреться в процессе зарядки, поэтому важно следить за ним и прерывать на время в случае перегрева. 9 Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора можно сделать из обычной лампочки и диода. Такое устройство будет совсем простым и для нужно совсем немного исходных элементов: лампочка, полупроводниковый диод, провода с клеммами и штекер. Лампочка должна быть мощностью до 200 вольт. Чем выше ее мощность – тем быстрее будет процесс зарядки. Полупроводниковый диод должен проводить электричество только в одном направлении. Можно взять, например, зарядку от ноутбука. 10 Лампочка должна гореть в половину накала, если же она совсем не горит, нужно доработать схему. Есть возможность, что лампочка будет выключаться при полном заряде автомобильного аккумулятора, но это маловероятно. Зарядка с таким устройством займет около 10 часов. Затем обязательно нужно отключить его от сети, иначе неизбежен перегрев, который выведет аккумулятор из строя. 11 Если ситуация экстренная, и времени на сооружение более сложных зарядных приборов нет, можно зарядить аккумулятор с помощью мощного диода и обогревателя, используя ток от сети. Подключать к сети нужно в такой последовательности: диод, затем обогреватель, затем аккумулятор. Такой способ малоэффективен, потому что на него уходит много электроэнергии, а коэффициент полезного действия составлять всего 1%. Поэтому это зарядное устройство является самым ненадежным, но и самым простым в изготовлении. 12 Для того чтобы сделать самое простое зарядное устройство, потребуются значительные усилия и технические знания. Лучше всегда иметь под рукой надежную фабричную зарядку, но при необходимости и достаточных технических умениях, можно сделать ее и своими руками.

Совет 2: Как сделать зарядное устройство

Не всякий аккумулятор можно зарядить самодельным зарядным устройством. Например, заряжать литий-ионные, литий полимерные и аналогичные им батареи таким образом опасно. А вот для никель-кадмиевых и никель-металл-гидридных аккумуляторов такие устройства вполне подходят.

Вам понадобится

  • — два аккумулятора размера AA или AAA;
  • — двойной батарейный отсек, соответствующий размеру аккумуляторов;
  • — блок питания на 5 вольт;
  • — паяльник, припой и нейтральный флюс;
  • — мультиметр;
  • — лампочка на напряжение 3,5 вольт и ток, равный одной десятый емкости аккумулятора.

Инструкция 1 Убедитесь, что перед вами — действительно аккумуляторы, а не батарейки, и что они имеют электрохимическую систему HiCd или NiMH. 2 Правильно подберите номинальный ток лампочки. Емкость аккумуляторов, выраженную в миллиампер-часах, поделите на десять, и узнаете ток лампочки в миллиамперах. Если же емкость аккумуляторов перед делением перевести в амперы, то номинальный ток лампочки тоже получится в этих единицах. 3 Положительный полюс источника питания соедините с плюсовым контактом батарейного отсека через лампочку. Отрицательный же соедините с минусовым контактом батарейного отсека напрямую. В разрыв цепи включите мультиметр, работающий в режиме миллиамперметра постоянного тока. 4 При необходимости разрядите аккумуляторы таким образом, чтобы на каждый из них приходилось по одному вольту. Лучше всего разряжать из раздельно. Для этого следует использовать нагрузку, составленную, например, из подходящих по напряжению и току лампочек. Ни в коем случае нельзя разряжать аккумуляторы коротким замыканием и вообще превышать указанный в их паспорте ток разряда. 5 Вставьте аккумуляторы в отсек, при этом, они автоматически окажутся соединенными последовательно. Включите блок питания — токоограничительная лампочка должна засветиться. Убедитесь по показаниям мультиметра, что ток заряда действительно равен одной десятой емкости. Если это не так, подберите лампочку, рассчитанную на, соответственно, меньший или больший зарядный ток. 6 Замените мультиметр на перемычку. Подержите аккумуляторы под напряжением пятнадцать часов. После этого они готовы к использованию. 7 Если окажется, что аккумуляторы потеряли емкость, то есть, даже после пятнадцатичасовой зарядки током, равным одной десятой емкости, быстро разряжаются, их следует потренировать. Для этого необходимо провести несколько чередующихся циклов полной зарядки и полной разрядки током, равным току зарядки. Всякий раз разряжать аккумуляторы следует до такой степени, чтобы на каждый из них приходилось по одному вольту. Видео по теме

Обратите внимание Ни в коем случае не замыкайте аккумуляторы накоротко и не заряжайте их повышенным током.
Никогда не заряжайте самодельными устройствами любые аккумуляторы, электрохимическая система которых содержит литий.
Не пользуйтесь открытым огнем вблизи любых заряжающихся аккумуляторов.

Совет 3: Как сделать зарядное устройство автомобильного аккумулятора

Сердце автомобиля – это двигатель. С этим, наверное, согласятся все водители. А вот для того, чтобы запустить это сердце, а затем контролировать его работу, питая всевозможные датчики и приборы, существует аккумуляторная батарея. Почему такое название? Потому что она сохраняет и накапливает электроток и состоит из нескольких аккумуляторов, собранных в батарею. Пока автомобильный аккумулятор заряжен, проблем с запуском двигателя нет.

Инструкция 1 Для работы автомобиля чаще всего используются кислотные аккумуляторные батареи, т.е. такие, в которых в качестве электролита используется раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Поэтому за техническим состоянием аккумуляторной батареи можно следить с помощью ареометра. Он позволяет определить плотность электролита. Если она высокая — аккумулятор заряжен, низкая – разряжен.
Для этой же цели можно использовать нагрузочную вилку, которая показывает напряжение всей аккумуляторной батареи или каждой отдельной «банки». По ее показаниям можно определить, заряжена аккумуляторная батарея или нет, и как стабильно держится напряжение.
Как только станет ясно, что аккумуляторная батарея требует подзарядки, возникает вопрос: «Как это сделать?» В настоящее время приобрести зарядное устройство в магазине не проблема, но если у вас случайно на полке в гараже стоит и пылится трансформатор переменного тока, понижающий напряжение с 220V до 16V, то вопрос можно решить без магазина. 2 Кроме трансформатора вам потребуется:
• обычный проволочный реостат для регулировки силы зарядного тока;
• амперметр для контроля величины зарядного тока;
• выпрямительное устройство;
• выключатель, который включается в схему первичной обмотки трансформатора;
• электрическая лампочка, включенная в схему вторичной обмотки. Как только во вторичной обмотке трансформатора появляется напряжение, она загорается. 3 Выпрямительное устройство сделайте сами, собрав из диодов выпрямительный мостик. Все устройство смонтируйте на основание из диэлектрического материала (текстолит, фанера, неплавящаяся неэлектропроводная пластмасса). На основании закрепите трансформатор. 4 Из этого же материала соберите корпус, в котором сделайте много отверстий для охлаждения трансформатора и выпрямительного устройства.
На лицевой стенке корпуса закрепите контрольную лампочку включения, тумблер включения, амперметр, реостат.
Выходные провода от выпрямительного устройства желательно оборудовать клеммами разного диаметра для того, чтобы при подключении к аккумуляторной батарее не перепутать полярность. 5 Проверив выполнение этих обязательных условий, включите вилку зарядного устройства в сеть, подключите клеммы к аккумуляторной батарее и при помощи реостата установите необходимый ток зарядки. Его величину контролируйте по показаниям амперметра. Обратите внимание В помещении, где заряжается аккумуляторная батарея, обязательно предусмотрите хорошую вентиляцию. В процессе зарядки электролит выделяет водород и при его скоплении, даже от случайной искры, может произойти взрыв.
Во время операции зарядки аккумуляторной батареи обязательно снимайте с аккумуляторов пробки сливных отверстий. В противном случае выделяемый при зарядке газ может скапливаться под крышкой аккумулятора, в результате чего возможен порыв корпуса. Источники:

  • Самоделкин.

Совет 4: Как сделать из блока питания зарядное устройство

Заряжать аккумуляторы непосредственно от блока питания нельзя. Необходимо обеспечить ограничение тока зарядки. В зависимости от типа блока питания, сделать это можно одним из двух способов.

Инструкция 1 Проверьте тип аккумулятора. Он должен быть либо никель-кадмиевым (обозначаются как NiCd или NiCad), либо никель-металл-гидридным (обозначается как NiHM). Никогда не заряжайте литий-ионные, литий-полимерные и литий-железные и другие содержащие соединения лития аккумуляторы никакими зарядными устройствами, кроме фабричных. Гальванические элементы, особенно те, в которых используется металлический литий, не заряжайте вообще. 2 Наиболее простой случай возникает тогда, когда имеющийся у вас блок питания имеет режим стабилизации тока. Такой блок имеет два регулятора: напряжения и тока. Он работает в режиме стабилизации заданного напряжения, заданного первым регулятором, до тех пор, пока потребляемый ток не превысит заданный вторым. Тогда он переключается в режим стабилизации тока, из которого выходит после того, как ток нагрузки станет ниже заданного значения. В этом случае просто задайте напряжение, на один вольт превышающее номинальное для аккумулятора, а ток — равный току зарядки. Затем подключите аккумулятор к блоку, соблюдая полярность (т.е., соединив одноименные полюса блока и аккумулятора), после чего включите блок. 3 Чаще всего, однако, встречаются блоки питания, способные стабилизировать только напряжение. Если в вашем распоряжении имеется именно такой прибор, последовательно с аккумулятором включите стабилизатор тока. Простейшим таким стабилизатором является обычная лампочка накаливания. Напряжение, на которое она рассчитана, должно быть равным разнице между выходным напряжением блока питания и напряжением на полностью разряженном аккумуляторе. То же, на который должна быть рассчитана лампочка, выберите близким к току заряда. При подключении аккумулятора таким образом также соблюдайте полярность. Обязательно измерьте ток в цепи, и если он не равен расчетному, используйте другую лампочку. 4 Сам ток заряда аккумулятора вычислите по следующей формуле:I=c/10, где I — ток заряда, А, c — емкость аккумулятора, Ач 5 Продолжительность зарядки выберите равной пятнадцати часам. Ни заряженный, ни разряженный аккумулятор ни при каких условиях не замыкайте накоротко.

Совет 5: Как сделать обогреватель 12 вольт

12-вольтовый обогреватель, будучи автономным, поможет вам не замерзнуть в случае отключения электроэнергии. Для отопления всего помещения его мощности не хватит, но по крайней мере руки согреть получится. Инструкция 1 В качестве корпуса для обогревателя используйте металлическую банку из-под кофе. Она должна иметь диаметр около 10 см и высоту порядка 20 см. Картонная банка, например, из-под чипсов, не подойдет, как и сосуд из пластмассы или любого другого материала. Просверлите в корпусе несколько десятков отверстий диаметром порядка трех миллиметров. 2 В дне банки просверлите отверстие под кронштейн, в качестве которого может использоваться П-образная деталь от металлического детского конструктора. Закрепите кронштейн, а на его противоположном конце разместите байонетный патрон для автомобильной лампы от стоп-сигнала. Он должен располагаться точно посередине, чтобы лампа не касалась стенок банки. 3 В боковой стенке просверлите отверстие увеличенного диаметра. В него вставьте втулку из изолирующего материала, через которую проденьте двухпроводной шнур сечением не менее 1 кв. мм. Подключите его к патрону. В патрон вверните 12-вольтовую лампу мощностью в 25 Вт. 4 Закройте крышку банки. В разрыв шнура включите 2-амперный предохранитель. Заранее зарядите в проветриваемом помещении обычный автомобильный аккумулятор, используя стандартное зарядное устройство. Если он долго не используется, периодически подзаряжайте его. Как только в холодный период отключат электроснабжение, подключите к аккумулятору самодельный обогреватель. Он разогреется примерно за десять минут. Не держите на нем руки слишком долго, чтобы не обжечься (вспомните, как греются о радиатор отопления: держат руку, пока она терпит нагрев, потом убирают, а через некоторое время подносят снова). Не держите включенный обогреватель рядом с легковоспламеняющимися предметами, не пользуйтесь им в атмосфере горючих газов и взвесей. 5 Напряжение аккумулятора периодически контролируйте вольтметром. Если оно упадет ниже 10 В, немедленно отключите обогреватель, иначе батарея может необратимо выйти из строя. Видео по теме

  • 12 вольтовые обогреватели

Совет 6: Как сделать зарядное устройство для авто

Аккумулятор автомобильный — электрический аккумулятор для автотранспорта. Аккумулятор обеспечивает работу ряда автомобильных систем, таких, как блок управления двигателем, инжектор, стартер, световое оборудование. Для зарядки аккумуляторов используются различные зарядные устройства. Если вы умеете работать с паяльником и разбираетесь в обозначениях принципиальных электрических схем, то сможете собрать простое зарядное устройство за один вечер. Вам понадобится

  • -трансформатор от лампового телевизора — 1;
  • -диоды КД 2010 — 4;
  • -резистор на 600 ом, 5 ватт — 1;
  • -тумблер на 15 А, 250 В — 1;
  • -cветодиод на 12-15 В — 1;
  • -предохранитель сетевой на 1 А — 1;
  • -вилка сетевая — 1.

Инструкция 1 Приобретите на радиорынке мощный трансформатор от блока питания лампового черно-белого отечественного телевизора. Если у вас завалялся такой телевизор дома, демонтируйте трансформатор из него. Разберите трансформатор, освободив обмотки от сердечника. Определите, где у трансформатора сетевая обмотка. Для этого проверьте мультиметром сопротивления всех обмоток. У сетевой обмотки будет самое большое омическое сопротивление. Снимите с трансформатора все обмотки и оставьте только cетевую. Среди проводов, которые вы удалите, будет длинный медный провод диаметром 2 миллиметра. Намотайте им вторичную обмотку трансформатора в количестве 55 витков с отводом от 10-го витка. 2 Приобретите в магазине радиотоваров мощные полупроводниковые диоды, например, КД 2010. Они потребуются для изготовления диодного моста — сетевого выпрямителя. На фотографии слева приведен рекомендуемый вид монтажа диодного моста. Если в процессе работы диоды будут чрезмерно нагреваться, установите каждый из них на отдельном небольшом радиаторе. Там же купите сетевую вилку, сетевой предохранитель на 1 ампер, резистор сопротивлением 600 ом и мощностью 5 ватт, а также светодиод любой, рассчитанный на напряжение не ниже 12 вольт. 3 Начните собирать зарядное устройство согласно приведенной на фото слева принципиальной электрической схеме. Присоедините к сетевой вилке сетевой предохранитель FU1. Припаяйте получившуюся защиту от короткого замыкания к первичной обмотке сетевого трансформатора Tr1. Дальше, в соответствии с фотографией выше, соберите на отдельной плате сетевой выпрямитель — диодный мост. Подсоедините его ко вторичной обмотке трансформатора согласно принципиальной схеме. Через тумблер скоммутируйте подключение диодного моста к выходам трансформатора 10 вольт и 15 вольт. На выход выпрямителя припаяйте цепочку, состоящую из резистора R1 и светодиода La1. Резистор ограничивает ток, проходящий через светодиод. Светодиод служит для индикации работы устройства. Если светодиод не будет гореть, поменяйте местами его выводы. 4 Изменением положения тумблера вы получите на выходе зарядного устройства разное напряжение и разный зарядный ток. Напряжение в 15 вольт, согласно схеме — для быстрой зарядки аккумуляторов (в течение 6 часов). Напряжение в 10 вольт, согласно схеме — для медленной, но более качественной зарядки аккумуляторов (в течение 10 часов). После сборки и проверки работы устройства, подыщите для собранной вами конструкции соответствующий размерам корпус. Видео по теме

Совет 7: Как выбрать автомобильное зарядное устройство

Зарядное устройство для автомобиля – это универсальная и полезная вещь для мастерской или гаража. С его помощью можно не только зарядить аккумулятор, но и завести машину. Каждое из зарядных устройств имеет собственную форму и размер. Например, небольшие и легкие ЗУ (зарядные устройства) прекрасно подойдут для неожиданных ситуаций, когда сел аккумулятор и его надо быстро зарядить до самого конца. Но есть зарядные устройства очень больших размеров, которые располагают на колесиках и применяют в техцентрах и мастерских. Инструкция 1 Разнообразие аккумуляторов велико, а вот зарядные устройства для них подходят далеко не для всех типов. Поэтому необходимо точно определить тип аккумулятора, будь то сухозаряженный или залитый, необслуживаемый или обслуживаемый, гелиевоклетчатый или свинцово-кислотный аккумулятор с клапаном контроля. 2 После этого рекомендуется посмотреть электрический объем батареи, который характеризует размер тока, отдаваемого батареей за некоторое время. В зависимости от этого критерия нужно подбирать ЗУ определенной мощности. К примеру, для пустого аккумулятора на 50 амперчасов подойдет ЗУ в 10 ампер. И за шесть часов зарядки получается полностью заряженный аккумулятор. Это же ЗУ зарядит полностью аккумулятор на 100 амперчасов за 11 часов. Для таких расчетов надо просто поделить емкость аккумулятора на мощность ЗУ и к результату прибавить 10%. Вывод прост: для быстроты зарядки рекомендуется использовать более мощные ЗУ. 3 Теперь следует выбрать удобный тип работы ЗУ: от прикуривателя, от сети или от солнечной батареи. Кроме удобства, при выборе следует учесть, что солнечные батареи можно возить с собой и не надо никуда подключать, что исключит возникновение экстренных ситуаций, но они медленнее заряжают; ЗУ от прикуривателя быстро заряжают, некоторые даже имеют регуляторы, но, при этом могут перезарядить батарею, поэтому за ними нужен строгий контроль при зарядке; а сетевые ЗУ просты в использовании и удобны в обращении, единственное, что для подключения их надо иметь электричество под рукой и розетку. 4 Из самых новых типов ЗУ для аккумулятора автомобиля можно рассмотреть зарядные устройства с чипом, позволяющим контролировать зарядку и даже тестировать аккумулятор на уровень подзарядки. Его специальный индикатор очень удобен в таких случаях. Обратите внимание Следует помнить, что автомобильное ЗУ может нанести вред батарее, если неправильно его использовать, поэтому необходимо тщательно изучать не только характеристики аккумулятора, но и инструкцию к зарядному устройству. Не рекомендуется заряжать аккумулятор в помещениях без вентиляции и рядом с предметами, боящимися кислоты. Также необходимо следить за сроком работы и годности аккумулятора, так как модели на износе выделяют вредоносные пары и протекают.

Совет 8: Как собрать автомобильное зарядное устройство

Если вы оставили фары или магнитолу включенными на ночь, аккумулятор в машине почти наверняка сядет. Чтобы зарядить севший аккумулятор дома, можно купить или собрать автомобильное зарядное устройство. Вам понадобится

  • — компьютерный блок питания;
  • — 25-вольтовые выходные конденсаторы;
  • — эмальпровод d0,5-0,6 мм;
  • — сопротивление 2 Вт;
  • — амперметр;
  • — паяльник;
  • — припой;
  • — флюс и паяльная кислота.

Инструкция 1 Возьмите компьютерный блок питания ТХ или АТХ, проверьте его на работоспособность. Снимите верхнюю половину корпуса и посмотрите, на какой он построен микросхеме. Нам подойдут схемы TL494CN (аналоги КА7500, DBL494, А494, IR3M02, mPC494C, МВ3759, М1114ЕУ и т.д.). 2 Удалите с платы все выходящие провода, оставив только 2 желтых (12 вольт) и 2 черных (это «СОМ», земля). У БП АТХ есть еще зеленый провод, соответствующий разрешению на включение PS-ON, припаяйте его к земле. Провода вентилятора и сети 220 вольт также надо отпаять. 3 Достаньте плату из корпуса и замените выходные электролитические конденсаторы 16-вольт на 25-вольтовые. Обратите внимание, не стоит уменьшать емкость конденсаторов (увеличить – можно). 4 Просмотрите дорожки первого вывода микросхемы, отсеките все лишние элементы (перерезая или выпаивая детали). Закрепите переменное сопротивление на передний борт корпуса, он будет выступать в качестве регулятора выходного напряжения (установленное напряжение от 3 до 24 вольт). Если вы планируете использовать устройство только для зарядки автомобильного аккумулятора, можете установить постоянное сопротивление с напряжением 14,4 вольта. 5 Удалите все лишние связи 2 и 3 вывода микросхемы. На четверном выводе отключите защиты, блокирующие выдачу импульсов, оставив функцию «мягкого старта», все лишнее отсеките. 6 По 15 и 16 выводу организуйте ограничение выходного тока, чтобы при любом сопротивлении нагрузки ток не превысил определенной величины и короткие замыкания были вам не страшны. Для этого изготовьте датчик тока таким образом: возьмите двухваттное сопротивление типа МЛТ, намотайте на него эмальпровод d0,5-0,6 мм, в один ряд (виток к витку), а концы припаяйте к выводам сопротивления. Вместо датчика тока можете установить обычный амперметр. 7 Переменное сопротивление замените постоянным, установив максимальный зарядный ток. Если вы планируете заряжать свинцово-кислотный аккумулятор емкостью 60 ампер-часов, зарядный ток установите 6 ампер.

Совет 9: Как выбрать зарядное устройство для батареек

При покупке и использовании аккумуляторных батарей следует приобрести к ним и зарядное устройство, которое значительно продлит срок использования батареек. При этом выбор зарядного устройства во многом зависит от индивидуальных потребностей. Инструкция 1 Покупая аккумуляторные батареи, уточните у продавцов-консультантов информацию о том, какой тип зарядного устройства совместим с вашими батарейками, или же найдите информацию об этом в интернете. 2 Определитесь со временем заряда батарей. Если каждый раз будет необходима быстрая зарядка, лучше купить специально предназначенные для этого зарядные устройства, которые способны восстановить батарейки всего за 10-20 минут. Однако срок эксплуатации таких устройств невелик – они довольно быстро изнашиваются и перестают работать. Лучше всего подобрать модель, которая зарядит полный комплект батареек всего за несколько часов. 3 Если в использовании находятся аккумуляторные батареи нескольких видов, например, «мизинчиковые» и «пальчиковые», стоит остановить свой выбор на комбинированных зарядных устройствах. 4 Для любителей путешествовать на автомобиле существует зарядное устройство, работающее от прикуривателя в машине. С помощью него очень легко подарить новую жизнь севшим аккумуляторам от фотоаппарата или плеера. 5 В случае, когда часто приходится подзаряжать не до конца севшие батарейки, лучше приобрести устройство с функцией полной разрядки аккумулятора перед его новой зарядкой. При этом процесс разрядки длится всего несколько минут, а следить за ним можно на жидкокристаллическом экране, которым снабжено такое устройство. Благодаря данной функции продлевается срок службы батареек. Такая модель зарядки подойдет владельцам энергоемких камер. 6 Цена зарядных устройств во многом зависит от скорости зарядки и дополнительных функций, например, жидко-кристаллических индикаторов, автоматического отключения и других. 7 Старайтесь покупать зарядки для аккумуляторных батареек только в специализированных магазинах, обеспечивающих продаваемый товар гарантией. Видео по теме

Обратите внимание Заряжать можно только аккумуляторные батареи. На них обычно указано 1,2А. Связанная статья Как выбрать внешний аккумулятор Power Bank для телефона Источники:

  • Как выбрать зарядное устройство для батареек
  • как подобрать зарядное устройство

Совет полезен? Распечатать Как сделать самому зарядное устройство для автомобильного аккумулятора Поиск Войти на сайт или Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

Проблемы с аккумуляторами — не такое уж редкое явление. Для восстановления работоспособности необходима дозарядка, но нормальная зарядка стоит приличных денег, а сделать ее можно из подручного «хлама». Самое главное — найти трансформатор с нужными характеристиками, а сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками — дело буквально пары часов (при наличии всех необходимых деталей).

Немного теории

Процесс заряда аккумуляторов должен проходить по определенным правилам. Причем процесс заряда зависит от вида батареи. Нарушения этих правил приводит к уменьшению емкости и срока эксплуатации. Потому параметры зарядного устройства для автомобильного аккумулятора подбираются для каждого конкретного случая. Такую возможность предоставляет сложное ЗУ с регулируемыми параметрами или купленное специально под эту батарею. Есть и более практичный вариант — сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками. Чтобы знать, какие параметры должны быть, немного теории.

Перед началом заряда надо измерить напряжение

Виды зарядных устройств для аккумуляторных батарей

Заряд аккумулятора — процесс восстановления израсходованной емкости. Для этого на клеммы аккумулятора подается напряжение, немного превышающее рабочие показатели АБ. Подаваться может:

  • Постоянный ток. Время заряда — не менее 10 часов, в течении всего этого времени подается фиксированный ток, напряжение изменяется от 13,8-14,4 В в начале процесса до 12,8 В в самом конце. При таком виде заряд накапливается постепенно, держится дольше. Недостаток этого способа — необходимо контролировать процесс, вовремя отключить зарядное устройство, так как при перезаряде электролит может закипеть, что существенно снизит его рабочий ресурс.
  • Постоянное напряжение. При заряде постоянным напряжением, ЗУ выдает все время напряжение 14,4 В, а ток изменяется от больших значений в первые часы заряда, до очень небольших — в последние. Потому перезаряда АБ не будет (разве что вы оставите его на несколько суток). Положительный момент этого способа — время заряда уменьшается (90-95% можно набрать за 7-8 часов) и заряжаемый аккумулятор можно оставить без присмотра. Но такой «экстренный» режим восстановления заряда плохо влияет на срок службы. При частом использовании постоянным напряжением АБ быстрее разряжается.

Графики изменения параметров ЗУ в разных режимах

В общем, если нет необходимости спешить, лучше использовать заряд постоянным током. Если надо за короткое время восстановить работоспособность аккумулятора — подавайте постоянное напряжение. Если говорить о том, какое лучше сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками, ответ однозначен — подающее постоянный ток. Схемы будут простые, состоящие из доступных элементов.

Как определить нужные параметры при зарядке постоянным током

Опытным путем установлено, что заряжать автомобильные свинцовые кислотные аккумуляторы (их большинство) необходимо током, который не превышает 10% от емкости батарей. Если емкость заряжаемой АБ 55 А/ч, максимальный ток заряда будет 5,5 А; при емкости 70 А/ч — 7 А и т.д. При этом можно ставить чуть меньший ток. Заряд будет идти, но медленнее. Он будет накапливаться даже если ток заряда будет 0,1 А. Просто для восстановления емкости потребуется очень много времени.

Так как в расчетах принимают, что ток заряда составляет 10%, получаем минимальное время заряда — 10 часов. Но это — при полном разряде аккумулятора, а его допускать нельзя. Потому фактическое время заряда зависит от «глубины» разряда. Определить глубину разряда можно, замерив вольтаж на АБ до начала заряда:

  • Полностью заряженная батарея (100%) имеет напряжение 12,7-12,8 В.
  • Половинный разряд (около 50%) с напряжением 12 В. Вот при таком разряде или чуть ниже надо ставить АБ на зарядку.
  • Почти полный или полный разряд (10-0%) — 11,8-11,7 В. До таких значений лучше не опускаться — частый полный разряд сокращает срок службы.

    Конкретный вольтаж будет у каждого производителя свой, но можно примерно ориентироваться по этим данным (аккумуляторы Bosch)

Чтобы рассчитать примерное время заряда АБ, надо узнать разницу между максимальным зарядом батареи (12,8 В) и текущим ее вольтажом. Умножив цифру на 10 получим время в часах. Например, напряжение на аккумуляторе перед зарядом 11,9 В. Находим разницу: 12,8 В — 11,9 В = 0,8 В. Умножив эту цифру на 10, получаем что время заряда будет около 8 часов. Это при условии, что подавать будем ток, который составляет 10% от емкости батареи.

Схемы зарядного устройства для авто АБ

Для заряда аккумуляторов обычно используется бытовая сеть 220 В, которая преобразуется в пониженное напряжение при помощи преобразователя.

Простые схемы

Наиболее простой и эффективный способ — использование понижающего трансформатора. Именно он понижает 220 В до требуемых 13-15 В. Такие трансформаторы можно найти в старых ламповых телевизорах (ТС-180-2), компьютерных блоках питания, найти на «развалах» блошиного рынка.

Но на выходе трансформатора получается переменное напряжение, которое необходимо выпрямить. Делают это при помощи:

  • Одного выпрямляющего диода, который устанавливают после трансформатора. На выходе такого ЗУ ток получается пульсирующим, причем биения сильные — срезана только одна полуволна.

    Самая простая схема

  • Диодного моста, который отрицательную волну «заворачивает» наверх. Ток тоже пульсирующий, но биения меньше. Именно эта схема чаще всего реализуется самостоятельно, хотя не является лучшим вариантом. Можно собрать диодный мост самостоятельно на любых выпрямляющих диодах, можно купить готовую сборку .

    Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками: схема с диодным мостом

  • Диодного моста и сглаживающего конденсатора (4000-5000 мкФ, 25 В). На выходе этой схемы получаем постоянный ток.

    Схема со сглаживающим конденсатором

В приведенных схемах присутствуют также предохранители (1 А) и измерительные приборы. Они дают возможность контролировать процесс заряда. Их из схемы можно исключить, но придется периодически использовать для контроля мультиметр. С контролем напряжения это еще терпимо (просто приставлять к клеммам щупы), то контролировать ток сложно — в этом режиме измерительный прибор включают в разрыв цепи. То есть, придется каждый раз выключать питание, ставить мультиметр в режиме измерения тока, включать питание. разбирать измерительную цепь в обратном порядке. Потому, использование хотя-бы амперметра на 10 А — очень желательно.

Недостатки этих схем очевидны — нет возможности регулировать параметры заряда. То есть, при выборе элементной базы выбирайте параметры так, чтобы на выходе сила тока была те самые 10% от емкости вашего аккумулятора (или чуть меньше). Напряжение вы знаете — желательно в пределах 13,2-14,4 В. Что делать, если ток получается больше желаемого? Добавить в схему резистор. Его ставят на плюсовом выходе диодного моста перед амперметром. Сопротивление подбираете «по месту», ориентируясь на ток, мощность резистора — побольше, так как на них будет рассеиваться лишний заряд (10-20 ВТ или около того).

И еще один момент: зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками, сделанное по этим схемам, скорее всего, будет сильно греться. Потому желательно добавить куллер. Его можно вставить в схему после диодного моста.

Схемы с возможностью регулировки

Как уже говорили, недостаток всех этих схем — в невозможности регулировки тока. Единственная возможность — менять сопротивления. Кстати, можно поставить тут переменный подстроечный резистор. Это будет самый простой выход. Но более надежно реализована ручная регулировка тока в схеме с двумя транзисторами и подстроечным резистором.

Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора с возможностью ручной регулировки тока заряда

Ток заряда изменяется переменным резистором. Он стоит уже после составного транзистора VT1-VT2, так что ток через него протекает небольшой. Потому мощность может быть порядка 0,5-1 Вт. Его номинал зависит от выбранных транзисторов, подбирается опытным путем (1-4,7 кОм).

Трансформатор мощностью 250-500 Вт, вторичная обмотка 15-17 В. Диодный мост собирается на диодах с рабочим током 5А и выше.

Транзистор VT1 — П210, VT2 выбирается из нескольких вариантов: германиевые П13 — П17; кремниевые КТ814, КТ 816. Для отвода тепла устанавливать на металлической пластине или радиаторе (не менее 300 см2).

Предохранители: на входе ПР1 — на 1 А, на выходе ПР2 — на 5 А. Также в схеме есть сигнальные лампы — наличия напряжения 220 В (HI1) и тока заряда (HI2). Тут можно ставить любые лампы на 24 В (в том числе и светодиоды).

Видео по теме

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками — популярная тема для автолюбителей. Откуда только не извлекают трансформаторы — из блоков питания, микроволновок.. даже мотают сами. Схемы реализуются не самые сложные. Так что даже без навыков в электротехнике можно справиться самостоятельно.

Делаем самостоятельно зарядные устройства для автомобильного аккумулятора

Устройство и эксплуатация автомобиля 10 сентября 2017 48440 1

Сейчас нет смысла собирать самостоятельно зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов: в магазинах огромный выбор готовых устройств, цены на них приемлемы. Однако не будем забывать о том, что приятно что-то сделать полезное своими руками, тем более что простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора вполне можно собрать из подручных деталей, и цена его будет копеечной.

Единственное, о чем сразу стоит предупредить: схемы без точной регулировки тока и напряжения на выходе, которые не имеют отсечки тока по окончании заряда, пригодны для зарядки только свинцово-кислотных аккумуляторов. Для AGM и гелевых аккумуляторов использование подобных зарядок приводит к повреждению аккумуляторной батареи!

Как сделать простейшее трансформаторное устройство

Схема этого зарядного устройства из трансформатора примитивна, но работоспособна и собирается из доступных деталей – таким же образом сконструированы и заводские зарядные устройства простейшего типа.

По своей сути – это двухполупериодный выпрямитель, отсюда и требования к трансформатору: так как на выходе таких выпрямителей напряжение равно номинальному напряжению переменного тока, помноженному на корень из двух, то при 10В на обмотке трансформатора мы получим 14,1 В на выходе зарядного устройства. Диодный мост берётся любой с прямым током более 5 ампер или собрать его из четырех отдельных диодов, с теми же требованиями к току подбирается и измерительный амперметр. Главное – разместить его на радиаторе, который в простейшем случае представляет собой алюминиевую пластину не менее 25 см2 площадью.

Примитивность такого устройства – не только минус: за счет того, что у него нет ни регулировки, ни автоматического отключения, оно может использоваться для «реанимации» сульфатированных аккумуляторов. Но не нужно забывать и об отсутствии защиты от переполюсовки в этой схеме.

Читайте также: Характеристики автомобильных аккумуляторов

Главная проблема – где найти трансформатор подходящей мощности (не менее 60 Вт) и с заданным напряжением. Можно использовать, если подвернется советский накальный трансформатор. Однако его выходные обмотки имеют напряжение 6,3В, поэтому придется соединять две последовательно, одну из них отмотав так, чтобы в сумме на выходе получить 10В. Подойдет недорогой трансформатор ТП207-3, у которого вторичные обмотки соединяются следующим образом:

Отматываем при этом обмотку между клеммами 7-8.

Простое зарядное устройство с электронной регулировкой

Однако можно обойтись и без отмотки, дополнив схему электронным стабилизатором напряжения на выходе. К тому же такая схема будет удобнее в гаражном применении, так как позволит скорректировать ток заряда при просадках напряжения питания, ее используют и для автомобильных аккумуляторов небольшой емкости при необходимости.

Роль регулятора здесь выполняет составной транзистор КТ837-КТ814, переменный резистор регулирует ток на выходе устройства. При сборке зарядки стабилитрон 1N754A можно заменить советским Д814А.

Схема регулируемого зарядного устройства проста для повторения, и легко собирается навесным монтажом без необходимости в травлении печатной платы. Однако учтите, что полевые транзисторы размещаются на радиаторе, нагрев которого будет ощутим. Удобнее воспользоваться старым компьютерным кулером, подключив его вентилятор к выходам зарядного устройства. Резистор R1 должен иметь мощность не менее 5 Вт, его проще намотать из нихрома или фехраля самостоятельно или соединить параллельно 10 одноваттных резисторов по 10 ом. Его можно и не ставить, но нельзя забывать, что он защищает транзисторы в случае замыкания выводов.

При выборе трансформатора ориентируйтесь на выходное напряжение 12,6-16В, берите либо накальный трансформатор, соединив последовательно две обмотки, либо подбирайте готовую модель с нужным напряжением.

Видео: Самое простое зарядное устройство для АКБ

Переделка зарядного устройства от ноутбука

Однако можно обойтись и без поисков трансформатора, если под руками есть ненужное зарядное устройство от ноутбука – при простой переделке мы получим компактный и легкий импульсный блок питания, способный заряжать автомобильные аккумуляторы. Поскольку нам потребуется получить напряжение на выходе 14,1-14,3 В, ни один готовый блок питания не подойдет, однако переделка проста.
Посмотрим на участок типовой схемы, по которой собраны устройства такого рода:

В них поддержание стабилизированного напряжения осуществляет цепь из микросхемы TL431, управляющей оптопарой (на схеме не показана): как только напряжение на выходе превышает значение, которое задают резисторы R13 и R12, микросхема зажигает светодиод оптопары, сообщает ШИМ-контроллеру преобразователя сигнал на снижение скважности подаваемых на трансформатор импульсов. Сложно? На самом деле все просто смастерить своими руками.

Вскрыв зарядное устройство, находим недалеко от выходного разъема TL431 и два резистора, связанные с ножкой Ref. Удобнее настраивать верхнее плечо делителя (на схеме – резистор R13): уменьшая сопротивление, мы уменьшаем и напряжение на выходе зарядного устройства, увеличивая – поднимаем его. Если у нас ЗУ на 12 В, нам понадобится резистор с большим сопротивлением, если зарядное на 19 В – то с меньшим.

Видео: Зарядка для аккумуляторов авто. Защита от короткого замыкания и переполюсовки. Своими руками

Выпаиваем резистор и вместо него устанавливаем подстроечный, заранее настроенный по мультиметру на то же сопротивление. Затем, подключив к выходу зарядного устройства нагрузку (лампочку из фары), включаем в сеть и плавно вращаем движок подстроечника, одновременно контролируя напряжение. Как только мы получим напряжение в пределах 14,1-14,3 В, отключаем ЗУ из сети, фиксируем движок подстроечного резистора лаком (хотя бы для ногтей) и собираем корпус обратно. Это займет не больше времени, чем Вы потратили на чтение этой статьи.

Есть и более сложные схемы стабилизации, причем их уже можно встретить и в китайских блоках. Например, здесь оптопарой управляет микросхема TEA1761:

Однако принцип настройки тот же: меняется сопротивление резистора, впаянного между плюсовым выходом блока питания и 6 ножкой микросхемы. На приведенной схеме для этого использованы два запараллеленных резистора (таким образом получено сопротивление, выходящее из стандартного ряда). Нам нужно так же впаять вместо них подстроечник и настроить выход на нужное напряжение. Вот пример одной из таких плат:

Путем прозвонки можно понять, что нас интересует на этой плате одиночный резистор R32 (обведен красным) – его нам и надо выпаивать.

В Интернете часто встречаются похожие рекомендации, как сделать самодельное зарядное устройство из компьютерного блока питания. Но учитывайте, что все они по сути – перепечатки старых статей начала двухтысячных, и подобные рекомендации к более-менее современным блокам питания неприменимы. В них уже нельзя просто поднять напряжение 12 В до нужной величины, так как контролируются и другие напряжения на выходе, а они неизбежно «уплывут» при такой настройке, и сработает защита блока питания. Можно использовать зарядные устройства ноутбуков, выдающие единственное напряжение на выходе, они гораздо удобнее для переделки.

Добавить комментарий

Закрыть меню